Жданова Т. Д.
Поведение великого множества живых существ, РІ том числе Рё земноводных, настолько разнообразно, что РґРѕ настоящего времени так Рё РЅРµ создано единой его классификации. РќРѕ РІСЃРµ же существуют некие общие критерии, позволяющие, РїРѕ мнению некоторых ученых, объединить РІСЃРµ формы поведения животных РІ три основные РіСЂСѓРїРїС‹: индивидуальное, репродуктивное Рё социальное поведение. Рто позволяет изучать как индивидуальные особенности поведения, так Рё взаимоотношения между самцами Рё самками, родителями Рё детьми, членами сообщества, также межвидовые взаимоотношения.
Рндивидуальное поведение включает широкий спектр целесообразных поведенческих актов, направленных РЅР° жизнеобеспечение отдельных особей. Основными его видами являются: пищедобывательное поведение – отыскание, схватывание, удержание добычи Рё последующее манипулирование нею. Амфибии – прекрасные стрелки. Так, лягушки замечают передвигающуюся добычу РЅР° расстоянии 3 Рј РѕС‚ себя Рё делают молниеносные Рё точные прыжки. Причем, решающий прыжок РѕРЅРё направляют РЅРµ РІ место нахождения добычи. Проанализировав направление Рё скорость ее движения, лягушка завершает прыжок РІ прогнозируемом месте. РџСЂРё этом РІ конце полета выбрасывает СЃРІРѕР№ липкий язык Рё ловко схватывает добычу; оборонительное (защитное) поведение, сопровождаемое как пассивно-оборонительными реакциями, так Рё активной защитой; исследовательская активность – комплекс реакций, знакомящих амфибий СЃ окружающей средой или источником раздражения. Рта активность создает базу для выработки индивидуального поведения РѕСЃРѕР±Рё; ювенильное поведение – поведенческие возможности молоди амфибий. Например, головастики, РІ отличие РѕС‚ СЃРІРѕРёС… родителей, предпочитают общество себе подобных. Р’ компании РѕРЅРё, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, чувствуют себя более комфортно, так как растут быстрее сверстников, выросших РІ изоляции. Установлено, что каким-то образом РѕРЅРё узнают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°.
Репродуктивное поведение связано с образованием брачных союзов, строительством жилищ, выведением потомства, его кормлением, защитой, воспитанием и др. Например, саламандры и тритоны демонстрируют удивительные танцы ухаживания, когда брачная пара как бы вальсирует. Самыми заботливыми среди них слывут американские безлегочные саламандры. Родители, будучи слабыми крохотными созданиями, смело защищают свое потомство. Десятисантиметровые папы и мамы набрасываются и кусают любого врага – жук ли это, птица или и даже человек.
Социальное поведение проявляется РІРѕ взаимодействиях животных РІ сообществе себе подобных. Рто может быть С…РѕСЂРѕРІРѕРµ пение, совместное преодоление пространства. Рзвестны случаи массовых миграций, например, молодых чесночниц или зеленых жаб, которые тысячами двигались стройными рядами РІ определенном направлении. Каким образом собирается вместе такое РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество, кто определяет цель Рё время миграции? Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ остаются РїРѕРєР° без ответа.
Рнстинктивное Рё приобретенное
Поведенческие особенности животных каждого вида воспроизводятся в новом организме на основе генетической программы зачастую с определенным воздействием каких-либо факторов. Для характеристики поведения живых существ обычно применяется следующая, чисто условная классификация:
Рнстинктивное поведение, которое соответствует базовой инстинктивной РѕСЃРЅРѕРІРµ Рё строится РїРѕ наследственной программе, РЅРµ требуя специального обучения.
Поведение на основе научения (обучения), формируемое постепенно, по мере накопления индивидуального опыта и приобретения определенных навыков. Способность к обучению обусловлена генетически.
Рлементарная рассудочная деятельность, проявляющаяся Сѓ животных некоторых РІРёРґРѕРІ РІ РЅРѕРІРѕР№ для РЅРёС… ситуации без предварительного обучения. РћРЅР° заложена РІ наследственной программе животного Рё реализуется только РїРѕРґ ее руководством для предоставления возможности РѕСЃРѕР±Рё принимать экстренные нетрадиционные решения. Наличие элементарной рассудочной деятельности Сѓ земноводных РЅРµ доказано.
Реальное поведение животных чаще всего представляет собой сложное переплетение базовых инстинктивных действий и приобретенного индивидуального опыта.
Рнстинктивное поведение
Рнстинктивные поведенческие акты – это как более простые безусловные рефлексы (мигание, сужение зрачков РЅР° свету Рё РґСЂ.), так Рё сложные комплексы действий РїСЂРё пищевой, репродуктивной, защитной, социальной Рё РґСЂСѓРіРёС… формах поведения. РћРЅРё РІС…РѕРґСЏС‚ РІ генотип животных конкретного РІРёРґР°, РІ том числе амфибий. РџРѕ постоянству РёС… можно сравнить СЃ морфологическими признаками этих животных. Установлено, что развития инстинктивного поведения как такового РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, то, что заложено, то Рё передается РёР· поколения РІ поколение РІ неизменном РІРёРґРµ. Такое поведение имеет лишь последовательные стадии, включаемые генетической программой РІ определенный период. РџСЂРё этом РѕРґРЅРё РІРёРґС‹ инстинктивного поведения сменяются последующими, Р° РґСЂСѓРіРёРµ сохраняются, РІС…РѕРґСЏ РІ заданный комплекс поведенческих актов РѕСЃРѕР±Рё.
Врожденное поведение являет собой сложную целостную реакцию всего организма особи. Ведь инстинктивные действия, из которых слагается такое поведение, в свою очередь состоят из комплексов четко скоординированных движений и поз. А те сопровождаются звуковыми и другими сигналами, секреторными процессами, явлениями терморегуляции, изменением окраски и тому подобными процессами. Например, безлегочная саламандра при встрече с противником тотчас демонстрирует все приемы угрозы. Она поднимает над собой хвост, покачивает им в разные стороны, раскрывает рот и пищит как мышь. Есть саламандры, которые обладают опасным для хищников хвостом – его верхний край нашпигован ядовитыми железами. При приближении противника такая саламандра выставляет свой хвост ему навстречу и, как и скорпион, с угрозой водит им взад-вперед, норовя ударить. При этом саламандра вытягивается на ногах, чтобы быть выше, и маневрирует телом так, чтобы между нею и противником всегда находилось ее ядовитое «оружие». Зачастую это повергает противника в бегство и спасает саламандре жизнь.
Существуют Рё неядовитые РІРёРґС‹, представители которых «маскируются» РїРѕРґ ядовитых (явление называется «мимикрия»). Несомненно, делают РѕРЅРё это РЅРµ потому, что «наблюдательны» Рё «учатся» Сѓ более защищенных животных РёС… окраске Рё поведенческой стратегии. Рти знания вложены РІ РЅРёС… РІ качестве врожденной программы Рё включены РІ общее видоспецифическое поведение.
Врожденное репродуктивное поведение
Пример инстинктивного репродуктивного поведения, включающего строительство жилища для будущего потомства, демонстрирует самец квакши-кузнеца. Он умело лепит из глины на дне мелких заводей округлый бассейн строго определенных размеров: ширина его – 30 см и высота стенок – 10 см. Вначале самец сооружает фундамент, вылепливая широкое кольцо из ила. Затем, ловко орудуя лапками, как каменщик мастерком, возводит на этом фундаменте стены. В заключение он тщательно полирует стены лапками и грудью.
Откуда Сѓ квакши-кузнеца взялось «умение» создавать такую совсем РЅРµ простую постройку? Какие «геометрические знания» помогают ему выдерживать заданные размеры? Почему лапки амфибии ловко выполняют РІ определенной последовательности РІСЃРµ строительные операции, даже если квакша делает это впервые? Ведь самец квакши выполняет РІСЃРµ сложнейшие операции, РЅРµ задумываясь над тем, что делает. РћРЅ изначально умеет строить бассейн для СЃРІРѕРёС… малышей благодаря врожденной программе действий. Рта программа заложена РІ маленькие головки всех без исключения мужских особей данного РІРёРґР°. Р РѕРЅРё ждут РїРѕСЂС‹ размножения, РєРѕРіРґР°, РІ силу внутреннего побуждения, сработает РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ механизм Рё задействует РІСЃСЋ цепочку РёР· последовательных звеньев репродуктивного поведения. Ртогда самец квакши-кузнеца устремится Рє СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ водоему Рё начнет строить бассейн. После окончания постройки (Р·Р° РґРІРµ-три ночи) самец зазовет РІ уютное «гнездо» самку для метания РёРєСЂС‹. Появившиеся через четыре-пять дней головастики Р±СѓРґСѓС‚ жить РІ бассейне РґРѕ превращения РІ маленьких квакш. Рнтересно, что молодь этого РІРёРґР° получает РІ наследство РЅРµ типичные для РјРЅРѕРіРёС… головастиков, Р° специальные жабры, для проживания РІ теплой РІРѕРґРµ мелкого бассейна, РіРґРµ мало кислорода. Жабры – перистые Рё необыкновенно большие, СЃ хорошо развитой газообменной поверхностью. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅРё, словно спасательные РїРѕСЏСЃР°, предназначены поднимать головастиков Рє РєСЂРѕРјРєРµ РІРѕРґС‹, чтобы облегчить РёРј дыхание. Р’СЃРµ здесь восхищает своей целесообразностью!
У каждого вида земноводных существует своя программа инстинктивного поведения при воспроизводстве. Под ее руководством одни животные строят бассейны, как кузнец, и оставляют свою икру и появившееся потомство под защитой надежных стен. Другие же, как, например, хвостатая амфибия амфиума, оберегают и активно защищают своих детей. Причем амфибия очень тщательно подбирает место под «детскую комнату». Для этого она обычно разыскивает заброшенную нору водных животных с подводным входом и жилой частью выше уровня воды. Отложив 50-80 икринок, самка обвивается вокруг них, предохраняя от высыхания и защищая от мелких хищников.
Тысячелетиями заботливые амфиумы выращивают СЃРІРѕРµ потомство именно таким СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј. РР· поколения РІ поколение передают РІ неизменяемом РІРёРґРµ запрограммированные знания Рѕ том, какое должно быть жилище для малышей, РіРґРµ его можно найти, как спасти РёРєСЂСѓ РѕС‚ гибели Рё РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Такая врожденная программа составляет РІСЃСЋ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ последовательность действий амфибий, как базовую для реального поведения каждой РѕСЃРѕР±Рё.
Реальное поведение
Современные экспериментальные данные свидетельствуют, что чисто врожденных форм поведения у большинства животных, к числу которых принадлежат амфибии, практически не существует. Несомненно, при рождении они уже обладают гигантским базовым комплексом сложнейшего инстинктивного поведения, позволяющим им жить, питаться, защищаться от врагов, размножаться и т.д. Но на этот комплекс сразу же начинают наслаиваться некоторый опыт и навыки, приобретаемые в процессе индивидуальной жизни и научения. В результате создается общий комплекс целесообразного реального поведения особи в конкретных условиях. Вызвано это не собственным «желанием» животных и не их случайным образом возникшими индивидуальными способностями, а связано с мудростью врожденной программы жизнедеятельности каждой особи. Генотипом жестко закреплен основной поведенческий репертуар животных каждого вида. Но, кроме того, предусмотрена способность к лабильности и пластичности их поведения для расширения жизненных возможностей. Ведь судьба особи и вида в целом не должна зависеть от того, сумеют ли живые существа «пройти по лезвию бритвы» полного соответствия инстинктивного поведения тому многообразию условий среды, в которых они находятся. Да и возможно ли запрограммировать все типы и всю последовательность стереотипных действий «на все случаи жизни».
Содержанием многих исследовательских работ стала проверка способности различных животных к обучению.
Способность к научению
Земноводных всегда считали малоспособными существами. Ведь Сѓ РЅРёС… такой крохотный РјРѕР·Рі, что, заглянув РІ череп, неопытный анатом может его РЅРµ разглядеть. Однако оказалось, что амфибии отличаются РЅРµ только видотипичным, РЅРѕ Рё индивидуальным поведением, наделены неплохой памятью, способностью Рє обучению (научению), выработке условных рефлексов. Благодаря тому, что РёРј дана способность Рє обучению, РјРЅРѕРіРёРµ события естественной жизни амфибий более разнообразны Рё полноценны. Рто формирование навыков Рё РїСЂРё добывании пищи, Рё РІ строительной деятельности Рё РІ том, как избегать опасные участки местности или несъедобную добычу, Рё опыт РїСЂРё взаимодействии СЃ членами сообщества или хищниками.
Р’ природных условиях очень трудно наблюдать Р·Р° тем, как изменяется инстинктивное поведение, вследствие научения. Поэтому основные выводы РѕР± СѓСЂРѕРІРЅРµ врожденной способности этих животных Рє приобретению тех или иных навыков ученые делают РёР· экспериментов. Лабораторные опыты позволяют наблюдать, как земноводные постепенно обучаются справляться СЃ заданиями исследователей. Рта способность Рє обучению основана РЅР° присущих РёРј наследуемых свойствах лабильности Рё пластичности, Р° также достаточно объемной памяти.
Еще с начала прошлого века использование лабиринтов стало излюбленным методом изучения способности животных к обучению. В лабиринте животное должно делать выбор между различными путями. За выбранный правильно путь оно получает пищевое вознаграждение. При многократном помещении в лабиринт животное научается приходить к цели, не делая ошибок. Простейший тип лабиринта – Т-образный, где выбор нужно сделать лишь один раз. Рхвостатые, и бесхвостые земноводные с успехом учатся находить в нем дорогу. Так, тигровые саламандры усваивали, что, дойдя по коридорчику до развилки, чтобы попасть в свое убежище, им нужно свернуть вправо. Жабы тоже, некоторое время поблуждав в лабиринте, запоминали дорогу к выходу и в дальнейшем ошибок не делали. Справлялись они с этим лучше лягушек.
Память и способность к выработке условных рефлексов
Память – это замечательное свойство нервной системы длительно хранить Рё постоянно использовать как переведенную РІ РєРѕРґС‹ наследственную информацию, так Рё приобретенные знания Рѕ событиях внешнего РјРёСЂР° Рё реакциях организма. Благодаря своей памяти земноводные РЅРµ только запоминают полученные РІ процессе жизнедеятельности СѓСЂРѕРєРё, РЅРѕ Рё пользуются этими знаниями РІСЃСЋ жизнь. Установлено, что даже те навыки, которые были приобретены РІ раннем периоде, РЅРµ утрачиваются РІ С…РѕРґРµ метаморфоза, хотя РІ это время РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ некоторая перестройка РјРѕР·РіР°. Рменно память создает непрерывность существования животных РІРѕ времени. Рто та нить, которая организует Рё удерживает вместе различные СЌРїРёР·РѕРґС‹ сенсорного восприятия окружающего РјРёСЂР°, Р° также те знания, которые находятся РІ хранилище, полученном РѕСЃРѕР±СЊСЋ РїРѕ наследству. Например, РјРѕР·Рі лягушки получает РѕС‚ зрительного анализатора информацию, что поблизости находится движущийся объект. РўРѕРіРґР° РјРѕР·Рі РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ сложный сравнительный анализ этой сенсорной информации СЃ теми знаниями, которые хранятся РІ памяти. Р’ результате выдается решение: это - насекомое Рё его следует атаковать или это – хищник Рё РѕС‚ него нужно поспешно прыгнуть РІ РїСЂСѓРґ.
Р’ природных условиях земноводные хорошо запоминают топографию СЃРІРѕРёС… территорий. Рксперименты СЃ огненной саламандрой показали, что РѕРЅР° всегда пользуется зрительными ориентирами РїСЂРё охоте Рё возвращении РґРѕРјРѕР№. Ее хорошая зрительная память подтверждена Рё РІ лабораторных условиях. Саламандра без РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ труда запоминает картинку над РІС…РѕРґРѕРј РІ СЃРІРѕРµ убежище. Причем выбирать животному приходилось РёР· четырех различных вариантов картинок: три РёР· РЅРёС… были помещены над отверстиями СЃ ложными убежищами Рё только РѕРґРЅР° – над настоящим. Картинки постоянно меняли местами, РЅРѕ саламандра успешно справлялась СЃ задачей.
РџСЂРё обучении, которое называют ассоциативным, РІ центральной нервной системе формируется временная СЃРІСЏР·СЊ между РґРІСѓРјСЏ стимулами. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… для животного изначально безразличен, Р° РґСЂСѓРіРѕР№, например, пищевой играет роль вознаграждения или вызывает неприятные ощущения. Появление такой СЃРІСЏР·Рё обнаруживается экспериментально РїРѕ изменениям поведения амфибий, которые Рё называют условными рефлексами. Специфичность пищевого поведения земноводных заключается РІ РёС… реакции преимущественно РЅР° движущиеся объекты. Поэтому эксперименты СЃ амфибиями строятся СЃ учетом этой особенности. Например, используя качающуюся СЃ помощью пинцета приманку, РёС… можно научить реагировать РЅР° определенный Р·РІСѓРє. Серые жабы усвоили, что РЅРµ стоит хватать именно ту движущуюся РјСѓС…Сѓ, появление которой сопровождается каким-либо Р·РІСѓРєРѕРј. Ртот условный рефлекс выработан благодаря тому, что эту РјСѓС…Сѓ предварительно смочили лимонной кислотой, что делало ее абсолютно невкусной. Р’ данном случае установилась временная СЃРІСЏР·СЊ между ранее безразличным Р·РІСѓРєРѕРј Рё предъявлением несъедобной РјСѓС…Рё. Рными словами, определенный Р·РІСѓРє стал вызывать РІ РјРѕР·РіСѓ жабы воспоминания Рѕ неприятных ощущениях, Рё РјСѓС…Сѓ РІ сопровождении Р·РІСѓРєР° РѕРЅР° перестала хватать.
Подобным образом можно выработать условные рефлексы с помощью света. Земноводных научили приходить к кормушке за пищей не только в определенное время, но и стремиться к ней в момент зажигания света. Они способны быстро усвоить, что зажженный свет всегда сопровождается появлением раскачивающейся вкусной добычи.
Земноводные обнаруживают способность вырабатывать условный рефлекс и в экспериментах с искусственными стимулами. Так, их можно научить не трогать приманки, имитирующие червей, жуков и бабочек. Лягушки после обучения перестают хватать приманки определенного цвета, величины и даже формы. Оказалось, они, подобно кошкам, воронам и многим другим позвоночным животным, способны различать квадраты и круги.
Память земноводных позволяет хорошо запоминать СѓСЂРѕРєРё Рё направляться Р·Р° РєРѕСЂРјРѕРј РЅРµ только РІ определенное время или место, РІ сопровождении Р·РІСѓРєР° или света, РЅРѕ Рё выбирать только съедобную пищу. Без разбора РєРѕСЂРј РјРѕРіСѓС‚ хватать совсем неопытные молодые амфибии. Врожденные знания вместе СЃ приобретенным опытом, помогают взрослым РѕСЃРѕР±СЏРј РЅРµ трогать ядовитых гусениц. Рђ если РѕРЅРё получили СѓРєСѓСЃ РїСЂРё РїРѕРёРјРєРµ насекомых, вооруженных жалом, то запоминают это надолго Рё избегают контактов СЃ РЅРёРјРё. Р РІ естественных условиях память земноводных способствует обучению Рё выработке условных рефлексов, дополняя врожденные знания приобретенными навыками. Рксперименты, например, СЃ жабой это СЃ успехом подтверждают. Вначале РѕРЅР° съела предложенную стрекозу, Р° затем РјСѓС…Сѓ-ктырь, которая внешне очень напоминает шмеля. Затем ей дали шмеля РІ РІРёРґРµ раскачивающейся приманки. Жаба набросилась РЅР° насекомое, РЅРѕ, получив СѓРєРѕР» РІ язык, тотчас его выплюнула. РљРѕРіРґР° ей предложили следующего шмеля, РѕРЅР° РЅРµ стала РЅР° него бросаться, Р° пригнула голову Рє земле, хорошо РїРѕРјРЅСЏ СѓСЂРѕРє. Затем ей СЃРЅРѕРІР° дали похожую РЅР° шмеля безобидную РјСѓС…Сѓ-ктырь. Однако реакция РЅР° нее была уже отрицательной. Рлишь стрекозу жаба мгновенно проглотила. Таким образом, жаба имеет неплохую память, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° делать выводы, приобретать опыт Рё, благодаря этому, отличать съедобную добычу РѕС‚ опасной для себя.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/