Хоменков А. С.
В чем причины сходства между людьми и обезьянами?
Современное человечество уже похоже свыклось с тем, в чем его столь долго и упорно убеждали ученые-эволюционисты. Дескать, нравится нам или нет, но обезьяны – это наши ближайшие родственники, поэтому мы на них и похожи.
Однако это расхожее убеждение натолкнулось РЅР° препятствие РІ РІРёРґРµ полного отсутствия окаменелостей промежуточных форм между обезьяной Рё человеком. Ртот факт, Р° также СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС… принципиальных трудностей эволюционного учения, подталкивает нас искать альтернативное объяснение поставленного выше РІРѕРїСЂРѕСЃР°.
Р’ христианстве существует традиция, восходящая Рє блаженному Августину, называть дьявола обезьяной Бога. Здесь имеется РІ РІРёРґСѓ то, что РґСЊСЏРІРѕР» обладает неким карикатурным сходством СЃ Творцом, Вседержителем Рё Рскупителем РјРёСЂР°: может творить некие пародии РЅР° чудеса, обольщать людей СЃРІРѕР№ ложной духовностью Рё С‚. Рґ. Р’ контексте этих представлений обезьяна выступает карикатурой человека, его пародийным РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРј.
Человек, как учит нас Священное Писание, создан РїРѕ образу Божию (Быт. 1, 26 – 27). РќРѕ это высочайшее свойство человека, может быть замутнено его страстями Рё пороками, искажающими РІ человеке образ своего Творца. Ртогда вместо этого величественного образа, РІ соответствии СЃ которым РѕРЅ создан, РІ нем начинает проявляться его пародийный образ, который РІРѕ всей своей полноте РѕРЅ может наблюдать Сѓ обезьян. Последние же, как учил СЃРІ. Роанн Дамаскин, служат человеку объектом увеселения, то есть РјСЏРіРєРѕ Рё ненавязчиво напоминают, РЅР° РєРѕРіРѕ РѕРЅ будет походить, если подпадет РїРѕРґ власть СЃРІРѕРёС… страстей.
Можем ли мы найти в современной науке подтверждение таких представлений о предназначении обезьяны?
Чтобы лучше понять, какие сведения нам следует искать РІ современной приматологии, попробуем подойти Рє проблеме нашего сходства СЃ обезьянами СЃ позиции, очерченной известным биологом XIX столетия Жаном Луи Агассисом. Ртот ученый назвал науку переводом мыслей Творца РЅР° человеческий язык. Попробуем Рё РјС‹ подумать, какими чертами должен был Р±С‹ наделить Творец РїСЃРёС…Рѕ-физиологическую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ пародийного РґРІРѕР№РЅРёРєР° человека?
Представим себе существо, являющего собой внешнюю копию человека, но при этом не способное не говорить, ни вести себя по-человечески, но всеми своими повадками похожее на животное. Наблюдение за ним вызвало бы скорее не смех, а чувство брезгливого отвращения. Очевидно, что для того чтобы вызвать у человека улыбку из-за сходства с некоторыми неприглядными качествами его характера нужно нечто совсем противоположное: внешность должна быть похожа на человеческую лишь в незначительной, "карикатурной" степени. Сходство же должно быть именно в формах поведения, в повадках, в жестах, в том внутреннем устроении, который мы улавливаем нашим "шестым чувством". Чтобы обезьяна была пародийным двойником человека, у нее за специфической обезьяньей внешнотью должно находиться почти что "человеческая начинка". Чтобы мимика и жесты обезьяны напоминали человеческие, у нее должно быть почти такое как и у нас строении мышечного волокна, почти такой же его биохимический состав, почти такой же тип функционирования головного мозга.
Что по поводу всего этого может сказать современная приматология?
Руководитель лаборатории информационного анализа проблем медицинской приматологии Р. Рџ. Фридман пишет: "Биологи уже давно бьются над РѕРґРЅРѕР№ загадкой: почему РїСЂРё столь заметном даже неспециалисту анатомическом различии человека Рё шимпанзе белки РёС… СЃС…РѕРґРЅС‹ РЅР° 99%?" [1]. Приведем пример: РІРёРґС‹ лягушек или бйлок РІ пределах РѕРґРЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° отличаются РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° РїРѕ биохимическому составу "РІ 20 – 30 раз больше, чем шимпанзе Рё человек" [2]. Рэти лягушки Рё бйлки очень похожи РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°. Человек же РѕС‚ обезьяны внешне значительно отличается.
Подобная же близость, как и следовало ожидать, была обнаружена и на генетическом уровне. Так, "на основании изучения 44 локусов, "ответственных" за свойства исследовавшихся 44 белков, Кинг и Вильсон установили генетическую дистанцию между человеком и шимпанзе: 0,620. Такая дистанция соответствует различиям даже не видов одного рода, а подвидов, например, домовой мыши или ящерицы. (...) Позже, однако выяснилось, что Кинг и Вильсон еще и завысили упомянутую генетическую дистанцию. При более тщательном изучении методом электрофореза белковых продуктов 23 генных локусов (где кодируются соответственно 23 семейства белков) Е. Брюс и Ф. Айала (Калифорнийский университет) показали в 1979 году: генетическая дистанция человека – шимпанзе равняется 0,386..." [3]. Подобную генетическую и биохимическую близость, как известно, имеют "виды-двойники насекомых и млекопитающих" [4]. Такие виды-двойники внешне почти не различимы.
Очевидно, что для того, чтобы обезьяна с успехом справлялась с возложенной на нее задачей – напоминать своими повадками человека – ее мозг также должен быть очень похожим на человеческий. Рдействительно, такое сходство мы можем обнаружить как в строении, так и в функционировании мозга. Как отмечает исследователь С.Н. Оленев, "неоднократные попытки выявить ядерные структуры или корковые поля, присущие только человеку и отсутствующие у высших обезьян, дали весьма скромные результаты: сходство по тысячам признаков, а различия – по единицам" [5]. При этом и "становление компонентов электроэнцефалограммы у обезьян после рождения проходит те же стадии, что и у растущего человека" [6]. Кроме того "только обезьянам свойственен "монофазный" ночной сон с такими же стадиями, как у человека" [7].
Следствием всего этого, РІРёРґРёРјРѕ, является Рё отмеченная исследователями схожесть выражения глаз – "зеркала души" – человека Рё обезьяны, способность человека читать РїРѕ глазам обезьяны переживаемые ею эмоции. Так, РїРѕ свидетельству исследователя Джорджа Шаллера, наблюдавшего Р·Р° гориллами РІ естественных условиях, "РІСЃРµ переживания отражаются Сѓ РЅРёС… РІ глазах – РјСЏРіРєРёС…, темно-карих. Рти глаза как Р±С‹ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, передавая РІСЃРµ мысли, раскрывая постоянно изменяющиеся эмоции... Р’ РёС… глазах СЏ читал колебание, беспокойство, любопытство, отвагу или раздражение. РРЅРѕР№ раз, РєРѕРіРґР° СЏ встречался СЃ гориллой лицом Рє лицу, выражение ее глаз более чем что-либо говорило Рѕ чувствах животного, помогая РјРЅРµ решить, как лучше поступить РІ данном случае" [8]. Встреча СЃ гориллой РІ РґРёРєРёС… условиях существенно отличается РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… встреч СЃ опасными для жизни РґРёРєРёРјРё животными, РїСЂРё которых единственное чувство Сѓ беззащитного человека – это желание поскорее убежать. Как пишут исследователи, "РІС‹ понимаете, что перед вами зверь, РґРёРєРёР№, инстинктивно враждебный, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ своей убийца. РќРѕ РїСЂРё встрече СЃ гориллой возникает ощущение взаимопонимания. Как Р±С‹ РІС‹ РЅРё были напуганы, РІС‹ РІСЃРµ-таки сознаете, что можно сделать какой-то жест или издать какой-то Р·РІСѓРє, который животное СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ понять. Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РІС‹ РЅРµ испытываете инстиктивного желания повернуть Рё убежать" [9].
Способность передавать сходные СЃ человеческими эмоции отражена Рё РІ особенностях строения Рё функционирования мимической мускулатуры обезьян. "Р’ отличии РѕС‚ всех животных обезьяны располагают очень развитой мускулатурой лица, что позволяет РёРј, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ человеку, широко использовать РјРёРјРёРєСѓ" [11], которая Сѓ "высших Рё даже низших обезьян очень близка Рє человеческой – уже давно установлено, что лицо гориллы состоит РёР· тех же элементов, что Рё Сѓ человека" [10]. Рто сходство простирается РґРѕ того, что, РїРѕ наблюдениям РѕРґРЅРѕРіРѕ исследователя, детеныш шимпанзе может РЅРµ только улыбаться, РЅРѕ Рё смеяться – единственный случай такого СЂРѕРґР° среди животных [12].
Характерно, что РєРѕРіРґР° было выяснено наличие феноменальной биохимической Рё генетической схожести между человекообразными обезьянами Рё человеком, некоторые ученые выдвинули предположение, что подобная же схожесть наблюдается Рё РІРѕ внешнем РІРёРґРµ, РЅРѕ РјС‹ ее РЅРµ замечаем, так как человек субъективно более склонен улавливать различия между СЃРѕР±РѕР№ Рё обезьяной. Было высказано предположение, что "таксономисту, РЅРµ относящемуся Рє Homo sapiens, шимпанзе Рё человек казались Р±С‹ видами-двойниками, принадлежащими Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ СЂРѕРґСѓ" [13]. Рто предположение было подвергнуто объективной проверке: проведены "количественные сравнения между человеком Рё шимпанзе РїРѕ таким же морфологическим признакам, которые используются систематиками для выявления различий между бесхвостыми амфибиями РїРѕ форме РёС… тела. Оказалось, что человек Рё шимпанзе различаются РїРѕ этим критериям РІ несколько большей степени, чем бесхвостые амфибии, принадлежащие Рє разным подотрядам" [14].
Таким образом парадокс между внутренним сходством и внешним различием обезьян и человека можно считать объективно выявленным современной наукой фактом. Рон может быть объяснен лишь с позиции специального замысла Творца о своем творении, в рамках которого обезьяне отведена роль нашего пародийного двойника.
В живой природе можно найти и другие примеры человекообразия, призванного поучать человека. Еще в начале семидесятых годов ХХ столетия в литературе появились сообщения об удивительном открытии "человеческих" закономерностей в пении таких птиц, как лесной конек, американский пестрый дрозд и некоторых других. Запись пения и последующее замедленное воспроизведение песни этих птиц показала, что здесь "мы встречаем "человеческие" мелодии, которые напоминают нам строфические формы народной песни. Сложная мелодическая структура, выявленная в голосах этих видов, до сих пор была известна лишь из человеческой музыки" [15].
Здесь мы сталкиваемся с человекообразием совершенно иного характера, по сравнению с тем, что можно наблюдать у обезьян. Его смысл видимо связан с поучением человека в воздаянии хвалы Творцу мира – той Жизни, которая, по словам св. Дионисия Ареопагита, "оживляет и согревает весь животный и растительный мир", так что "в животных и растениях жизнь проявляется словно отдаленное эхо Жизни", и поэтому живые существа "воспевают Ее как неоскудеваемую подательницу жизни" [16,17].
Список литературы
1. Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян. – Рњ.: Знание. 1991, СЃ. 148.
2. Фридман Р. Рџ. Приматы. – Рњ.: Наука. 1979, СЃ. 204.
3. Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян, СЃ. 173 – 174.
4. Фридман Р. Рџ. Приматы, СЃ. 204.
5. Цит. РїРѕ: Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян, СЃ. 159.
6. Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян, СЃ. 163.
7. Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян, СЃ. 182.
8. Цит. по: Нейпье П., Нейпье Дж. Обезьяны. – М.: Мир. 1984, с. 27.
9. Нейпье П., Нейпье Дж. Обезьяны, с. 24.
10. Фридман Р. Рџ. Ртюды Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ обезьян, СЃ. 155.
11. Фридман Р. Рџ. Лабораторный РґРІРѕР№РЅРёРє человека. – Рњ.: Наука. 1972, СЃ. 97.
12. Джордж Шаллер. Ссылка по: Нейпье П., Нейпье Дж. Обезьяны, с. 27.
13. Рэфф Р .; Кофмен Рў. РРјР±СЂРёРѕРЅС‹, гены Рё эволюция. – Рњ.: РњРёСЂ. 1986, СЃ. 92 – 93.
14. Рэфф Р .; Кофмен Рў. РРјР±СЂРёРѕРЅС‹, гены Рё эволюция, СЃ. 93.
15. Сёке П. Звукомикроскопия и биологическая "музыкальность" голоса птиц // Вестник Московского университета. Биология, почвоведение. № 1. 1973, с. 29.
16. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. – Киев. 1991, сс. 67, 66, 67.
17. Сёке П. Звукомикроскопия и биологическая "музыкальность" голоса птиц, с. 31.