с наложением листа стеклоткани или стекломата
Для чего человеку собственный катер? Ответить на этот вопрос совсем не просто. Среди существующего многообразия моделей каждый потенциальный покупатель выбирает ту, которая в наибольшей степени отвечает его запросам. Кому-то «моторный друг» нужен для рыбалки, кому-то – для активного отдыха с семьей, а кто-то, может быть, просто хочет щегольнуть перед друзьями. Одно очевидно: катера покупают люди активные, целеустремленные, уверенные в завтрашнем дне.
Основой всякого катера является корпус, который обеспечивает плавучесть и служит для размещения силовой установки, навигационного и специального оборудования. Снаружи к корпусу крепится обшивка. В наиболее ответственных местах (у киля, ватерлинии и у верхней палубы) наружная обшивка делается потолще. Внутри корпус делится на отсеки водонепроницаемыми и водопроницаемыми продольными и поперечными переборками. Водонепроницаемые переборки обычно не имеют дверей, вход в отсек в этом случае с палубы, через входные люки.
Управляют катером с помощью рулевого устройства, которое состоит из руля и рулевого привода. Как правило, на катерах устанавливают балансирные рули, у которых ось вращения делит перо руля на две неравные части. Передняя часть пера руля до оси вращения называется балансирной частью и предназначена для уменьшения усилия при перекладке руля.
Все катера снабжаются якорным устройством, состоящим из якоря и якорной цепи (троса). Большие катера имеют механизмы для подъема якоря (шпили или лебедки).
Сейчас в основном делают катера глиссирующего типа: они не погружаются полностью в воду, а идут по волне на острие корпуса – так называемом редане, или, проще говоря, специальном уступе на днище. Катера-глиссеры отличаются высокими скоростными качествами и изготавливаются как в рыбацком, так и в прогулочном вариантах. Последние предназначены для спокойного хода, они менее маневренны, но это в данном случае не имеет особого значения.
Существуют также катера на подводных крыльях, корпуса их находятся над водой – как будто летят по воздуху. «Крылатые» катера более быстроходны и экономичны, чем глиссеры. Это обусловлено тем, что при движении на крыльях корпус не испытывает ударов волн. А при плавании на малых скоростях уменьшается качка.
Следует учитывать, что «крылатые» катера ввиду большей осадки не всегда могут подойти для стоянки к неизвестному и недооборудованному берегу или зайти в мелководный залив из опасения повредить крылья на малой глубине, но на полном ходу они имеют малую осадку и способны передвигаться на мелководье.
Специалисты советуют обращать внимание на объем топливного бака: с большим вы будете чувствовать себя намного спокойнее. Бак емкостью 230 литров считается хорошей характеристикой для катера – с таким баком можно рассчитывать на 12–14 часов плаванья.
Имеет значение и из какого материала изготовлен корпус. В наши дни катера изготавливают преимущественно из стеклопластика, хотя встречаются и алюминиевые. Бытует мнение, что корпус из алюминия надежнее: его в случае повреждения можно заварить и смело пользоваться дальше. Однако современный пластик ремонтировать так же легко, как металл. К тому же для катеров существуют экспресс-комплекты, которые можно использовать для ремонта корпуса в условиях порта. Незначительные трещины иногда заделывают изнутри смолой, с наложением листа стеклоткани или стекломата, причем прочность конструкции от этого не уменьшается, а только усиливается благодаря дополнительному слою стеклопластика.
Каждому по потребностям
Классифицировать катера довольно сложно. Но мы все-таки постараемся это сделать. Итак, в зависимости от назначения современные катера можно подразделить на рыболовные, спортивные (или спортивно-прогулочные) и круизеры.
Рыболовные катера составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него судов класс – от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных моторных яхт. Существуют специальные катера для ловли большеротого окуня, а также, например, суда для охоты на крупных морских рыб – тунца, марлина, парусника, акул и т. п. Последние зачастую предлагают комфорт на уровне классических фешенебельных парусных яхт.