Рынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся, считают эксперты автомобильного рынка. Так, если в 2007 году всего было продано 1,15 млн новых автомобилей в кредит, в 2008 году прогнозируется 1,9 млн автомобилей, а в 2009 году – около 2 млн автомобилей. В денежном выражении цифры соотносятся как $16 млрд – $28 млрд – $36 млрд. Несмотря на общее торможение рынка, снижать цены на автокредиты банкиры не собираются.
Первые покупки автомобилей в кредит в России были совершены не более десяти лет назад. При этом уже в 2003 году объем рынка автокредитования оценивался в 1,65 млрд USD, а в текущем году этот показатель вырастет до 28 млрд USD. То есть всего за пять лет емкость рынка увеличилась в 17 раз, а стоимость одного “среднестатистического” кредита выросла до 14,8 тыс. USD.
По оценке аналитического агентства “Автостат”, шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд USD. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка – 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд USD.
Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. “Это вполне вероятно, – комментирует заместитель генерального директора по кредитованию “Независимость-Финсервис” Сергей Цацулин. – Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты”.
Сегодня, по оценке “Независимость-Финанс”, в зависимости от марки “кредитные” автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых “автокредитных” банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).