Ответить на этот вопрос, пожалуй, не затруднятся российские дамы средних лет. Для них ростовская финифть – прежде всего украшения: серьги, броши, колье – живописные эмалевые миниатюры в ювелирном обрамлении.
Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий – для туристов, просто Ростов – для географических карт).
Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Сейчас она лишилась монополии. Историю промысла описывают выставки двух музеев – музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле».
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург – все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, – в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).
Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время. Этот расцвет происходил парадоксальным, вроде бы, образом – даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.
Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре – преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова – гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской – блаженного Исидора Твердислова.
Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране.
Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.
Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Возможно, потому, что именно в этом монастыре как раз при митрополите Арсении стал официально признанным культ святителя Димитрия Ростовского. После открытия его мощей, цикла чудес от мощей, после того, как сама российская императрица Екатерина II приехала сюда участвовать в церемонии переложения мощей Димитрия в новую раку, именно этот монастырь стал более всего привлекать паломников. И именно иконки Димитрия Ростовского стали обычным сувениром для всех, кто посещал обитель, которую со времени канонизации этого святого именуют Спасо-Яковлевской Димитриевской.
Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар – в качестве благословения – эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).
Один из самых ценных даров природы – способность видеть мир в красках. Другими словами, ощущать красоту мира. И чтобы сделать его красивее, человек изобрел искусственные краски – покрытия, способные и...
Наверное, каждый из нас когда-нибудь сталкивался с несмываемым пятном на блузке или растянутым свитером. Но самое главное – это, конечно, правильный уход за одеждой. И каждый тип ткани требует своего ...
Все пуховые изделия имеют определенную градацию качества: 1) изделия высочайшего качества – это платки выставочного и музейного уровня с уникальными узорами от лучших мастериц Оренбургского края. Есть...
Во все времена человека тянуло к яркому. Желая создавать цвета по своему усмотрению, человечество перепробовало множество способов. В глубокой древности в качестве красителя использовали кровь животны...
Отделывая коттедж изнутри, можно обойтись без лакокрасочных материалов – на пол уложить паркет, стены отделать панелями (деревянными или пластиковыми), устроить натяжной потолок и т. д. При отделке же...