Вольчик В.В.
1. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе
Ркономическая теория СЃРѕ времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора Рё мотивации РІ хозяйственной деятельности РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. РќРѕ как справедливо отмечал Саймон усилия экономистов были направлены РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° исследование результатов выбора экономической сфере, Р° сам выбор как процесс выпал РёР· поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует, РїРѕ сути, РЅРµ процесс выбора, Р° его результаты»[1][1].
Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.
Но в начале необходимо кратко рассмотреть предпосылки, на которых базируется неоклассическая модель экономического человека.
Р’ современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек»[2][2]. Такая модель предполагает, что человек РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ извлечения полезности РёР· экономических благ ведет себя полностью рационально. Рто предусматривает следующие условия:
1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);
4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.
Подобные допущения привели к обвинениям в адрес современной ортодоксальной экономической науки в том, что она стала по сути «экономикой классной доски»[3][3] и совершенно оторвалась от реальной жизни.
Но рациональность - это еще далеко не все, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, поэтому необходимо рассмотреть и ограничения, с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.
Неоклассическая теория здесь исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода, ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны, то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.
Однако, ценность теории предсказывающей выбор потребителя или другого экономического субъекта будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается относительно стабильной, а потенциалы, заложенные в ней являются доступными для принятия и переработки человеческими возможностями. Тем более, что существуют кроме вышеперечисленных внешних еще и внутренние препятствия, от которых неоклассики просто абстрагируются.
Следуя неоклассикам можно представить человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием - собственной функцией полезности. Он также оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берется уже заранее известными и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот - отсутствует.
Таким образом, можно отметить, что отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки.
Социологической модели человека существует, РїРѕ мнению Линденберга, РґРІР° РІРёРґР°. Первый (акроним SRSM) - социализированный человек, исполняющий роль Рё человек, который может быть подвержен санкциям. Рто человек, полностью контролируемый обществом. Ставится цель - полная социализация. Процесс направляется обществом - человек играет СЃРІРѕСЋ роль РІ нем. Наконец, возможность применения санкций - это контроль СЃРѕ стороны общества.
Вторая модель (акроним OSAM) – человек, имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий. Ртот человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его РјРёСЂР°. РћРЅ восприимчив, РЅРѕ действует РІ соответствии СЃРѕ СЃРІРѕРёРј мнением. РќРѕ РѕРЅ РЅРµ имеет ничего общего СЃ экономическим человеком, С‚.Рє. Сѓ него отсутствуют изобретательность Рё ограничения.
Сравнивая эти две модели, можно увидеть, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности. Хотя эти черты являются далеко не единственными.
Социологический человек переносит характеристику своего поведения на свое же поведение: общество в действительности не является действующим лицом, оно представляет собой результат индивидуальных действий и взаимодействий людей. Поэтому современные науки, связанные с обществом, тяготеют к модели экономического человека, оставляя его поведенческой обоснованностью многих явлений, тогда как социологическая модель не представляет ничего конкретного, опираясь на неустойчивую взаимосвязь между человеком обществом.
2. Рациональное поведение. Принцип рациональности
Понятие рациональность является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятие кажется с точки зрения обыденного сознания.
Рациональность может быть определена следующим образом: субъект (1) никогда не выберет альтернативу X если в тоже самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения (3) , предпочтительнее X.[4][4]
Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов»[5][5]. При том отмечается, что теория рационального выбора объясняет, только нормальное поведение людей. Остается дело за малым: исследовать, что есть норма в экономической действительности.
В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:
1) Рациональность (как таковая);
2) Следование своим интересам.
Рассмотрим эти модели подробнее:
1. Рациональность
Согласно О. Уильямсону существует 3 основные формы рациональности:
1) Максимизация. РћРЅР° предполагает выбор лучшего варианта РёР· всех имеющихся альтернатив. Ртого принципа придерживается неоклассическая теория. Р’ рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё рассматривается как данное, Р° оптимизация является повсеместной.
2) Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята РІ экономической теории трансакционных издержек. Рто полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ стремятся действовать рационально, РЅРѕ РІ действительности обладают этой способностью лишь РІ ограниченной степени[6][6].
Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности.
То есть говорят, что приверженцы теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности принятой в классической теории. Однако, экономтеория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации.
Рта теория РѕРґРЅРѕР№ РёР· важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс как интеллект. Существует стремление сэкономить РЅР° нем. Рђ для этого либо уменьшаются издержки РІ С…РѕРґРµ самих процессов принятия решения (Р·Р° счет личных способностей, владения большим количеством информации опытом Рё С‚.Рґ.), либо обращаются Рє помощи властных структур.
3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса. Ее используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы Менгер, Хайек, Киирзнер, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьем-либо сознании. В самом деле, существуют такие ситуации, когда незнание «оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения»[7][7].
Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.
2. Ориентация на собственный интерес
1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают: «Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post»[8][8]. В общем случае речь идет только об информации и всем, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.
Р’ идеале должна существовать гармония РІ процессе обмена информацией - открытый доступ СЃ обеих сторон, немедленное сообщение РІ случае изменения информации Рё С‚. Рґ. РќРѕ экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это РІ разной степени. Кто-то больше склонен Рє преднамеренному обману, кто-то меньше. Рто создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что РІ случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло Р±С‹ подчиняться некоторым правилам.
Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или как было сказано выше заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали все моменты, по которым они не доверяют друг другу.
2) Простое следование своим интересам это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться - известны. Контракт выполняется, так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.
3) Послушание. Последняя слабая форма ориентации на собственный интерес - послушание. Адольф Лоу формулирует ее следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами»[9][9]. Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике, поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятие решений, так как за него решают другие.
3. Поведенческие предпосылки институционального анализа
Прежде всего, РїРѕРґ большим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј была поставлена возможность отвлечения РѕС‚ системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Рто система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ, психологического Рё религиозного типов, что напрямую РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что РёРЅРґРёРІРёРґ осуществляет выбор сам. РўРѕ есть институционалисты определяют скорее характер ситуации, РІ которой выбор осуществляется, Р° РЅРµ рассматривают полученный результат РІ рамках взаимодействия РјРЅРѕРіРёС… людей. Поэтому такой РїРѕРґС…РѕРґ предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека привязанного Рє конкретной культуре, общества, РіСЂСѓРїРїРµ Рё существующего РІ определенное время.
Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей: так как предположение об экзогенности системы ограничений неверно, то, следовательно, если человек не имеет полный объем информации необходимой для свободной ориентации в окружающем мире, то он и не в состоянии отразить в полной мере процессы индивидуальной и общественной жизни. Тогда как можно проследить процесс осуществления отбора реальности и их расшифровку как предпосылку осуществления выбора?
Для решения этих вопросов в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки – ограниченная рациональность и оппортунизм.
Саймон[10][10] предлагает заменить принцип максимизации – принципом удовлетворенности, так как в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации.
Рто положение может согласовываться СЃ концепциями австрийской школы, РІ рамках которой вместо максимизации полезности используется предпосылка Рѕ сравнительной важности потребностей Рё Рѕ наилучшем РёС… удовлетворении, возможно меньшим количеством благ.
Он отмечает, что в экономической теории понятие удовлетворенности не играет такой роли как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворенности в свою очередь зависят от уровня устремлений, который зависит от жизненного опыта.
Придерживаясь этой теории можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного объема продаж.
Рто подтверждается статистическими данными. Рто также согласуется СЃ исследованиями Холла Рё Хитча (ценообразование РїРѕ формуле издержки плюс стандартная надбавка), Р° также Сайерта Рё Марча (фирмы положение которых РЅР° рынке стабильно, действуют менее энергично).
Поэтому РјС‹ считаем необходимым замену понятия рациональности понятием субъективной обоснованности действия. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этой предпосылки, нас интересует РґРІР° факта: 1) чем обосновано то или РёРЅРѕРµ решение, 2) степень СЃРІРѕР±РѕРґС‹ принятия этого решения (С‚.Рµ. РІ какую систему координации экономической деятельности интегрирован субъект). Таким образом, принятие решения является «равновесным» решением РІ результате оценки обоснованности Рё ограничений принятия решения.
4. Рнститут хозяйственной этики Рё экономическое поведение
Ртические РЅРѕСЂРјС‹ являются теми ограничениями, РёРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЏ которые часто невозможно объяснить некоторые экономические явления. Ртика, мораль, традиции являются теми правилами поведения или институтами, которые присутствуют РІ теориях неоинституционализма. Поэтому эти теории описывают человеческую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ такой, какой РѕРЅР° наблюдается РІ действительности, используя понятия ограниченной рациональности Рё оппортунизма.
Например, оппортунистическое поведение субъектов экономической деятельности может быть ограничено не только формальными институтами, создаваемыми государством. Действительно, если сведение оппортунизма к минимуму уменьшает трансакционные издержки и, следовательно, повышает эффективность системы, то различные институты, способствующие этому, будут эволюционировать и закрепляться в обществе. Одними из таких неформальных институтов являются нормы этики или морали (понятия этические и моральные нормы часто используются как тождественные, исходя из того, что этика - это «философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы»[11][11]).
Ртические РЅРѕСЂРјС‹ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях более эффективно способствуют снижению трансакционных издержек, чем формальные РЅРѕСЂРјС‹ права. Р’ самом деле,традиционные РЅРѕСЂРјС‹ поведения РІ обществе обусловливают значительную величинуиздержек рыночных трансакций.
Система традиций, моральных и этических норм экономического поведения не является чем-то данным и неизменным. На протяжении всей эволюции человеческой цивилизации каждому этапу ее развития соответствовали определенные нормы поведения.
В условиях первобытного общества эти нормы способствовали появлениюправил поведения, культивирующих коллективизм, подчинениевождю племени, определенное разделение прав и обязанностей внутри племени. В дальнейшем при переходе от племенного и кочевого образа жизни к оседлому, с развитием углубляющегося разделения труда, появлением торговли возникает закреплениеправ собственности за конкретными индивидами. Расширяется обмен как внутри групп, так и между группами людей.
Нравственные правила поведения претерпевают изменения: Рє врожденным правилам морали, основанным РЅР° инстинктах (солидарность, альтруизм, РіСЂСѓРїРїРѕРІРѕРµ принятие решений), прибавляются благоприобретенные. Хайек РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ писал:В«...Существуют благоприобретенные правила (бережливость, уважение Рє собственности, честность Рё С‚. Рґ.), создавшие Рё поддерживающие расширенный РїРѕСЂСЏРґРѕРє... Расширенный РїРѕСЂСЏРґРѕРє зависит РѕС‚ этой морали, РѕРЅ Рё РІРѕР·РЅРёРє благодаря тому факту, что РіСЂСѓРїРїС‹, следовавшие ее основнымправилам, опережали РґСЂСѓРіРёРµ РїРѕ увеличению численности Рё богатства»[12][12]. Рменно эти благоприобретенные институты, сохраняясь Рё эволюционируя, позволили возникнуть современной цивилизации, основанной РЅР° экономическом Рё социальном обмене между людьми Рё между государствами. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ таких правил поведения возникли правовые РЅРѕСЂРјС‹, сформировались системы права, способствующие обмену Рё облегчающие его.
РќРѕ развитие традиций, создающих условия для существования расширенного РїРѕСЂСЏРґРєР°, РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ однонаправлено,прямолинейно. Наряду СЃ вышеизложенными процессами эволюция нравственных правил занимает главенствующую роль РІ определениинорм поведения целых народов, например, правила, основывающиеся РЅР° племенном РґСѓС…Рµ, коллективизме, противопоставлении РёРЅРґРёРІРёРґР° РіСЂСѓРїРїРµ Рё С‚. Рї.  Благодаря подобнымтрадициям Рё нормам человеческого поведения, формировались цивилизации, отрицающие важность обмена, торговли, института частной собственности Рё индивидуализма РІ целом. Такие общества, РїРѕ выражению Карла Поппера, являются «закрытыми»[13][13]. Рстория дает немало примеров «закрытых» обществ или тоталитарных государств, основывающих СЃРІРѕРё экономические Рё социальные системы РЅРµ РЅР° рыночном механизме Рё СЃРІРѕР±РѕРґРµ, Р° РЅР° принуждении Рё следовании высшим целям Рё планам, которые ведомы только тирану, диктатору, вождю или какому-то РґСЂСѓРіРѕРјСѓ верховному органу власти.
Таким образом, величина издержек рыночных трансакций зависит РЅРµ только РѕС‚ правовых РЅРѕСЂРј, регламентирующихправила заключения сделок или гарантирующих обеспечение прав собственности, РЅРѕ РІ равной степени Рё РѕС‚ традиций рыночного поведения контрагентов обмена. Если РІ обществе РЅРµ существует моральных правил уважения прав собственности, честности РІ соблюдения контрактов, то контроль СЃРѕ стороны права (даже самого совершенного) РЅРµ позволит существенно снизить трансакционные издержки, как средние, так Рё абсолютные. Рто четко прослеживается РІ условиях переходной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РџСЂРё трансформационных процессах отношения между субъектами формирующегося рынка развиваются быстрее, чем создаются присущие рыночному РїРѕСЂСЏРґРєСѓ традиционные РЅРѕСЂРјС‹ поведения. Поэтому трансакционные издержки, даже РїСЂРё создании идеальной правовой системы, Р±СѓРґСѓС‚ оставаться довольно высокими еще сравнительно длительное время, РїРѕРєР° РЅРµ привьются населению новые этические правила, характерные расширенному РїРѕСЂСЏРґРєСѓ.
Р’ условиях централизованного планирования трансакционных издержек вообще РЅРµ существует, поскольку механизм рыночного обмена отсутствует. Однако существовал теневой рынок, РЅР° котором была занята определенная часть населения, Р° большинство населения так или иначе сталкивалось СЃ РЅРёРј РІ СЌРїРѕС…Сѓ всеобщего дефицита. РќР° теневом рынке трансакционные издержки были крайне высокими потому, что обмен РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» РІРЅРµ правовых рамок. РџРѕРґ влиянием такой ситуации Сѓ людей, тесно связанных СЃ «черным» рынком, формировались своеобразные моральные Рё этические РЅРѕСЂРјС‹, регулирующие РёС… поведение. Следование такой этике теневой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё позволяло достигнуть успеха. Рти РЅРѕСЂРјС‹ экономического поведения основывались РЅР° правовом нигилизме, поскольку РІ условиях реального социализма производство или торговля РІРЅРµ рамок государственных учреждений были РІРЅРµ закона. РЎ переходом СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РЅР° рыночный путь развития “черный” рынок легализовался. РќРѕ РІ новых условиях его агенты РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сразу поменять правила своего поведения, РІ рыночных условиях РѕРЅРё продолжали нарушать правовые РЅРѕСЂРјС‹ регулирования экономической деятельности. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ поведение является оппортунистическим Рё, следовательно, резко повышающим издержки функционирования хозяйственной системы.
Рнституты этики РЅРµ являются продуктом целенаправленной деятельности РёРЅРґРёРІРёРґР° или РіСЂСѓРїРїС‹ РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. РћРЅРё формируются РІ результате эволюционного культурного отбора.[14][14] РРЅРґРёРІРёРґС‹, принимая решения РІ процессе хозяйственной деятельности, учитывают те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися Рё принятыми как традиционные матрицами поведения. РРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЏ доминирующие РІ обществе этические РЅРѕСЂРјС‹, РёРЅРґРёРІРёРґСѓ трудно рассчитывать РЅР° успех своего дела.
Но самое важное заключается в том, что, действуя согласно правилам, которые закрепились в результате эволюционного отбора, субъект хозяйственной деятельности использует больше информации о приемлемости своих поступков, чем он может получить и осмыслить, руководствуясь лишь одной рациональностью. Неслучайно Хайек отмечает по этому поводу: «Рационализм может быть ошибочным, и традиционная мораль может в некоторых отношениях обеспечить более верное руководство для человеческих действий, чем рациональное знание»[15][15].
Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида. Дуглас Норт подчеркивает, что «субъективные мысленные конструкции, при помощи которых индивидуумы обрабатывают информацию, приводят к решениям, определяющим выбор индивидуума»[16][16]. Обладая различными способами восприятия (менталитетом) экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. «Мысленные конструкции игроков, заданные сложностью окружающего мира, ограниченной информационной обратной связью с результатами деятельности, унаследованными культурными традициями, определяют их восприятие».[17][17] Следовательно, успех проведения рыночных реформ во многом зависит от изменения менталитета населения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ie.boom.ru/
[1][1]Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. 1993. С.18.
[2][2] Брунер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993.
[3][3] Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С.20.
[4][4] Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. №7.
[5][5] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С.26.
[6][6] Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С.41.
[7][7] Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С.42-43.
[8][8]Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С.43.
[9][9] Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С.46.
[10][10]Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении.
[11][11] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.727.
[12][12] Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С. 123.
[13][13]См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
[14][14] См. раздел 2 первой главы настоящей работы.
[15][15] Хайек Р¤.Рђ. Происхождение Рё действие нашей морали: проблема науки // РРљРћ. 1991. в„–12. РЎ.185.
[16][16] РќРѕСЂС‚ Р”. Рнституциональные изменения: рамки анализа // Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. 1997. в„–3. РЎ.16.
[17][17] Там же. С.17.