Кроме замечательных отечественных кинофильмов есть много не менее замечательных, но сделанных за пределами СССР и России. И один из лучших (пусть дочитают до конца противники всего американского) - это "Форрест Гамп", производство США. Фильм вышел давно, в 1995 году, и с тех пор, наверное, большинство видело его хоть раз по телевизору. Он стоит того, чтобы посмотреть его более двух раз. Этот фильм - хорошее лекарство от пессимизма и плохого настроения. И ещё - он ненавязчиво заставляет думать.
Фильм получил главную премию Американской Киноакадемии "Оскар" в 1996 г., и Том Хэнкс, исполнитель главной роли, - тоже. В одном из киноопросов прошлого года американцы назвали "Форрест Гамп" худшим фильмом из тех, которым когда-либо давали "Оскар". Прокатная же судьба этого фильма в мире - одна из самых лучших.
Так в чём причина, что одни его не приняли, а другие восприняли на ура? Потому что фильм этот не простой: он - многоуровневый, и это - притча. Нелюбители Америки найдут в нём подтверждения того, что эта страна непригодна для жизни, опасна, развращена, и живут в ней одни идиоты, гоняющиеся за долларом, как за манной небесной. Так же поверхностно отнеслось к фильму и большинство американцев, усмотрев в нём оскорбительные выпады против американского образа жизни и неправильное вознаграждение героя, так непохожего на Крепкого Орешка.
При первом просмотре мы видим плавно текущую историю жизни, ну, скажем, умственно отсталого человека. Закадровый голос Тома Хэнкса, заикаясь и тормозя, даже немного монотонно, говорит о событиях, которые, как иллюстрации, проходят перед нашими глазами. Впечатления детства, юности, молодости и зрелости идут чередой на фоне событий, потрясавших Америку.
То, что происходило с героем, поначалу вызывает недоумение: так не бывает! Но в притчах бывает всё.
По фильму можно изучать историю США. Сегрегация, война во Вьетнаме, движения детей-цветов, Чёрных пантер, Уотергейтский скандал... Не забыты увлечение американским футболом, кумиры Америки и лучшие американские фильмы, цитат из которых в фильме предостаточно (например, сцена в лагере, где фоном идут кадры из "Апокалипсиса сегодня" под музыку Вагнера). В фильме много юмора - и лежащего на поверхности, и завуалированного, и откровенно чёрного и сатирического. Огромное количество второстепенных персонажей появляются в кадре по одному разу. Среди них - знакомые даже нам, не американцам, лица и имена.
Создатели фильма использовали приём врезки документальных кадров, причём так, что возникает иллюзия реальности, когда Форрест даёт интервью Джону Леннону или когда он удостаивается аудиенций у четырех (!) Президентов США. Одна из лучших сцен - демонстрация Форрестом Президенту Джексону своего боевого ранения (в ягодицу). Все сцены проникнуты ностальгией по прошлому - одежда, машины, обстановка домов воссозданы очень тщательно. Еще в фильме много намёков и аллюзий, которые с первого раза углядеть трудно. Жена лейтенанта Дэна похожа на Йоко Оно, "фруктовая" компания, акционером которой является Форрест, имеет эмблемой яблоко (Apple)...
Лучшее украшение фильма - пронзительная, светлая и трагичная одновременно история любви Форреста к Дженни (по мнению героя, это и есть главная история его жизни). Ещё прослеживается актуальная и для трудных времён, и для многонациональных стран тема богоискательства, отношения людей к Богу и с Богом.
И, наконец, то, что стало и основой притчи, и двигателем сюжета, и поводом посмеяться и поразмыслить: знаменитая американская мечта. Точнее, набор самых разных мечт, за каждую из которых люди бьются всю жизнь, продают душу, но не всегда достигают. Форресту же достаётся весь набор: он легко становится звездой американского футбола, заканчивает колледж, приобретает статус героя войны, спасает и помогает выжить множеству людей, добивается чемпионства США по пинг-понгу, признается всей страной в качестве гуру, женится на любимой женщине и становится отцом умного сына. Ко всему прочему из Форреста получается успешный бизнесмен, и в итоге он входит в число богатейших людей Америки.
|