Сегодня для отделки полов коттеджей все чаще используется дерево. И это неудивительно, ведь древесина – теплый, необычайно красивый и безупречный с экологической точки зрения материал. Современный рынок предлагает множество вариантов, способных удовлетворить всевозможные запросы – штучный и художественный паркет, паркетную и массивную доску и т. д.
Ну что же, давайте подробнее остановимся на различных видах деревянных напольных покрытий, рассмотрим их достоинства и недостатки, а также особенности использования. Надеемся, что это поможет вам сориентироваться на рынке материалов для пола и в итоге сделать правильный выбор.
Паркет – и этим все сказано
Пожалуй, наиболее привычным нашему потребителю деревянным напольным покрытием является паркет. Ведь в России паркет используют с XVIII века (моду на этот «европейский» материал ввел, как нетрудно догадаться, Петр I). Построенные в то время Большой дворец в Петергофе, Китайский в Ораниенбауме, Екатерининский в Царском Селе и другие шедевры барокко навсегда останутся лучшими образцами для подражания, и в частности в паркетном мастерстве. К сожалению, в середине и второй половине XX века культура паркета в России была на время утрачена. С материалом стали обращаться крайне непочтительно, укладывали его в основном в казенных учреждениях и типовых квартирах. Притом укладывали с нарушением всех возможных норм и правил. Сегодня к людям вернулось понимание того, что паркет – это превосходный материал, требующий профессиональной укладки, бережного обращения и тщательного ухода. При соблюдении этих условий можно с уверенностью сказать, что уложенный в доме паркет послужит еще вашим внукам и правнукам.
Паркет бывает двух видов – штучный (наиболее простой вариант) и наборный, или, как его еще называют, художественный. Штучный паркет представляет собой отдельные однородные планки из ценных пород древесины длиной 150–600 мм, шириной 30–100 мм и толщиной около 16 мм. Такие планки соединяются между собой по принципу «паз–гребень». Особые требования предъявляются к внешней стороне пластины – на ней не допускаются царапины, трещины, сучки. Точность изготовления гребней и пластин определяет качество поверхности паркетной кладки. Покрытие из штучного паркета может прослужить сотни лет. Его укладывают простой «елочкой», «палубой» или создают из элементов сложные узоры. Качество напольного покрытия зависит от оборудования производителя, распила сырья, мастерства укладчиков.
Наборный (художественный паркет) – это своего рода мозаика, фрагменты которой изготавливают из разных пород древесины, различающихся по цвету, тону, форме и текстуре. С помощью отдельных элементов, подогнанных друг к другу с высокой точностью, удается воспроизводить сложные картины, узоры и орнаменты. Существует два основных элемента художественного паркета, вокруг которых складываются в причудливые рисунки и узоры многочисленные мозаичные детали, – розетка и бордюр. Розетками (медальонами) называют готовые к укладке декоративные элементы круглой, овальной, квадратной или многоугольной формы. Они могут быть украшены геометрическим или растительным орнаментом, изображением животного, мифологического сюжета, фамильного герба или, к примеру, портретом владельца коттеджа. Розетки всегда удачно вписываются в интерьер классических, богато отделанных помещений. Они могут располагаться в центре комнаты либо выноситься в любую ее часть, становясь доминантой той или иной функциональной зоны. При этом розетку часто «привязывают» к какой-либо значимой детали интерьера, скажем, к рисунку потолочного плафона, лепному декору и т. д.
Второй элемент художественного паркета – декоративный бордюр. Традиционно бордюры располагают по периметру помещения, выделяя тем самым его «ковровую» часть, или же вдоль фасада мебели. Кроме того, с помощью бордюра могут очерчиваться функциональные зоны жилого пространства или фрагменты пола различной укладки.
Существуют две основные техники создания художественного паркета – маркетри и интарсия. Первая предполагает формирование рисунка из отдельных мозаичных элементов, которые приклеивают к базовому полу. При использовании второго метода художественные элементы вкрапляются (вставляются) в уже готовый пол, но не на всю глубину массива, а примерно на 7 мм. Выбор той или иной методики зависит от предпочтений мастеров фирмы и пожеланий заказчика. Впрочем, некоторые ограничения все же есть. Так, например, при изготовлении очень сложных рисунков, состоящих из огромного количества элементов, мастера стараются применять технику маркетри. Что касается самих наборных элементов, то их выпиливают циркульной пилой (прямолинейные детали), электрическим лобзиком или лазером (криволинейные фрагменты художественного паркета). Лазерная технология считается наиболее прогрессивной. Некоторые фирмы изготавливают криволинейные элементы художественного паркета на современных станках с числовым программным управлением. Благодаря этому им удается получать идеально подогнанные детали.