История художественного, или наборного, паркета уходит корнями в далекое прошлое. Еще три тысячи лет назад люди настилали полы из различных пород дерева, но в России деревянные полы стали деталью интерьера довольно поздно.
Путь длиной в три тысячи лет
В XV веке полы делали из толстых строганых досок, используя мягкие породы дерева - ель, сосну, пихту. В XVI веке начали делать всем хорошо известные полы "в елочку", которые называли косящатыми. В XVII веке "деревянные кирпичи" укладывали на известковую основу, а швы заливали известью, смешанной со смолой. По периметру иногда выкладывали дубовый бордюр.
В самом начале XVIII века, когда Петр I "прорубил" окно в Европу, началось интенсивное строительство и украшение новой столицы - Санкт-Петербурга. Царские резиденции и дворцы знати возводились в соответствии с господствовавшим тогда в Европе барокко. Выписанные Петром из-за границы архитекторы трудились над созданием ансамблей, которые стали потом известны всему миру. В проектировании принимал участие и сам Петр, своей рукой рисуя орнаменты для художественного паркета, который должен был украшать залы дворцов. Именно с этих событий и начинается официальная история художественного паркета в России. Русские архитекторы и мастера XVIII-XIX веков превзошли своих европейских учителей. Культура рисунка и производства, разнообразие видов и их высокая художественность - вот что такое русский наборный паркет.
Почти два столетия развивалось и совершенствовалось это ремесло, пока не грянула Первая мировая война, а за ней и революция: Казалось, что искусство создания деревянных узоров кануло в Лету. Но после Великой Отечественной войны началось возрождение знаменитых архитектурных ансамблей Петербурга и его пригородов. И оказалось, что нет, не перевелись еще на Руси мастера: дворцовые наборные паркеты, созданные по рисункам Леблона, Растрелли, Росси, Ринальди и других архитекторов, были восстановлены. Но за стены реставрационных мастерских и музеев это ремесло так и не вышло, и только в последние десять-пятнадцать лет в России снова начало возрождаться удивительное искусство создания художественного паркета.
Доверьтесь специалистам
Наборный паркет - это рисунок, выполненный из разных пород цветной древесины. Он может покрывать все пространство пола или представлять собой отдельные вставки. Узор копируется со старых образцов и повторяет шедевры, выполненные мастерами прошлых веков в красивейших дворцах Европы, или являет эксклюзивную работу, воплощающую фантазию автора или желание заказчика. Существуют также каталоги, в которых предлагается набор стандартных рисунков. Намереваясь украсить свой дом наборным паркетом, вы можете выбрать один из них или на его основе создать с помощью специалиста свой вариант.
Архитектор или дизайнер, создавая паркетный проект, в первую очередь учитывает общий стиль интерьера. Наборный паркет очень часто становится доминантой интерьера, а не просто дополнительным украшением, поэтому отделка стен, мебель, светильники, ткани и остальные аксессуары должны быть четко выдержаны в едином стиле и гармонировать с рисунком пола. Согласитесь, что в современном интерьере стиля хай-тек барочный рисунок паркета будет выглядеть несколько странно. Старый, проверенный временем прием повторения узоров лепнины потолка на полу помогает создать единый ансамбль.
Создание художественного паркета - процесс длительный и сложный, требующий времени и кропотливого труда разных специалистов. Первый слово (создание эскиза) за дизайнером или архитектором. После утверждения эскиза делается проработка всех деталей. Эскиз может быть выполнен в черно-белом или цветном варианте. Во втором случае специалист проводит подбор пород дерева под цвет эскиза. Эта работа требует специальной подготовки. Рисунок паркета может состоять из нескольких десятков пород дерева, имеющих природную окраску в очень широком спектре. Все эти породы делятся на две большие категории - европейские и экзотические. Разная древесина имеет разные технические характеристики, поэтому не все породы можно расположить в непосредственном соседстве - существует такое понятие, как технологическая сочетаемость видов древесины. Прежде всего это касается смешения европейских пород с экзотическими. Здесь на помощь технологам приходит тонировка.