Методы изучения дошкольников: эффективные способы психологического исследования детей в детском саду

Какие основные методы используются для изучения психологии дошкольников. Как применяется метод наблюдения в детском саду. Какие виды экспериментов проводятся с дошкольниками. Как анализируются продукты детской деятельности и проводятся беседы с детьми.

Основные методы изучения психологии дошкольников

Психология дошкольного возраста изучается с помощью различных методов, позволяющих получить достоверные данные о развитии ребенка. К основным методам относятся:

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Беседа
  • Анализ продуктов детской деятельности

Рассмотрим подробнее каждый из этих методов и их особенности применения в условиях детского сада.

Метод наблюдения в изучении дошкольников

Наблюдение является ведущим методом исследования психологии детей дошкольного возраста. Его преимущества заключаются в следующем:

  • Позволяет увидеть естественные проявления ребенка
  • Дает целостное представление о личности дошкольника
  • Не требует специального оборудования
  • Может проводиться в привычной для ребенка обстановке

Для получения объективных данных при наблюдении необходимо соблюдать ряд условий:


  1. Ребенок не должен знать, что является объектом изучения
  2. Наблюдение проводится систематически, а не от случая к случаю
  3. Необходимо правильно выбрать позицию наблюдателя

Виды наблюдения в детском саду

В зависимости от целей исследования выделяют следующие виды наблюдения:

  • Полное – изучение всех психических проявлений ребенка
  • Частичное – наблюдение за определенными аспектами поведения (например, только за речью или игрой)
  • Включенное – наблюдатель является участником деятельности детей
  • Невключенное – наблюдение со стороны, без вмешательства

Эксперимент как метод изучения дошкольников

Эксперимент предполагает создание специальных условий для изучения психики ребенка. Его особенности:

  • Проводится по четко разработанной методике
  • Позволяет изучать конкретные психические процессы
  • Дает возможность количественной и качественной оценки результатов

В детском саду чаще всего используются следующие виды экспериментов:

  1. Констатирующий – изучение наличного уровня развития
  2. Формирующий – исследование развития психики в процессе активного воздействия
  3. Контрольный – проверка эффективности проведенной работы

Особенности проведения экспериментов с дошкольниками

При организации экспериментов с детьми необходимо учитывать следующие моменты:


  • Эксперимент должен проводиться в привычной для ребенка обстановке
  • Задания должны быть понятны и интересны дошкольнику
  • Продолжительность эксперимента не должна превышать 15-20 минут
  • Необходимо создать положительную мотивацию у ребенка

Анализ продуктов детской деятельности

Данный метод позволяет изучать результаты творчества детей – рисунки, поделки, постройки и т.д. Его преимущества:

  • Объективность полученных данных
  • Возможность многократного анализа
  • Отсутствие влияния исследователя на результат

Что можно изучать с помощью анализа детских работ:

  1. Уровень развития воображения и творческих способностей
  2. Особенности восприятия окружающего мира
  3. Эмоциональное состояние ребенка
  4. Уровень развития мелкой моторики

Метод беседы в изучении дошкольников

Беседа позволяет получить информацию о внутреннем мире ребенка, его представлениях и переживаниях. Однако у этого метода есть ряд ограничений:

  • Может применяться только с детьми старше 4-5 лет
  • Ответы детей часто бывают краткими и формальными
  • Дошкольники не всегда могут выразить свои мысли словами

Правила проведения беседы с дошкольниками

Для получения достоверной информации при беседе необходимо соблюдать следующие правила:


  1. Вопросы должны быть понятны ребенку
  2. Беседа не должна быть длительной (не более 10-15 минут)
  3. Необходимо создать доверительную атмосферу
  4. Вопросы не должны содержать подсказки

Комплексное применение методов в изучении дошкольников

Для получения полной и объективной картины развития ребенка необходимо использовать различные методы в комплексе. Это позволяет:

  • Повысить достоверность полученных данных
  • Изучить разные аспекты психики дошкольника
  • Сопоставить результаты, полученные разными способами

Выбор методов исследования зависит от конкретных задач и условий проведения диагностики в детском саду.

Этические аспекты изучения дошкольников

При проведении психологического исследования детей необходимо соблюдать ряд этических принципов:

  • Получение согласия родителей на участие ребенка в исследовании
  • Обеспечение психологической безопасности дошкольника
  • Конфиденциальность полученных данных
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики

Соблюдение этих принципов позволяет провести исследование, не нанося вреда психическому здоровью ребенка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *