Начало » » » Что скрывал портрет Ленина в сельхозтехникуме провинциального города?
Что скрывал портрет Ленина в сельхозтехникуме провинциального города?
В XXI веке реставраторы открыли миру уникальную фреску: долгие годы учащиеся сельхозтехникума в городе Гусеве Калининградской области не знали, что скрывал в актовом зале портрет Владимира Ильича.
«Фашистские» памятники культуры
После того как область по итогам Второй мировой войны перешла Советскому Союзу, власти методично вытравляли в ней «прусский дух». Причем как «фашистские» уничтожались памятники культуры, возникшие задолго до Гитлера: кирхи, замки, памятники и барельефы деятелям XVI-XIX веков…
Надо сказать, что это был уже не первый раз, когда регион переходил под власть России: в XVIII веке, в годы Семилетней войны, Восточную Пруссую заняли русские войска, но Елизавете Петровне почему-то не пришло в голову уничтожать местные памятники архитектуры. Фантазии, наверное, не хватило.
А вот советские власти делали всё, чтобы о немецком прошлом жителям ничего не напоминало. Поэтому вопрос с фреской в актовом зале Фридрихшуле города Гумбинена, ставшей сельхозтехникумом города Гусева, решился просто, в духе эпохи: что на стене намалёвано, разбираться никто не стал. Просто замазали масляной краской, а сверху изобразили портрет вождя мирового пролетариата. Простенько и, как водится, без вкуса. Потом, правда, и Ленина закрасили – грязно-зелёной краской, которой обычно «украшают» коридоры.
Ну и заодно закрасили замечательные деревянные потолки с резьбой. Сцена же, появившаяся в зале, уменьшила его размеры втрое – зато теперь помещение ничем не отличалось от единообразных актовых залов в зданиях советской архитектуры.
О культурной ценности уничтоженного мирового наследия никто и не задумывался. До того ли, когда в бывшем Кенигсберге разрушается даже Кафедральный собор XIV века, а гордость города – Королевский замок – стёрт с лица земли направленными взрывами, а место, где он стоял – забетонировано?
Подумаешь, культура… Лес рубят – щепки летят.
Что же было изображено на фреске
Как оказалось, никакой крамолы. Школа носила имя короля Фридриха-Вильгельма I (Фридрихшуле), поскольку само существование города Гумбинена было обязано деятельности этого короля. Ну и разумеется, что в актовом зале была изображена сцена из истории правления этого монарха. Символизировала она одно из немногих в те годы проявлений гостеприимства и экономической сметки.
Дело в том, что в 1731 году зальцбургский архиепископ Леопольд велел всем лютеранам старше 12 лет покинуть город в течение восьми дней. Что такое за восемь дней собраться и распродать имущество – людям, покидавшим в 90-е ставшие негостеприимные республики Союза, объяснять не надо. Естественно, никто не давал денег за дома и лавки... Зачем? Всё и так достанется после изгнания «неправильных граждан».
В те времена из католических стран лютеран изгоняли массово, а это были, как правило, искусные ремесленники. А король Восточной Пруссии, которая пережила опустошительную чуму, не только их приглашал, но и выделял деньги на дорогу: жителям Зальцбурга он дал по 4 гроша в день на мужчину, 3 – на женщину и 2 – на ребенка. В результате страна пережила экономический подъём за счёт тех, кто нашёл здесь новую родину. Например, зальцбургские переселенцы первыми в Пруссии стали сажать картофель и табак, построили конные заводы, на которых впоследствии вывели породу тракенов.
Среди них были и зальцбуржцы, компактно осевшие на востоке страны и превратившиеся в гумбиненцев.
Поскольку в начале XIX века основную массу жителей Гумбинена составляли потомки этих переселенцев, то в 1932 году – в 200-летний юбилей переселения зальцбуржцев – в актовом зале Фридрихшуле была создана фреска, а в лютеранской кирхе – витраж на тему переселения. Подпись под фреской гласила: «Мне – новые сыновья, вам – кроткая родина».
Кроткая родина для новых сыновей
Сейчас фреску и дубовые своды очистили от масляной краски. Изображение поистине огромно – 8 на 17 м! Фреска, по мнению реставраторов из Санкт-Петербурга, заслуживает того, чтобы стать достоянием всей страны. Художник – Отто Хайхерт – выполнил огромную работу, потрясающую своей тщательностью. Например, стена была выровнена так, что если сверху уронить каплю воды – она пролетит все 17 метров, ни разу ни коснувшись вертикальной поверхности!
А вот витраж в кирхе, долгие годы прослужившей складом, увы, не сохранился. Пришлось сделать копию. Сюжеты изображений фрески и витража слегка различаются: на витраже мы видим этих зальцбуржцев в пути, а на фреске их уже встречает король, приветствуя исторической фразой о «кроткой родине».
Интересно, сколько ещё памятников культуры на территории области ждёт своего открытия после десятилетий забвения?
Shkolazhizni.ru
Постоянный адрес статьи
Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:
17 февраля 1600 года, 408 лет назад на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме сожгли Джордано Бруно. А за что? Его имя знают все, но мало кто сможет теперь сказать, в чем же заключалась научная новиз...
После бесконечных шеренг советских унифицированных «стенок», после верениц безупречных предложений стандартных европейских каталогов хочется наконец вдохнуть душу в интерьер своего дома. Ведь даже сам...
Лондонская полиция запустила онлайновую криминальную карту британской столицы, сообщает TechRadar. Карта создана на базе сервиса Google Maps и позволяет узнать уровень преступности в любом районе Лонд...
Есть в Бельгии такой город Huy (читается Уи). Расположен он на берегу реки Маас, в 27 километрах к юго-западу от города Льежа. Город небольшой, с населением всего 18 тысяч человек, однако известен он ...
Эпидемии, кровопролитные войны, разрушительные землетрясения и наводнения, ужасающие техногенные катастрофы - все это, как гласит народная молва, ждет человечество в високосном году. То есть в наступи...