Число богатых людей в России растёт. В линейной зависимости от роста их числа растёт и количество владельцев яхт. А вот от души покататься-то им особенно и негде, хотя на дефицит морей и прочих водоемов наша страна пожаловаться не может. Не исключение – наше славное Черное море. Правда, оно решило исправиться – в связи с неуклонно надвигающейся на Сочи Олимпиадой-2014. В Краснодарском крае собираются строить новые современные марины – многофункциональные минипорты для яхт.
Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.ru уже писал о яхт-клубах в подмосковных коттеджных поселках в статье «Яхт-клубы: европейских цен мы еще не достигли». Подмосковные водные просторы, это, конечно, хорошо, но Краснодарский край имеет выход в Черное и Азовское моря. Поэтому волей-неволей этот край стал самым перспективным в России местом для организации яхтенного дела, — особенно, в преддверие Олимпиады в Сочи. Об этом шла речь на Третьем ежегодном конгрессе «Инвестиции в строительство яхт-клубов».
Советское наследие яхтам тесновато
Теплый климат и 270 солнечных дней в году позволяют осуществлять навигацию с апреля по ноябрь. Кроме того, как считает главный инженер проектно-изыскательского научно-исследовательского института «Новоморниипроект» Владимир Абдуллаев, Краснодарский край мог бы стать южными воротами России для иностранных яхт, которые пока что не так часто заходят в нашу акваторию, главным образом именно из-за отсутствия «парковок».
Поэтому для зарубежных водных туристов на катерах и яхтах цивилизованные парковки заканчиваются в яхтенных портах Турции. Между тем, как сообщает директор консалтинговой компании PNN-consulting Павел Новоселов, в одной только Аtаkоу Marina на побережье Мраморного моря размещаются порядка пяти тысяч судов, и каждое платит за стоянку по $100–150 в сутки (в Подмосковье, как вы помните, за стоянку яхты берут по 500 рублей), а всего Турция и Греция только на стоянке и обслуживании судов зарабатывают в год по два миллиарда евро.
В советские времена почти в каждом городе восточного побережья Черного моря был свой парусный центр, однако не все из них пережили последнее десятилетие. Те, что остались, принимают на стоянку крейсерские яхты и катера. Но так как первоначально эти клубы были рассчитаны на спортивные суда, новым большим яхтам они тесноваты. Поэтому сегодня все советское яхт-наследие реконструируется, а вернее, - отстраивается заново.
Гораздо лучше ситуация у соседней теперь Украины. По словам учредителя компании «ПластиКо» Александра Валькова, Украина имеет более богатое наследство и в настоящее время уделяет значительно большее внимание этому направлению. Самая лучшая стоянка в Крыму находится в Балаклавской бухте. Здесь работает яхт-клуб «Золотой символ». Он расположен на восточной стороне бухты, в центре города. Яхт-клуб имеет бетонный причал длиной 300 м. Глубина у причальной стенки в среднем 6 м, высота причалов над уровнем моря — 1,2 м. Причалы оснащены раздаточными устройствами воды и электроэнергии. На нынешний момент в клубе стоит порядка 60 судов. Среди них парусные, моторные яхты, катера, ялы. Инфраструктура клуба включает гостиничный комплекс, кафе и ресторан. Гостиница открыта не только для яхтсменов. В планах клуба масштабное расширение – размеры бухты позволяют организовать здесь действительно большой яхтенный порт.
Где можно построить марину?
Далеко не везде. Во-первых, черноморское побережье Краснодарского края - это сплошные скалы с очень узкой прибрежной полоской. Естественных бухт чрезвычайно мало. Во-вторых, у подходного фарватера должна быть достаточная глубина, чтобы позволить находиться в марине крупным судам. Наконец, акватория марины должна быть достаточных размеров не только для стоянки судов, но также для их маневров при подходе и отходе от стояночного места. В случае если отсутствуют естественные условия глубокой интеграции марины в береговую линию для защиты от волн и ветра, используются волноломы.