Музыка в привычном для нас виде сформировалась примерно в 17 веке. Тогда была придумана нотная азбука, тогда же появились музыкальные инструменты, используемые по сей день. Записывать музыку так, как она звучит в оригинале, вообще научился только Эдисон в конце позапрошлого века. Так что мы можем лишь представлять, как звучала музыка в исполнении Паганини или Верди. Но они хотя бы оставили нам ноты, и когда по этим нотам играют хорошие музыканты, мы ощущаем, что эта музыка прекрасна. О музыке, существовавшей ранее, мы можем лишь догадываться, мы не имеем возможности даже представить, как она звучала. Однако до нас доходят легенды и предания о знаменитых певцах и музыкантах прошлого. Мы верим этим легендам, не удосуживаясь их проверить.
Первым делом, мы почему-то считаем, что звук такого духового инструмента, как гобой, был необыкновенно чарующим. Возможно, это потому, что на гобоях играли во время балов, на них исполняли песни о любви. Романтика и всё такое. А будто бал для всех был романтикой! Разве каждый из нас не знает, что на любой дискотеке, на любом выпускном вечере найдётся девушка, которую никто не пригласит, и парень, которого все отошьют? На балах в старину тоже торчали, подпирая стены, никем не принятые дамы и кавалеры в дешёвых кружевах, припудренные мукой. На вечеринках сейчас играет либо заезженный, хрипящий магнитофон, либо неумелый гитарист, кое-как разучивший три аккорда. На дискотеках - раздолбанные колонки и обкуренный диск-жокей, в клубах играют третьеразрядные группы, участников которых называют попросту лабухами. Лабухов было полно и в средние века, знаете...
Я думаю, слушать гобой на каком-нибудь средней руки балу было не намного приятнее, чем присутствовать на похоронах, на которых играет оркестр подвыпивших евреев-самоучек. Сразу небось зубы ныть начинали и хотелось нахрюкаться в хлам или подцепить первую попавшуюся барышню и утащить в дальнюю комнату. Если первая, вторая, третья и прочие попавшиеся барышни не подцеплялись - то только нахрюкаться...
Потом инструменты, вышедшие из употребления, скорее всего были вытеснены новыми, которые звучали лучше. Музыка многих народов забыта - а стоит ли об этом жалеть? Сейчас эту музыку пытаются восстановить, существует специальная наука для этого, разыскивают уцелевших исполнителей такой музыки, в семьях которых она передавалась из поколения в поколение без нот. И что такого они там передали? В разных тюркских племенах до сих пор есть какие-то типы, которые сидят посреди базара, лениво дёргают одну струну и воют мерзким козлетоном. Народный артист Кола Бельды пел красивые песни про тундру, но он учился петь по-современному, у московских профессоров, развил голос певца и лишь отчасти использовал этнические мотивы. Да и пел по-русски. А его соотечественники сидят в чуме, дренькают на костяной пластинке и заунывно тянут одну ноту - что тут красивого? А учёные почём зря кладут силы на то, чтоб мы снова это смогли услышать. Стоит это того, чтоб так настойчиво этого добиваться? По-моему, одним только учёным это и нужно.
Народные песни сложены совсем недавно. И зачастую у них всё же есть какой-то конкретный автор. А он мог быть хорошим поэтом, и музыку тоже мог написать неплохой композитор. Народными со временем стали считать песни, сочинённые Некрасовым, Кукольником, даже Пушкиным. А это ведь всё были дворяне. Сейчас, например, статус народных имеют песни из советских кинофильмов. Их поют повсюду. Ну так это свидетельство таланта их авторов. А из того, что сочинено в народе, мало что приятно на слух. Ну разве что колыбельные - так их пели детям любящие матери. В остальном это песни для гулянок и попоек. К фольклору можно отнести и матерные частушки, но назовёшь ли такое творчество приятным для слуха?
Я с содроганием вспоминаю, как в школе на уроке музыки нас учили бурлацким песням. Два урока мы душераздирающе тянули "пооооо-воооооооо..." (фрагмент фразы "Вниз по матушке по Волге"). Ужас какой-то...
В старину развитие техники исполнения было несравнимо ниже, чем сейчас. Любой учащийся музыкальной школы с самого начала опирается на весь музыкальный опыт многих поколений. Тот, кто разучивает три аккорда, слышал много всякой музыки по телевизору, радио и в записях. В Элладе юноша, учащийся петь и играть, слышал всего лишь нескольких музыкантов. Он мог, переняв их умение, добавить какую-то новую ноту, если у него были способности. Но развивать их было особо некуда. Сейчас большинство музыкантов импровизирует, может тут же записать нотами свои находки. Музыкантам помогает наука. Тогда же музыкант лишь кое-как бренчал, вряд ли превышая уровень нынешнего лабуха из перехода или электрички. Ну были, конечно, таланты. Но талант без развития - это как алмаз без огранки. Вряд ли бы они смогли реализовать заданное им природой полностью, хотя попади они в нынешнюю консерваторию - возможно, и заблистали бы.
|