Начало » » » Как мореходы научились определять местоположение судна?
Как мореходы научились определять местоположение судна?
Велики заслуги перед человечеством мореплавателей Средних веков и эпохи Великих географических открытий. При этом методы, которыми они пользовались в своих плаваниях для определения места положения судна, для картирования очертаний берегов и определения их протяженности, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Как память о некоторых из этих приемов, в морской навигации до настоящего времени сохранились специфические термины.
Устройство для измерения скорости судна и сегодня называется «лаг» – от английского слова «log» – бревно, деревянная чурка. Эти чурки привязывались к веревке с узелками и бросались с носа корабля за борт. По песочным часам засекалось время, за которое лаг перемещался до кормы, а затем подсчитывалось количество узелков, прошедших при этом через руки стравливающего веревку матроса. Отсюда произошел морской термин – «узел» (по-английски – «knot»), мера скорости движения судна (одна морская миля в час или 1,85 км/час).
Европейские мореходы XV-XVI веков, как и арабские «синдбады» IX-XII веков, понятием «широта» не пользовались, так как ее можно было определить только в моменты лунных и солнечных затмений, которые происходили вовсе не часто. Определения же долготы в открытом море по пройденному кораблем расстоянию, которое рассчитывалось исходя из курса судна и скорости его хода, были настолько приблизительными, что многие тихоокеанские острова и архипелаги успешно «открывались» португальцами и испанцами по нескольку раз. Один из кормчих Магеллана, например, ошибся при определении долготы Филиппин на 52° 55' (!).
К середине XVIII века мореплавателям были известны очертания всех основных материков и островов Атлантического, Тихого и Индийского океанов, за исключением Антарктиды. Однако их положение определялось очень неточно, и большинством карт того времени пользоваться было практически невозможно. В этой связи многие острова и архипелаги, например, Тихого океана, после открытия «терялись» на многие годы.
Только в 1750 году на базе усовершенствованного «квадранта» был создан новый прибор «секстант», впервые позволивший с борта судна определять градус широты. Долгота же, из-за отсутствия возможности точно определять время в морских условиях, при этом вообще не определялась. Точные маятниковые часы, изобретенные в 1657 году Христианом Гюйгенсом, в море были ненадежными. В 1707 году из-за грубой ошибки флагманского штурмана при определении долготы английский флот напоролся на скалы островов Силли, в результате чего бессмысленно погибло много английских моряков. Только после этого, в 1714 году, английский парламент объявил премию в размере 20 тысяч фунтов стерлингов изобретателю точных морских часов. Критерием их точности было условие, чтобы за время рейса от Англии до Вест-Индии и обратно ошибка хода не превысила две минуты.
В 1729 году комиссии парламента был предложен первый образец таких часов, изготовленный английским мастером Джоном Гаррисоном и выдержавший испытания на точность хода в плавании до Лиссабона. Еще тридцать лет понадобилось автору первого «хронометра», чтобы довести свое детище до совершенства. Четвертый образец часов Гаррисона, предложенный им в 1761 году в Бюро долгот при правительстве Великобритании, в рейсе до Ямайки и обратно отстал менее чем на две минуты, а в рейсе до Барбадоса и обратно (156 суток) отставание составило всего 15 секунд. После этого в спорах и судах прошло еще почти пятнадцать лет, в течение которых Джон Гаррисон отстаивал свои авторские права на изобретение. Наконец, в 1775 году восьмидесятидвухлетний бедолага-изобретатель получил все-таки премию, после чего через год умер. Судьбы гениев, как видим, во все времена не отличались легкостью.
Таким образом, на рубеже XVIII и XIX веков морская наука, наконец-таки, получила часы, которые, невзирая на качку, устойчиво показывали точное время, необходимое для измерения географической долготы. После этого началась точная «привязка» открытых земель к карте, что дало возможность определить реальные границы и размеры отдельных частей Мирового океана.
Shkolazhizni.ru
Постоянный адрес статьи
Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:
Современная мода требует от своих последователей полного единения костюма и аксессуаров. Сегодня не принято иметь одну единственную пару часов на все случаи жизни. Солидные и обеспеченные люди, как пр...
Немецкая часовая компания Uhr-Kraft появилась на свет в мае 1999 года. В тот момент казалось, что рынок производства наручных часов уже полностью насыщен и придумать что-то новое и оригинальное просто...
Что общего у арабов, голливудских знаменитостей и российских нуворишей? Только одно - все они хотят поселиться в райском уголке искусственного происхождения, называемом Пальмовыми островами. Эти...
Иногда хочется бросить все и уехать на край света - туда, где заканчивается Земля и откуда, если свеситься за Землю, можно увидеть тех самых китов или черепах, на которых стоит планета. Так вот, край ...
Далеко не все выбравшие российское Черноморское побережье местом своего отпуска захотят трястись полтора-два дня в поезде: выбор авиаперелетов достаточно широк. В город-претендент на проведение Олимпи...