Когда-то Рим окружала крепостная стена, имевшая несколько ворот в разных частях города. Теперь от нее сохранились фрагменты, кое-где со сводами–арками, под которыми снуют автомобили и мотоциклы – резвые лошадки дней сегодняшних.
Когда-то за стенами Рима произрастали виноградники. И вот однажды из Сиены в Рим приезжает некто Маркантонио Боргезе. Купив участок земли среди виноградников горы Пинчо и женившись на римлянке, выходец из богатейшего патрицианского рода вписывает имя своей семьи в историю Вечного города.
Принадлежа к «черной знати», представители семейства Боргезе избирались папами и кардиналами. Продолжая семейные традиции, старший сын Маркантонио становится папой римским – Павлом V. В дни и ночи напряженной работы, среди прославления католической церкви, папа не забывает о своей семье, для которой открываются самые широкие возможности. Усыновив своего племянника Шипионе Кафарелли и сделав его кардиналом, папа дает новоявленному кардиналу Боргезе как свою могущественную поддержку, так и значительные денежные средства.
Хорошо, когда есть и власть, и деньги, даже если потомки и неоднозначно потом отнесутся к твоей личности. На той же почве произросло известное «Цель оправдывает средства».
Покровитель Бернини, создатель одной из лучших художественных коллекций, в которую входили античные скульптуры и шедевры Тициана, в том числе знаменитая «Любовь земная и любовь небесная», которую некоторые искусствоведы полагают величайшим произведением живописи, - с одной стороны. А с другой - не брезгующий угрозами, насилием и откровенным грабежом в целях пополнения своей коллекции человек, облеченный властью. Как расценивать приказ похитить из церкви Сан-Франческо и тайно переправить в Рим картину Рафаэля «Снятие с креста»? И даже протесты граждан Перуджи, откуда была увезена картина, ничего не изменили. Хотя… Они же получили копию. А своего коллегу Сфондрато кардинал Боргезе вынудил продать те самые шедевры Тициана, причем, вряд ли выплаченные 4000 скуди соответствовали реальной стоимости коллекции, в которую входило 70 картин.
Прошло почти четыреста лет, бывшие виноградники превратились в парк размером 6 км в окружности, выполненный в английской природной манере и имеющий на своей территории ипподром, зоопарк и Зоологический музей в северной части, а также небольшое искусственное озеро (с имитацией греческого храма Эскулапа на островке посередине). Не только самый большой в Риме, но и один из самых живописных, парк является популярным местом для прогулок у горожан. Здесь можно взять напрокат велосипед (туристам, пожелавшим прокатиться, желательно иметь при себе документы), посадить в корзинку на руле любимую собачку и отправиться осматривать окрестности парка, при желании сворачивая с асфальтированных дорожек на манящие тропинки, протоптанные неугомонными жителями.
Окончательный облик парку придал в начале XIX в. архитектор Луиджи Канина. В 1902 г. после смерти прямых наследников парк стал собственностью государства (и его переименовали в честь короля Умберто I, но жители, а за ними и туристы, продолжают именовать эту территорию виллой Боргезе), а простые жители получили доступ к обширной коллекции Галереи. Что же мы можем увидеть, если вдруг предоставится такая возможность? Какой путь прошла коллекция от своих первых экспонатов до наших дней?
Конечно, за многие годы в жизни особняка и коллекции происходило разное. Например, Паоло Боргезе, женившись на наследнице кардинала Алдобрандини, получил не только жену, но и несколько работ молодого Рафаэля, Лоренцо Лото и Караваджо. Не стал брать пример со своего родственника, упомянутого Шипионе, который действовал, как мы помним, не столь изящно: несколько работ Караваджо он заполучил, а вернее, конфисковал за неуплату налогов у одного молодого художника - Кавальере д'Арпино.
Но не всегда коллекция множилась. Тот же Рафаэль оказался весьма непостоянным гостем: его работы то пополняли фонд, то исчезали со стен особняка. Особенно же коллекция пострадала в период правления Наполеона (правления, наполненного, как мы знаем, чередой завоеваний и установления диктатуры), который был ничем не лучше Шипионе. Впрочем, несладко пришлось не только собранию семейства Боргезе. Во Францию шли несметные обозы достойных образчиков искусства: Наполеон оказался опасным ценителем прекрасного.
|