Краткий конспект лекций
Ртапы развития социологии как науки
Рсторию социологии РјРѕР¶РЅРѕ разделить РЅР° РґРІР° периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще РЅРµ выделились РІ отдельную науку. Второй период начинается РІ средине РҐIРҐ века, РєРѕРіРґР° французский ученый РћРіСЋСЃС‚ РљРѕРЅС‚ основал самостоятельную науку РѕР± обществе , назвав ее «Социологией». РЎ этого времени РґРѕ конца РҐРҐ века РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль РІ это время сыграл английский социолог Р“. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Р¤. Тенниса, который обратил внимание РЅР° различие общины Рё общества, Рё Р“. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль РІ это время сыграли работы Р. Дюркгейма, Рњ. Вебера, Рџ. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° Рё РґСЂ. Р’ послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. Р’ настоящее время формируется современная социологическая теория, РІ которой важную роль играют труды английского социолога Р. Гидденса Рё французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины Рё Р РѕСЃСЃРёРё характерно участие социологов РІ решении актуальных общественных задач. РћРґРЅРёРј РёР· первых социологов РҐIРҐ века были мыслители народнической ориентации. РћРЅРё развивали идеи самобытности СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории Рё невозможностью мерить ее западными образцами. РџРѕР·РґРЅРёРµ славянофилы Рњ. Данилевский Рё Рљ. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации Рё расцвет СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ общества. Видными социологами были Рџ. Лилиенфельд, Р. Де-Роберти. Наиболее известным социологом РЅР° грани веков был Рњ. Ковалевский, украинец РїРѕ происхождению. Р’ работах «Современные социологи» Рё «Социология» РѕРЅ развивал идеи социального прогресса Рё исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ, который развивал эмпирические исследования. Большую роль РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ социологии РҐРҐ века сыграла марксистская социология(Струве, Плеханов, Ленин). РЇСЂРєРѕР№ личностью начала РҐРҐ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ «Общество Рё РёРЅРґРёРІРёРґВ», «Российская социологическая школа». Рассмотрим подробнее развитие социологического знания.
Теоретические источники развития социологии
Представления РѕР± обществе существовали СЃ древних времен. Философы Древней Греции Платон Рё Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427—347 РґРѕ РЅ. СЌ.). Первыми трудами РїРѕ общей социологии считают «Государство» Рё «Законы». Платон создавал модель идеального общества, РіРґРµ существует всеобщий контроль государства над всеми сторонами Р¶РёР·РЅРё общества. РћРЅ полагал, что государством должны управлять философы или люди, которые руководствуются философией, С‚. Рµ. мудрые люди, знающие меру. Аристотель(384—322 РґРѕ РЅ. СЌ). Ртические Рё социально политические воззрения Аристотель раскрываются РІ В«Ртике» Рё «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ общества — разумный СЌРіРѕРёР·Рј его членов Рё нравственность. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ стратификации выступает РґРѕСЃСѓРі, как время для себя. Аристотель считал, что стабильным государство может быть, если РІ нем большинство людей принадлежит Рє среднему классу, С‚. Рµ. имеют достаток достаточный для достойного существования. Р’ Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное Рё небесное. Р’ СЌРїРѕС…Сѓ возрождения развивалось антропологические понимание РјРёСЂР°. Считалось, что человек должен рассчитывать РЅР° СЃРІРѕРё силы, волю Рё знание. Возникли утопические взгляды РЅР° общество РІ работах Томаззо Кампанеллы Рё Томаса РњРѕСЂР°. РћРЅРё считали, что общинная Р¶РёР·РЅСЊ является идеальной для человека. Рќ. Макиавелли(1469—1527) считал государство высшим проявлением человеческого РґСѓС…Р°, Р° служение ему целью, смыслом Рё счастьем Р¶РёР·РЅРё. Главная цель государства — обуздание эгоистических интересов людей. Р’ учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. РћРЅ родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. Р’ 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание Рѕ социальной физике, РІ рамках которой общество рассматривалось, как часть РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Представители такой теории: Рў. Гобс(1588—1679) — предложил теорию общественного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё учение Рѕ гражданском обществе. Р’ 18 РІ. просветители разграничили общество Рё государство, общество Рё культуру. Разработали идею прогресса, что легло РїРѕР·Р¶Рµ РІ основание теории эволюции. Зарождается статистика. Р. Галлей, РЈ. Петти заложили РѕСЃРЅРѕРІС‹ демографии. Появилась классическая работа Мальтуса «Очерк Рѕ народонаселении». Развивалась этнография как описание Рё сравнение образа Р¶РёР·РЅРё разных народов. Рсторики ввели понятие класса. Монтескье указывал РЅР° социальное значение географического фактора. Р СѓСЃСЃРѕ считал, что прогресс противоречив, увеличение знания РЅРµ увеличивает мудрость. РћРЅ автор теории отчуждения. Различались различные РІРёРґС‹ отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє моральной нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает РІ искусство, РІ отношения между людьми). Р’ понимании общества возникло различение номинализма Рё реализма. Номинализм полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который РЅР° самом деле РЅРµ существует. Реализм полагал, что общество — это реальный объект. Р’ учении социалистов(РђРЅСЂРё РґРµ Сен РЎРёРјРѕРЅ, «Очерк науки Рѕ человеке» — 1813 Рі.) содержалось предвосхищение развития социальной науки. Р’ начале 19 РІ. французский ученый Алекс РґРµ Токвиль развивал теорию демократии РІ РєРЅРёРіРµ «Демократия РІ Америке». РћРЅ рассматривал проблемы соотношения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё равенства, РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё государства. Р’ 19 веке возникли РґРІРµ ветви обществознания: исторический материализм(Рљ. Маркс) Рё позитивизм, создатель которого — Рћ. РљРѕРЅС‚.
О. Конт — основатель социологии
О. Конт(1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология». По О. Конту, история общества — это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох: 1) мифическая эпоха; 2) метафизическая эпоха — господство абстрактного мышления; 3) эпоха позитивизма(времена О. Конта). Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным. Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем — астрономия, физика, химия, биология, а на вершине — социология. Для Конта социология — это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода: 1) социальная статика(изучение социального порядка); 2) социальная динамика(исследование социальных процессов и социальных изменений). Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ. Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества.
Теория социальной эволюции Герберта Спенсера
Одним из основателей социологии был английский ученый Г. Спенсер(1820—1903). Он развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме: 1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы; 2) рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией(разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4) дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества; 5) если этот порядок нарушается, то начинается регресс. Спенсер разработал теорию социальных институтов как формы самоорганизации общества. Спенсер обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры. По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический(камень — песок); 2) органический(всё живое); 3) надорганический(общество). Так как Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась благодаря деятельности ученых разных стран. Рассмотрим некоторые учения 19 века.
Развитие социологии в ХIХ в.
Среди обществоведческих теорий 19-РіРѕ РІ. следует назвать органицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическую Рё географическую школы. Рти теории ориентировались РЅР° биологию, природоведение Рё РЅРµ раскрывали объективных закономерностей. Подавляющее большинство социологических школ 19-РіРѕ РІ. старалась понять социальное через биологическое, Р° потому получили РІ истории социологии название натуралистической социологии. Жан Кетле(1796—1874) — французский социолог, основатель социальной статистики. Его работы «Социальная система Рё законы, ею управляющие», «Социальная физика или опыт исследования Рѕ развитии человеческих способностей». РћРЅ предложил статистическую трактовку социальных законов, ввел понятие «статистический человек». Жозеф Арутр РґРµ Гобино(1816—1882) — представитель расово-антропологической школы. РћРЅ считал, что чистота расы выступает как движущая сила цивилизации. Запад идет Рє закату, так как нет чистоты расы. Социальная Р¶РёР·РЅСЊ Рё культура являются следствием действия расово-антропологических факторов. Расы являются субъектами исторического процесса. Расы делятся РЅР° высшие Рё низшие. Смешение рас ведет Рє физической Рё культурной деградации общества. Социальное поведение детерминировано биологической наследственностью Джон Стюарт Милль(1796—1873) — английский философ, политэконом, логик. Социологические идеи изложил РІ 6-Р№ РєРЅРёРіРµ «Системы логики»(1843). Ркономическая наука должна быть социальной наукой. РџРѕ его мнению, социологические законы являются проявлением фундаментальных законов психологии. Генри Томас Бокль(1821—1862) — английский философ, представитель географического направления РІ социологии. Основная его работа В«Рстория цивилизации РІ Англии». РћРЅ проследил процессы исторического взаимодействия РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё человека, С‚. Рµ. РѕРЅ считал, что климат, ландшафт Рё структура грунта, реки влияют РЅР° интеллект Рё психологические особенности народа Рё РЅР° уровень национального богатства. Людвиг Гумплович(1838—1909) — автор натуралистической концепции истории. Работы — «Раса Рё государство», «Раса как социокультурный феномен». Общество, социальная РіСЂСѓРїРїР° — высшая реальность, определяющая поведение РёРЅРґРёРІРёРґР°. Общество существует РїРѕРјРёРјРѕ РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё над РЅРёРјРё. Социология — это философская РѕСЃРЅРѕРІР° всех социальных наук, призвана осуществлять РІ СЃРІСЏР·СЊ между РЅРёРјРё. Социология занимается исследованием социальных РіСЂСѓРїРї Рё отношений между РЅРёРјРё. Непрерывная Рё беспощадная Р±РѕСЂСЊР±Р° между различными социальными группами составляет главный фактор социальной Р¶РёР·РЅРё. Р’РІРѕРґРёС‚ понятие этноцентризм, согласно которому народ верит, что занимает самое высокое место РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРјРё народам. Фредерик Ле Пле(1806—1882). Разработал монографический метод наблюдения Рё описания РЅР° базе всестороннего обследования семей. Ртот метод предполагал изучение источников существования людей, бюджета семьи, образ Р¶РёР·РЅРё Рё истории семьи, РІРёРґС‹ трудовых контрактов, профессиональное продвижение. РљРЅРёРіР° — «Европейские рабочие». Его интересовало, какие типы, привычки или условия труда способствуют или мешают возникновению социальной иерархии. Предложил схему анализа социальных явлений — номенклатуру социальной науки РёР· 20 пунктов, включающих анализ географической Рё социальной среды. Р’ конце 19 века популярными были РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё позитивистов Рё антипозитивистов, которые считали законы общества особыми, отличающимися РѕС‚ природных. Рљ числу антипозитивистов относился видный социальный философ Вильгельм Дильтей(1833—1911) — РѕРґРёРЅ РёР· родоначальников «понимающей социологии». РџРѕ его мнению, гуманитарные науки — это науки Рѕ РґСѓС…Рµ. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ произведение — РєРЅРёРіР° «Введение РІ науки Рѕ духе». Дильтей считал, что необходимо ощутить себя РІ идеальной одновременности СЃ людьми, живущими РІ истории.
Социология Ф. Тенниса
Ф. Теннис(1855—1936) является представителем немецкой формальной социологии. В книге «Община и общество» использует немецкие термины «гемайншафт»(община) и «гезельшафт»(общество), чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «гемайншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «гезельшафт» — к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемайншафт предполагает, что люди живут в соответствии с «общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде; 2) Гемайншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемайншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемайншафт опирается на религиозные, Гезельшафт — на светские ценности; 5) В основе Гемайншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
Формальная социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель(1858—1918) — основатель формальной социологии, представитель философии Р¶РёР·РЅРё. Основные труды — «Философия денег» Рё «Социология». РћРЅ утверждал противоположность законов РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества, С‚. Рє. Р¶РёР·РЅСЊ, РїРѕ его мнению, это процесс творческого становления, который РЅРµ может быть полностью РїРѕРЅСЏС‚ рационально(разумом). Р–РёР·РЅСЊ постигается средствами интуииции РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј иррационально, РЅР° чувственной РѕСЃРЅРѕРІРµ. Переживания Р¶РёР·РЅРё воплощаются РІ различных формах культуры. Трагедия Р¶РёР·РЅРё, РїРѕ Зиммелю — это противоречия между изменяющимся творчеством Рё застывшими формами культуры, причем культура Зиммелем отождествлялась СЃ понятием «общество». РћРЅ считал, что над РјРёСЂРѕРј конкретного бытия(реальной, повседневной Р¶РёР·РЅРё людей) возвышается РјРёСЂ идеальных ценностей, которые являются чистой формой, фиксирующей устойчивые, универсальные черты социальных явлений. Чистая форма — это отношения РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ, социальные отношения, изолированные РѕС‚ конкретных мотивов Рё РґСЂСѓРіРёС… психологических актов. Социология — это методология всех общественных наук. Зиммель полагал, что социология РЅРµ имеет своего собственного предмета, РЅРѕ РѕРЅР° выделяется СЃРІРѕРёРј методом. Основная проблема социологии — это изучение социальных отношений РІ РёС… динамике, становлении, РІ РёС… противоречивой РїСЂРёСЂРѕРґРµ. РћРЅ считал, что социологию интересуют РЅРµ общество Рё социальная структура сами РїРѕ себе, Р° динамичный момент РёС… становления Рё воспроизводства. Важны микропроцессы, РёР· которых складываются крупномаштабные явления. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации — это формы, благодаря которым РёРЅРґРёРІРёРґС‹ РЅР° основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Согласно его социологии культуры: СЏРґСЂРѕ современной культуры начала XX века определяется деньгами Рё интеллектом. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РґРІР° взаимосвязанных процесса — это интеллектуализация, рационализация Рё углубление денежного господства. Снижается роль эмоционального компонента. Рмоции заменяются разумом. Деньги порождают отчуждение работников РѕС‚ продуктов труда, Р° собственников — РѕС‚ собственности.
Социальная концепция марксизма
Социология марксизма — это исторический материализм. Рстория объясняется развитием производительных СЃРёР» общества. Рсторические СЌРїРѕС…Рё соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является СЃРїРѕСЃРѕР± производства материальных благ. Ркономические отношения РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚ РІСЃРµ социальные процессы Рё явления. Рљ. Маркс ввел понятие базиса — СЃРїРѕСЃРѕР± производства. РћРЅ состоит РёР· РґРІСѓС… компонентов: 1) производительные силы(люди Рё средства производства); 2) производственные отношения. Производственные отношения включают РІ себя: 1) форму собственности РЅР° средства производства; 2) отношения распределения Рё обмена; 3) отношения потребления. РћС‚ базиса зависит Рё РёРј определяется надстройка. Р’ надстройку РІС…РѕРґРёС‚ РІСЃСЏ социальная Р¶РёР·РЅСЊ(политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).
Законы марксизма:
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.
2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.
3. Закон классовой борьбы и социальных революций.
4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Психологическое направление в социологии
Представители этой школы рассматривают СЃ помощью психологических явлений сущностные характеристики Рё человека Рё общества, С‚. Рµ. СЃРІРѕРґСЏС‚ социальные явления Рє психологическим. РњРѕР¶РЅРѕ выделить три течения. Рндивидуалистическое, которое считает, что социальные явления Рё процессы обуславливаются действиями индивидуальных психологических факторов Рё поэтому должны объясняться посредством анализа РїСЃРёС…РёРєРё РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё соответствующего понятийного аппарата. Групповое течение полагает, что анализ социальных явлений необходимо осуществлять СЃ позиций психологии РіСЂСѓРїРї(СЂРѕРґР°, племени, коллектива). Социетарное течение рассматривает РїСЃРёС…РёРєСѓ РёРЅРґРёРІРёРґР° как РїСЂРѕРґСѓРєС‚ общества Рё предлагает подходить Рє анализу индивидуальной РїСЃРёС…РёРєРё СЃ позиции общественной психологии. Лестер РЈРѕСЂРґ(1841—1913). Американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения Рё уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных СЃРёР». Габриэль Тард(1843—1904) — французский социолог. Основные работы — «Социальная логика», «Социальные законы», «Мнение Рё толпа». Тард считал, что социальные явления являются психическими РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ. РћРЅ сравнивал общество СЃ РјРѕР·РіРѕРј, клеткой которого является индивидуальный РјРѕР·Рі. Взаимодействие РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ Тард толкует как циркуляцию желаний или идей. Считал важнейшим качеством человека — подражание. РћСЃРЅРѕРІР° общественного развития определяется межиндивидуальным опытом, психическим стремлением Рє подражанию. Первый социальный факт — подражание является РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ взаимопонимания, разделения труда, РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. Влияние примера имеет универсальное значение. Рсточник прогресса — это открытия творческой личности, подражание которой остальных определяет социальное развитие. Занимался изучением психологии толпы, общественного мнения, феноменов веры Рё страха.
Социология Рмиля Дюркгейма
Рмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, С‚. Рµ. РѕРЅ основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ РїРѕ социологии, три РёР· РЅРёС… стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) Рё «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. Его РїРѕРґС…РѕРґ именуется «социологизмом». Сам РѕРЅ назвал СЃРІРѕСЋ теорию «социологическим реализмом», С‚. Рµ. считал, что общество является целостным субъектом, который отличается РѕС‚ простой СЃСѓРјРјС‹ РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. Закономерности присущие обществу РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выведены РёР· закономерностей индивидуального сознания. РћРЅ был против психологического направления РІ социологии Рё считал, что социальное явление РјРѕР¶РЅРѕ объяснить только РїСЂРё помощи РґСЂСѓРіРѕРіРѕ социального явления. Социология, РїРѕ Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия РЅР° человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Предлагал различать социальную РЅРѕСЂРјСѓ Рё патологию. Критерии РЅРѕСЂРјС‹ — это распространенность, неизбежность явлений; РїСЂРёСЂРѕРґР° вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов. Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. РћРЅ различал органическую, С‚. Рµ. СЃРІРѕР±РѕРґРЅСѓСЋ, естественную Рё механическую, С‚. Рµ. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. РћРЅРѕ обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных РЅРѕСЂРј. Теорию аномии Дюркгейм развивал РІ русле социологического объяснения как самоубийства. РћРЅ выделяет 4 РІРёРґР° самоубийств: 1) эгоистическое — человек изолирован РѕС‚ сообщества: Сѓ него сосредоточие всех ценностей РІ себе; 2) альтруистическое — РѕС‚ чрезмерной привязанности, любви Рє людям; 3) фаталистическое — связано СЃ чрезмерной зависимостью РѕС‚ общества; 4) аномическое — связано СЃ недостатком социальных РЅРѕСЂРј. Р. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции Рё РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р’ центре внимания Дюркгейма взаимоотношения РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями РёРЅРґРёРІРёРґР°, РЅРѕ общество должно быть организовано, Р° РёРЅРґРёРІРёРґ — воспитан. Общество, РїРѕ Дюркгейму, существует РІ индивидах Рё через РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. РћРЅРѕ является композицией Рё идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование Рє методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ наблюдения. Дюркгейм использовал историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ.
Основы социологической теории Макса Вебера
Макс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог, историк, политолог, философ, основатель современной социологии. Основные его работы: «Протестантская этика Рё РґСѓС… капитализма», «Хозяйственная этика РјРёСЂРѕРІРѕР№ религии». Тема его исследований — проблема происхождения Рё специфики западноевропейского капитализма как системы хозяйствования, РѕСЃРЅРѕРІР° которой является калькуляцией расходов, прибыли Рё рациональной организации СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ труда. Капитализм Вебер рассматривал как этап всемирного Рё всеобщего процесса рационализации, С‚. Рµ. усиление рационального компонента РІ поведении человека. РћРЅ различал рациональность экономическую, политическую, социального действия. Прогресс — это увеличение рациональности. Рто положение РїРѕР·Р¶Рµ вызвало резкую критику, поскольку РЅРµ РІСЃРµ явления человеческой Р¶РёР·РЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть рациональны, РЅРѕ теория Вебера сыграла громадную роль РІ понимании социального действия. Рациональность Вебер классифицировал РїРѕ целям Рё РїРѕ средствам. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. РћРЅ предложил теорию идеальных типов, С‚. Рµ. теоретически описанных образцов того или РёРЅРѕРіРѕ явления. Рдеальный тип — это логический эталон, СЃ которым РјРѕР¶РЅРѕ сопоставить конкретное явление, Рё благодаря этому лучше понять РёС… значение Рё тенденции развития Вебера рассматривал бюрократов как государственных служащих, действующих согласно формально-рациональным нормам, что соответствует требованиям современного общества. Р’ традиционном обществе социальное действие РЅРµ является рациональным. Рационально-экономическое поведение сформировалось РїРѕРґ влиянием профессиональной этики протестантизма, С‚. Рµ. распространенной РІ Европе Рё Америке христианской религиозной идеологии. Компонентом религиозной ответственности протестанта является добросовестное выполнение СЃРІРѕРёС… профессиональных обязанностей. Вебер был РѕРґРЅРёРј РёР· основателей понимающей социологии. РћРЅР° противостоит позитивизму Рё предполагает понимание смысла человеческой деятельности Рё РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этого объяснение поступков человека. Предметом этой социологии является социальное взаимодействие. РќРµ РІСЃСЏРєРѕРµ взаимодействие, РїРѕ Веберу, является социальным, Р° только то, РІ котором человек действует осмыслено, сознательно Рё учитывает РІ СЃРІРѕРёС… действиях поведение РґСЂСѓРіРёС… людей Рё старается влиять РЅР° РЅРёС…. Для социального взаимодействия важны цели Рё мотивы РёРЅРґРёРІРёРґР°, Р° РЅРµ внешнее поведение. Вебер развивает социологию власти. Рсточниками власти являются традиция, легитимность Рё харизма. Общество, РїРѕ Веберу, РЅРµ является гармоничным целым, РѕРЅРѕ формируется Рё Р±РѕСЂСЊР±РѕР№, Рё согласием.
Чикагская социологическая школа
Возникла РЅР° рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас Рё Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа Р’. Томаса Рё Р¤. Знанецкого «Польский крестьянин РІ Европе Рё Америке»(1918—1920). Рта РєРЅРёРіР° РѕР± адаптации польских крестьян РІ Америке. Другой РІРёРґРЅРѕР№ работой была «Негры Чикаго» Р . Парка. РљРЅРёРіРё ученых чикагской школы: «Негритянская семья РІ Чикаго», «Золотое побережье Рё трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний РіРѕСЂРѕРґ РІ процессе изменений». Рсследование Р’. Уорнера «Американский РіРѕСЂРѕРґВ». Важнейшей чертой школы является ориентация РЅР° эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм Рё прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии РіРѕСЂРѕРґР°. Основные процессы изменений РІ РіРѕСЂРѕРґРµ — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных РіСЂСѓРїРї); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной Р·РѕРЅС‹ РіРѕСЂРѕРґР°). РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ метод исследования — монографический, который объединяет РІ себе интервью, наблюдение, анализ документов РІ отношении отдельного явления или территории.
Социология В. Парето
Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Основная его работа — «Трактат всеобщей социологии». Парето — позитивист, С‚. Рµ. считает необходимым эмпирически обосновывать социологические знания. Основная сфера его интересов — политическая социология. РћРЅ разрабатывал теорию мотивации деятельности людей РІ политике. Метод его исследований РѕРЅ называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится РІ состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается РЅР° психологический фундамент, Р° РЅРµ РЅР° экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии. Поступки людей РІ социальном развитии делятся РЅР° логические(целесообразные) Рё нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что РІ действиях людей есть нелогический мотивационный остаток(резидуи). РќРѕ Сѓ человека есть потребность РІ логической мотивации, поэтому СЃРІРѕРё нелогические мотивы Рё действия человек прикрывает логическими. Рто действие называется деривацией. РџРѕ Парето, функциональными элементами РІСЃСЏРєРѕР№ системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология Рё социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, РІ которой делит лидеров РЅР° лис, действующих путем хитрости Рё обмана, Рё львов, действующих путем насилия. РћРЅ предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей РІ обществе есть РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹ элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, Рё контрэлита. Рнструментом управления общества являются согласие Рё сила. Момент смены элит Сѓ Парето называется революцией.
Символический интеракционизм
Создателем этой теории считается Джорж РњРёРґ(1863—1931). Рнтеракционизм означает взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми РїСЂРё помощи символов. Символы — это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы этого учения: 1. Смысл Рё символы позволяют людям осуществлять действие Рё взаимодействие. 2. Сознание человека формируется РІ процессе социального взаимодействия. 3. Р’ процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам Рё символам, которые позволяют РёРј реализовать СЃРІРѕРё способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы Рё символы, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы Рё символы, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия Рё взаимодействия создают РіСЂСѓРїРїС‹ Рё общества. 7. Общественные структуры РЅРµ обладают реальностью, Р° являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный РјРёСЂ, РїРѕ РњРёРґСѓ, — это РјРёСЂ значений.. Человек РЅРµ соотносится СЃ реальностью РЅР° РїСЂСЏРјСѓСЋ, Р° лишь через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает РњРёРґ, — прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. Рндивидуальное действие осуществляется РёРЅРґРёРІРёРґРѕРј СЃ помощью оценивания Рё истолкования ситуации.«Я» РёРЅРґРёРІРёРґР° состоит РёР·: 1) личностного «Я»(набора спонтанных желаний Рё потребностей); 2) «Мы»(усвоенные групповые РЅРѕСЂРјС‹, социальное внутри человека); 3) РђРєС‚ взаимодействия. Механизм формирования значений — это набор действий, РІ С…РѕРґРµ которых РёРЅРґРёРІРёРґ замечает предмет, соотносит его СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё ценностями, придает ему значение Рё решает действовать РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ данного значения. Р’ ответ РѕРЅ получает истолкование действий РґСЂСѓРіРѕРіРѕ; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект — это РЅРµ внешний стимул, Р° то, что человек выделяет РёР· окружающего РјРёСЂР°, придавая ему значение. Продолжателем РњРёРґР° стал Герберт Блумер, который Рё открыл для науки эту теорию.
Социология знания. К. Маннгейм
Социология знания — анализирует зависимость знания РѕС‚ социальных факторов. Важную роль РІ формировании социологии знания сыграл Карл Мангейм(1893—1947) — немецко-английский философ Рё социолог. Наиболее известные работы: В«Рдеология Рё утопия»(1929). «Человек Рё общество РІ СЌРїРѕС…Сѓ преобразования»(1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом»(1943). Мангейм полагает, что общественное бытие РЅРµ сводится только Рє «экономическим отношениям производства». Социальное бытие — это исторический жизненный процесс. Р’ рамках РѕРґРЅРѕР№ СЌРїРѕС…Рё РјРѕРіСѓС‚ существовать различные исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций Рё СЃРёР». Последние обусловливают существование различных «стилей мышления» или «мыслительных позиций». Специфическая задача социологии познания — соотнести «’духовные образования» СЃ социальными позициями РёС… носителей. Рто соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться РѕРґРЅР° Рё та Р¶Рµ ситуация наблюдателям, находящимся РЅР° разных позициях. Любая идеология есть оправдание существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства Рё заинтересованного РІ сохранении существующего положения. В«Рдеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, РіСЂСѓРїРї, стремящихся Рє социальному реваншу, Р° потому столь Р¶Рµ субъективно пристрастные, как Рё «идеологии». «Утопии» ничем РЅРµ отличаются РѕС‚ «идеологий», РѕРЅРё также стремятся выдать часть Р·Р° целое, СЃРІРѕСЋ одностороннюю правоту Р·Р° абсолютную истину. РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј Рє власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются РІ «идеологии». Рљ утопиям РјРѕР¶РЅРѕ отнести «консервативную идею», «коммунистическую утопию». Существует особая социальная РіСЂСѓРїРїР°, потенциально способная освободиться РѕС‚ «связанности бытием», неизбежной для человеческого мышления. Рто «интеллигенция». РЎ интеллектуалами Мангейм связывал надежды РЅР° сохранение демократий РІ СЌРїРѕС…Сѓ «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима. РњРѕР¶РЅРѕ сохранить демократические СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃ помощью политической элиты. Сделать это надо СЃ помощью планомерного применения «социальных технологий» — систем научно обоснованных социально-политических, акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия «социальных технологий» должны быть социальные РіСЂСѓРїРїС‹ — РіСЂСѓРїРїРѕРІРѕРµ сознание, групповые отношения, ценности, РЅРѕСЂРјС‹. Мангейм предостерегает РѕС‚ РґРІСѓС… крайностей современного общества: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, полная дезинтеграция(анархия) ценностей, РєРѕРіРґР° каждый живет только РїРѕ собственным жизненным установкам; СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, — тотальная регламентация общественной Р¶РёР·РЅРё(диктатура), РєРѕРіРґР° интеграция ценностей общества достигается Р·Р° счет подавления индивидуального начала. «Социальная технология» стремится Рє социальному контролю, который Р±С‹ делал возможным «демократическую саморегуляцию» общества РЅР° РЅРѕРІРѕРј, более высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ осознания Рё целенаправленной организации. Поскольку концентрация власти РІ современном обществе достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования Рє интеллектуалам Рё политической элите: РѕРЅРё должны быть социологически образованными, чтобы управлять Рё учить управлять. Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, — РѕРґРЅР° РёР· основных задач современной социологии.
Психоаналитическая теория З. Фрейда
Родоначальником современного психологического направления РІ социологии является австрийский ученый Р—РёРіРјСѓРЅРґ Фрейд(1856—1939). Суть его учения состоит РІ том, что доминирующая роль РІ Р¶РёР·РЅРё человека неосознанных импульсов прежде всего сексуального характера. Факты социальной Р¶РёР·РЅРё связаны СЃ либидо(любовной энергией), которое является первопричиной социальных связей. РџРѕР·Р¶Рµ Фрейд РІРІРѕРґРёС‚ РґСЂСѓРіРёРµ импульсы: Р¶РёР·РЅСЊ Рё смерть(РСЂРѕСЃ Рё Талатос), РіРґРµ Р¶РёР·РЅСЊ Рё есть любовь. Р’ работе «Я Рё РћРЅРѕВ» Фрейд разобрал взаимодействие трех компонентов: «Я» — то, что человек понимает; «Оно» — бессознательное начало; «Сверх РЇВ». Задачей «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое Р±С‹ РЅРµ противоречило требованиям социальной реальности, которую воплощает «Сверх РЇВ». Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ учения Фрейда лежит противоречие РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ начала(агрессивных природных импульсов) Рё культуры. РџРѕ Фрейду, культура РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє отказу человека РѕС‚ удовлетворения СЃРІРѕРёС… желаний, поэтому прогресс культуры ведет Рє уменьшению человеческого счастья, увеличению чувства РІРёРЅС‹. Патология, существующая РІ человеке, существует Рё РІ обществе РІ качестве коллективного невроза. Отсюда Фрейд объясняет такие явления как религиозный фанатизм Рё РґСЂСѓРіРёРµ социальные патологии. Рстория общества, РїРѕ Фрейду, представляет СЃРѕР±РѕР№ развертывание либидо РІ системе общности(самым крупным является государство).
Неофрейдизм. Р. Фромм
Последователи Фрейда, часто РЅРµ соглашаясь СЃ основными его утверждениями относительно роли сексуального фактора РІ социальной Р¶РёР·РЅРё, применяли психоаналитический метод РІ изучении подсознательных процессов, РёС… роли РІ формировании поведения людей. Так, американская исследовательница Карен РҐРѕСЂРЅРё(1885—1952) занималась изучением социальных аспектов появления неврозов. РћРЅР° считала, что неврозы Сѓ людей отражают иррациональные аспекты общества(страх, восприятие внешней среды как враждебной). Вследствие встречи СЃ враждебной средой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ наркотизация страха, С‚. Рµ. человек начинает неумеренно употреблять алкоголь Рё наркотики. РҐРѕСЂРЅРё выделяет 4 РІРёРґР° неврозов: 1) невроз благосклонности(РїРѕРёСЃРє любви, признания); 2) невроз власти(РїРѕРіРѕРЅСЏ Р·Р° властью, престижем); 3) невроз покорности(покорность РєРѕ всему); 4) невроизоляция(бегство РѕС‚ общества). Рто нерациональные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ решения конфликта, РѕРЅРё усиливают отчуждение человека РѕС‚ общества. Заметной фигурой РІ социологии XX СЃС‚. стал немецко-американский социолог Рё психолог РСЂРёС… Фромм(1900—1980). Сначала РѕРЅ разрабатывал теорию фрейдистского направления, сотрудничал СЃ учеными франкфуртской школы. Поэтому Р. Фромма часто считают неофрейдистом или неомарксистом. РќР° самом деле РІ 50-80-Рµ РіРѕРґС‹ РѕРЅ создал оригинальную социологическую теорию, используя Рё критически оценивая РїСЂРё этом разные социологические течения. Фромм считал, что идеология Рё культура базируются РЅР° социальном характере. Социальный характер — это совокупность типичных черт определенной социальной РіСЂСѓРїРїС‹. Рдеология культуры формируется образом Р¶РёР·РЅРё. Фромм исследовал феномен фашизма Рё считал, что носителями идеологии фашизма является низший слой среднего класса. Типичные черты характера этого слоя: угнетенность, садизм, мазохизм. Если классу угрожает экономическая опасность, то РѕРЅ реагирует РЅР° нее идеологически Рё психологически. Поскольку РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ РІ Германии было тяжелое экономическое положение, то Фромм считал, что фашизм порожден трудностями экономической Р¶РёР·РЅРё рабочих. Социальный характер, который формируется Сѓ людей, — это результат адаптации биологических Рё психических особенностей Рє трудностям Рё сложностям экономической среды. РљСЂРѕРјРµ фашизма Фромм изучал контрреволюцию, элиту. Любая элита, РїРѕ Фромму, обладает одинаковым социальным характером. Поэтому элита будет стремиться Рє сохранению основных элементов старого общества. Победа любой революции очень СЃРєРѕСЂРѕ внутренне сопровождается ее поражением. Фромм — РѕРґРёРЅ РёР· авторов концепции радикального гуманизма. РћРЅ считал, что производство должно служить человеку, Р° РЅРµ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Отношение между человеком Рё РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ должно строиться РЅР° кооперации, Р° РЅРµ РЅР° эксплуатации. Фромм выступал Р·Р° солидарность РІ обществе. Целью всей социальной деятельности должно быть благо человека, предотвращение страданий.
Социологические идеи франкфуртской школы
Франкфуртская школа получила СЃРІРѕРµ название РІ честь Рнститута социальных исследований, существовавшем РІ 30-С… годах РҐРҐ РІ. РІ немецком РіРѕСЂРѕРґРµ Франкфурт-РЅР°-Майне. РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј Гитлера Рє власти этот институт был распущен, Р° его члены разъехались РїРѕ РјРёСЂСѓ. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, С‚. Рµ. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса Рє современным условиям, Рё леворадикализм, С‚. Рµ. Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ капитализмом, новыми средствами Рё РІ новых условиях. Рдеи франкфуртской школы РІ последствии стали причиной геноцида РІ Камбодже Рё молодежной революции 1968 РіРѕРґР°. Представители: Теодор РђРґРѕСЂРЅРѕ, Герберт Маркузе, Харкхаймер, Лукач, Рихард Р—РѕСЂРіРµ, Юрген Хабермас. Основная работа Рў. РђРґРѕСЂРЅРѕ «Авторитарная личность». Здесь изучалась СЃРІСЏР·СЊ между социальным положением человека Рё его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм РІ экономических Рё политических вопросах, некритическое отношение Рє групповым авторитетам, РёС… идеализация, стремление проявить Рё наказать тех, кто РЅРµ разделяет почтения Рє этим авторитетам, склонность Рє суеверию, вере РІ СЃСѓРґСЊР±Сѓ, повышенная чувствительность СЃ проявлением силы Рё твердости. Авторитарная личность РЅРµ проявляет гуманного отношения Рё неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит РІСЃСЏРєРёС… оппонентов, аутсайдеров, склонна Рє предрассудкам Рё стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. РћРЅРё изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что РІ результате действий государства, господствующих классов Рё подчиненных РёРј средств массовой информации Сѓ людей формируется одномерное видение РјРёСЂР°. Черты одномерного человека: 1) ориентация РЅР° эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ развития. Р’ результате рабочий класс интегрировался РІ буржуазное общество Рё перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял СЃ буржуазным. Борьба СЃ таким обществом РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° РЅР° путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные Рё религиозные меньшинства, нищие массы третьего РјРёСЂР°.
Социология Питирима Сорокина
Питирим Александрович РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ(1889—1968) — американский социолог СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ происхождения, основатель социологического отделения Петербургского университета, автор монографий «Система социологии» Рё «Преступление Рё кара, РїРѕРґРІРёРі Рё награда», РіРґРµ разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека. Р’ 1922 Рі. его вместе СЃ сотнями РґСЂСѓРіРёС… СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… ученых, представителей интеллектуальной элиты выслали Р·Р° границу. Р’ РЎРЁРђ РѕРЅ РѕРґРЅРѕ время возглавлял Американскую социологическую ассоциацию. РљСЂСѓРі его научных интересов РІ Америке очень широк. РћРЅ автор РєРЅРёРі «Социология революции» , «Социальная мобильность», РєРЅРёРі РїРѕ сельской социологии, автор пяти томов РєРЅРёРіРё «Социальная Рё культурная динамика», РіРґРµ разрабатывает СЃ помощью статистических методов общие тенденции РјРёСЂРѕРІРѕР№ культуры. Рџ. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. РћРЅ выделяет идеациональную стадию, РІ которой преобладают процессы РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ, религиозного сознания; идеалистическую стадию, РіРґРµ ведущей становится идеология, сочетание рационального Рё чувственного начал; чувственную стадию СЃ доминированием чувственного переживания. Р’ истории РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ чередование основных типов культуры. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится РІ РєСЂРёР·РёСЃРµ(как, РїРѕ его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя Рё зарождаются новые основания для формирования РёРЅРѕРіРѕ культурного типа. Социодинамическая модель Рџ. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° представляет СЃРѕР±РѕР№ последовательную смену определенных типов культур, выделяемых РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ ведущих представлений Рѕ РјРёСЂРµ Рё методах его описания. Р’ работе «Кризис нашего времени» РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ пишет: «Мы как Р±С‹ находимся между РґРІСѓРјСЏ эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера Рё грядущей идеационной культурой, которая будет создаваться завтра» В«Рто — РєСЂРёР·РёСЃ искусства Рё науки, философии Рё религии, права Рё морали, образа Р¶РёР·РЅРё Рё нравов. «… настоящий РєСЂРёР·РёСЃ РЅРµ является предсмертной агонией западной культуры Рё общества, то есть РєСЂРёР·РёСЃ РЅРµ означает РЅРё разрушения, РЅРё конца РёС… исторического существования, Р° представляет СЃРѕР±РѕР№ лишь разрушение чувственной формы западного общества Рё культуры, Р·Р° которым РїРѕ следует новая интеграция. Трагедия Рё хаос, ужасы Рё РіРѕСЂРµ переходного периода конечны, РѕРЅРё вызовут, Рє Р¶РёР·РЅРё новые созидательные силы РІ РЅРѕРІРѕР№ интегральной форме». РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° интересовала проблема роли социологии РІ переустройстве общества. РћРЅ ввел РІ социологию новые понятия: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус, РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРё, актор Рё С‚. Рґ. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ уделял внимание проблемам социальной структуры, социальной мобильности, социальной Рё культурной динамики, социального равенства. РћРЅ исследовал социальные закономерности человеческого счастья Рё любви. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ автор более 50 РєРЅРёРі, которые переведены РЅР° РјРЅРѕРіРёРµ языки РјРёСЂР° Рё составляют классику РјРёСЂРѕРІРѕР№ социологии.
Социология Т. Парсонса
Толкотт Парсонс(1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его РєРЅРёРіРё: «Социальная система», «Социологическая теория Рё современное общество», «Структура социального действия». Общество, РїРѕ Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся РІ состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. РџСЂРёСЂРѕРґР° ценностей — внеопытна. Социальная динамика обуславливается моралью. Отношение структурных единиц, составляющих общество, основано РЅР° функциях обеспечивающих выживание общества: адаптация(проблема рациональной организации Рё распределения ресурсов), целеориентация, интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы), поддержание образца(проблема мотивации человеческой деятельности, согласования мотивов СЃ целями общества). Каждая функция обеспечивается соответствующими институтами, которые группируются системами общества. Парсонс выделял принципы упорядоченности общества: 1) утилитаризм, согласно которому человек стремится Рє своей выгоде, рационально действует Рё рассчитывает РЅР° награду; 2) позитивизм — совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека РІ определенной ситуации; 3) идеализм — человеческая деятельность рассматривается СЃ точки зрения ценностно-нормативного регулирования. Парсонс выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал Рє теории психоанализа. Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, РЅРѕСЂРјС‹, правила поведения, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ достижения целей. Р’СЃРµ эти элементы включены РІ систему Рё каждый выполняет СЃРІРѕСЋ функцию. Рзмерения социального действия: социальное, культурное, личностное. Поведение человека определяется типичными стандартными переменными. Рто определенные пары РЅРѕСЂРј, которые Парсонс назвал паттернами РІ рамках которых изменяется поведение. Например, ориентация РЅР° себя или РіСЂСѓРїРїСѓ. Социальная система выполняет такие функции: адаптации, достижение цели, интеграции, сохранения структурного образца. Основные положения функционального РїРѕРґС…РѕРґР° Парсонса: 1) социальные системы ориентированы РЅР° стабильность; 2) социальные системы интегрированы; 3) социальные системы основываются РЅР° согласии; 4) социальная Р¶РёР·РЅСЊ включает необходимость социального контроля Рё обязанностей личности; 5) РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ социальной Р¶РёР·РЅРё являются РЅРѕСЂРјС‹ Рё ценности; 6) социальная Р¶РёР·РЅСЊ зависит РѕС‚ сотрудничества, взаимодействия, солидарности. РќРµ каждое поведение является социальным действием. Социальное действие должно быть целенаправленно Рё обладает субъективным значением. РўРѕС‚, кто действует должен владеть знанием условий, РІ которых реализуется цель, предметов, СЃ которыми РѕРЅ имеет дело; чувствовать потребность РІ достижении целей Рё эмоционально реагировать РЅР° СЃРІРѕСЋ деятельность. Парсонс уделял внимание изучению социальной напряженности, религиозных ценностей, социальной модернизации. Его работы оказали большое влияние РЅР° современную социологию.
Роберт Мертон и его модель структурного функционализма
Роберт Мертон — американский социолог, ученик Рё соратник Талкотта Парсонса — является видным теоретиком РІ области структурного функционализма. РћРЅ модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер, устранил недостатки связанные СЃ динамическими аспектами. РћРЅ ввел дополнительные категории Рє описанию «функций»: дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие РІ обществе институты РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ только поддерживать социальную систему, РЅРѕ Рё иметь разрушительное действие; нонфункция — функция, РЅРµ имеющая большого значения для системы; явная Рё латентная(сткрытая) функция, С‚. Рµ. РІ обществе РјРѕРіСѓС‚ быть функции видные Рё скрытые, РѕРґРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть исследованы, Р° РґСЂСѓРіРёРµ — нет(РѕРЅРё проявляются косвенным путем). Рменно непредвиденные следствия РѕС‚ латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализирования отдельных уровней системы(институтов, РіСЂСѓРїРї) для этого были предложены разные СѓСЂРѕРІРЅРё функционального анализа. Мертон подвергнул критике основные постулаты функционализма Парсонса, считая, что современное сложное общество РЅРµ может быть описано РІ традиционных категориях Парсонса. Мертон предложит концепцию теорий среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ. РћРЅРё РЅРµ слишком абстрактны Рё широки Рё касаются ограниченного РєСЂСѓРіР° явлений, например, социология РіРѕСЂРѕРґР°, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность РЅРѕСЂРј Рё ценностей общества. Считал, что некоторые члены РіСЂСѓРїРїС‹ РјРѕРіСѓС‚ действовать РЅРµ РІ соответствии СЃ общими нормами.
Социальный бихевиоризм
Основателем социального бихевиоризма является Ф. Б. Скиннер(1904) — проф. Гарвардского университета. Он разрабатывал социологическую теорию на базе экспериментальной психологии с использование методов изучения поведения животных, перенося их на общество. Основой учения является связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Скиннер обратил внимание на подкрепление стимула. Выдвинул концепцию оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций. На этой базе сформированы теории программированного обучения, технологии поведения. Скиннер не придавал значения ценностям(индивидуализм, свобода, достоинство), поэтому его основная работа называется «По ту сторону свободы и достоинства».
Концепция социального обмена
Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс(СЂРѕРґ. 1910) Рё Питер Блау(СЂРѕРґ. 1918). Основные труды Р”. Хоманса: «Человеческая группа»(1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967). Р’ своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию Рё утилитарную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение РїРѕ аналогии СЃ рыночным обменом, С‚. Рµ. аналогия обмена эквивалентными ценностями. РћРЅ подвергал критике структурно-функциональный анализ Рё марксизм: В«Рти теории слишком абстрактны Рё эмпирически РЅРµ обоснованы». Хоманс выдвинул задачу — вернуть человека РІ социологию. РћРЅ основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения РІ социологии должен быть психологическим. Рсходная единица социологического анализа — элементарное социальное поведение, С‚. Рµ. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются РёР· действий человека Рё анализируются РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципов индивидуального поведения Рё индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными Рё нематериальными ценностями(знаки одобрения или престижа). Люди, которые РјРЅРѕРіРѕ дают РґСЂСѓРіРёРј, стараются получать РјРЅРѕРіРѕ Рё РѕС‚ РЅРёС…. РўРµ, кто получают РјРЅРѕРіРѕРµ РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС…, испытывают РЅР° себе некое воздействие СЃ тем, чтоб отдать тоже РјРЅРѕРіРѕРµ. Благодаря этому возникает баланс между обменами Рё равновесие. Каждый человек, РїРѕ Хомансу, обладает несколькими способами поведения, РѕРЅ может сам выбрать, каким СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј ему отдавать. Задача социологии РІ том, чтобы изучить соотношение вариантов величин Рё издержек поведения человека СЃ различными альтернативными моделями действий(обмена). Хоманс предложил рассматривать РґРІР° СѓСЂРѕРІРЅСЏ поведения: институциональное Рё субинституциональное. Р’ сложных организациях РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями(социальное одобрение). Р’ объяснение поведения Хоманс РІРІРѕРґРёС‚ понятие подкрепление(поощрение) Рё социально-экономические награды. РћРЅ стремился приблизить социологию Рє СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ: человек действует рационально Рё его поступки оцениваются РІ экономических категориях. Питер Блау межличностный обмен объясняет РІ категориях социального конфликта, интеракционизма Рё функционализма. Блау изучал причины Рё механизмы возникновения, развития Рё распада различных типов социальных организаций. РћРЅ рассматривал поведение РёРЅРґРёРІРёРґР° РІ малой РіСЂСѓРїРїРµ Рё функционирование общества РІ целом. Для Блау обмен — это определенная ассоциация, включающая РІ себя действия, которые зависят РѕС‚ получаемых РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… лиц вознаграждений Рё которые прекращаются РїСЂРё прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена: Чем большую выгоду человек ожидает РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что РѕРЅ будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся СЃ РґСЂСѓРіРёРј лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация — РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный Рё сбалансированный характер РЅРѕСЃСЏС‚ отношения обмена, тем менее сбалансированный Рё стабильный характер приобретают РґСЂСѓРіРёРµ отношения обмена. Теории обмена дали толчок Рє формированию РІ политической социологии теорий политического маркетинга, РіРґРµ широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.
Феноменологическая социология
Феномен — означает явление. Для феноменологов важна РЅРµ сущность социального процесса, взаимодействия, Р° то, какое значение РѕРЅРѕ имеет для нас, С‚. Рµ. как РѕРЅ является для нас. Феноменология — наука, интересующаяся явлениями, Р° РЅРµ РёС… сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии Рё социологии. Р’ своей РєРЅРёРіРµ «Феноменология социального мира» Рђ. Щюц критикует позитивизм, структурный функционализм Рё формирует феноменологию, интересующуюся рефлексией(самопониманием). Рефлексия — объект изучения, цель — изучение жизненного РјРёСЂР°. Жизненный РјРёСЂ — это РјРёСЂ, РІ котором живет обычный человек СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё стремлениями, желаниями, чувствами. Рта, непосредственно данная социальная реальность, Рё является главным предметом социологии Щюца. Р’ этом РјРёСЂРµ действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием РјРёСЂР°. РЇРґСЂРѕ феноменологической социологии — то, как человек воспринимает РјРёСЂ. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать СЃРІРѕРµ мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания Рѕ РјРёСЂРµ представляют СЃРѕР±РѕР№ определенный набор типологических конструкций, которые направляют Рё определяют наше понимание социальных ситуаций, С‚. Рµ. наше знание Рѕ РјРёСЂРµ направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный,(который позволяет выявить значимость поступающей Рє нам информации), Рё тематический. Правильность критериев подтверждается действиями Рё словами РґСЂСѓРіРёС… РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. Обыденное знание, РїРѕ Щюцу, — это одновременно рациональное Рё моральное. Рациональное, потому что следует логике, Р° моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность — это общая СЃСѓРјРјР° объектов Рё явлений социо-культурного РјРёСЂР°, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной Р¶РёР·РЅРё. Социальный РјРёСЂ — это РјРёСЂ конструированный смыслом. Социальным явлениям РїСЂРёСЃСѓС‰ смысл. РњРёСЂ является интерсубъективным, С‚. Рµ. жизненный РјРёСЂ РЅРµ может создаться РѕРґРЅРёРј человеком. Согласно правилам взаимодействия РјС‹ принимаем РЅР° веру, что: «Я Рё РґСЂСѓРіРѕР№ человек одинаково воспринимаем наш общий РјРёСЂВ». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.
Теории социального конфликта
Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов РЅР° широкое распространение РІ РјРёСЂРµ социологии позитивизма, ее теоретической РѕСЃРЅРѕРІС‹ — структурно-функционального анализа. Односторонность функционального РїРѕРґС…РѕРґР°, утверждение РёРј стабильности, устойчивости, гармонии, РїРѕСЂСЏРґРєР° РІ обществе, — вступала РІ заметное противоречие СЃ социальными конфликтами существующими реально РІ обществе. РњРЅРѕРіРёРµ социологи Запада поставили РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что наряду СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј РІ обществе существует Рё беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ противостоящих социальных РіСЂСѓРїРї, организаций, личностей. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер(СЂ. 1913). РћРЅ дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность РЅРµ может исчерпывать состояние общества. РљСЂРѕРјРµ стабильности необходим Рё конфликт. Р’ СЃРІРѕРёС… работах «Функции социального конфликта»(1956), В«Рсследования социального конфликта»(1967). РџРѕ Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существует согласия РІ отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает РёР·-Р·Р° попыток отдельных лиц или социальных РіСЂСѓРїРї увеличить СЃРІРѕСЋ долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта РІ обеспечении РїРѕСЂСЏРґРєР° РІ обществе. Рто: 1. функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: РІ результате конфликта люди лучше узнают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, через конфликт люди проверяют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, РЅРѕРІРѕРіРѕ СЃРѕСЋР·Р°. Противоборство СЃ общим врагом образует Рё сплачивает РіСЂСѓРїРїС‹. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению Рё стагнации(застою) общественных РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ. РћРЅ порождает новые РЅРѕСЂРјС‹. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, РїРѕ Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются РґРѕ наступления конфликта, то интересы РјРѕРіСѓС‚ быть урегулированы без конфликта. Несколько РёРЅСѓСЋ цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф(СЂ. 1929). Р’ своей РєРЅРёРіРµ «Выход РёР· утопии»(1967) РѕРЅ доказывал, что теория конфликта идет РЅР° смену позитивизму. Суть социального конфликта — антогонизм власти Рё сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. Р’ своей РєРЅРёРіРµ «Очерки РїРѕ теории общества»(1968) Дарендорф РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что причины конфликтов — это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт — естественное состояние общества, РЅРѕ РІ цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, РїРѕ мнению Дарендорфа, появляется тогда, РєРѕРіРґР° РіСЂСѓРїРїР° осознает СЃРІРѕРё права Рё социальное положение Рё требует изменить сложившиеся РїРѕСЂСЏРґРєРё.
Ргровые концепции РІ социологии
До 30-С… РіРѕРґРѕРІ понятие роли, ролевой РёРіСЂС‹ связывалось лишь СЃ театром. Научная теория ролей включает «ролевую РёРіСЂСѓВ» Рё формирует представление РѕР± РёРіСЂРµ как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть РёРіСЂРѕРІРѕР№ теории заключается РІ отноршении Рє РёРіСЂРµ как культурообразующему фактору. Данная концепция связана СЃ именем нидерландского историка Р. Хейзинги(1872—1945), который изложил ее первоначально РІ трактате «О границах РёРіСЂС‹ Рё серьезного РІ культуре», Р° затем РІ оригинальном труде «Хомо люденс» С‚. Рµ. «Человек-играющий». РРіСЂР°, Сѓ Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд Рё культура РІ целом. Р’ социальном действии РёРіСЂР° обладает смыслом Рё РЅРµ сводится только Рё психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие РёРіСЂС‹, РєСѓРґР° включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах Рё праздниках рождается культурная Р¶РёР·РЅСЊВ», «игра — культурообразующий фактор социальной Р¶РёР·РЅРёВ» — здесь полемика СЃ экономической трактовкой человека, РІ которой, РїРѕ мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности Рё РЅРµ учитываются духовная(экзистенциональная) проблематика. Р’ различных видах деятельности(общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, Рё значимым проявлением культуры является ее функционирование как РёРіСЂР°. РРіСЂР° — это часть серьезной деятельности. Через РёРіСЂСѓ человеческая деятельность РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє СЃРІРѕРёРј истокам. Ргровые действия противоположны серьезным, РЅРѕ СЃ помощью РёРіСЂС‹ создается драматическая форма социального действия. Социальная Р¶РёР·РЅСЊ, Сѓ Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, РІ которых разыгрываются РІ образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. Р’ играх общество выражает СЃРІРѕРµ понимание Р¶РёР·РЅРё Рё РјРёСЂР°. Социальная РёРіСЂР° РЅРµ только формирует культуру, РЅРѕ Рё способствует адаптации человека Рє РјРёСЂСѓ. РРіСЂР°, РїРѕ Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать РїРѕ договоренности. РРіСЂР° упорядочивает действие, РѕРЅР° имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает РёРіСЂСѓ как исток культуры Рё считает, что РІ дальнейшем развитии РёРіСЂР° отступает РЅР° задний план, растворяясь РІ различных сферах общественной Р¶РёР·РЅРё.
Социология Дж. Морено
В своей психодраматической концепции Дж. Морено(1892—1974) рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир — это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, — это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. Ртам, и там он видит общее — интерактивную групповую динамику. Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события(не подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы(социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы(в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию — науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы. Задача социономии — это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей. Социономия состоит из трех частей: 1. Социодинамика — наука о структуре и динамике социальных групп. 2. Социатрия — наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы. 3. Социометрия — измеряет взаимоотношение в малой группе. Ее задача — измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
Юрген Хабермас — младший представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса — теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация — это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир — это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир — продукт коммуникативного действия человека. Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основные компоненты рационализации: нормативные, т. е. опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей; экспрессивные, т. е. вы