Начало » » » За что многие не любят классическую музыку?
За что многие не любят классическую музыку?
При детальном анализе становится ясно, что в выразительных средствах отличий между хорошей развлекательной и серьезной музыкой практически нет. Так почему же многим в целом не нравится классическая (академическая) музыка?
Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика (изменение громкости), выбор инструментов и т.д. Все эти элементы присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых» песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент, при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра. Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино – это развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати, многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии. Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня – это одна музыкальная форма, а симфония – совсем другая. Если мы посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но, это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена, что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом. На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся) академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам – это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры) понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати, были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.
Shkolazhizni.ru
Постоянный адрес статьи
Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:
Что главное в музыке? В музыке важно все. Музыка это – пища, а пища должна быть разной. Есть музыка сытная, такая сытная, что не хочется никуда вставать, достаточно просто свалиться и полусонно слушат...
Мне особо приятно писать эту статью, так как я себя считаю в некоторой степени меломаном. Тем более, что такой музыкальный стиль, как джаз – один из моих самых любимых.Ну а так за что же он один из са...
«… Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке…» В. А. Сухомлинский. Давайте поговорим о музыке. Во всем мире исполняют и слушают музыку. Многие учатся игра...
В минувшие выходные в близ немецкой деревни Ваккен прошел один из крупнейших в мире фестивалей металлической музыки Wacken Open Air (WOA).Так один из посетителей фестиваля выражает свою радость от про...
На глубинном воздействии строилась популярность таких певцов, как Лемешев или Вертинский. Сексуальными считаются произведения Вагнера, Бетховена, Стравинского и многих других классических музыкантов. ...