Еще в позапрошлом веке классик спросил: "Какой же русский не любит быстрой езды?" Почти за два столетия наш менталитет не изменился. Скорость в России по-прежнему в почете. Однако в зимнее время скоростное и обычное передвижение из точки А в точку Б существенно затруднено - не только из-за гололеда, но и из-за заснеженности подавляющей части просторов нашей необъятной Родины. Для тех, кому невмоготу почти полгода передвигаться "черепашьим шагом", в роли волшебного "ковра-самолета" выступили снегоходы.
Первые сноумобили начали покорять просторы России, точнее, тогда еще СССР, достаточно давно, и были они, разумеется, отечественного производства. Советские "Бураны" предназначались не для развлечений, а для работы - в основном в условиях Крайнего Севера. При этом качество их было таково, что многие предпочитали купить сразу две машины: одну использовать по назначению, а вторую - как "склад" запчастей.
Конечно, за прошедшие десятилетия качество отечественных сноумобилей заметно возросло, а к первопроходцу-"Бурану" добавились "Икар", "Тайга" и "Рысь". Однако, как и российские автомобили, снегоходы российского производства до иномарок явно не дотягивают. Единственное их преимущество - значительно более низкая цена: от $1000 до 4000. Впрочем, используют их, как правило, лишь в качестве "рабочих лошадок", поскольку для активного отдыха подходят лишь немногие отечественные модели. Зато снегоходы-иномарки достаточно четко делятся на три группы: утилитарные (рабочие), спортивные (гоночные) и туристические.
К утилитарному классу относятся машины, отличающиеся хорошей проходимостью, которую им обеспечивает широкая и длинная гусеница, и возможностью буксировки тяжелого груза или подъема на крутые склоны на пониженной передаче. Их корпус и подвески изготавливаются из особо прочных материалов, поскольку основное качество рабочего сноумобиля - надежность. Задняя подвеска этих машин рассчитывается таким образом, чтобы при большой загрузке сохранялись все динамические характеристики и лыжи четко удерживались на поверхности трассы. Как правило, это двухместные машины с вместительными багажниками и прицепными устройствами для саней, дополнительный комфорт в них обеспечивается наличием электростартера и реверса (заднего хода). Впрочем, современные утилитарные снегоходы позволяют получать полноценное удовольствие и на отдыхе.
В качестве примера утилитарного снегохода можно привести новинку 2004 года - модель "Arctic Cat Bearcat 570". Это легкий надежный (за счет двухтактного двигателя мощностью 70 лошадиных сил с воздушным охлаждением) двухместный снегоход, предназначенный для поездок по труднопроходимым местам, отличная машина для охотников. "Bearcat 570" оснащен высоким ветровым стеклом, обогреваемыми ручками, а также фаркопом. Предусмотрена возможность увеличения грузовой секции за счет съемного заднего сиденья, а также регулировка расстояния между широкими пластиковыми лыжами. Задняя подвеска машины представляет собой эксклюзивную систему "FasTrack ARTICULATED LTS", обеспечивающую повышенную проходимость снегохода по глубокому снегу и смягчающую удары на неровностях трассы. Удлиненный трак позволяет без проблем ездить по рыхлому снегу без потери маневренности.
Спортивные снегоходы обычно не имеют "утяжеляющих" атрибутов: привода заднего хода, электростартера. Здесь идет борьба за каждый килограмм веса, поскольку основным назначением таких машин является скоростная езда по специально подготовленным трассам. Двигатели на них очень мощные, а конструкция максимально облегченной подвески обычно включает спортивные пневмоамортизаторы высокого давления. Сноумобили спортивного типа идеальны для высокой скорости и экстремальной езды, но для передвижения по глубокому снегу или пересеченной местности они, как правило, не подходят, так как проходимость таких машин зачастую хуже, чем у рабочих и туристических.
Однако, как известно, нет правил без исключения. В очередной раз это подтверждают снегоходы cерии "Polaris PRO X2" (модификации "600", "700" и "800"), являющейся логическим продолжением хорошо зарекомендовавшей себя серии "PRO X". В новом 2004 модельном году снегоходы этой серии претерпели значительные изменения. В частности, модернизированы знаменитые двигатели "Polaris Liberty", применено новое цветовое решение и электрическое управление реверсом "PERC" на всех модификациях. Особого упоминания заслуживает серия "800 PRO XR", в основу которой положена гоночная конструкция, включающая в себя более прочное и легкое шасси, систему амортизации, а также новое гоночное сиденье. Кроме того, предстоящей зимой на борьбу со снежной стихией брошены еще более "продвинутые" машины - серии "Polaris SwitchBack" (модели "600", "700" и "800"), предназначенные для глубокого равнинного снега. Для его покорения применяется длинная гусеница, усовершенствованная вариаторная трансмиссия, мощный мотор с доработанной технологией исключения детонации "DET", обеспечивающей защиту двигателя от повреждения при использовании топлива плохого качества (модели "700" и "800"), а также электрический реверс "PERC". Эта новинка от "Polaris" маневренна на извилистой трассе и отличается хорошим сцеплением на "мягком" снегу, чему в немалой степени способствует подвеска снегохода, которая имеет регулируемую колею лыж, а также газовые амортизаторы типа "Ryde FX" с лыжами "Sidehiller 2". Задние амортизаторы имеют регулируемую гидравлику, которая обеспечивает легкую настройку без применения инструментов. На борьбу с вибрацией, ударами и заносами мобилизована уникальная конструкция "Dual Purpose Rail" (DPR), которая одновременно обеспечивает и маневренность. Все это в полной мере относится как к версиям "700", "800", так и к абсолютной новинке будущего модельного года - "SwitchBack 600". Особенностью модели "Polaris SwitchBack" является сочетание мощности спортивного варианта с комфортом снегохода класса "туринг".