Когда бродишь с рюкзаком по дремучим лесам Ленинградской области, проблем особых нет: потребовалось – устроил привал на первой понравившейся полянке. Путешествуешь на велосипеде – тоже все просто: если возникли какие-то сложности, то притормозил, съехал на обочину. А когда мощный поток несет хлипкое суденышко прямиком на огромный валун, покатая спина которого угрожающе торчит из воды, тогда что делать?!
Но вот оно, спасение! В самый последний момент опытный напарник, вместо того чтобы вспенивать воду, притормаживает, ставит весло поперек течения – и надувная посудина проходит бок о бок с чудовищным камнем. Уф-ф-ф-ф, можно вздохнуть с облегчением, тем более что прямо по курсу спокойное озеро. Мы в красивейшем уголке Ленобласти, на реке Вуоксе, славящейся на всю Россию рукотворным Лосевским порогом, отметившим недавно полуторавековой юбилей…
Взорвали – и порог образовали
Те, кто хотя бы однажды проезжал по Приозерскому шоссе, конечно же, прекрасно помнят мост на 80-м километре трассы, перед деревней Лосево, а под ним – бурную речку с каменистыми берегами. Это и есть тот самый Лосевский порог. Сейчас странно даже представить, что когда-то его здесь не было. И Вуокса была спокойной, почти как Нева. Представьте: по реке, что сейчас проходима разве что для байдарок да плотов, пароходы и баржи хотели пускать. Большегрузные! С паровыми машинами! Было это отнюдь не при советской власти, когда все реки мечтали повернуть вспять и плотинами перегородить, а при государях-императорах.
До XIX века озеро Суванто (нижнее, на котором нынче резвятся на разборных парусных судах), не имело стока в Ладогу, потому крестьяне деревни Кивиниеми, входящей в состав Выборгской губернии Финляндии (ныне – деревня Лосево Приозерского района), страдали от паводков. Долго думали, что делать, наконец на свой страх и риск в 1818 году прокопали канаву для стока паводковых вод. Поскольку действовали по наитию, с божьей помощью, но без помощи инженеров и геологов, вода мощным потоком из нижнего озера устремилась в Ладогу. Паводки перестали беспокоить, но уровень воды в озере понизился на целых семь метров, в результате чего связь озера с Вуоксой прервалась.
Тем, кто не имеет опыта сплава, самостоятельно преодолевать пороги не рекомендуется – только с профессиональным инструктором. При желании можно отправиться в недельное путешествие с туристическим клубом по Вуоксе, каньонам и порогам Пистайоки или порогам Муезерья. Стоит это удовольствие от семи до девяти тысяч рублей.
В 20-х годах позапрошлого века власти решили поправить положение: с помощью взрывов восстановить связь Вуоксы с озером и углубить русло реки так, чтобы по ней можно было пустить суда. Ровно 150 лет назад, летом 1857 года, заложили побольше динамита и рванули. На этот раз обошлись без быстрых на решения крестьян; специалисты вроде бы все рассчитали – и мощность, и направленность взрыва. Но природа лишний раз показала, что шутить с ней нельзя. После взрыва вместо глубокого русла получились пороги, река взбесилась (куда там пароходы запускать – на плоскодонке не переправишься!), а породы оказались такими прочными, что попытки исправить дело с помощью дополнительных взрывов результата не принесли. Напротив, пороги стали еще круче. Думали, река сама пробьет русло, сама камень сточит, да не тут-то было. В конце концов затею с пароходами положили под сукно чиновничьего стола, на Вуоксу махнули рукой – пусть течет как хочет. Может, оно и к лучшему? Ну была бы судоходная река с выходом в Ладогу, был бы портовый поселок – так сколько таких поселков по Ленобласти разбросано? Зато появился Лосевский порог – отличное место для экстремального (и не только) отдыха.
Лишь бы не получился оверкиль…
Об имениннике-юбиляре мы поведали во всех подробностях, как он того и заслуживает. «Обживать» это удивительное место любители активного отдыха на воде начали в конце 60-х годов. Приезжали из Ленинграда на выходные, разбивали по берегам палатки или снимали углы у местных жителей и на байдарках штурмовали порог. А в 1968 году на Лосевском пороге прошли первые соревнования по технике водного туризма: отнюдь не склонные к суеверию байдарочники поставили на реке 13 ворот, через которые надо было пройти.