Вспомним эпоху 90-х. На российские экраны хлынули фильмы из-за рубежа. Боевики, комедии, драмы, эротика. И… сериалы. Конечно, куда без них, куда нам без «Санта-Барбары» с её вечным вопросом «Объяснится ли Мейсон в любви к Келли и как на это посмотрит Сиси?». А бразильская «Просто Мария», которая заставляла старушек точно по часам покидать лавочки, а после просмотра собираться на них и обсуждать свежие события, ставя свои диагнозы и прогнозируя события с точки зрения бытовой логики…
А вот еще один вид сериалов, так называемые ситкомы у нас как-то не прижились. Я имею в виду – оригинальные, зарубежные, а не российские, о которых чуть позже. Возможно, зрителей отпугнул юмор, мало подходящий к российским реалиям. Ведь если горевать об ушедшей любви можно в разных странах одинаково, то смеяться можно совершенно над разными вещами. Так что выход на российский простор ситкомы начали, когда люди уже примерно подготовились и начали понимать, что за игра такая бейсбол, как работает Макдоналдс и что бывает, если потрясти банку с Кока-колой.
Если кратко, ситком – это комедийный сериал. Его название и произошло от двух слов «ситуационная комедия», по-английски Sitcom – Situation comedy. Для этих сериалов были характерны несколько черт. Во-первых, многосерийность (все-таки сериал). Во-вторых, общие герои для всех серий, то есть главные герои были неизменными, разве что изредка добавлялись второстепенные и приглашенные гости. В-третьих, место действия было столь же неизменным, как и главные герои. И, наконец, в-четвертых, каждая серия представляла собой законченную историю из жизни главных героев и никаких связей с другими сериями обычно не имела. С рядом допущений можно сравнить подобные сериалы со сборником анекдотов про одного героя, допустим того же Вовочку.
Большинство читателей сразу поймет, о чем я говорю, когда я упомяну смех за кадром. Да, да… именно. Вот один герой говорит другому что-то и люди смеются. Российских зрителей это в основном раздражает – мол, они что, за идиотов нас считают, указывают, когда нам смеяться. Ничего подобного, не нужно злиться. Дело в том, что основную массу подобных сериалов снимали прямо перед зрителями. То есть у нас есть декорации, как в театре, есть несколько операторов и есть небольшой зрительный зал, невидимый для телезрителей. Пока актеры выступают, а операторы записывают все действие на пленку, зрители в зале следят за действием. Сделано это было из чисто меркантильных соображений – проверить «убойность» шуток, чтобы в дальнейших сериях что-либо поменять в угоду публике. Понравилась публике шутка про большой нос актера – не забыть в следующих сериях её модернизировать и повторить. Публика не смеялась над шуткой про негров? Из сценария удалим подобные шуточки. Кстати, во многих сериалах смех шел в записи, чтобы не расстраивать поклонников.
А поклонников у данного жанра было немало, ведь история его восходит еще к двадцатым годам прошлого столетия. Да, конечно, телевидение тогда было еще только в зародыше и до сериалов, что называется, не доросло, но радио работало вовсю. Поэтому самый дальний предок нынешних ситкомов – это радиопостановка «Сэм и Генри» (Sam and Henry), которая первый раз появилась 12 января 1926 года на радио WGN, в Чикаго. Ежедневно 15 минут актеры зачитывали по ролям содержание комиксов и веселили народ.
На телевидение они перебрались в сороковых годах. Именно тогда прошли «Шоу Эббота и Костелло» (The Abbott and Costello Show), «Шоу Бернса и Эллиена» (The Burns and Allen Show) и «экранизации» радиопостановок, таких как «Эмос и Энди» (Amos 'n' Andy – переименованные Сэм и Генри). Впрочем, как термин слово «ситком» впервые был употреблено для сериала «Я люблю Люси» (I Love Lucy), вышедшем на экраны Америки в 1951 году и повествующем о семейной паре – наивной и амбициозной Люси, которая старается попасть в шоу-бизнес, и её муже, певце, который считает, что жена должна быть домохозяйкой и не лезть туда, где нужен талант. Этот сериал стал мега-популярным в США, завоевал 5 наград Эмми и в 2007 году попал в TOP самых популярных теле-шоу по версии журнала Таймс.
|