В 90-е годы наш потребитель познакомился с массой иноземных «придумок». В их числе оказались и таунхаусы – формат жилья, который у себя на родине, в Англии, существует уже около 200 лет. Сегодня итоги существования таунхаусов на российском рынке выглядят противоречиво: с одной стороны, их строят все больше. С другой, – по признанию некоторых участников рынка, продаются эти объекты довольно вяло. Пока выручает спрос: он на недвижимость огромен, и рано или поздно продается вообще все.
Так что действительно понять, нужны ли таунхаусы потребителю, можно будет только после более-менее серьезного кризиса. Как в море – прочность корабля становится понятной только в шторм…
История таунхаусов на Западе описана тысячи раз – подробно останавливаться на этом предмете вряд ли стоит. Изобрели их в доброй старой Англии – когда в состоятельных семьях подрастал наследник, появлялась необходимость, чтобы он жил рядом, но самостоятельно. Поэтому возникла мода перепланировать особняки так, чтобы у одного из флигелей был полностью отдельный вход. Новинку быстро оценили в других странах Западной Европы и в Северной Америке.
«Тауны» насаждали застройщики
Значительно меньше сказано и написано о причинах появления таунхаусов на отечественной почве. Понятно, что до 1991 года ничего подобного здесь существовать не могло – причины можно поискать в «Кратком курсе истории КПСС/ВКП(б). Однако при воцарившемся капитализме, как известно предложение идет вслед за спросом. Но российский потребитель ничего подобного не алкал. «Нашему человеку исторически понятны два формата жилья – либо городская квартира, либо загородный дом, но обязательно отдельный, - рассказал корреспонденту Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU». – Таунхаус тут смотрелся как какой-то гибрид, ни рыба ни мясо. По цене это совсем не демократично, а никаких преимуществ отдельного коттеджа не дает. Та же атмосфера «коммуналки», что и в городе – при том, цена заметно выше, чем у хорошей городской квартиры».
Звезды, как известно, зажигаются потому, что это кому-нибудь нужно. О.Репченко считает, что таунхаусы активно навязывали застройщики, и видит две причины этого. «Первая – это такая гуманная. При застройке московского района Куркино решили его как-то разнообразить, сделать непохожим на остальные «спальники». Наряду с многоэтажными домами построили еще и таунхаусы – потому что красиво». Впрочем, такие соображения – это для нашего рынка скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще причина другая, куда более прозаическая: потому что освоить площадку по-иному не получалось. «Коттедж на довольно большом участке дает мало квадратных метров собственно в доме, - напоминает эксперт. – Чтобы получить приличную доходность, застройщику надо продавать его по очень высокой цене, а это не всегда и не везде возможно. Кроме того, на некоторых площадках нельзя оформить участок в собственность, а только в долгосрочную аренду. Для коттеджей это однозначно неликвид, потому что покупатель понимает, что землю могут в любой момент отобрать и построить на ней что-то еще. А вот таунхаусу, у которого надел-то всего 2-3 сотки, такая опасность не грозит». Разумеется, еще больше площадей даст многоквартирный дом – но его не везде можно построить, у многих площадок ограничение по этажности.
В общем, застройщики и оказались основной силой, кто тащил таунхаусы на рынок. Покупатели же были не в восторге. «В том же Куркино, - вспоминает О.Репченко, - квартиры буквально разлетались, а таунхаусы шли вяло».
«Детская болезнь» элитности
Теоретически таунхаус – довольно демократичный формат недвижимости. Участок земли в разы меньше, чем у коттеджа, большая скученность населения – все это должно было бы вести к тому, чтобы эти объекты продавались существенно дешевле.