Р.Рђ.Гобозов
РћРґРЅРѕР№ РёР· важнейших задач социальной философии является исследование Рё раскрытие движущих СЃРёР» истории, детерминизма общественных процессов Рё явлений. Рстория представляет СЃРѕР±РѕР№ сложный Рё многогранный процесс, РІ котором воедино связаны географические, материальные (экономические), духовные, социальные, политические Рё РґСЂСѓРіРёРµ факторы. Поэтому очень сложно найти среди РЅРёС… такой фактор, который Р±С‹ играл решающую роль РІ движении общества РїРѕ восходящей линии. Рђ без выяснения такого фактора трудно изучить имманентную логику исторического процесса, объяснить мотивы Рё поступки людей РІ С…РѕРґРµ РёС… жизнедеятельности.
Мыслители всех времен пытались найти социальные детерминанты. Одни их искали в географическом факторе, другие - в духовном, третьи - в материальном.
РЇСЂРєРёРјРё представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века РЁ. Монтескье Рё замечательный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ ученый XIX века Р›.Р. Мечников.
Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку "холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу" [1]. Южные народы, продолжает Монтескье, ленивы от природы, и поэтому они не способны к героическим поступкам. Восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой. Конечно, эти рассуждения французского философа не выдерживают никакой критики, поскольку история народов, живущих в жарких климатических условиях, с точки зрения их социальной активности, создания материальных и духовных ценностей свидетельствует об обратном. Хорошо известно влияние восточных культур на всю мировую культуру.
1 Монтескье РЁ. РР·Р±СЂ. РїСЂРѕРёР·РІ. Рњ., 1955. РЎ. 350.
Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью.
При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти. Но в то же время, по мнению Монтескье, они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа.
В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому в этих странах отсутствует деспотическая форма правления. Таким же образом Монтескье объясняет и другие социальные явления (торговлю, гражданские законы, международное право и т.д.).
Р’ распространении географического детерминизма важную роль сыграл Р›.Р. Мечников. Прежде всего РѕРЅ анализирует РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ СЃРІРѕР±РѕРґС‹ человека, так как СЃРІРѕР±РѕРґР°, СЃ его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. РЎРІРѕР±РѕРґСѓ Р›.Р. Мечников выводит РёР· соответствующих географических условий, которые, как РѕРЅ пишет, оказывают решающее воздействие РЅР° формирование различных РІРёРґРѕРІ деятельности людей, РІ частности РЅР° кооперацию. Там, РіРґРµ существует, РїРѕ выражению СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ ученого, "кооперативная солидарность", имеется больше возможностей для СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё меньше для возникновения деспотических форм правления. Деспот, РїРѕРґ которым Р›.Р. Мечников подразумевает Рё царя, Рё военачальника, Рё жреца - словом, любого, кто проявляет деспотические намерения РІ отношении РґСЂСѓРіРѕРіРѕ, имеет место там, РіРґРµ ему нет отпора, Рё люди, лишенные кооперативной солидарности, безропотно ему подчиняются.
Рсследуя причины возникновения цивилизации, Р›.Р. Мечников главное внимание обращает РЅР° географическую среду, которая, РїРѕ его глубокому убеждению, сыграла решающую роль РІ генезисе Рё формировании цивилизации. "Р’ жарком РїРѕСЏСЃРµ, - писал РѕРЅ, - несмотря РЅР° его роскошную флору Рё фауну, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ также РЅРµ возникло прочной цивилизации, которая занимала Р±С‹ почетную страницу РІ летописях человечества. Здесь причина этого кроется РІ самом факте, так сказать, излишнего развития органической Р¶РёР·РЅРё РІРѕ всех ее формах, это изобилие Р¶РёР·РЅРё служит РІ ущерб развитию энергии Рё умственных способностей Сѓ населения; жители жаркого РїРѕСЏСЃР°, получая РІ изобилии Рё почти без РІСЃСЏРєРёС… координированных усилий СЃРѕ своей стороны РІСЃРµ необходимое для материального благоденствия, РїРѕ этой самой причине лишены единственного стимула Рє труду, Рє изучению окружающего РјРёСЂР° Рё Рє солидарной, коллективной деятельности" [2]. РўСЂСѓРґ, заключает Р›.Р. Мечников, РЅРµ является РІ тропиках необходимым условием для зарождения прогресса Рё цивилизации. Поэтому лишь РІ условиях умеренного климата Сѓ людей имеется стимул Рє труду, поскольку РїСЂРёСЂРѕРґР° РЅРµ дает РёРј ничего РІ готовом РІРёРґРµ. Р’РѕС‚ почему цивилизации возникли РІ умеренном РїРѕСЏСЃРµ.
2 Мечников Р›.Р. Цивилизации Рё великие исторические реки. Рњ., 1995. РЎ. 273.
Р’ данном случае мысли Р›.Р. Мечникова созвучны СЃ мыслями Рљ. Маркса, писавшего, что РЅРµ области тропического климата, Р° умеренный РїРѕСЏСЃ был СЂРѕРґРёРЅРѕР№ капитала, что РЅРµ абсолютное плодородие почвы, Р° ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляет естественную РѕСЃРЅРѕРІСѓ общественного разделения труда. Вместе СЃ тем Маркс подчеркивал, что естественные условия представляют лишь возможность получения прибавочного продукта, РЅРѕ РЅРµ создают его сами РїРѕ себе. РќР° прибавочный труд РѕРЅРё влияют лишь как естественные границы, которые отодвигаются назад РІ той мере, РІ какой развивается промышленность. Таким образом, Маркс связывал естественные условия СЃ материальным производством Рё выяснял РёС… влияние через производство.
Великие реки Р›.Р. Мечников считал основным фактором, детерминировавшим зарождение Рё развитие цивилизации. "Четыре древнейшие великие культуры РІСЃРµ зародились Рё развились РЅР° берегах великих рек. Хуанхэ Рё Янцзы орошают местность, РіРґРµ возникла Рё выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура РЅРµ выходила Р·Р° пределы бассейнов РРЅРґР° Рё Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась РЅР° берегах РўРёРіСЂР° Рё Евфрата - РґРІСѓС… жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, "даром" или "созданием" Нила" [3]. Поскольку эти цивилизации возникли РЅР° берегах рек, СЂСѓСЃСЃРєРёР№ ученый РёС… называет речными цивилизациями.
3 Там же. С. 328-329.
Речные цивилизации, продолжает Р›.Р. Мечников, были изолированы РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° Рё поэтому сильно различались. РџРѕ мере РёС… распространения РЅР° побережья морей Рё тем более океанов РѕРЅРё стали охватывать более широкий РєСЂСѓРі народов. Освоение океанов, РїРѕ утверждению Р›.Р. Мечникова, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє возникновению океанской цивилизации, которая начинается СЃ открытия Америки. Р СѓСЃСЃРєРёР№ ученый считает, что демаркационной линией между Средними веками Рё Новым временем является открытие РќРѕРІРѕРіРѕ Света Колумбом. "Результатом этого открытия явилось быстрое падение средиземноморских наций Рё государств Рё соответственный быстрый СЂРѕСЃС‚ стран, расположенных РЅР° побережье Атлантического океана, то есть Португалии, Рспании, Франции, Англии Рё Нидерландов. Народы этих стран РЅРµ замедлили воспользоваться географическими выгодами СЃРІРѕРёС… стран, Рё центры цивилизации переместились СЃ берегов Средиземного РјРѕСЂСЏ РЅР° берега Атлантического океана. Константинополь, Венеция Рё Генуя потеряли СЃРІРѕРµ значение, Рё РІРѕ главе культурного движения стали Лиссабон, Париж, Лондон Рё Амстердам" [4].
РџСЂРё сравнении Древнего Запада Рё Древнего Востока Р›.Р. Мечников делает вывод, что Запад превосходит Восток РїРѕ всем параметрам, РЅРѕ это превосходство РѕРЅ тоже объясняет географическими преимуществами Запада. Рнертность РРЅРґРёРё, считает РѕРЅ, обусловливается ее неблагоприятным географическим положением. "Достигнув предела развития речного периода цивилизации, индусская нация, запертая РІ изолированной стране, примирилась СЃРѕ своей СЃСѓРґСЊР±РѕР№ Рё безропотно покорилась; РёРЅРґСѓСЃСЃРєРёР№ народ замер РІ бездействии, РІ бесстрастном РїРѕРєРѕРµ Рё РІ созерцательном экстазе..." [5]. Р’ отличие РѕС‚ восточных стран западные государства вели очень активный образ Р¶РёР·РЅРё, постоянно искали новые территории Рё новые возможности усиления своего влияния. Р›.Р. Мечников делал ту Р¶Рµ ошибку, что Рё РґСЂСѓРіРёРµ исследователи, объявлявшие восточные народы инертной массой. Так Р¶Рµ РѕРЅ РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏР» Рё политические формы правления, РІ частности деспотию. РџРѕ его мнению, деспотизм тоже детерминируется географическими факторами. Деспотизм египетских фараонов, например, Р›.Р. Мечников выводил РёР· климатических условий долины Нила.
4 Мечников Р›.Р. Цивилизации Рё великие исторические реки. РЎ. 334-335.
5 Там же. С. 423-424.
Следует подчеркнуть, что сторонники географического детерминизма сыграли известную положительную роль. Во-первых, признавая определяющую роль географической среды в историческом процессе, они тем самым показали, что движущие силы общественного развития следует искать на земле, а не на небе, как это делали и делают теологи. Во-вторых, многие их идеи очень актуальны в наше время, когда, как уже выше отмечалось, мир переживает глубокий экологический кризис и когда необходимо беречь природную среду, от которой в конечном счете зависит жизнь и дальнейшее существование человечества. Вместе с тем нельзя не отметить, что сторонники данного подхода не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.
Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: "Мнения правят миром". Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Правда, эти мыслители говорили, что речь идет не о мнениях и идеях всех людей, а только о мнениях критически мыслящих личностей, создающих идеальные модели общества и предлагающих их народу. Но ведь и критически мыслящих личностей тоже может оказаться огромное множество.
Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: "Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях" [6].
Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум - это разум индивида; во-вторых, разум - это закономерное развитие истории; в-третьих, разум - это основа истории. "Разум, - пишет Гегель, - есть субстанция, а именно - то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь... Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина..." [7].
Всю историю Гегель превращает в историю мысли, которую нужно излагать и исследовать. "Гегелевское понимание истории предполагает существование абстрактного, или абсолютного, духа, который развивается таким образом, что человечество представляет собой лишь массу, являющуюся бессознательной или сознательной носительницей этого духа" [8]. Правда, при анализе конкретной истории Гегель дает замечательное изложение фактологического материала. Но тем не менее для немецкого философа главной движущей силой истории выступает идея. Поэтому философия истории Гегеля - это спекулятивная философия, в которой в мистифицированной форме просматриваются гениальные идеи о закономерностях исторического развития, о социальном прогрессе, о необходимости и свободе и т.д.
6 Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т.1. С. 21.
7 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 64.
8 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 2. РЎ. 93.
Маркс тоже искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, РЅРѕ Рє изучению истории РѕРЅ подошел СЃ диаметрально противоположных, Р° именно СЃ материалистических позиций. РћРЅ считал, что следует исходить РЅРµ РёР· идей, Р° РёР· реальных жизненных предпосылок. "Предпосылки, СЃ которых РјС‹ начинаем, - РЅРµ произвольны, РѕРЅРё - РЅРµ РґРѕРіРјС‹; это действительные предпосылки, РѕС‚ которых РјРѕР¶РЅРѕ отвлечься только РІ воображении. Рто - действительные РёРЅРґРёРІРёРґС‹, РёС… деятельность Рё материальные условия РёС… Р¶РёР·РЅРё, как те, которые РѕРЅРё находят СѓР¶Рµ готовыми, так Рё те, которые созданы РёС… собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти РјРѕР¶РЅРѕ установить чисто эмпирическим путем" [9]. Люди РІ процессе совместной деятельности РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ необходимые РёРј жизненные средства, РЅРѕ тем самым РѕРЅРё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ СЃРІРѕСЋ материальную Р¶РёР·РЅСЊ, которая является фундаментом общества. Материальная Р¶РёР·РЅСЊ, материальные общественные отношения, формирующиеся РІ процессе производства материальных благ, детерминируют РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ формы деятельности людей - политическую, РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ, социальную Рё С‚.Рґ. Рдеи, даже туманные образования РІ РјРѕР·РіСѓ людей, являются испарением РёС… материальной Р¶РёР·РЅРё. Мораль, религия, философия Рё РґСЂСѓРіРёРµ формы общественного сознания отражают материальную Р¶РёР·РЅСЊ общества.
Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к "К критике политической экономии" выразил следующим образом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" [10].
9 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 3. РЎ. 18.
10 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 13. РЎ. 6-7.
Материалистическое понимание истории, открытое Марксом, требует РЅРµ просто его констатации, РІ противном случае РѕРЅРѕ ничем Р±С‹ РЅРµ отличалось РѕС‚ спекулятивного, идеалистического объяснения общественных процессов, Р° изучения действительной Р¶РёР·РЅРё людей. Поэтому Маркс обращается Рє анализу практической деятельности людей, которые РІ первую очередь должны жить, Р° для этого РёРј необходимы пища, жилище, одежда Рё С‚.Рґ. Р’РѕС‚ почему первым историческим актом следует считать, производство самой материальной Р¶РёР·РЅРё. Материальное производство есть РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ условие РІСЃСЏРєРѕР№ истории, Рё РѕРЅРѕ должно выполняться непрерывно. Ртак, согласно Марксу, производство материальных благ необходимо для удовлетворения потребностей людей. РќРѕ удовлетворенные потребности ведут Рє новым потребностям, РёР±Рѕ РЅРѕРІРѕРµ производство порождает новые потребности. Рђ удовлетворение новых потребностей требует РЅРѕРІРѕРіРѕ производства предметов потребления. Такова диалектика производства Рё потребления. Так Маркс формулирует закон возрастания потребностей. Люди, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏ ежедневно СЃРІРѕСЋ собственную Р¶РёР·РЅСЊ, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ Рё РґСЂСѓРіРёС… людей, то есть начинают размножаться. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё Маркс выделяет три стороны социальной действительности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей Рё производство людей.
Материалистическое понимание истории можно резюмировать таким образом:
1. Данное понимание истории исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, то есть гражданское общество.
2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания - религия, философия, мораль, право и т.д. - и каким образом они детерминируются материальным производством.
3. Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни.
4. Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.
Открытие материалистического понимания истории означало научную революцию РІ философии истории. Р’Рѕ-первых, Маркс открыл новый континент-поле: это экономическое поле, РЅР° котором создаются материальные ценности, выступающие РІ роли фундамента РІСЃСЏРєРѕР№ общественной Р¶РёР·РЅРё. Р’Рѕ-вторых, новый континент-поле нельзя было исследовать СЃ помощью старых философских категорий Рё старого логического аппарата. Поэтому Маркс совершает РЅРµ только концептуальный, РЅРѕ Рё эпистемологический разрыв СЃ прежней философией истории. РћРЅ разрабатывает категории своей философии истории: общественное бытие, общественное сознание, базис Рё надстройка, СЃРїРѕСЃРѕР± производства, производственные отношения, общественно-экономическая формация, экономическая структура Рё РґСЂ. Рти категории представляют СЃРѕР±РѕР№ инструменты научного познания, СЃ помощью которых РјРѕР¶РЅРѕ анализировать Рё изучать общество.
Материалистическое понимание истории еще при жизни его автора подвергалось различным интерпретациям, которыми сам Маркс был не доволен. В конце XIX века, когда марксизм занял одно из ведущих позиций в европейской философской теории, многие исследователи начали упрекать Маркса в том, что он якобы все многообразие истории и общественной жизни редуцировал к экономическому фактору и тем самым упростил весь исторический процесс, состоящий из самых разных феноменов, фактов и событий. Рматериалистическое понимание истории его противники окрестили экономическим материализмом.
РћРґРЅРёРј РёР· первых критиков Маркса выступил профессор Лейпцигского университета Рџ.Барт, СЃ работами которого был знаком Рнгельс. Барт пишет, что Маркс был воспитан РЅР° гегелевской философии, Рё поэтому РІСЃРµ, что РЅРµ вытекало РёР· единого принципа, РѕРЅ считал ненаучным. Сам Маркс РІ качестве такого принципа выбрал СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, РёР· которой выводит РІСЃРµ остальные сферы общественной Р¶РёР·РЅРё. РћРЅ, продолжает Барт, лишает эти сферы самостоятельности Рё полностью подчиняет РёС… экономическому фактору. РќР° самом Р¶Рµ деле право, идеология, политика Рё С‚.Рґ. независимы РѕС‚ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё развиваются самостоятельно. РќРѕ "Сѓ Маркса Р¶Рµ Рё Сѓ Рнгельса РЅРё слова РЅРµ говорится Рѕ реакции идеологии РЅР° народное хозяйство, - реакции, которая сама СЃРѕР±РѕР№ очевидна Рё РЅРµ может РЅРµ обнаружиться, потому что деятельный работник РЅР° поприще народного хозяйства, человек, является вместе СЃ тем носителем идей, Р° идеи направляют его поступки" [11]. РќР° РјРЅРѕРіРёРµ критические замечания противников материалистического понимания истории Рнгельс ответил известными письмами 90-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века, РІ которых РѕРЅ разъяснял основные положения материалистического понимания истории, подчеркивал, что существует взаимодействие всех моментов, "РІ котором экономическое движение как необходимое РІ конечном счете прокладывает себе РґРѕСЂРѕРіСѓ СЃРєРІРѕР·СЊ бесконечное множество случайностей, С‚.Рµ. вещей Рё событий, внутренняя СЃРІСЏР·СЊ которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что РјС‹ можем пренебречь ею, что ее РЅРµ существует" [12]. Рнгельс это иллюстрирует РЅР° примере государства, философии, права Рё С‚.Рґ. Так, РѕРЅ пишет, что влияние государственной власти РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ может проявиться РІ трех формах.
11 Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902. С. 291.
12 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 37. РЎ. 394-395.
Во-первых, государство может действовать в том же направлении, в каком развивается экономика. Тогда развитие экономических структур идет быстрее. Во-вторых, оно может действовать против экономического развития. В-третьих, оно может ставить преграды экономике в определенных направлениях и толкать его в других направлениях. Во втором и третьем случаях государство тормозит развитие экономики. Бывают и такие случаи, когда в войне государство-победитель уничтожает развитую экономику побежденного государства.
Несмотря РЅР° широкие разъяснения Рнгельса Рѕ роли неэкономических факторов РІ историческом процессе, критики материалистического понимания истории тем РЅРµ менее считают, что РѕРЅРѕ СѓСЏР·РІРёРјРѕ, так как нельзя РІСЃРµ объяснить экономическими условиями Р¶РёР·РЅРё людей. Рта критика продолжается РґРѕ настоящего времени. РњРЅРѕРіРёРµ даже материалистическое понимание истории назвали позитивистской интерпретацией исторического процесса. Некоторые утверждают, что философия истории Маркса РЅРѕСЃРёС‚ такой Р¶Рµ натуралистический характер, как естественно-научные теории, РІ частности дарвиновская теория эволюции, РёР±Рѕ Маркс СЏРєРѕР±С‹ отказался РѕС‚ общих философских рассуждений РїСЂРё анализе С…РѕРґР° исторического развития. Материалистическое понимание истории будто Р±С‹ больше РЅРµ ограничивается сравнением Рё аналогией СЃ существующими науками, РЅРѕ касается специфического объекта своего исследования - материального производства Рё связанных СЃ РЅРёРј общественных форм.
Спрашивается, правы ли критики Маркса РІ том, что РІ материалистическом понимании истории принижается роль неэкономических факторов? Чтобы ответить РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ, начнем СЃ того, что формирование материалистического взгляда РЅР° общество проходило несколько этапов. Ведь Маркс вначале был идеалистом (это РІРёРґРЅРѕ РІ его ранних статьях). РћРЅ постепенно начинает создавать СЃРІРѕСЋ теорию РѕР± общественном развитии. Первое такое всестороннее изложение дается РІ "Немецкой идеологии" (1845-1846 РіРі.). Здесь РјРѕР¶РЅРѕ встретить РЅРµ совсем зрелые теоретические высказывания. Например, Маркс Рё Рнгельс пишут: "Таким образом, мораль, религия, метафизика Рё прочие РІРёРґС‹ идеологии Рё соответствующие РёРј формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. РЈ РЅРёС… нет истории, Сѓ РЅРёС… нет развития; люди, развивающие СЃРІРѕРµ материальное производство Рё СЃРІРѕРµ материальное общение, изменяют вместе СЃ этой своей действительностью также СЃРІРѕРµ мышление Рё продукты своего мышления" [13]. Вполне понятно, что те, кто, скажем, исследовал роль религии РІ истории человеческого общества, РЅРµ могли согласиться СЃ такой точкой зрения.
13 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 3. РЎ. 25.
Рнгельс признавал, что РѕРЅРё СЃ Марксом "сами виноваты РІ том, что молодежь РёРЅРѕРіРґР° придает большее значение экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который РѕРЅРё отвергали, Рё РЅРµ всегда находилось время, место Рё возможность отдавать должное остальным моментам. РќРѕ как только дело доходило РґРѕ анализа какого-либо исторического периода, то есть РґРѕ практического применения, дело менялось, Рё тут СѓР¶Рµ РЅРµ могло быть никакой ошибки" [14]. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, РїСЂРё разработке материалистического объяснения исторического процесса Маркс Рё Рнгельс несколько абсолютизировали роль экономического фактора, как говорится, перегнули палку для того, чтобы убедить СЃРІРѕРёС… оппонентов РІ правильности своей концепции, РЅРѕ РІ работах, посвященных конкретным историческим событиям Рё явлениям, РІСЃРµ сложные процессы рассматривались РІ единстве. Достаточно почитать произведения Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская РІРѕР№РЅР° РІРѕ Франции" Рё РґСЂ., чтобы убедиться РІ том, какое РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение великий мыслитель придавал разным факторам общественного развития. Скажем, РІ работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркс дает блестящий анализ расстановки политических СЃРёР» РІРѕ Франции РІ 1848-1851 годах. Рнгельс писал, что противникам материалистического понимания истории РЅРµ хватает знания диалектики. "РћРЅРё постоянно РІРёРґСЏС‚ только здесь причину, там - следствие. РћРЅРё РЅРµ РІРёРґСЏС‚, что это пустая абстракция, что РІ действительном РјРёСЂРµ такие метафизические полярные противоположности существуют только РІРѕ время РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ, что весь великий С…РѕРґ развития РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ форме взаимодействия (хотя взаимодействующие силы очень неравны: экономическое движение среди РЅРёС… является самым сильным, первоначальным, решающим), что здесь нет ничего абсолютного, Р° РІСЃРµ относительно" [15]. Рљ этим словам Рнгельса РјРѕР¶РЅРѕ добавить: РёРј РЅРµ хватает способности думать, анализировать, проникать РІ сущность общественных феноменов Рё процессов. Короче, РёРј РЅРµ хватает научного осмысления исторического процесса.
14 Маркс Рљ, Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 37 РЎ. 395.
15 Маркс Рљ., Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 37. РЎ. 420-421.
РќРѕ даже оппоненты материалистического понимания истории единодушны РІ том, что РѕРЅРѕ заняло важное место РІ философии истории. Р. Бернгейм, например, пишет, что, "несмотря РЅР° СЏРІРЅСѓСЋ односторонность экономического материализма, ему РІСЃРµ Р¶Рµ нельзя отказать РІ довольно значительной заслуге: РІ постоянном внимании Рє экономическим условиям Рё влияниям, Рє реальным интересам социальных РіСЂСѓРїРї, поскольку последние СЃ беспристрастной точки зрения действительно играют роль РІ исторической Р¶РёР·РЅРё" [16]. Также лестно отзывается Рѕ материалистическом понимании истории Рќ.Р. Кареев: "РќРµ будучи сторонником экономического материализма, СЏ, однако, взглянул РЅР° него как РЅР° РѕРґРЅСѓ РёР· историологических теорий, которая, вернее - элементы которой должны вместе СЃ разными РґСЂСѓРіРёРјРё идти РІ общий социологический синтез" [17]. Рђ Р–.Рџ. Сартр РїСЂСЏРјРѕ заявляет, что РѕРЅ безоговорочно согласен СЃ тезисом Маркса, согласно которому СЃРїРѕСЃРѕР± производства материальной Р¶РёР·РЅРё обусловливает социальный, политический Рё духовный процессы Р¶РёР·РЅРё вообще [18].
16 Бернгейм Р. Философия истории, ее история Рё задачи. Рњ., 1909. РЎ. 78-79.
17 Кареев Рќ.Р. Рсториология (теория исторического процесса). РџРі, 1915. РЎ. 10-11.
18 Sartre J.P. Critique de la raison dialectique. Paris, 1960. P. 31.
Открытое Марксом материалистическое понимание истории играет роль парадигмы исследования человечества. Рэта парадигма нисколько РЅРµ устарела, потому что континент-поле (экономическая структура общества) остается Рё будет оставаться, РїРѕРєР° существует социум. Ртот континент-поле меняется (меняются производственные отношения, производительные силы, разделение труда Рё С‚.Рґ.), РЅРѕ функционально инвариантно. Поэтому любой исследователь, если РѕРЅ действительно хочет получить научные результаты, может использовать Марксову парадигму. Рабсолютно неубедительны аргументы, выдвигаемые оппонентами Маркса против его понимания Рё объяснения исторического процесса. РљСЂРёР·РёСЃ современного обществознания еще раз свидетельствует Рѕ том, что РЅРё структурализм, РЅРё постсруктурализм, РЅРё постмодернизм РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ выступать РІ роли парадигмы, потому что РѕРЅРё абстрагируются РѕС‚ реальной действительности Рё РЅРѕСЃСЏС‚ спекулятивный характер.
РќРµ РІСЃРµ философы истории являются сторонниками монистического РїРѕРґС…РѕРґР° Рє объяснению С…РѕРґР° общественного развития. РћРЅРё отвергают как идеалистический РјРѕРЅРёР·Рј (детерминанта общества - духовный фактор), так Рё материалистический (детерминанта общества - материальный фактор, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°) Рё выдвигают плюралистический РїРѕРґС…РѕРґ. РћРЅРё считают, что нет односторонней детерминации общественного развития. РќРё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, РЅРё политика, РЅРё философия, РЅРё религия РЅРµ играют какой-то решающей роли. Надо исходить РёР· того, что РІСЃРµ факторы равнозначны Рё одинаково влияют РЅР° общественное развитие. Рта позиция РІ философии истории получила название теории факторов (Рњ. Вебер, Р . РђСЂРѕРЅ).
За последнее время в связи с научно-технической революцией и автоматизацией производства многие философы обратили свое внимание на роль техники в обществе. Действительно, наука и техника начали вторгаться буквально во все сферы жизни. Происходит автоматизация производственных процессов, все большее применение получает электронно-вычислительная техника. Компьютеры в сотни раз облегчают труд ученых, машинисток, бухгалтеров и других работников общественного производства. Наука все больше превращается в непосредственную производительную силу. Наступает тот период, когда в результате сближения науки и производства всякое открытие становится основой нового изобретения или нового усовершенствования методов производства. Невиданных успехов добились в сфере космических исследований. Человечество вышло за пределы земного притяжения.
Не требует особых доказательств, что в XXI веке (впрочем, как и в XX) будут доминировать те государства, которые будут обладать научным капиталом. Поэтому нужны капиталовложения в научные исследования, и прежде всего в фундаментальные науки, совершающие прорыв в области научных открытий. Нужны капиталовложения в образование, так как только образованное поколение может рационально использовать достижения науки и техники.
Как СѓР¶Рµ отмечалось, научно-техническая революция стала составной частью современного РјРёСЂР°. РћРЅР° вошла РІРѕ РІСЃРµ структуры общественных отношений. Поэтому РѕРЅР° РЅРµ может РЅРµ влиять РЅР° развитие социума, РЅР° мировоззрение людей Рё РІ целом РЅР° будущее человечества. Р’РѕС‚ почему РјРЅРѕРіРёРµ философы (Рё РЅРµ только философы) исследуют ее СЃ точки зрения той роли, которую РѕРЅР° играет РІ современном обществе Рё РІ формировании новых социальных структур, Р’ результате длительных размышлений РѕРЅРё пришли Рє выводу, что РЅРё духовные, РЅРё экономические факторы РІ настоящее время РЅРµ детерминируют общественное развитие. Такую детерминацию СЏРєРѕР±С‹ осуществляет техника. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, РІСЃРµ прежние детерминанты заменены технологическим детерминизмом.
Но, на мой взгляд, техника не может быть главной детерминантой общественного развития. Ее не следует рассматривать в отрыве от всей сложной, многоплановой и многогранной жизни. Нельзя ее анализировать в отрыве от общественных отношений и общественных потребностей. Техника сама по себе не функционирует и без людей, без их взаимодействия в процессе производства превращается в груду мертвых металлов. Она пронизывает все сферы общественной жизни, но нигде не выступает, самостоятельно и, следовательно, не может претендовать на роль детерминанты исторического развития.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru/