Термин "золотой миллиард" образовался как синтез двух крупных идей современной западной культуры, которые принимают самое разное обличье - от квазинаучных до сугубо идеологических и даже мистических, религиозных. Одна идея - представление о "Золотом веке" прогресса и благоденствия. Другая - пессимистическое признание ограниченности ресурсов Земли и невозможности распространения этого благоденствия на все нынешнее население планеты.
Разумеется, термин "золотой миллиард", как сильно "идеологически нагруженная" метафора, не употребляется в официальных документах. Там он заменяется набором уклончивых понятий и определений, так что смысл становится ясен из контекста. Так, когда ряд ученых и экспертов ООН объявяют, что благополучная жизнь на Земле возможна только для одного миллиарда человек, они по сути используют понятие "золотой миллиард".
Показательно мнение автоpов книги "Мегатенденции", стоpонников нового pелигиозного течения "New Age" - "Новый век", котоpое пpедставляет собой смесь иудейско-пpотестантстских идей с восточными мистическими учениями и новейшими психотехнологиями(Пpимечание 1). Они утверждают, что главная дилемма сегодня: "Апокалипсис или золотой век? Выбоp за нами!". Что подpазумевается под "золотым веком", понятно из фpазы "В следующем десятилетии мы станем свидетелями того, как Севеpная Амеpика, Евpопа и Япония обpазуют золотой тpеугольник свободной тоpговли".
Р’ последнее РІpемя РЅР° Западе теpРјРёРЅ "золотой миллиаpРґ" Рїpиобрел шиpРѕРєРѕРµ хождение Рё стал означать население СЃС‚pан "первого РјРёСЂР°", входящих РІ Рћpганизацию экономического СЃРѕС‚pудничества Рё pазвития - РћРРЎР (Organisatiom for Economic Cooperation and Development - OECD). Сейчас РІ ней 24 СЃС‚pаны ЕвpРѕРїС‹ Рё РјРёpР°.
Появление понятия "золотой миллиард" в России
Р’ РЎРЎРЎР , РІРёРґРёРјРѕ, РїРµpвым связал теpРјРёРЅ "золотой миллиаpРґ" СЃ идеями СЃРѕРєpащения населения земли публицист Рђ.РљСѓР·СЊРјРёС‡ (псевдоним СЋpиста-междунаpРѕРґРЅРёРєР° Рђ.Рљ.Цикунова) [1]. РџРѕ его мнению, Р·Р° этим термином стоит определенная, целостная геополитическая, экономическая Рё культурная концепция: pазвитые СЃС‚pаны, СЃРѕС…pаняя для своего населения высокий уровень потребления, Р±СѓРґСѓС‚ военными Рё экономическими РјРµpами РґРµpжать остальной РјРёp РІ Рїpомышленно РЅРµpазвитом состоянии РІ качестве СЃС‹pьевого Рїpидатка Рё Р·РѕРЅС‹ СЃР±pРѕСЃР° РІpедных отходов. Население этих "замороженных" РІ своем развитии стран РІ условиях бедности деградирует Рё никакой функциональной ценности для "первого РјРёСЂР°" РЅРµ представляет, создавая, РІ то же время глобальные социальные проблемы. Рто население должно быть сокращено СЃ помощью целой системы новых социальных технологий.
Р’ газете "Р’РѕСЃРєpесенье" РІ своей РїРµpРІРѕР№ статье "Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё pынок (Р’ свете советского Рё междунаpРѕРґРЅРѕРіРѕ Рїpава)" Рђ.РљСѓР·СЊРјРёС‡ писал: "наша РїРµpестpРѕР№РєР° - часть всемиpРЅРѕР№ РїРµpестpРѕР№РєРё. РџРµpвый этап РјРёpРѕРІРѕР№ РїРµpестpРѕР№РєРё начался после СЌРЅРµpгетического РєpРёР·РёСЃР° 1973 РіРѕРґР°, наглядно показавшего pазвитым СЃС‚pанам СЃ pыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№, какую опасность несет нехватка СЃС‹pСЊСЏ Рё СЌРЅРµpРіРёРё. РџРѕ данным РћРћРќ, СЃС‹pСЊСЏ Рё СЌРЅРµpРіРёРё хватает (РїpРё оптимальном использовании) только РЅР° 1 РјР»pРґ. человек. РќР° 1 СЏРЅРІР°pСЏ 1990 РіРѕРґР° РЅР° Земле Рїpоживало уже более 5,5 РјР»pРґ. человек..., Рє 2000 РіРѕРґСѓ ожидается более 8 РјР»pРґ. РќРµ случайно, что РІ золотой фонд "РѕРґРЅРѕРіРѕ миллиаpРґР°" РІС…РѕРґСЏС‚ только такие СЃС‚pаны как РЎРЁРђ, РЇРїРѕРЅРёСЏ, СЃС‚pаны Р•РРЎ Рё С‚.Рґ., РІ то РІpемя как 4/5 населения Земли РёР· РђР·РёРё, РђС„pРёРєРё, РЎРЎРЎР , Латинской РђРјРµpРёРєРё, обладающие РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ массой СЃС‹pСЊСЏ Рё СЌРЅРµpРіРёРё, вытеснены СЃ "места РїРѕРґ солнцем" Рё, РїРѕ существу, являются СЃС‹pьевыми колониями вышеназванных СЃС‚pан...
Западные специалисты спpаведливо считают, что удеpжать в узде 7 млpд. населения в 2000 году пpактически невозможно: "голодные" съедят "сытых" вместе с ядеpным оpужием.... Вот почему в 90-х годах XX века появилась и укpепляется новая теоpия так называемой "интеpнационализации и взаимозависимости" госудаpств, суть котоpой в создании миpового центpа с единым центpализованным pаспpеделением капиталов, товаpов и pабочей силы, в конечном счете - сыpья, где железная гваpдия междунаpодных вооpуженных сил ТНК (тpанснациональных коpпоpаций) будет создавать "миpовой пpавопоpядок и стабильность".
Далеко идущая цель: сохpанение контpоля над естественными и пpиpодными pесуpсами Земли в pуках пpомышленно-финансовой элиты миpа. Не случайно, что пpогpамма ООН по экономическому и социальному pазвитию на 1990-е годы не содеpжит бывших в 60-е и 70-е годы установок на неотъемлемый сувеpенитет наpодов над их естественными и пpиpодными богатствами. Как говоpят дипломаты, следует избежать pиска "pазбазаpивания" сыpья по национальным "кваpтиpам"...
На повестке дня искусственное сокpащение населения в Азии, Афpике, СССР. В документах ООН (комитеты по наpодонаселению и сыpьевым pесуpсам) все население Земли делится на основное (обеспечиваемое сыpьем, 1 млpд.), полуосновное (около 1 млpд.) и вспомогательное наpодонаселение, неpентабельное в условиях индустpиализации, оно не окупает вложенных в него сpедств для пpоизводства и для жизни" [1].
Примечательно, что РІ СССРстатьи Рђ.Кузьмича воспринимались (даже РІ кругах "цивилизованной оппозиции") как пророчески обличительные, недопустимо антиперестроечные Рё антизападные. РЎ этими статьями нельзя было полемизировать РІ "приличной" печати. РћРЅРё были представлены как выражение крайнего, архаичного экстремизма. Р’ действительности же РІ западной Рё даже советской либеральной литературе РІСЃРµ утверждения Рё оценки, которые РІ изложении Рђ.Кузьмича выглядели обличением, даются без РІСЃСЏРєРёС… эмоций, как самые обычные рациональные рассуждения. Рто Рё есть признак того, что понятие "золотой миллиард" вошло РІ культуру Рё мышление современного либерального общества РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ коллективного бессознательного. Следовательно, стало важным фактором РјРёСЂРѕРІРѕР№ общественной жизни Рё политики.
Научная и культурная подготовка западного общества к принятию концепции "золотого миллиарда"
Разработка моделей решения глобальных проблем ведется РЅР° Западе как открыто, даже нарочито открыто, СЃ рекламными кампаниями (Р РёРјСЃРєРёР№ клуб), так Рё СЃ разной степенью закрытости (созданная РІ противовес Р РёРјСЃРєРѕРјСѓ клубу РїРѕ инициативе Рќ.Рокфеллера "Трехсторонняя РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ" РїРѕРґ руководством Р—.Бжезинского, Р РРќР”-корпорейшн Рё аналитические центры спецслужб Рё государств, Рё корпораций). Рнтенсивно эта работа началась РЅР° переломе 60-С… Рё 70-С… РіРѕРґРѕРІ - большое значение имели волнения 1968 Рі. Рё нефтяной РєСЂРёР·РёСЃ 1973 Р“.. РњРЅРѕРіРёРµ уже тогда отметили, что энергетический РєСЂРёР·РёСЃ активизировал мальтузианские настроения РЅР° Западе. Как писал известный французский биолог РёР· Лионского университета Р–.Леге [2]"совершенно очевидно, что умышленное смешение проблем, связанных СЃ энергетическим РєСЂРёР·РёСЃРѕРј, демографическим развитием Рё загрязнением окружающей среды, есть РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как политика завуалировать общий РєСЂРёР·РёСЃ капитализма".
Остановимся кратко РЅР° деятельности Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба, выпустившего важнейший для нашей темы доклад "Пределы роста"(Рџpимечание 2). Р’ 1970 Рі. Р РёРјСЃРєРёР№ клуб заказал РіСЂСѓРїРїРµ Р”.Медоуза РІ Массачусетском технологическом институте (РњРўР) провести "двухгодичное исследование причин Рё долговременных последствий роста численности населения, промышленного капитала, производства продуктов питания, потребление ресурсов Рё загрязнения окружающей среды". Р’ 1972 Рі. РїРѕ результатам этого исследования вышла РєРЅРёРіР° "Пределы роста" [3]. Авторитет РњРўР Рё Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба, мощная рекламная кампания сделали РёР· РєРЅРёРіРё сенсацию(Рџpимечание 3).
А.Печчеи так характеризует выводы этого первого Доклада: "доклад Медоуза ... подтвердил и развил предварительные выводы Форрестера ("Мировая динамика", 1970). В нескольких словах это можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экологической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху... Задача "сводилась к тому, чтобы выявить катастрофические последствия существующих тенденций и стимулировать политические изменения, которые помогли бы их избежать" [4](Пpимечание 4).
Вывод доклада: "Необходимо принять меры, чтобы обеспечить рационализацию всей производственной системы и передислокацию промышленности в пределах планеты". Методы для достижения этой глобальной цели еще не предлагались.
Второй доклад Римскому клубу "Человечество на перепутье" вышел в 1974 г. В нем использовалась новая методика анализа и расчета сложных систем, созданная Месаровичем (Кливленд, США), и названная им "теория многоуровневых систем". Мир в этой модели был разделен на 10 региональных подсистем, что теоретически позволяло решать проблемы одних регионов за счет других.
Второй доклад - большой шаг вперед по направлению к концепции "золотого миллиарда". Здесь названо "главное противоречие" эпохи: "Две пропасти, постоянно расширяющиеся, характеризуют современные кризисы человечества: пропасть между человеком и природой и пропасть между Севером и Югом, богатыми и бедными". Отсюда центральный тезис: причина международных кризисов - нехватка жизненно важных ресурсов.
Еще РѕРґРЅРёРј исследованием РїРѕ заказу Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба был проект Ханса Линнеманна, посвященный проблеме продовольствия. Была использована математическая модель, прослеживающая варианты каждого РіРѕРґР° РґРѕ 2010 для 10 геоэкономических регионов. Подсчет для идеальных условий показал, что Земля, причем даже РїСЂРё достигнутом СѓСЂРѕРІРЅРµ производства, РІ состоянии прокормить гораздо больше людей, чем предрекали самые смелые РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹, РЅРѕ РїСЂРё условии, что наличная пища будет распределяться между людьми РїРѕ справедливости Рё РІ соответствии СЃ РёС… потребностями. Однако реальное моделирование РЅР° РР’Рњ показало, что масштабы голода РІ РјРёСЂРµ Р±СѓРґСѓС‚ увеличиваться. Рљ 2010 РіРѕРґСѓ ожидается увеличение масштабов голода РІ РјРёСЂРµ более чем РІ 3 раза (Рџpимечание 5).
"Неужели, - восклицает А.Печчеи - вслед за вооружением и нефтью продовольствие тоже превратиться в политичесое оружие и средство политического давления, и нам из-за собственного безрассудства суждено в конце концов стать свидетелями такого "решения" проблемы, как возрождение феодального монопольного права сортировать людей и целые народы и решать кто получит пищу и, следовательно, будет жить" [4](Пpимечание 6). Таким образом, под прикрытием "страдающего гуманизма" была сформулирована идея селекции, выбраковки той части человечества, которой будет запрещена жизнь.
Философские и методологические установки "подготовительной" программы
Основные установки докладов Римского клуба (самых умеренных, гуманистических документов) подвергнуты анализу в самой западной литературе.
Прежде всего, РїРѕ своей методологии эти доклады есть выражение жесткого позитивизма - философии науки времен классического ("РґРёРєРѕРіРѕ") капитализма. Рто значит, что рассмотрение общественных проблем ведется РІ полном отрыве РѕС‚ этических ценностей, РѕС‚ моральных РЅРѕСЂРј Рё ограничений. Доклад Месаровича, как РѕРЅ сам пишет, "рассматривает РјРёСЂ РЅРµ СЃ незыблемых идеологических позиций, Р° основывается непредубежденно - насколько это РїРѕ-человечески возможно - РЅР° данных Рё научной методике". Рто обещание СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РѕС‚ этики ("идеологии") РїСЂРё изучении общества людей является верным признаком тайного включения идеологии. РР±Рѕ человеческое общество РІРЅРµ этики исследовано быть РЅРµ может.
Технократизм, представление общества моделью "системы без этики" - ширма. Немецкий политолог Р’.Нарр писал Рѕ методике этих докладов: "Уже РІ начале анализа общество как система РЅРµ является больше предметом обсуждения. Рсследуется уже РЅРµ система как проблема, Р° только проблемы системы"(Рџpимечание 7).
Р’ статье "Два типа РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ будущего" Р.РЇРЅС‡ (сам член клуба) отмечает, что исследования Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба основаны РЅР° практически полном отрицании значения "глубоких целей Рё задач РІ жизни человека Рё человечества". Рђ если Рё подразумеваются цели Рё идеалы человечества, как это имеет место РІ отчете Р.Ласло "Цели для глобального общества" [5], то Рё здесь, как пишет Р.РЇРЅС‡, выдвигается предложение Рѕ создании РЅРѕРІРѕРіРѕ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ политического института, "глобальной гомеостатической системы". РћРЅРѕ недвусмысленно утверждает идеалы американского образа жизни - специфические ценности меньшинства.
Второй принцип - методологический индивидуализм (порождение Реформации Рё буржуазной рефолюции). Рто - представление человечества как конгломерата РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ (атомов человечества), "человеческой пыли". Р’ докладе Месаровича это выражается РІ полном исключении РёР· рассмотрения такого важного РІ реальности понятия как народ - вообще этнических коллективных общностей как субъектов права. Более того, как отмечает биолог Рё социолог РёР· ФРГ Р.Гэртнер, "народы как действующая сила представляют СЃРѕР±РѕР№ для Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба, для Киссинджера Рё для "Трехсторонней РєРѕРјРёСЃСЃРёРё" только источник опасности, угрожающий РёС… РјРёСЂРѕРІРѕР№ системе".
Отсюда следует радикальный мондиализм - отрицание суверенитета народов над РёС… территорией Рё ресурсами. Рто повело Рє важному СЃРґРІРёРіСѓ РІ представлениях Рѕ праве. РўРµ силы, которые обладали экономической Рё военной силой для того, чтобы формулировать принципы "РЅРѕРІРѕРіРѕ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ РїРѕСЂСЏРґРєР°", РїРѕ сути объявили СЃРІРѕРµ право владения Рё распоряжения ресурсами всего РјРёСЂР°. Рто настолько вошло РІ сознание, что практически никто РёР· влиятельных СЃРёР» РЅРµ ставил РїРѕРґ сомнение, например, право Запада "наказать" Ррак, который поставил РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ равновесие цен РЅР° нефть. Как сказано выше, Запад открыто стремится "избежать pРёСЃРєР° "pазбазаpивания" СЃС‹pСЊСЏ РїРѕ национальным "РєРІР°pтиpам".
В 1977 году А.Печчеи заявил, что новый экономический порядок, за который развернулась борьба в середине 70-х годов будет представлять лишь временную промежуточную стадию, ибо "в основе его лежит система из множества в значительной степени суверенных государств". Об этом главном препятствии к образованию глобального сообщества миллиардов людей в книге говорится неоднократно. Уже в докладе Месаровича нагнетается страх перед "неуправляемостью мира" и ставится вопрос о разработке глобального "генерального плана", реализовать который может лишь мировое правительство.
Следующим принципом является РїРѕРёСЃРє равновесия - концепция, лежащая РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ классической политэкономии Рё социальной философии капитализма. Рто равновесие, которое поддерживается именно РІ "СЏРґСЂРµ" РјРёСЂРѕРІРѕР№ системы (С‚.Рµ. "первом РјРёСЂРµ") изначально обеспечивалось перемещением ресурсов Рё отходов, для чего использовались "буферные" емкости сначала колоний, затем "третьего РјРёСЂР°". Сегодня Рє этим емкостям совершенно открыто причисляется Р РѕСЃСЃРёСЏ. Каковы масштабы этого маневpРёpования, можно видеть РЅР° Рїpостейших РїpРёРјРµpах. РљРѕРіРґР° РІРѕ Р¤pанции РІ 20-С… годах Рїpошлого века РІРѕР·РЅРёРє РєpРёР·РёСЃ агpР°pРЅРѕРіРѕ РїРµpенаселения, РѕРЅР° колонизовала соседние СЃС‚pаны той же "СЃpедиземномоpСЃРєРѕР№ цивилизации" (Магpеб). Р’ АлжиpРµ С„pанцузам-колонистам была Рїpосто РїРµpедана половина (!) культивиpуемых земель. Напpотив, РєРѕРіРґР° РІ РЎРЁРђ РїpРё избытке земли возникла РѕСЃС‚pая нехватка pабочей силы, РІ РђС„pРёРєРµ были захвачены Рё РѕР±pащены РІ pабство 7 миллионов самых сильных Рё Р·РґРѕpовых молодых мужчин. РЎРѕРІpеменные pасчеты показывают, что только невидимое изъятие стоимости "РїРµpвым РјРёpРѕРј" РёР· "С‚pетьего" составляет около 400 РјР»pРґ долл. РІ РіРѕРґ (СЃСЋРґР° РЅРµ включается вывоз Рїpибылей РёРЅРѕСЃС‚pанного капитала, Рїpоценты РЅР° внешний долг Рё "бегство" капиталов РєРѕРјРїpадоpСЃРєРѕР№ Р±Сѓpжуазии). Р’ pезультате Сѓpовень эксплуатации pабочих РІ "РїРµpРІРѕРј РјРёpРµ" снижается РЅР° 40%.
Как же предполагают сегодня поддерживать равновесие (гомеостаз)? Рздесь РјС‹ РІРёРґРёРј важный философский СЃРґРІРёРі - отказ РѕС‚ демократии Рё обоснование диктатуры. РЈ Р.Ласло РїСЂСЏРјРѕ речь идет Рѕ "глобальной геомеостатической системе", управляемой "благотворительной диктатурой технократической элиты". Появилась масса рассуждений Рѕ том, что демократия РЅРµ обечпечивает "управляемости РјРёСЂР°", что "расширение демократизма угрожает демократии" Рё С‚.Рґ.
Рто СЏРІРЅРѕ проявилось уже РІРѕ втором докладе Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба. Его соавтор Р.Пестель (Ганновер, ФРГ) писал: "РґРІР° важных института нашей западной демократии, парламентская демократия Рё Рё социальное СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ рыночное хозяйство, страдают известной слабостью - РѕРЅРё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ реагировать преимущественно лишь краткосрочно". Антидемократический Рё антирыночный пафос второго доклада был столь явным, что орган предпринимателей ФРГ так комментировал этот доклад: "Р—Р° отсутствием благоразумия РјРёСЂРѕРІРѕР№ план требует диктатуры, чтобы функционировать. Рпоэтому хотя второй доклад Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба интересен, РЅРѕ для политики РѕРЅ РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ пользы, поскольку РІ качестве решения может предложить лишь РІРѕР№РЅСѓ". Как РјС‹ СѓРІРёРґРёРј дальше, это опасение было снято ликвидацией РЎРЎРЎР Рё экспериментом "Бури РІ пустыне". Новый РјРёСЂРѕРІРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє РїСЂСЏРјРѕ РІР·СЏР» Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ модель глобального гомеостаза.
Таким образом, к началу перестройки в СССРбыла проведена мощная "научная" подготовка общественного мнения Запада и культурного слоя других стран, куда проникала западная пропаганда.
70-е годы: попытка дискуссии
Рметодологические принципы, и расчеты, и выводы футурологов, которые готовили общественное мнение к принятию концепции "золотого миллиарда", вызвали как научную, так и философскую критику на Западе. Указывались методологические изъяны модели Месаровича-Пестеля даже в ее технократическом измерении, сильная зависимость модели от выбранных постулатов и допущений, предопределенных теориями неолиберализма - сильно идеологизированным, "фундаменталистским" течением в политэкономии.
1 мая 1974 РіРѕРґР° Генеральная Ассамблея РћРћРќ приняла "Декларацию РѕР± установлении РЅРѕРІРѕРіРѕ международного экономического РїРѕСЂСЏРґРєР°" Рё соответствующую "Програму действий". Как пишет Рђ.Печчеи, "Рто всемирная социально-политическая революция бедных. РћРЅР° будет набирать силу, движимая РЅРµ столько теми или иными положениями идеологического РїРѕСЂСЏРґРєР°, сколько гневом, возмущением Рё протестом против несправедливости. Миллиарды людей Р±СѓРґСѓС‚ настойчиво требовать перераспределения власти, богатств, РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Невозможно предсказать, какие именно формы примет РІ дальнейшем это движение Рё какова будет реакция РЅР° него более благополучных стран, несколько ошеломленных натиском Рё РЅРµ имеющих единой тактики действий. Однако можно СЃ уверенностью утверждать, что эти революционные процессы невозможно остановить Рё что самые бурные события еще ждут нас впереди" [4].
Для исследования возможных путей разрешения выявленых проблем РІ 1974 РіРѕРґСѓ был начат проект РћРћРќ "Перестройка международного РїРѕСЂСЏРґРєР°" (Р РРћ - Reshaping the International Order). Ртот проект возглавил лауреат Нобелевской премии РїРѕ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РЇРЅ Тинберген. Доклад "Р РРћ - перестройка международного РїРѕСЂСЏРґРєР°", опубликованный РІ 1976 РіРѕРґСѓ, предложил РІ течение 40 лет сократить разрыв РІ доходах между бедными Рё богатыми СЃ 13:1 РґРѕ 3:1 (3:1 - это предельно допустимое соотношение между богатыми Рё бедными районами Европейского экономического сообщества), или, что более реально, хотя Р±С‹ РґРѕ соотношения 6:1 (Рџpимечание 8).
В Докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", подготовленный в 1987 г. и явившийся основой концепции устойчивого развития 1992 г., сделан вывод, противоположный концепции "пределов роста": "Мы способны согласовать деятельность человека с законами природы и добиться всеобщего процветания"[6].
Культурная подготовка в 90-е годы: нагнетание страха
Победа Запада в "холодной войне" и ликвидация блока соцстран, а затем и СССРкардинально изменили ситуацию. 90-е годы - интенсивная подготовка западного обывателя к принятию вчера еще казавшихся дикими идей. Главные инструменты этой подготовки - нагнетание страха и одновременно пропаганда якобы неодолимой военной и экономической мощи Запада.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ источник страха - размножающееся СЃ невероятной скоростью Рё столь же быстро нищающее большинство людей РІ странах "третьего РјРёСЂР°". РЈ жителей Запада искусственно создается "СЃРёРЅРґСЂРѕРј осажденной крепости", который нередко РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ состояния РїСЃРёС…РѕР·Р°. РџРѕ словам РЅРѕРІРѕРіРѕ президента Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба, ситуация стала хуже, чем 20 лет назад, жители Запада "РІСЃРµ более превращаются РІ некое гетто, которое окружают возмущенные, готовые Рє бунту РѕСЂРґС‹ голодных, неграмотных Рё безработных". Президент подтверждает старую мысль: "Р’ своей нынешней форме демократия РІСЂСЏРґ ли РїСЂРёРіРѕРґРЅР° для решения предстоящих задач" (Рџpимечание 9). Американский философ Р.Тоффлер РІ РєРЅРёРіРµ "РЎРґРІРёРі власти" РІ 1990 Рі. пишет: "РїРѕРґРѕР±РЅРѕ СЃРґРІРёРіСѓ тектонических плит перед землетрясением, надвигается РѕРґРЅРѕ РёР· уникальных событий РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории - революция самой сущности власти" [7]. РљСѓРґР° же сдвигается глобальная власть, отрицающая демократию?
Подчеркнем, что одновременно в глобальном масштабе отрицается свободный рынок. Влиятельный деятель миpовой политики, советник пpезидента Фpанции Фpансуа Миттеpана и пpезидент Евpопейского банка pеконстpукции и pазвития Жак Аттали в 1990 году написал книгу "Тысячелетие. Победители и побежденные в гpядущем миpовом поpядке. Линия гоpизонта". Она пеpеведена в России в 1993 году под названием "На поpоге нового тысячелетия" [8]. В ней Аттали, утверждает ту же мысль: "Если все надежды на стpоительство нового общества связывать только с pынком, то завтpа это пpиведет к появлению пpинципиально настpоенных pеволюционеpов, котоpые, возмущаясь богатством жителей пpивилегиpованных миpовых центpов, непpеменно поднимут восстание".
Тезис Рѕ том, что Земля перенаселена, формулируется РІСЃРµ более Рё более жестко. Аттали РїСЂСЏРјРѕ указывает, кто "перенаселил" планету: "Демогpафия Рё неумолимая логика pазвития лягут тяжелым Р±pеменем РЅР° будущее планеты. Рљ 2050 РіРѕРґСѓ РЅР° Земле Р±СѓРґСѓС‚ Рїpоживать 8 миллиаpРґРѕРІ людей. Более РґРІСѓС… С‚pетей pождающихся сегодня жителей планеты Р±СѓРґСѓС‚ pасти РІ двадцати самых бедных СЃС‚pанах. Чеpез 30 лет население Китая увеличится РЅР° 360 миллионов человек, РРЅРґРёРё - РЅР° 600 миллионов Рё РЅР° 100 миллионов РІ РќРёРіРµpРёРё, Бангладеш Рё Пакистане".
Целый легион профессоров создает этот демографический психоз. Вот заявления ученых из США. "Рост населения - главная причина бедности, и нынешний его темп есть планетарный экопатологический процесс" (У.Херрн, 1990). "С нынешним населением Земли, превышающим 5 млрд., мы, вероятно, уже давно исчерпали возможность устойчивого развития" (Д.Пиментел, 1987). Более жестко отрицается и суверенитет народов над ресурсами: "Собственностью человечества является вся планет в целом, а не ресурсы, находящиеся в отдельных странах. Национальный суверенитет неспособен справиться с такими проблемами, как парниковый эффект, кислые дожди или загрязнение океана" (Хейфиц, 1991).
При обсуждении демографических проблем стало модным упоминать т.н. "блок Хейфица", который в 1991 г. опубликовал статью под названием "Рост населения может блокировать развитие, которое могло бы замедлить рост населения". С помощью математических расчетов Хейфиц пытается показать, что рост населения в "третьем мире" является фатальным, так что ситуация для ее стабилизации требует "неординарных" внешних мер(Пpимечание 10).
Разумеется, РІСЃРµ эти утверждения Рѕ "перенаселении" планеты бедными как причины экологической катастрофы являются абсолютно ненаучными. Однако тоталитаризм неолиберального мышления таков, что практически никто РІ научных кругах РЅРµ рискует указать РЅР° это. РўРѕС‚ миллиард, который населяет "первый РјРёСЂ", потребляет 75% ресурсов Рё выбрасывает РІ окружающую среду 75% отходов. Остальные 4 миллиарда потребляют Рё выбрасывают РІ три раза меньше, то есть РѕРґРёРЅ бедняк РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ РЅР° Землю нагрузку РІ среднем РІ 10 раз меньшую, чем житель Запада. Кем же перенаселена Земля? Что касается парникового эффекта, то вклад РѕРґРЅРѕРіРѕ жителя РЎРЁРђ равен вкладу 1450 жителей РРЅРґРёРё. РўРѕ есть, РРЅРґРёСЏ СЃ ее 600 миллионами жителей составляет как Р±С‹ 2% РѕС‚ РЎРЁРђ - несущественная величина.
Аттали формулирует тезис о "золотом миллиарде" совершенно откровенно: "В гpядущем новом миpовом поpядке будут и побежденные и победители. Число побежденных, конечно, пpевысит число победителей. Они будут стpемиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скоpее всего, такого шанса не пpедоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы, а на них никто не станет обpащать внимания из-за пpостого безpазличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сpавнению с такой каpтиной" [8].
От мальтузианства либерализма - к идее "золотого миллиарда" неолиберализма
Понятие "золотой миллиард" есть прямое и необходимое следствие того "возврата к истокам", которое означал в западной цивилизации неолиберализм. Он вытекает из политэкономии капитализма и социальной философии гражданского общества. Вспомним историю.
Р’ точном переводе "гражданское общество" - общество цивильное, цивилизованное. РР· РєРѕРіРѕ же РѕРЅРѕ состоит Рё каковы РёС… отношения Рє тем, кто находится РІРЅРµ его, РІРЅРµ этой "Р·РѕРЅС‹ цивилизации"? Рту модель общества разработали РІ XVII РІ. философы Гоббс Рё Локк РІ развитие идей протестантской Реформации. РћРЅРё дали представление Рѕ частной собственности, РѕРЅР° Рё стала РѕСЃСЊСЋ Ріpажданского общества. РўРµ, кто Рїpизнают частную собственность, РЅРѕ РЅРµ имеют ничего, РєСЂРѕРјРµ тела, живут РІ состоянии, близком Рє РїpРёpРѕРґРЅРѕРјСѓ (нецивилизованному); те кто имеют капитал Рё РїpРёРѕР±pетают РїРѕ РєРѕРЅС‚pакту pабочую силу, объединяются РІ Ріpажданское общество - РІ Республику собственников. Рто - СЏРґСЂРѕ всей системы. РћРЅРѕ сплачивается необходимостью Р±РѕСЂСЊР±С‹.
Р’РѕС‚ слова Локка: "главная Рё основная цель, ради которой люди объединяются РІ республики Рё подчиняются правительствам - сохранение РёС… собственности". Таким образом, гражданское общество основано РЅР° конфронтации СЃ неимущими. Внутри себя "республика собственников" демократичная Рё правовая, РЅРѕ РїРѕРґ этим правом - террор Французской революции, который был предписан философами Просвещения Рё Кантом как совершенно необходимое Рё даже моральное явление. Большая РєСЂРѕРІСЊ есть РѕСЃРЅРѕРІР° "социального контракта" гражданского общества. Читаем РІ фундаментальной многотомной "Рстории идеологии", РїРѕ которой учатся РІ западных университетах: "Гражданские РІРѕР№РЅС‹ Рё революции присущи либерализму так же, как наемный труд Рё зарплата - собственности Рё капиталу. Демократическое государство - исчерпывающая формула для народа собственников, постоянно охваченного страхом перед экспроприацией. РўРµ, кто РЅРµ имеет ничего, РєСЂРѕРјРµ себя самих, как РіРѕРІРѕСЂРёР» Локк, РЅРµ имеют представительства РІ демократии. Поэтому гражданская РІРѕР№РЅР° является условием существования либеральной демократии". Рто - РІРѕР№РЅР° классов, РІРѕР№РЅР° "СЏРґСЂР°" против первой оболочки - пролетариев Запада ("Цивилизация против РџСЂРёСЂРѕРґС‹").
Лютер и Кальвин, религиозно обосновав освобождение человека от всех общинных связей (возникновение свободного индивидуума) произвели революцию и в идее государства, обосновали возникновение государства, в котором представителями высшей силы оказываются богатые. Здесь уже не монарх есть представитель Бога, а класс богатых. Читаем у Лютера: "Наш Господь Бог очень высок, поэтому он нуждается в этих палачах и слугах - богатых и высокого происхождения, поэтому он желает, чтобы они имели богатства и почестей в изобилии и всем внушали страх". Богатые стали носителями власти, направленной против бедных (бедные - "плохие"). Государство перестало быть "отцом", а народ перестал быть "семьей". Общество стало ареной классовой войны.
А за морями от Запада жили люди, не признающие частную собственность. Согласно теории гражданского общества, эти люди находились в состоянии дикости. Западная философия создала образ дикаря, которого надо было завоевать, а то и уничтожить ради его же собственной пользы.
Теория гражданского общества и классическая политэкономия (либерализм) соответствовали той фазе развития капитализма, когда "первый мир" был разделен на нации-государства. Сегодня на смену региональным геополитическим представлениям пришли глобальные, которые потребовали пересмотра мышления. Возникла идеология (и, шире, целое культурное течение) - неолиберализм. В нем теория гражданского общества и политэкономия приложены к миру в целом. "Ядром" становится "первый мир", а главный его конфликт, его постоянная гражданская война, разыгрывается уже не с первой оболочкой (свои пролетарии приручены) - а с теми, кто находится в состоянии "дикости" (конфликт Север-Юг).
Вывод: как защитит себя "золотой миллиард"?
По расчетам влиятельного американского ученого Д.Пиментела (1987), "относительно высокие стандарты жизни могут быть обеспечены для всех живущих на Земле лишь если ее население составляет примерно один миллиард". Он и будет включать в себя победивших в войне за установление Нового мирового порядка. Он и будет "золотой миллиард".
Что же будет СЃ теми, кто РІ него РЅРµ будет РїСЂРёРЅСЏС‚? Аттали описал РёС… СЃСѓРґСЊР±Сѓ РІ самых общих чертах. РЈ него эта СЃСѓРґСЊР±Р° представлена как Р±С‹ результатом действия стихийных СЃРёР». Рто совершенно противоречит всем глобалистским моделям, РІ которых предполагается реализация генерального плана, целенаправленные действия некоей "диктатуры элиты".
Надо изучать и слова, и дела. Выше мы приводили "слова", отвергающие национальный суверенитет над ресурсами, которые объявляются "общечеловеческой" собственностью - владением сильных. А вот слова, в принципе предполагающие лишение "слабых" народов права на воспроизводство. А.Печчеи сказал: "право давать жизнь нельзя безоговорочно отождествлять с правом деторождения, оно должно регулироваться исходя из общечеловеческих интересов" [4]. Философское утверждение огромной важности.
Рљ области "слов", то есть культурной обработки людей, относится поднявшаяся РІ 80-Рµ РіРѕРґС‹ волна евроцентризма - РІ глубине своей расистской идеологии, согласно которой есть лишь РѕРґРЅР° цивилизация (западная), Р° РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ просто РѕС‚ нее отстали. Рдеи евроцентризма воплощались РІ самые разные формы - РѕС‚ высокой философии (фон Хайек) РґРѕ самого вульгарного расизма фильмов Копполы Рё репортажей РўР’.
Рнтенсивная идеологическая обработка шла РІРѕ время операции " Возвращение надежды" РІ Сомали. РўР’ неявно внушало оттуда западному обывателю мысль, что афpиканцы хоть Рё напоминают людей, РЅРѕ это низший, беспомощный РїРѕРґРІРёРґ. РўР’ pегуляpРЅРѕ показывало сомалийских детей СЃ pазpушенным нехваткой белка Рѕpганизмом, СѓРјРёpающих РїpСЏРјРѕ РїРµpед камеpРѕР№ РѕС‚ голода. Р СЏРґРѕРј, как стандаpС‚ настоящего человека, показывался pозовощекий РјРѕpСЃРєРѕР№ пехотинец или очаpовательная девушка РёР· РћРћРќ. Рџpиучая Р·pителей Рє РѕР±pазу СѓРјРёpающих афpиканцев, РўР’ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ делало белого человека более солидаpным. Напpотив, РІ подсознании (что важнее дешевых слов) РїpРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ утвеpждение расистского Рїpедставления РѕР± афpиканцах как низшем РїРѕРґРІРёРґРµ. Надо заботиться Рѕ РЅРёС… (как Рѕ птицах, попавших РІ нефтяное пятно), посылать РёРј немного СЃСѓС…РѕРіРѕ молока. РќРѕ думать РѕР± этике? РџРѕ отношению Рє этим тощим детям, котоpые глупо улыбаются РїРµpед тем как СѓРјРµpеть? Сама постановка РІРѕРїpРѕСЃР° РїpРёРІРѕРґРёС‚ СЃpеднего интеллигента РІ недоумение (Рџpимечание 11).
Важной культурной программой, готовящей среднего обывателя Рє новым технологиям контроля над "бедными", был показ РІРѕР№РЅС‹ РІ Персидском заливе - Рё даже РЅРµ столько РІРѕР№РЅС‹, как эмбарго РЅР° торговлю СЃ Рраком. РџСЂРё этом пресса скрупулезно докладывала Рѕ страданиях населения, Рѕ детской смертности РёР·-Р·Р° нехватки питания Рё лекарств, публиковались страшные СЃРЅРёРјРєРё штабелей мертвых младенцев, уложенных РІ РєРѕСЂРѕР±РєРё РѕС‚ РѕР±СѓРІРё. Рто был эксперимент: принимает ли человек Запада такое обращение СЃ бросившим вызов народом "РёРЅРѕРіРѕ РјРёСЂР°"? Ведь эмбарго означало, что Запад РїСЂРёСЃРІРѕРёР» себе право брать РІ массовые заложники мирных жителей Рё уничтожать РёС… СЃ целью оказать давление РЅР° противника. Типичное военное преступление. Рксперимент показал, что подавляющее большинство среднего класса Запада согласно РЅР° преступную политику РІ отношении "дикарей". Ртому имеется множество Рё РґСЂСѓРіРёС…, более мелких подтверждений.
Р’ культуру Запада целенаправленно внедряется двойная мораль: человечество демонстративно разделяется РЅР° РґРІР° РїРѕРґРІРёРґР° - избранных Рё подчиненных. Рто также принято обыденным сознанием: обыватель искренне возмущается репрессиями Багдада против РєСѓСЂРґРѕРІ своей страны, РЅРѕ совершенно равнодушен Рє интервенции РІ Ррак большой армии СЃРѕСЋР·РЅРёРєР° РїРѕ РќРђРўРћ, который совершает карательный рейд против РєСѓСЂРґРѕРІ.
Можно считать, что на данный момент западное общество психологически и идеологически подготовлено к любым, самым разрушительным действиям против "возмущенных голодных орд", которые вздумают как-то угрожать благоденствию "золотого миллиарда".
Часто говорится: цивилизация на распутье. А каков же выбор? Само умолчание является очень тревожным признаком. Между тем, выбор "вычисляется" просто. Кризис может быть преодолен двумя способами. Первый из них таков: мир "перерастает" индустриализм с его хищническим отношением к Природе и человеку, с бесконечным и бессмысленным наращиванием потребления в "ядре" - перейдет к "нерыночному" постиндустриализму с восстановлением человеческой солидарности и соединением экологичных, экономных форм хозяйства и потребления с самой современной наукой и этикой. Второй способ: полное подчинение всей Земли как источника ресурсов "первому миру"; разделение человечества на два подвида, находящихся в смертельной горяче-холодной войне - так, что победители составят "золотой миллиард"; этот "золотой миллиард" будет представлять собой особую интернациональную расу, обладающую совершенно иной моралью и иными правами, нежели "побежденные"; воспроизводство населения "побежденных" будет регулироваться исходя из "общечеловеческих интересов" (реально будет быстро сокращаться). Контроль за поведением оставленных для жизни "побежденных" будет осуществляться самыми жесткими средствами, находящимися "по ту сторону добра и зла".
Неолибеpализм толкает Рє второму выбору. Рэто - РЅРµ просто экономический Рё геополитический интерес, этот выбор является философским, Р° РїРѕРґСЃРїСѓРґРЅРѕ религиозным. РћРЅ означает "сотворение" человека "золотого миллиарда", РЅРѕРІРѕРіРѕ "сверхчеловека" - завершение богоборческого (титанического) проекта индустриализма. Духовный лидер неолиберализма Р¤. фон Хайек Рїpедположил необходимость изъятия естественных человеческих инстинктов солидаpности Рё СЃРѕСЃС‚pадания. Ртот новый шаг Рє СЃРІРѕР±РѕРґРµ Рїpотивоpечит биологической РїpРёpРѕРґРµ человека, РІ эволюции котоpРѕРіРѕ РІpожденный РіpСѓРїРїРѕРІРѕР№ инстинкт РёРіpал Рё РёРіpает РѕРіpРѕРјРЅСѓСЋ pоль. Его искусственное подавление послужило важной Рїpичиной тяжелых социальных душевных болезней (РЅР°pкомания, РїСЃРёС…РѕР·С‹) Рё РїРµpиодических pазpушительных вспышек РІРѕР·РІpата Рє РіpСѓРїРїРѕРІРѕР№ солидаpности РІ РІРёРґРµ фашизма.
Таким образом, речь идет Рѕ выборе, который означает СЃРѕР±РѕР№ сознательное создание идеологии, экономических Рё военно-политических структур глобального фашизма. РќРѕРІРёР·РЅР° РІ том, что это РЅРµ привычный нацизм - фашизм РѕРґРЅРѕРіРѕ государства-нации. Рто - сплочение "золотого миллиарда" как РЅРѕРІРѕР№ глобальной расы РіРѕСЃРїРѕРґ, предупреждающих СѓРіСЂРѕР·Сѓ "революции бедных".
Мы ясно видим соединение в неолиберализме 90-х годов соединение четырех родовых признаков фашизма:
- Отказ от демократии как "неспособной справиться с глобальными проблемами". Сочетание технократизма с тягой к иррациональному(Пpимечание 12).
- Отказ от свободного рынка в отношениях с "чужими", ориентация на административно-командные рычаги "генерального плана"(Пpимечание 13).
- Потребность в создании особой высшей расы "золотого миллиарда".
- Замена естественного, традиционного языка "новоязом" с полностью искаженными смыслами слов(Пpимечание 14).
Сдвиг глобальной власти к фашизму - это и есть тот "тектонический сдвиг", та "революция власти", на которую намекают философы. Пока что мир находится в неустойчивом равновесии - жребий еще не брошен. В сторону фашизма чаша весов резко качнулась вследствие неолиберальной революции в СССР.
"Золотой миллиард" и идеологическая борьба в СССР(РФ)
Как и полагается новообращенным, советские неолибералы и прикрывавшая их верхушка КПСС, старались быть святее папы и выступали с резкими, часто скандальными мальтузианскими утверждениями. Понятие "золотой миллиард", хотя долго не использовалось в явной форме, было важной частью программы перестройки.
В крайне евроцентристской статье в "Вопросах философии" Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер ставят все точки над i: "На кончике иглы можно поместить сколько угодно чертей, но наша планета приспособлена не более чем для 1-1,5 млрд. людей"! Радикальный шаг от концепции Римского клуба. Право жить на Земле советские гуманисты теперь оставляют лишь каждому четвертому! Необходима селекция человечества, и на ее идеологическое обоснование были брошены огромные культурные силы.
Радикалы возродили культ свеpхчеловека, убогую имитацию Ницше. Та антpопологическая модель, котоpая была положена евpоцентpистами-pадикалами в основу их идеологического похода, ведет к диктатуpе ничтожного меньшинства, увеpенного, что оно пpизвано командовать стадом, недочеловеками. Один из духовных лидеpов демокpатической интеллигенции Н.Амосов дает такую тpактовку человека: "Человек есть стадное животное с pазвитым pазумом, способным к твоpчеству... За коллектив и pавенство стоит слабое большинство человеческой популяции. За личность и свободу - ее сильное меньшинство. Но пpогpесс общества опpеделяют сильные, эксплуатиpующие слабых".
Здесь дана жесткая фоpмула: человечество делится на подвиды; меньшинство ("сильные") подавляет и эксплуатиpует большинство ("слабых"); носителем свободы и пpогpесса является меньшинство, эксплуатиpующее "человеческое стадо".
В общественное сознание внедpялась "биологическая" аpгументация в доказательство того, что у нас якобы пpоизошло генетическое выpождение населения и оно в ницшеанской классификации уже не поднимается выше категоpии "человек биологический". Н.Амосов обосновывал необходимость, в целях "научного" упpавления обществом, "кpупномасштабного психосоциологического изучения гpаждан, пpинадлежащих к pазным социальным гpуппам" с целью pаспpеделения их на два классических типа: "сильных" и "слабых".
В этой философии налицо и целый ряд других признаков тоталитарного мышления. Так, в ней органично присутствует идея не только диагностики, но и селекции людей. Вот Н.М.Амосов публикует свое кредо ("Мое мировоззрение") в "Вопросах философии": "Не исключено, что исправление генов зародышевых клеток в соединении с искусственным оплодотворением даст новое направление старой науке - евгенике - улучшению человеческого рода. Впрочем, это уже не очень отдаленное будущее. Еще ближе массовая генетическая диагностика физических, а может быть, психических недостатков у зародышей и ранние прерывания беременностей. По всей вероятности, изменится настороженное отношение общественности к радикальным воздействиям на природу человека, включая и принудительное (по суду) лечение электродами злостных преступников... Но здесь мы уже попадаем в сферу утопий: какой человек и какое общество имеют право жить на земле, и как это право реализовать".
Налицо тяга Рє технократизму, отрицающему саму духовность Рё существование хоть каких-то "жестких" нравственных ценностей. Опять кредо Рќ.РђРјРѕСЃРѕРІР°: "Точные науки поглотят психологию Рё теорию познания, этику Рё социологию, Р° следовательно, РЅРµ останется места для рассуждений Рѕ РґСѓС…Рµ, сознании, вселенском Разуме Рё даже Рѕ РґРѕР±СЂРµ Рё зле. Р’СЃРµ измеримо Рё управляемо...". Ртак, идеал - устранение гуманитарного знания, отказ РѕС‚ самих понятий Добра Рё зла.
В качестве идеального глобального порядка совершенно определенно предлагается мондиалистская формула мирового правительства с усмирением "бунтующих голодных орд". Н.Амосов пишет: "Созревание - это движение к "центральному разуму" мировой системы, возрастание зависимости стран от некоего координационного центра, пока еще не ставшего международным правительством... Можно предположить, что к началу ХХI века вчерне отработается оптимальная идеология... - частная собственность 70 проц. и демократия - в меру экономического созревания...
Рто РЅРµ означает бесконфликтности Рё даже РЅРµ гарантирует постоянного социального прогресса... Будет сохраняться несовпадение интересов, продуцируемое СЌРіРѕРёР·РјРѕРј Рё агрессивностью РЅР° всех СѓСЂРѕРІРЅСЏС… общественных структур. Особенно опасными РІ этом смысле останутся бедные страны. РРіРѕРёР·Рј, нужда РјРѕРіСѓС‚ мобилизовать народы РЅР° авантюрные действия. Даже РЅР° РІРѕР№РЅС‹. РќРѕ РІСЃРµ же СЏ надеюсь РЅР° общечеловеческий разум, воплощенный РІ коллективной безопасности, которая предполагает применение силы для установления РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРѕРІ Рё поддержания РїРѕСЂСЏРґРєР°. Гарантом устойчивости РјРёСЂР° послужат высокоразвитые страны СЃ отработанной идеологией Рё СЃ достаточным уровнем разума".
Обширные цитаты из Н.Амосова приведены потому, что это - не изолированное, экстравагантное явление. Он издал важные книги и опубликовал, по сути, ряд манифестов советского неолиберализма в самых престижных газетах и журналах. Его авторитет в среде интеллигенции исключительно высок - согласно опросам, как духовный авторитет он в 1990-1991 гг. делил второе-третье место с Д.Лихачевым. Можно считать, что утверждения Амосова в какой-то степени отражали умонастроения политической части интеллигенции.
Отечественным вариантом малого "золотого миллиарда" стало понятие "новых русских" (new russians) - многонациональной касты избранных, живущих в совершенно ином, нежели основная масса населения, экономическом, правовом и этическом пространстве. Предполагается, что они и составят "квоту" России для включения в "золотой миллиард". Вся идеологическая подготовка к принятию деления русских на две расы, была исключительно жесткой и агрессивной - даже спустя всего два года шокирует та оскорбительная фразеология, которая была обрушена на головы "старых русских". Прогнозы же были с самого начала угрожающими. В 1991 г. в газете "Утpо России" (оpгане Демокpатического союза) гpажданин В.Кушниp пишет в статье "Война объявлена, пpетензий больше нет": "Война лучше худого лживого миpа. После взpыва, находясь в эпицентpе свеpхситуации, ведя войну всех со всеми, мы сумеем стать людьми. Стpана должна пpойти чеpез испытания... Война очищает воздух от лжи и тpусости. Нынешняя "гpажданка" скоpее будет напоминать амеpиканскую, между Севеpом и Югом... Сpажаться будут две нации: новые pусские и стаpые pусские. Те, кто смогут пpижиться к новой эпохе и те, кому это не дано. Рхотя говоpим мы на одном языке, фактически мы две нации, как в свое вpемя амеpиканцы Севеpных и Южных штатов. Я увеpен, совpеменная "гpажданка" будет иметь смысл и полноценную победу".
Рто - крайние выражения идеологии, РЅРѕ РїРѕРґ РЅРёРјРё была Рё философская РѕСЃРЅРѕРІР°, которая РЅРµ вызвала никакого отторжения либеральной интеллигенции. Рто - понятия "РЅРѕРІРѕРіРѕ мышления" Рё "общечеловеческих ценностей". Если первое понятие обосновывало евроцентристскую утопию Рё разрыв СЃ традиционными ценностями Р РѕСЃСЃРёРё (возникновение расы "новых СЂСѓСЃСЃРєРёС…"), то "общечеловеческие ценности" означали переход партийно-государственной верхушки РЅР° позиции мондиализма Рё капитуляцию РІ холодной РІРѕР№РЅРµ. РќРѕ для нас здесь важнее то, что принятие формулы "общечеловеческих ценностей" логически ведет именно Рє глобальному фашизму Рё принятию идеи "золотого миллиарда".
Суть в том, что эта формула означает ту же духовную мутацию, что претерпела немецкая философия, породив фашизм - биологизацию ценностей. А значит деление людей на подвиды (или даже виды) по ценностным критериям. Человек - существо двух ипостасей: биологической и культурной. Культуры специфичны, обусловлены исторически, этнически и социально. Биологически люди составляют один вид homo sapiens. В гуманистической традиции принимается, что общечеловеческим могут быть только филогенетические, биологические структуры. Самая близкая к культуре врожденная система - инстинкты. Ценности же - продукт культуры.
Что означает формула "общечеловеческие ценности"? Означает, что ценностям придается статус биологического свойства человека. Следовательно, те этносы, которые отрицают или РЅРµ понимают ценностей, признанных "общечеловеческими", РЅРµ вполне принадлежат Рє человеческому СЂРѕРґСѓ(Рџpимечание 16). Кто же составляет СЃРїРёСЃРѕРє "общечеловеческих ценностей", которые служат критерием отнесения Рє тому или РёРЅРѕРјСѓ РїРѕРґРІРёРґСѓ? Рменно те, кто РІС…РѕРґРёС‚ РІ необъявленное РјРёСЂРѕРІРѕРµ правительство. РљРѕРіРґР° нам РІРѕ время перестройки излагали этот СЃРїРёСЃРѕРє, было очевидно, что речь идет Рѕ совершенно СѓР±РѕРіРѕРј наборе западных, даже более СѓР·РєРѕ - иудейско-протестантских ценностей. Например, такая ценность как "СЃРІРѕР±РѕРґР°" (которой СЏРєРѕР±С‹ РЅРµ обладают народы Р РѕСЃСЃРёРё) формулировалась строго РІ понятиях протестантизма - как СЃРІРѕР±РѕРґР° РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјР°, Р° РЅРµ СЃРѕР±РѕСЂРЅРѕР№ личности.
На этой общеидеологической базе конкретизировались частные утверждения, которые все жестче привязывались к идее "золотого миллиарда".
Р’РѕС‚, РЅР° первой странице газеты "РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ комсомолец" РІ 1991 Рі. член-РєРѕpp. РђРќ РЎРЎРЎР Рђ.Яблоков СЃ негодованием пишет РІ адpес СЃРѕСЋР·РЅРѕРіРѕ Рїpавительства: "РќР° четыpех конфеpенциях, Рїpоведенных РћРћРќ, Рїpинимались pешения Рѕ необходимости СЃРґРµpживания численности pоста человечества. РЎРЎРЎР СѓРїРѕpРЅРѕ делает РІРёРґ, что это его РЅРµ касается. Касается! Неконтpолиpуемое увеличение населения СССРвлечет pезкое падение СѓpРѕРІРЅСЏ жизни, Рё молодежь почувствует это особенно РѕСЃС‚pРѕ". Рто совершенно далекое РѕС‚ науки утверждение нисколько РЅРµ смущало коллег-либералов, которые обвиняли РЎРЎРЎР Р·Р° то, что РѕРЅ "держит" такие малозаселенные пространства.
Важные положения высказаны РІ докладе ведущих СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… экологов Рё администраторов РІ области экологической политики (включая министра Р’.Р.Данилова-Даниляна) "Проблемы экологии Р РѕСЃСЃРёРё" [9](Рџpимечание 17). Р’ предисловии Рє этой РєРЅРёРіРµ дана позиция авторов:
"Политическая основа стратегии устойчивого развития - желание сохранить status quo в мире, прибегнув к поправкам и починкам современной системы, но оттягивая момент неприятной истины, заключающейся в том, что безусловно прогрессивная на некий переходный период стратегия устойчивого развития в долгосрочной перспективе все равно неизбежно ведет к экологическому тупику, то есть к гибели человечества как биологического вида.
Авторы далеки от мысли, что рост экономики или научно-технический прогресс являются виновниками возникшей глобальной экологической катастрофы. Отказаться от цивилизации все равно, что выпрыгнуть из быстро идущего поезда, то-есть погибнуть. Причина кризиса в чрезмерно выросшем населении, выросшем настолько, что стабилизация его на современном уровне уже не вернет мир к докризисному устойчивому состоянию" [9, c. 4-5].
Таким образом, вопреки собственным данным, которые показывают, что причиной экологического кризиса являются критические техногенные нагрузки (то есть, буквально "рост экономики и научно-технический прогресс"), причем эти нагрузки создаются небольшой, практически не растущей популяцией жителей развитых стран, авторы делают мальтузианский вывод: виноваты слишком быстро размножающиеся "бедные".
Рдаже полное прекращение роста народонаселения авторов не устраивает: "Проблема выживания связана с необходимостью сокращения потребления энергии на порядок, а, следовательно, и соответствующего уменьшения численности живущих на Земле людей. Задача заключается не в снижении прироста и не в стабилизации населения в будущем, а в его значительном сокращении... Задача значительного сокращения численности населения мира по сравнению с настоящим временем, в то время как оно быстро растет, - невероятно сложная для реализации и нелегко воспринимаемая проблема" [9, c. 312-313]. Как мы видим на практике, сложность реализации задачи по резкому повышению смертности и снижению рождаемости в России министров не испугали. Так что политика нынешнего режима, ведущая к сокращению населения России, отвечает "общечеловеческим интересам" и научно обоснована неолиберальными экологами.
Концепцию "золотого миллиарда" приняли Рё некоторые деятели националистического толка. Активно подхватил теpРјРёРЅ "золотой миллиаpРґ" РѕРґРёРЅ РёР· идеологов "патpиотической" оппозиции Рџ.Рњ.РҐРѕРјСЏРєРѕРІ. РћРЅ Рїpедлагает политикам Рїpиложить усилия, чтобы СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ РЅР°pРѕРґ вошел РІ "золотой миллиаpРґ", поскольку Р РѕСЃСЃРёСЏ СЏРєРѕР±С‹ имеет РЅР° это неоспоpимые Рїpава Рё силу. Тем более, что РїpРё глобальном потеплении климата Р РѕСЃСЃРёСЏ окажется РІ выигpыше [10]. Рта наивная (или демагогическая) аргументация, СЃСЂРѕРґРЅРё призывам Рњ.Горбачева "пойти жить РІ наш общий европейский РґРѕРј", скрывает главную цель - убедить общество принять саму идеи возможности Рё правомерности селекции человечества РЅР° РґРІРµ расы.
Специалист в области эволюции и историк науки Ю.В.Чайковский [11] рассматривает перспективы концепции "золотого миллиарда" с системной точки зрения и приходит к выводу, что эта система даже в идеализированных условиях недолговечна, а в реальности неосуществима. То есть, речь идет о мальтузианской утопии. Ю.В.Чайковский сравнивает 3 варианта стратегии на будущее:
1. Продожать плыть как прежде, успокаивая себя "рациональным природопользованием", оставляя проблемы выживания будущим поколениям. Фактически при этом к выбрасыванию за борт предназначаются именно будущие поколения.
2. Прекратить технический прогресс, вернуться Рє донаучным способам отношений СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№. Рта позиция, начиная СЃ концепции "пределов роста" Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба, неоднократно обсуждалась Рё, недавно был, наконец, сделан вывод, Сѓ нас РІ стране стыдливо умалчиваемый: если отказаться РѕС‚ потребления невозобновимых источников энергии (РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶ РѕР± остальной технике), то население Земли должно будет сократиться РІ десять раз Р·Р° ближайшие сто лет. Однако заставить всех ограничиться возобновимыми ресурсами Рё РѕРґРЅРёРј ребенком РЅР° семью нельзя без очень жестких мер. Рными словами, "пределы роста" означают РІРѕРІСЃРµ РЅРµ мирный переход Рє "нулевому росту" (как полагают мечтатели), Р° кровавую диктатуру наподобие диктатуры РџРѕР» Пота.
3. Обеспечить комфорт "золотому миллиарду". Если стратегия "отказа от прогресса" предполагает общее сокращении населения и душевого потребления, то стратегия "золотого миллиарда" неявно предлагает выбросить за борт цивилизации такое же количество людей, но целыми регионами. Хотя благополучие "золотого миллиарда" недолговечно, в среднесрочной перспектике стратегия его спасения вполне реалистична. Во всяком случае, более реалистична, чем стратегия тотальной борьбы с техническим прогрессом.
Ю.Чайковский видит выход в новом, более сложном (диатропическом) взгляде на мир, внедренном во многие области деятельности, особенно в экономику. По сути, речь идет о возникновении новой, постиндустриальной общественно-исторической формации.
Главный вывод Р®.Чайковского относительно "золотого миллиарда": последние данные науки РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ недолговечности такой системы. Р’Рѕ-первых большая система РЅРµ может долго существовать РЅРµ развиваясь, С‚.Рµ. прогресс необходим Рё неизбежен; РІРѕ-вторых РІ больших системах невозможна Рё та равномерность (одинаковое число детей РЅР° семью, минимальное душевое потребление, единая стратегия разных стран), какую предлагают различные варианты "пределов роста". РџСЂРё существующих социокультурных условиях неизбежно устанавливается гиперболичесое распределение величин, РїСЂРё которых основная масса благ принадлежит небольшому числу носителей ("слева почти РІСЃРµ, справа почти РІСЃРµ"). Рто значит, что даже если наделить почти всеми благами "золотой миллиард" реально, невозможно равномерно распределить РЅР° Земле миллиард примерно одинаково обеспеченных людей. "Золотой миллиард" СЃРЅРѕРІР° "расщепится" РЅР° РґРІРµ расы.
Заключение
Концепция "золотого миллиарда", предполагающая искусственное выделение РёР· человечества РЅРѕРІРѕРіРѕ "избранного народа", является утопией. Рта утопия порождена РІ ответ РЅР° нынешний общий РєСЂРёР·РёСЃ индустриализма Рё индустриальной цивилизации. Философской РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ этой утопии является пессимистический индивидуализм, разрыв общинных связей человеческой солидарности, отказ РѕС‚ этики религиозного братства Рё коллективного спасения.
Те, кто считает себя причисленными к "золотому миллиарду", все более и более ощущают себя в осажденной крепости, которой угрожают быстро размножающаяся орда голодных, возмущенных бедняков. Утопия "золотого миллиарда", нереализуемая в принципе, порождает, однако, растущую агрессивность - вначале в идеологии и культуре, затем в политической и военной сфере. Уже есть все признаки консолидации новой, глобальной фашистской идеологии, которая может побудить к самым разрушительным действиям.
Принять или РЅРµ принять саму идею "золотого миллиарда" - дело морального Рё даже религиозного выбора, РёР±Рѕ эта идея является радикально антихристианской (как Рё антиисламской Рё тем более антибуддистской). РќР° волне неолиберальной Рё евроцентристской идеологии РІ Р РѕСЃСЃРёРё некоторая часть интеллигенции, РІРёРґРёРјРѕ, впала РІ соблазн этой утопии Рё является ее радикальным пропагандистом. Рта часть оказывает Рё большое влияние РЅР° политический режим.
Что касается Р РѕСЃСЃРёРё, то имеется множество признаков того, что та часть РјРёСЂРѕРІРѕР№ элиты, которая определяет экономическую Рё военную политику Рё контролирует РЎРњР, РЅРё РІ коем случае РЅРµ включает народы Р РѕСЃСЃРёРё РІ число тех, кто имеет шанс попасть РІ спасательную шлюпку "золотого миллиарда".
Список литературы
1. Кузьмич.А. Россия и pынок (В свете советского и междунаpодного пpава). // Воскpесенье, 1990, N 4, а также в книге А.Кузьмич. Заговоp миpового пpавительства (Россия и "золотой миллиард"). М.
2. Леге Р–. Ркология Рё политика // РњРёСЂ науки, 1976. N 2. СЃ. 8-97
3. Meadows D. et al. The Limits to growth. New York: Universe Books, 1972; Д.Х.Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс. За пределами роста. М.:Прогресс, "Пангея", 1994. - 304 с.
4. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
5. Laslo E. Goals for Mankind: a report to Club of Rome on new horizons of human system. N 4. 1975.
6. "Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)". М. Прогресс. 1989. 372 с.
7. Toffler A. Power Shift. New York. 1990. p. 4.
8. Жак Аттали. На поpоге нового тысячелетия. М.: "Междунаpодные отношения", 1993. 135 с.
9. Лосев Рљ.РЎ., Р’.Р“.Горшков, Рљ.РЇ.Кондратьев, Р’.Рњ.Котляков, Рњ.Р§.Залиханов, Р’.Р.Данилов-Данильян Рё РґСЂ. /РїРѕРґ ред. Р’.Р.Данилова-Данильяна Рё Р’.Рњ.Котлякова/. Рњ. 1993. 348 СЃ.
10. РҐРѕРјСЏРєРѕРІ Рџ.Рњ. Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё золотой миллиаpРґ. // РнтеpРІСЊСЋ, 1993. N 1, Р° также РІ РєРЅРёРіРµ: РҐРѕРјСЏРєРѕРІ Рџ.Рњ. Национал-РїpРѕРіpессизм. Рњ.: Паллада, 1995. РЎ. 44-51.
11. Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание// Путь, 1992. N 1. с. 62-108.
Сергей Кара-Мурза. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок
Примечания
1 "Мегатенденции" - популяpное, написанное для амеpиканцев изложение основных мировых пpоблем и тенденций.
2 Р РёРјСЃРєРёР№ клуб - международная межправительственная организация, РЅРµ имеет обязательного для всех членов устава, РЅРµ ведет протоколов. РџРѕ неписанным правилам РІ нее РІС…РѕРґРёС‚ РЅРµ более 100 человек. Клуб создан РїРѕ инициативе вице-президента фирмы "Оливетти" Аурелио Печчеи. Координирует его деятельность Рсполком РёР· РІРѕСЃСЊРјРё человек. Рсследовательские проекты выполняются учеными РёР· разных стран Рё оплачиваются крупными фирмами. РћС‚ Советского РЎРѕСЋР·Р° РІ члены Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба вошли академик Р•.Рљ.Федоров Рё член-РєРѕСЂСЂ. Р”.Рњ.Гвишиани, Р° РІ 1987 РіРѕРґСѓ академик Р•.Рњ.Примаков Рё писатель Чингиз Айтматов. Р’ июле 1989 РіРѕРґР° РІ СССРбыла учреждена национальная Ассоциация содействия Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба.
3 Книга вышла на 30 языках, а количество проданных экземпляров составило около 4 миллионов - уровень невероятный для научно-популярного издания. Более 1000 учебных курсов в университетах использовали книгу как учебное пособие, что свидетельствовало о восприятии доклада научной элитой.
4 Работы по глобальному моделированию были начаты и в СССР(см. Моисеев Н. Система "Гея" и проблема запретной черты". "Мир науки", N 1, 1985).
5 По сути, этот доклад показал, что проблема не в нехватке природных ресурсов, а в господствующем социальном порядке, но этот вывод был полностью исключен из обсуждения.
6 Восклицание Печчеи было чисто риторическим. Уже сегодня 1/4 населения Земли ("золотой миллиард") потребляет 60% продовольствия - в среднем на душу населения в 4,5 раз больше, чем представитель "бедного" большинства человечества.
7 Яркий, хотя и примитивный пример технократического подхода, якобы устраняющего идеологию, было представление реформы Е.Гайдаром. В его докладах человек был полностью исключен из рассмотрения.
8 Новый показатель соотношения доходов дал совсем иную картину и совершенно иную динамику. Соотношение доходов 20% самой богатой части населения Земли к 20% самой бедной было 30:1 в 1960 г., 45:1 в 1980 и 60:1 в 1989 (если же учесть внутреннюю неравномерность распределения дохода в бедных странах, то для 1988 г. этот показатель равен 140:1). Важна и абсолютная разница в доходах: в 1989 г. для 20% самых богатых и самых бедных эта разница на одного человека составила 15149 долл., а в 1960 г. была 1864 (пересчитано на доллары 1989 г.).
9 Еще в 80-е годы была бы немыслимой сама эта фразеология в устах международного деятеля такого ранга: "готовые к бунту", "орды" и т.д. Сам язык показывает, что в мире произошел колоссальный культурный сдвиг.
10 РќР° СЃРёРјРїРѕР·РёСѓРјРµ РІ Бразилии РІ 1992, РІ преддверии форума "Р РёРѕ-92", РїСЂРё обсуждении "блока Хейфица" китайский ученый РҐСѓ Дао-Рё РїСЂСЏРјРѕ сказал западным коллегам: "то, что РІС‹ имеете РІ РІРёРґСѓ, совершенно СЏСЃРЅРѕ: лишних людей можно только убить". РЇ участвовал РІ этом СЃРёРјРїРѕР·РёСѓРјРµ, Рё осталось исключительно тяжелое впечатление: известные ученые, умные Рё симпатичные люди РїСЂРё обсуждении демографической темы РІРґСЂСѓРі РЅР° глазах превращались РІ фанатиков, объятых мистическим ужасом. "Рти голодные РѕСЂРґС‹ размножаются без остановки! РќР° Земле РЅРµ остается кислорода! Надо немедленно что-то делать!".
11 Пpедставим, что умиpает pебенок у евpопейца. Рвpываются, отталкивая отца, деловые юноши с телевидения, со своими камеpами и лампами, жуя pезинку. Записывают зрелище агонии. А назавтpа где-нибудь в баpе, какой-то толстяк будет комментиpовать пеpед телевизоpом, пpихлебывая пиво: "Гляди, гляди, как откидывает копыта, постpеленок. Как у него тpясутся pучки". Как-то на Западе, участвуя в дебатах о ТВ, я пpедложил этот "мысленный экспеpимент". Всех пеpедеpнуло. Но ведь ваше ТВ, сказал я, это делает pегуляpно по отношению к афpиканцам - и вы не видите в этом ничего плохого.
12 Жак Аттали пишет: "Пpоблемы, котоpые будут досаждать человеку гpядущего тысячелетия, тpебуют, чтобы мы восстановили идею зла и идею святости, поставив их в центp политической жизни" [8].
13 "Бедным" странам закрыт доступ на финансовый рынок Запада: кредиты не только обусловлены массой разорительных политических условий, но и исключительно дороги. В течение 80-х годов кредиты "бедным" странам давались под 17% годовых, а в страны "золотого миллиарда" - под 4%. Железным занавесом закрыт для "бедных" стран рынок рабочей силы. Только из-за дискриминации на этом рынке развивающиеся страны теряют в год не менее 500 млрд долл. Только полной дезориентацией можно объяснить ту радость, которую выражает левая оппозиция, слыша "антирыночные" заявления западных футурологов: признак фашизма принимают за тягу к социализму.
14 Вот пример: расстрел парламента и разгон Конституционного суда президентской группировкой в России западная пресса представляла как "защиту демократии" - и это не вызывало у западного обывателя никакого недоумения.
15 Соучаствующее СЃ нынешним pежимом РІ "pефоpРјРёpовании" Р РѕСЃСЃРёРё культуpРЅРѕРµ течение интеллигенции склоняется Рє тоталитаpРёР·РјСѓ Рё РІ силу своего болезненно мессианского РјРёpоощущения. Рти люди настолько РёСЃРєpенне РІРµpСЏС‚ РІ СЃРІРѕСЋ РёР·Р±pанность, РІ СЃРІРѕРµ интеллектуальное Рё РјРѕpальное Рїpевосходство над массой СЃРѕРіpаждан, что теpСЏСЋС‚ чувство РјРµpС‹. Р’РѕС‚ пианист Николай ПетpРѕРІ всерьез РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ "РіpСѓР·Рµ ответственности": "Рџpекpасно понимаю, что заставило моего великого РґpСѓРіР° Мстислава Леопольдовича Р РѕСЃС‚pоповича РІ том знаменитом августе написать завещание Рё Рїpилететь РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Какое-то очень РѕСЃС‚pРѕРµ ощущение, что РЅРµ РЅР° РєРѕРіРѕ СЃС‚pану оставить... РќРµ оставлять же, РІ конце концов, РјРѕСЋ СЃС‚pану РІРѕpоватым чиновникам Рё бестолковым люмпенам".
16 Очевидно, например, что иранцы сегодня РІ большей своей части РЅРµ приемлют западного индивидуализма, западной демократии Рё этики. РћРЅРё искренне приговаривают Рє смерти Салмана Рушди, РІ своем романе оскорбившего Аллаха. Конфликт ценностей налицо. Рранцы РЅРµ разделяют СЂСЏРґ ценностей, которые "первый РјРёСЂ" РѕР±СЉСЏРІРёР» общечеловеческими. Следовательно, иранцы - РЅРµ вполне относятся Рє СЂРѕРґСѓ человеческому.
17 Симптоматично, что РєРЅРёРіР° названа РїРѕ-СЂСѓСЃСЃРєРё "Проблемы экологии Р РѕСЃСЃРёРё" - Рё там же РЅР° титуле переведена РЅР° английский уже иначе: "Р РѕСЃСЃРёСЏ РІ экологическом РєСЂРёР·РёСЃРµ" (Russia in Environmental Crisis). Рто РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ заведомом двоемыслии авторов: РѕРґРЅРѕ говорить Западу, РґСЂСѓРіРѕРµ - населению Р РѕСЃСЃРёРё.