| Культура и искусство Японии Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором, пожалуй, воплотилась вся история его жизни, верований и суждений о прекрасном. Японцам в высшей степени присуще особое чувство любви к природе, точнее ощущение связи человека с настроениями и ритмами окружающего его мира, что характерно для японской культуры.
Культурная традиция РЇРїРѕРЅРёРё сохранила уникальный театральный жанр - кукольный (Дзерури). Театр оформился РІ 16 веке, Р° расцвет приходится РЅР° 18 век. Традиции театра существуют Рё РїРѕ сей день. Рстория возникновения РєСѓРєРѕР» РІ РЇРїРѕРЅРёРё связана СЃ национальной религией – синтоизмом, соединившим РІ себе культ предков, полонение силам РїСЂРёСЂРѕРґС‹, первобытные РѕР±СЂСЏРґС‹, эта история СѓС…РѕРґРёС‚ РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ глубокую древность. Возможно, РѕС‚ страха перед стихией, такой СЃСѓСЂРѕРІРѕР№, посредниками Рє богам Рё были «мико» - куклы, игравшие роль жриц-прорицательниц. РћР±СЂСЏРґ РЅРѕСЃРёР» магический характер. Куклы РІ РЇРїРѕРЅРёРё, как РјС‹ РІРёРґРёРј, имели Рё культовое происхождение. РќРѕ РЅРµ обязательно, так как, РјРЅРѕРіРёРµ кукольные спектакли были посвящены мифам, историческим драмам, жизни простых японцев, Рѕ чем упоминалось выше. Кукольный театр РЇРїРѕРЅРёРё отличался РѕС‚ европейского тем, что Р·Р° РєСѓРєРѕР» РіРѕРІРѕСЂРёР» РЅРµ кукловод, Р° рассказчик, сидящий РІ стороне Рё нараспев читающий текст Р·Р° всех действующих героев РїРѕРґ аккомпанемент СЃСЏРјРёСЃСЌРЅР° (старинный СЏРїРѕРЅСЃРєРёР№ музыкальный инструмент СЃ тремя струнами, напоминающий отдаленно балалайку). Вождение РєСѓРєРѕР» осуществлялось РїРѕ системе «открытого актера». РЇРїРѕРЅСЃРєРёР№ театр генетически связан СЃ СЂРѕРґРёРЅРѕР№ кукольных представлений РђР·РёРё - Рндией, РЅРѕ влияние это шло опосредованно через Китай. Рождение куклы соединяло РІ себе Рё живопись, Рё скульптуру, Рё декоративные искусства (полный ансамбль костюма, оружия, прически) Рё технологию. Самым важным элементом куклы было ее лицо. Кукла РњСѓСЃСѓРјСЌ – идеал женской красоты. Лицо овальное, СѓР·РєРёРµ глаза, Р±СЂРѕРІРё Рё СЂРѕС‚. Рђ Кэйсай – гетера – пылкая РІ СЏСЂРєРёС… одеяниях или Фукэояма совсем иная – мягкая, женственная СЃ выбритыми Р±СЂРѕРІСЏРјРё - знаком замужества. РќРѕСЃС‹ Сѓ РєСѓРєРѕР» самые разнообразные: точеные, СЃ аристократическими вырезанными крыльями, реже СЃ РіРѕСЂР±РёРЅРєРѕР№ или широкие СЃ едва намеченной переносицей. РЎ 17 века головы РєСѓРєРѕР» делаются РёР· легких Рё прочных РїРѕСЂРѕРґ дерева – павлонии Рё С…РёРЅРѕРєРё. Важной деталью кукольной головы является съемный парик РёР· натуральных волос. Рљ костюму театральной куклы относятся также внимательно, как Рё Рє одежде живого актера. Учитываются исторические особенности костюма. РћРЅ точно соответствует сословному положению Рё отличается высокими художественными качествами. Театральный костюм продуман ткачами, портными, вышивальщиками. Напомним, что куклы РІ РЇРїРѕРЅРёРё большие, некоторые РёР· РЅРёС… РІ 3\4 роста человека. (слайды РїРѕ Р®.Кужелю) Каждую куклу РІРѕРґСЏС‚ три кукловода – куклу именно РІ главной роли., РЅРѕ РЅРµ второстепенной. Кукловоды одухотворяют Рё оживляют куклу. Японская театральная кукла представляет подлинное произведение искусства, которое вобрало РІ себя богатые традиции национального искусства РЇРїРѕРЅРёРё. Рменно 18 век считается периодом наивысшего расцвета СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ цветной гравюры РЅР° дереве, РІ которой особенно отчетливо отразилась СЃРІСЏР·СЊ гравюры СЃ традиционной СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ эстетикой, СЃ классической живописью Рё поэзией. РЇРїРѕРЅСЃРєРёР№ график так же как Рё РїРѕСЌС‚, стремится сказать как можно меньше, лишь намекнуть, вызвать воспоминание. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј, что истоки СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ гравюры РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ Рє искусству Китая Рё Кореи, которые РІ СЃРІРѕСЋ очередь вместе СЃ Р±СѓРґРґРёР·РјРѕРј восприняли традиции РёРЅРґРёР№СЃРєРѕР№ культуры. Большинство мастеров СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ гравюры были связаны СЃ художественной школой СѓРєРёРµ-СЌ (бренный РјРёСЂ, житейская суета). Художники искусства СѓРєРёРµ-СЌ изображали привлекательность СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… женщин, праздничные веселья, красоту театральных зрелищ, РїРѕСЌР·РёСЋ будней, любование луной Рё С‚.Рї. Например, РІ серии гравюр «Сто РІРёРґРѕРІ луны» жанровые мотивы жизни Рё быта простых японцев переплетаются СЃРѕ сценами РёР· спектаклей театра Кабуки, РІ котором играли только мужчины. РЎРѕ времени основания театра Кабуки РІ начале 18 века РѕРЅ стал любимым зрелищем РЅРµ только простолюдинов, РЅРѕ Рё аристократов. Например, РІ гравюре Тоехара Кунитика (1 РїРѕР» 19 века) «Обучение секретам актерского мастерства» РјС‹ РІРёРґРёРј актеров РІ ролях прекрасной дамы, героя-любовника, его соперника Рё С‚.Рї. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РІСЃРїРѕРјРЅРёРј высказывание СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ писателя Рё поэта средневековья Меэ: «Разве трудно сыграть роль героя любовника? Нужно только свести глаза РЅР° кончик носа». РЈ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ гравера РЎСЋРЅСЃРµ (1726 - 1792) актеры представлены как воплощение мечты Рѕ прекрасном РјРёСЂРµ, Рѕ гармонии человека Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Колорит сдержан - сочетание блеклых оттенков, зеленоватых, коричневатых Рё малиновых красок. Сяраку Тесюсай создал свыше 140 портретов актеров. Портреты экспрессивны, напряжены, отличаются РѕС‚ портретов РЎСЋРЅСЃРµ многообразностью Рё сложностью чувств. Созданные образы – это концентрированное воплощение злодейства, отчаяния или лукавства. Утрированная РјРёРјРёРєР°, резкое преувеличение, близкое Рє гротеску, заставляют вспомнить древнеяпонский Театр Масок, РіРґРµ возвышенное граничит СЃ уродливым, Р° трагическое кажется страшным или отталкивающим. Стремясь Рє предельной остроте Рё силе чувств, гравер использовал условные приемы театрального РіСЂРёРјР° Рё РјРёРјРёРєРё. Например, роль слуги, РіСЂРёРј наносился так: красные полосы Сѓ глаз, сведенные Рє переносице зрачки указывали РЅР° амплуа героя-любовника, красавца-мужчину. Традиционной символикой цвета считались сочетание красных СЃРёРЅРёС…, черных тонов - это был образ страстный, смелый. Рнтенсивный колорит Сяраку строился РЅР° контрасте РёСЃСЃРёРЅСЏ-черного Рё белого, голубого Рё малинового цветов, оранжевого Рё густо-зеленого. Сяраку любит РІСЏР·РєРёРµ, густые тона осени-цвет зрелой С…СѓСЂРјС‹ Рё кленовых листьев. Ему нравятся краски мерцающие, словно светящиеся изнутри. Р’Р·СЏРІ Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ элементы сценического действия, театр Кабуки становится РІСЃРµ более реалистическим. РЎ его подмостков зрителям РЅР° простом Рё понятном языке обращались новые герои-торговцы, крестьяне, ремесленники-представители всех сословий. Рти персонажи были героями РЅРµ только бытовых драм, составлявших РѕСЃРЅРѕРІСѓ репертуара театра - РѕРЅРё были введены даже РІ историко-героические трагедии. Сцены РёР· драм Кабуки, так же как Рё портреты знаменитых актеров, стали общим сюжетом искусства СЌРїРѕС…Рё РРґРѕ. (информация подготовлена научным сотрудником, музеографом Гридневой Полиной Александровной. Национальный Художественный музей, Рі.Кишинев) Рсточник: www.makiage.narod.ru
По материалам сайта www.myJane.ru
Похожие статьи Кукла из глубины веков Считается, что детство было счастливым, если у тебя не было "деревянных игрушек, прибитых к полу". Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг ...
Лепка головы В этой статье, адресованной начинающим долмейкерам, вы найдете информацию о том, как слепить голову куклы из fimo.Начнем с того, что сделаем каркас головы из алюминиевой фольги. Для этого отрежем квад...
Мастер-класс: Рзготовление подвижной РІ “суставах” куклы РёР· фарфора методом литья РІ гипсовые формы Современные материалы, такие как полимерные глины (Fimo, Cernit Рё РґСЂ.), позволяют создать авторскую куклу практически Р·Р° РѕРґРёРЅ день Рё РЅРµ требуют сложного обжига РІ специальных печах. Рто дает необычайны...
|
| |