Вам надоел ненавязчивый коммунальный сервис, и вы хотите взять бразды правления вашим домом в свои крепкие руки. Значит, вам нужно организовать товарищество собственников жилья. Однако надо иметь в виду, что создание ТСЖ представляет собой довольно громоздкую процедуру, которую одному даже очень энергичному человеку провернуть нереально, - требуется поддержка всего дома. Кроме того, жизненно необходимо учесть многие нюансы, о которых знают только те, кто сам прошел через организационные тернии.
Чтобы узнать, как грамотно создать ТСЖ Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru обратился к практикам. Как разъяснили нашему корреспонденту специалисты некоммерческого партнерства «Управдом», товарищество собственников жилья — это одна из существующих сегодня форм управления многоквартирным домом. С другой стороны — это некоммерческая организация, которая живет по законам бизнеса, хотя и не ставит своей целью получение прибыли. Организуя ТСЖ, жители создают орган, куда можно пожаловаться на все: плохо работающий лифт или соседа-любителя громкой музыки, и получить реальную помощь.
Каждый собственник жилья, вступив в ТСЖ, обязан принимать участие в жизни своего дома: участвовать в общем собрании собственников (иными словами, ежегодно голосовать). Тут есть одна деталь — в ТСЖ право голоса зависит от метража квартиры, чем больше у человека метров, тем весомее его голос (в этом принципиальное отличие ТСЖ от ЖСК). Таким образом, тот, кто владеет большей площадью, а соответственно, платит больше за ее обслуживание и сильнее зависит от результатов голосования, сильнее влияет на них.
В одном доме нельзя создать несколько ТСЖ, но одно ТСЖ может объединить несколько домов или даже кварталов. Чем больше входящая в товарищество площадь, тем ниже тарифы всех обслуживающих организаций, но в этом случае изменить что-то сложнее (один голос мало что значит).
Чтобы создать ТСЖ, необходимы голоса 50% + 1 голос собственников площадей.
Люди, не вступившие в товарищество, лишают себя права голоса, однако обязаны выполнять все решения общего собрания собственников. Например, если общее собрание постановило собрать деньги на установку в подъездах видеонаблюдения, сдать их обязаны все, а на неплательщиков подадут в суд.
А о том, как все происходит на практике, нам рассказал Олег Золотарев, председатель ТСЖ «Курчатовское», в которое входят три малоэтажных дома. Собственники объединились, когда появилась информация, что их дома, расположенные в престижном месте, могут снести.
Шаг первый — подсчитать расходы
Если вы решили начать самостоятельно управлять домом — приготовьтесь нести расходы, которые начнутся уже на этапе организации товарищества. Все хлопоты по созданию ТСЖ вы можете перепоручить компании, которая специализируется на подобной работе, что выльется приблизительно в 50 тыс. рублей (со всех жильцов, естественно).
Но можно обратиться и в местный орган власти: управу или префектуру, где вам обязаны помочь. В Москве сегодня действует программа создания ТСЖ, и вы можете стать ее участниками (в этом случае вам окажут консультативную поддержку юристы и экономисты, а всю работу вы будете выполнять самостоятельно). Но платить придется в любом случае: за оформление документов, открытие и содержание лицевого счета в банке, покупку компьютеров и программ, выплачивать зарплату бухгалтеру и председателю ТСЖ и т. д.
Кстати, бухгалтера лучше найти заблаговременно, разместив объявление на каком-либо сайте, посвященном поиску работы (это поможет узнать расценки и требования людей).
Шаг второй — создать инициативную группу
В первую очередь необходимо собрать инициативную группу во главе с председателем. Сколько человек в нее войдет, зависит от размера ваших домов. Обычно это пять-семь человек.
Приблизительно в течение месяца инициативная группа готовит собрание жильцов. Во-первых, нужно проинформировать собственников: в идеале пройти по всем квартирам, рассказать о том, что такое ТСЖ, и как будет проходить голосование.