В состав Дальневосточного экономического района входят : Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края , Республика Саха (Якутия) , Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом) , Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских , Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть Японского лежит в области субтропического.
Растительный и животный мир морей Тихого океана намного богаче морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50 метров , образуют иногда настоящие подводные леса.
На островах очень много птиц: кайр , чаек , балканов , топориков , белобрюшек , глупышей. В настоящее время промысловую ценность в дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных берегов полуострова Камчатка ведется лов крабов.
Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей. Важнейшими рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского побережья , Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча. На нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и Сахалина.
В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране предприятие , где в естественных условиях моллюсков (гребешки , гигантские устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от индустриальных центров Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами километров. Рпо прежнему единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль , по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров , что составляет примерно неделю езды на скором поезде.
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.
В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов , лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.
Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью , что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов , крупнейший из них Ключевская Сопка , много гейзеров.
Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные , с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения Куросио , возможна круглогодичная навигация.
Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют СЂСѓРґС‹ цветных металлов Рё редких металлов. Рто РѕРґРёРЅ РёР· важнейших золотоносных районов Р РѕСЃСЃРёРё. Месторождения СЂСѓРґРЅРѕРіРѕ Рё рассыпного золота сосредоточены РІ бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , РђРјСѓСЂР°, Селемджи , Буреи , РЅР° Чукотке Рё РЅР° склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные , вольфрамовые , свинцово-цинковые СЂСѓРґС‹ открыты Рё разрабатываются РІ Республике Саха , Магаданской области , РІ отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены РЅР° Чукотке , РІ Якутии Рё Хабаровском крае. Р’ Томмоте РЅР° верхнем Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада Республики Саха - “Мир”, “Удачное” Рё РґСЂ.
В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.
Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов , особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий. На юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно небольшие , разбросаны по территории района.
Выявлены РЅР° территории района нефтегазоносные провинции : РЅР° Сахалине, Камчатке , Чукотке , РІ Магаданской области , РЅРѕ разрабатываются РїРѕРєР° только месторождения нефти РћС…Р° Рё РўСѓРЅРіРѕСЂ РЅР° севере Сахалина. Нефть высокого качества , РЅРѕ ее РЅРµ хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен РІ Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Рто РѕРґРёРЅ РёР· важнейших перспективных газоносных районов.
Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья : мергелем , известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также серой , графитом , слюдой.
Гидрографическая сеть района очень обширна Рё РјРЅРѕРіРѕРІРѕРґРЅР°. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены , РђРјСѓСЂР° , РЇРЅС‹ , РРЅРґРёРіРёСЂРєРё , Колымы Рё С‚.Рґ. Реки концентрируют РІ себе огромные запасы гидроэнергии , богаты ценными видами рыб , являются транспортными путями , РІ том числе Рё Р·РёРјРѕР№ , РєРѕРіРґР° РїРѕ льду прокладываются Р·РёРјРЅРёРєРё. Богат район Рё термальными водами. Горячие источники , особенно РЅР° Камчатке , питают реки , которые Р·РёРјРѕР№ РЅРµ замерзают. РЎ вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Р’РѕРґР° горячих источников содержит цинк , СЃСѓСЂСЊРјСѓ , мышьяк , имеет лечебное значение Рё открывает большие возможности для создания курортной базы.
Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана : Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета, нерка , чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб , ясень , клен и т.д.
Особенности физико-географического положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района,что вызвало неравномерность заселения и освоения района.
В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная , малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного полушария. Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое количество осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное переувлажнение почв , что создает большие трудности для сельского хозяйства.
Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская область.
Ркологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер , связанный СЃ размещением производительных СЃРёР» РЅР° необъятных территориях СЃ различным уровнем освоенности. Нагрузка РЅР° окружающую среду РЅРѕСЃРёС‚ РЅРµ сплошной , Р° очаговый характер , который ведет Рє серьезным локальным нарушениям , РїСЂРё этом нужно иметь РІ РІРёРґСѓ , что большая часть района находится РІ Р·РѕРЅРµ многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами , сохранения уникального видового состава биоты , снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходевсначала пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья.
В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.
Р’ 1639 РіРѕРґСѓ Р.Москвитин СЃ отрядом казаков вышел Рє Охотскому РјРѕСЂСЋ , заложил острожек РІ устье реки Улья , обследовал РЅР° значительном протяжении побережье. Р’ 1643-1646 годах Р’.РџРѕСЏСЂРєРѕРІ совершил РїРѕС…РѕРґ Рє РЅРёР·РѕРІСЊСЏРј РђРјСѓСЂР°. Р’ 1649-1652 годах Р•.Хабаров осуществил РґРІРµ экспедиции РІ приамурские земли Рё основал там несколько РіРѕСЂРѕРґРѕРІ - Албазин , Ачин Рё РґСЂ. РЎ.Дежнев Рё Р¤.Алексеев РЅР° кочах (лодках) РІ 1648 РіРѕРґСѓ достигли восточной оконечности РђР·РёРё. Выступив РёР· Анадырского острога , отряд Р’.Атласова добрался РґРѕ Камчатки. РџРѕ “челобитным” Рё “сказам” первопроходцев Рџ.Р.Годуновым РІ 1667 РіРѕРґСѓ была составлена карта - “Чертеж СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ земли”.
Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были определены очертания северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и Командорские острова , разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
Географические открытия Рё обследования , сделанные РІ 18-РѕРј веке , подготовили исторические плавания СЂСѓСЃСЃРєРёС… РјРѕСЂСЏРєРѕРІ РІРѕРєСЂСѓРі света Рє берегам Дальнего Востока : Р.Р¤.Крузенштерна Рё Р®.Р¤.Лисянского (1803-1806 РіРѕРґС‹) , Р’.Рњ.Головина (1807-1809 Рё 1817-1819 годах) , Рњ.Рџ.Лазарева (1813-1816 Рё 1822-1825 годах) , Р¤.Рџ.Литке (1826-1829 годах) Рё РґСЂ.
Р’ 1849 РіРѕРґСѓ экспедицией Р“.Р.Невельского были установлены островное положение Сахалина Рё возможность выхода РёР· устья РђРјСѓСЂР° РІ РјРѕСЂРµ. РќР° Дальнем Востоке были созданы опорные пункты : Петропавловск-РЅР°-Камчатке , Николаевск-РЅР°-РђРјСѓСЂРµ , Владивосток.
Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия законов о переселенцах.
Рнтерес Рє Дальнему Востоку РІРѕР·СЂРѕСЃ , РєРѕРіРґР° РІ 1891 РіРѕРґСѓ началось строительство Транссибирской железной РґРѕСЂРѕРіРё. Были развернуты геологические , географические , экономические Рё РґСЂСѓРіРёРµ исследования. Р’СЃРµ это дало импульс Рє развитию производительных СЃРёР» Дальнего Востока : появились промышленные (горные , рыбные) Рё транспортные предприятия , расширились промыслы пушнины Рё РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ зверя (котиков) , увеличилось сельскохозяйственное производство , возросла торговля.
Однако РІ целом Дальний Восток РІ экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской Р РѕСЃСЃРёРё. Правительство видело РІ нем сырьевой “придаток” для метрополии. Рспользовались лишь те РёР· природных богатств Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина , лососевые рыбы) , которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы Рё население.
Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабонаселенной территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году в районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.
Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток - самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха , Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также много украинцев , татар , евреев и большая группа коренных народностей - коряков , нанайцев , нивхов , ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей , эскимосов и др.
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РРљРћРќРћРњРЧЕСКОГО РАЙОНА
АДМРРќРРЎРўР РђРўРР’РќРћ- ТЕРРРРўРћР РАЛЬНАЯ ЕДРРќРЦА | НАСЕЛЕНРР• ЧЕЛОВЕК. | ПЛОЩАДЬ РљРњ. РљР’. | РљРћР›-Р’Рћ ГОРОДОВ | ПЛОТНОСТЬ РќРђРЎР•- ЛЕНРРЇ ЧЕЛ.РќРђ РљР’. РљРњ. |
РЇРљРЈРўРРЇ | 900000 | 3103200 | 10 | 0.29 |
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ | 443000 | 472300 | 3 | 0.93 |
ЧУКОТСКРР™ РђРћ | 110000 | 737300 | 0 | 0.15 |
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ | 250000 | 36000 | 2 | 6.94 |
РЎРђРҐРђР›РРќРЎРљРђРЇ ОБЛАСТЬ | 709000 | 87100 | 19 | 8.14 |
ХАБАРОВСКРР™ РљР РђР™ | 1794000 | 824600 | 9 | 2.17 |
РџР РРњРћР РЎРљРР™ РљР РђР™ | 2189000 | 165900 | 9 | 13.19 |
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ | 1053000 | 363700 | 9 | 2.89 |
РљРћР РЇРљРЎРљРР™ РђРћ | 40000 | 301500 | 0 | 0.13 |
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 410000 | 461400 | 3 | 0.89 |
В
Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания , национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама , мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность , сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства Рё РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ промысла являются Охотское , РЇРїРѕРЅСЃРєРѕРµ Рё Берингово РјРѕСЂСЏ Рё восточная часть РўРёС…РѕРіРѕ океана. Р’ последние РіРѕРґС‹ промысловые СЃСѓРґР° Дальнего Востока ведут добычу рыбы также РІ водах РРЅРґРёР№СЃРєРѕРіРѕ океана Рё южной части РўРёС…РѕРіРѕ океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной техникой. Введены РІ действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск , Находка , Николаевск-РЅР°-РђРјСѓСЂРµ , Охотск Рё РґСЂ. Построены холодильные комбинаты , крупнейшие РёР· РЅРёС… находятся РІ Петропавловске-Камчатском Рё Комсомольске-РЅР°-РђРјСѓСЂРµ.
Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока
Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-бумажная Рё деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный вес РІ вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги, целлюлозы Рё древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІ Хабаровском Рё РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРј краях Рё РІ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. Центры лесопиления - Рмен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск , Комсомольск-РЅР°-РђРјСѓСЂРµ , РђРјСѓСЂСЃРє , РҐРѕСЂ , Бикин Рё РґСЂ. Производство фанеры создано РІРѕ Владивостоке Рё Биробиджане , мебели - РІ Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - РІ Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита РЅР° Сахалине (Углегорск , Поронайск Рё РґСЂ.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру , однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) , Владивосток , Находка , Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки РіСЂСѓР·РѕРІ Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше РіСЂСѓР·РѕРІ , чем вывозит. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ объем перевозок приходится РЅР° железные РґРѕСЂРѕРіРё. Доля транспортных расходов РІ себестоимости дальневосточной продукции выше , чем РІ РґСЂСѓРіРёС… районах. Рто связано СЃ тем , что большая часть РіСЂСѓР·РѕРІ привозится издалека. Р’ вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес Рё пиломатериалы , концентраты СЂСѓРґ цветных металлов. Однако РІ последние РіРѕРґС‹ РІРѕР·СЂРѕСЃ уровень комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие Рё обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось РЅР° структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.
Найболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются :
дальнейшее разгосудаствление экономики района;
возникновение элементов свободной конкуренции;
создание рыночной инфраструктуры;
устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
Ркологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. Р’ РёС… числе : лесные пожары , последствия тайфунов Рё землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии РЅР° нефтегазопромыслах Рё РґСЂСѓРіРёС… промышленных объектах , умышленный СЃР±СЂРѕСЃ РІ реки Рё РјРѕСЂСЏ , Р° также РІ атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем РІ регионе создано РќРџРћ “Ркопрос” , разрабатывающее Рё внедряющее , РІ частности , концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа РІ местах освоения месторождений нефти Рё газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.
Р’ южную Р·РѕРЅСѓ интенсивного развития РІС…РѕРґСЏС‚ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРёР№ край , южные части Хабаровского края , РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ Рё Сахалинской областей. Рто наиболее развитая РІ экономическом отношении часть Дальнего Востока. РћСЃРЅРѕРІСѓ хозяйства южной Р·РѕРЅС‹ составляют РјРѕСЂРµ- , лесо- Рё горнопромышленные комплексы. Р’ настоящее время идет развитие РїРѕ пути сочетания ведущих отраслей промышленности СЃ обслуживающими отраслями Рё сельским хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн.
Р’ бассейнах рек Олекмы Рё Чары разведаны магнетитовые кварциты. Рто дает возможность создать РІ перспективе РєСЂСѓРїРЅСѓСЋ базу для черной металлургии РЅР° Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района , и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района , экономических показателей работы , совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если РґРѕ недавнего времени РІРІРѕР· РіСЂСѓР·РѕРІ РЅР° Дальний Восток РІ четыре раза превышал РёС… вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем РІРІРѕР·. Рто свидетельствует Рѕ повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических проблем.
Список литературы
Алексеев Рђ.Р., Николина Р’.Р’. География: население Рё хозяйство Р РѕСЃСЃРёРё. — Рњ., 1996.
Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
Андрей Рванов, Остров СЃРѕРєСЂРѕРІРёС‰. — РќРѕРІРѕРµ Время, — 1996, в„–7.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/