Воздействие ракетно-космической техники и воздушных судов гражданской авиации.
При эксплуатации ракетно-космической техники оказывается воздействие на атмосферу, включая стратосферный озон, а также на подстилающую поверхность и экосистемы.
Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. Основными факторами негативного воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую природную среду в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей являются:
– загрязнение отдельных участков почвы, поверхностных и грунтовых вод компонентами ракетных топлив;
– засорение территорий районов падения элементами отделяющихся конструкций ракет-носителей;
– возможность взрывов и возникновения локальных очагов пожаров при падении ступеней средств выведения;
– механические повреждения почвы и растительности, в том числе при последующей эвакуации отделяющихся частей ракет-носителей.
Анализ материалов комплексной оценки влияния пусков ракетно-космической техники на экологическое состояние районов падения и прилегающих территорий позволяет сделать следующие основные выводы:
– интенсивный атмосферный перенос загрязнений с места падения происходит в течение нескольких часов после приземления ступеней и не достигает в опасных концентрациях границ районов падения;
– анализ статистических данных заболеваемости населения административных районов, на территории которых расположены районы падения, в частности, на территории Архангельской области и Саяно-Алтайского региона, где были проведены специальные обследования, не выявил увеличения случаев заболеваемости по сравнению с другими районами соответствующих регионов.
В 1998 г. осуществлено 24 запуска ракет-носителей (РН), в том числе РН "Протон" – 7, "Союз" – 8, "Молния" – 3, "Космос" – 2, "Циклон" – 1, "Зенит" – 3 (с космодромов "Байконур" и "Плесецк" – соответственно 17 и 7). Кроме того, проведен экспериментальный запуск космического аппарата с подводной лодки из акватории Северного Ледовитого океана с использованием баллистической ракеты.
Пуск РН "Зенит", проведенный с космодрома "Байконур" 10 сентября 1998 г. по заказу КБ "Южное" (Украина) в рамках проекта "Глобалстар", закончился аварийным выключением двигателя второй ступени, последующим взрывом и падением остатков РН в район падения, расположенный на территории республик Алтай, Хакасия и Тыва.
Воздействие ракетно-космической техники на атмосферу.
Степень воздействия запусков ракет-носителей (РН) на приземную атмосферу и озоновый слой характеризуется следующими основными показателями:
– уменьшение стратосферного озона при пусках носителей на жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) составляет в зависимости от класса носителя 0,00002–0,003% по отношению к общему уровню его разрушения;
– доля оксидов азота, выбрасываемых при пусках ракет-носителей, весьма мала и составляет менее 0,01% аналогичных выбросов, производимых объектами промышленности, теплоэнергетики и транспорта;
– выбросы в атмосферу углекислого газа составляют не более 0,00004% выбросов этого вещества другими антропогенными источниками.
Таким образом, воздействие продуктов сгорания ракетного топлива на нижние и средние слои атмосферы существенно ниже по сравнению с другими техногенными источниками загрязнения.
Вместе с тем предприятия ракетно-космической промышленности продолжают работы, направленные на снижение негативного влияния пусков ракетной техники на приземную атмосферу.
Рсследования показывают, что запуски ракет-носителей оказывают определенное воздействие РЅР° верхнюю атмосферу. РџСЂРё этом РјРѕРіСѓС‚ изменяться ее химический состав Рё проявляться динамические, тепловые, электромагнитные эффекты воздействия. Данные зондирования показывают, что после запуска ракеты-носителя РІ течение примерно 1 С‡ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ частичная перестройка структуры ионосферы РЅР° расстояниях РґРѕ 2 тыс. РєРј, которая проявляется РІ возникновении волновых возмущений ионосферы различного масштаба.
В целом минимизация влияния пусков ракет-носителей на атмосферу может достигаться их рациональным планированием.
Воздействие воздушных СЃСѓРґРѕРІ РЅР° верхние слои атмосферы. Полеты дозвуковых Рё будущих сверхзвуковых самолетов, как показывают исследования, обобщенные Международной организацией гражданской авиации (РРљРђРћ), РјРѕРіСѓС‚ оказывать существенное влияние РЅР° верхние слои атмосферы РІ результате выбросов продуктов сгорания топлива. Так, вклад воздушных СЃСѓРґРѕРІ гражданской авиации РІ выбросы РѕРєСЃРёРґРѕРІ азота РЅР° больших высотах оценивается РІ 55% РїСЂРё том, что РЅР° малых высотах РѕРЅ составляет 2–4%, Р° РїРѕ РґРёРѕРєСЃРёРґСѓ углерода Рё потреблению топлива доля гражданской авиации РІ общем объеме выбросов Рё потребления РёСЃРєРѕ- паемого топлива оценивается величиной примерно РІ 3%.
Результаты моделирования воздействия авиации на окружающую среду показывают, что выбросы оксидов азота всеми имеющимися в мире дозвуковыми воздушными судами, выполняющими полеты в верхних слоях тропосферы (на высотах 10–13 км), могут привести к увеличению концентрации озона на 4–6%, а в средних и высоких широтах Северного полушария, в том числе в воздушных коридорах, открытых для мировой гражданской авиации над территорией России, увеличение концентрации озона может достичь 9%. Озон, присутствующий в повышенных концентрациях в верхних слоях тропосферы, как и диоксид углерода, усиливает "парниковый эффект" и может содействовать глобальному изменению климата.
Напротив, выбросы оксидов азота сверхзвуковыми самолетами в стратосфере (на высотах около 20 км) могут приводить к истощению озонового слоя (появление озоновых дыр), который защищает поверхность Земли, население, растительный и животный мир от жесткого ультрафиолетового излучения. При этом чувствительность стратосферы к воздействию авиации неизмеримо выше, чем тропосферы.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ усиливающейся обеспокоенностью влияния авиации РЅР° глобальные атмосферные процессы РРљРђРћ приступила Рє разработке новых стандартов РїРѕ ограничению выбросов РѕРєСЃРёРґРѕРІ азота сверхзвуковыми самолетами, обеспечивающих минимальное Рё допустимое воздействие РЅР° атмосферу.
Относительно дозвуковых самолетов в 1998 г. произошло очередное, третье по счету, ужесточение международного стандарта по выбросам оксидов азота.
Серьезный удар по озоновой панике нанесла группа исследователей из Университета Джонса Гопкинса, показав, что нет убедительных доказательств ожидаемого вредного действия истончения озонового слоя. Мировая наука установила, что в результате высокого ультра- фиолетового облучения резко падает урожайность растений, а у некоторых людей возникают болезни: увеличивается заболеваемость катарактой и раком кожи, но, с другой стороны, получены новые подтверждения того, что ультрафиолетовое облучение укрепляет кости, предотвращая их разрушение и препятствуя возникновению рахита. Не обнаружено причинно-следственной связи между снижением уровня озона в нижних слоях атмосферы и ростом заболеваемости астмой.
Новая напасть - радиоактивные отходы в космосе.
Специалисты, отвечающие Р·Р° безопасность космических полетов, сравнивают околоземное пространство СЃРѕ свалкой РјСѓСЃРѕСЂР° Рё металла - тысячи крупных предметов Рё миллионы мельчайших частичек радиоактивной пыли движутся РїРѕ орбитам. Что касается взвешенных частиц, то нет еще достоверных данных, определяющих РёС… вред РІ концентрациях, реально существующих РІ городах РЎРЁРђ. Кей Джонс, технический советник РїСЂРё Агентстве РїРѕ защите внешней среды (ЕРА), заявила, что дебаты РѕР± РѕР·РѕРЅРµ Рё взвешенных частицах "РЅРµ имеют никакого отношения Рє Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ населения. Рто РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ РѕР± усилении контроля Рё введении дополнительных ограничений".
Рнергетическая проблема.
Р’ обществе РїРѕ-прежнему довлеет нерациональная модель производства Рё потребления энергии. Р’ СЂСЏРґСѓ технологий недалекого будущего предлагается использовать предназначенный для уничтожения оружейный уран РІ мирных целях РІ РєРѕСЃРјРѕСЃРµ для создания энергетической сети, поставляющей СЃ орбиты РЅР° планету экологически чистую энергию - отраженный свет. РћР± использование экологически чистой энергии РёР· РєРѕСЃРјРѕСЃР° еще РІ 1991 РіРѕРґСѓ РіРѕРІРѕСЂРёР» Р РёРјСЃРєРёР№ Клуб - знаменитое собрание политиков Рё интеллектуалов, занимающихся решением глобальных проблем человечества. Для создания гигантских отражателей, наобходимы миллионы тонн материалов, доставка которых СЃ Земли невозможна РїРѕ экологическим Рё экономическим причинам. Ядерный потенциал, доставляемый РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ ракетами, может обеспечить получение необходимого количества внеземных материалов,РІ частности -астероидного железа. Ядерные двигатели РјРѕРіСѓС‚ доставить РЅР° орбиту небольшой астероид РёР· РіСЂСѓРїРїС‹ сближающихся СЃ Землей, СЃ помощью которых, как предполагают специалисты РќРџРћ "Рнергомаш", РР¦ РёРј Рњ.Р’.Келдыша Рё РґСЂ.РјРѕР¶РЅРѕ будет создать космическую энергоиндустриальную сеть - орбитальные платформы СЃ отражателями солнечного света. Доставка следующих астероидов Рё расширение этой сети обеспечат РІ частности освещение РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, интенсификацию роста лесов Рё РїСЂ. Конечно, оружейный уран РјРѕР¶РЅРѕ сжечь РІ РђРРЎ, РЅРѕ проблему радиоактивных отходов этим РЅРµ решить. Рљ тому Р¶Рµ переработка оружейного урана экономически очень невыгодна. Запасенная РІ ядерных зарядах энергия СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° произвести переворот РІ методах Рё сроках освоения РєРѕСЃРјРѕСЃР°, - считают специалисты, работающие над проектом.
Спутниковые солнечные электростанции.
Одной из глобальных задач для космического транспорта будущего может оказаться программа развертывания на околоземной орбите спутниковых солнечных электростанций.
Цель - решить энергетическую проблему Земли. При производстве на Земле энергии за счет сжигания топлива возникает опасность воздействий на климат планеты («парниковый эффект»).
Проектный облик спутниковых солнечных электростанций представляет собой конструкцию, основным элементом которой служат солнечные батареи. При вырабатываемой мощности 5 ГВт площадь солнечных коллекторов спутниковых солнечных электростанций составляет 50 км 2, а масса станции при использовании фотоэлектрических преобразователей из арсенида галлия оценивается в 34 тыс.т.
Трудности, связанные со спутниковыми солнечными электростанциями: транспортировка такого количества грузов в космос и сборкой на орбите этой конструкции. не выяснена до конца возможность безопасной передачи на Землю энергии в виде микроволнового или лазерного излучения. Вероятно, в XXI веке на основе новых достижений научно-технического прогресса проекты спутниковых солнечных электростанций претерпят существенные изменения и станут технически реализуемыми и рентабельными.
Опасная химия - опасная жизнь.
26 января 1983 г. Падение ракеты-носителя с космодрома Плесецк на лед Северной Двины в районе поселка Брин-Наволок(Холмогорский район Архангельской области). После взрыва образовалась полынья диаметром 100 м, ракета утонула. Большие площади были загрязнены высоко токсичным ракетным топливом - гептилом, в том числе в поселке. Загрязненный снег был захоронен в карьере в 10 км отпоселка и засыпан грунтом. В населенных пунктах ниже потечению было отключено водоснабжение.
1 февраля 1988Рі. Авария РІ Рі.Ярославле РЅР° железно- РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРј перегоне Приволжье-Филино. РЎ рельсов сошли 7 вагонов РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ специального поезда, РІ том числе 3 цистерны СЃ высокотоксичным ракетным топливом гептилом. РР· опрокинувшейся цистерны вытекло РЅР° насыпь около 740 литров Рё собрано РІ емкости 450 литров гептила.
24 июня 1977 г. Первый пуск с космодрома Плесецккосмической ракеты-носителя тяжелого класса "Циклон-3".Всего по состоянию на 1 января 1995 г. было совершено 113 пусков, из них успешных - 108. Пример неудачного запуска: в 1979 г. на село Долгощелье упало два обломка ракеты, один из которых оказался на территории школы. Причина - ошибка в расчетах конструктора.Запуски ракет -носителей осуществляются по двум базовым трассам, для падения элементов конструкции используются 6 районов. Места падения степеней с остаткамиракетного топлива: первая ступень - в Мезенском районе Архангельской области вторая ступень- над Восточно-Сибирским морем (600 км от старта). Плановый пролив на месте падения в одного пуска - 616 кг гептила из первой ступении 215 кг гептила из второй ступени.Сбор отработавших ступеней ракет-носителей начался лишь в 1991 г. Работы по защите окружающей среды от проливов топлива начались в 1992 г., с 98-го пуска (остаток топлива в баках первой ступени был уменьшен на 30%).
26 июня 1973 г. Взрыв и пожар при состоявшемся на космодроме Плесецк пуске ракеты-носителя "Космос-3М" навысоко токсичном жидком топливе- гептиле. Погибло 7 человек, остальные пострадавшие погибли позже.
3 октября 1986 г. Взрыв ракеты, разгерметизация ракетного отсека и пожар на атомной подводной лодке К-219 с 16 жидкотопливными ракетами РСМ-25 наборту. Утечка токсичного ракетного топлива - гептила. Гибель 4-х человек. Лодка затонула 6 октября в районе боевого дежурства в Западной Атлантике вместе с матросом С.Премининым, заглушившим ядерный реактор. Некоторые члены экипажа получили поражение гептилом.
20 октября 1991 г. Авария с цистерной для перевозки высокотоксичного ракетного топлива гептила в районе станции Плесецкая (Архангельская область).
24 октября 1960 Рі. РќР° 41-Р№ площадке РєРѕСЃРјРѕРґСЂРѕРјР° Байконур произошла самая крупная катастрофа РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ ракетной технике - несанкционированный запуск РЅР° стартовом столе двигателя второй ступени заправленной межконтинентальной ракеты Р -16. Р’ результате пожара Рё взрыва погибли, РїРѕ разным данным, РѕС‚ 92 РґРѕ 150 человек, РІ том числе Главнокомандующий Р Р’РЎРќ главный маршал артиллерии Рњ.Р.Неделин Рё Главный конструктор систем управления Р‘.Рњ.Коноплев.
Меры, принимаемые для ликвидации последствий аварий.
В целях снижения негативных экологических и социально-экономических последствий ракетно-космической деятельности в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей в рамках договоров Министерства обороны Российской Федерации с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы падения, проводятся мероприятия по обеспечению безопасности населения, проживающего в этих районах, и ведется экологическая паспортизация районов падения.
В 1997–1998 гг. с учетом требований Госкомэкологии России разработан и утвержден макет экологического паспорта района падения отделяющихся частей ракет-носителей. Ранее были разработаны и утвержденывременные экологические паспорта на 4 района падения, расположенные на территории Архангельской области и Республики Алтай.
В 1998 г. работы по экологической паспортизации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей продолжались. Разработаны проекты экологических паспортов на 6 районов падения, расположенных на территории Алтайского края, Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Согласование этих пас портов с субъектами Федерации планируется на 1999г.
Паспортизация сухопутных районов падения отделяющихся частей ракет-носителей будет продолжена в 1999–2000 гг. в рамках "Плана проведения экологических обследований районов падения ракет-носителей и информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Проведен ряд комплексных медицинских и специальных исследований по оценке влияния на население и окружающую среду регионов, в которых расположены поля падения РН, проливов ракетных топлив.
В частности, в 1998 г. проведена оценка масштабов загрязнения районов падения вторых ступеней ракет-носителей "Протон" и "Союз" в Саяно-Алтайском регионе за весь период их эксплуатации.
Площадь загрязнения фрагментами отделяющихся частей ракет-носителей составляет 6,5 тыс. РєРј2 РІ Алтайском крае Рё 3,7 тыс. РєРј2 РІ Республике Алтай. Общие остатки компонентов ракетных топлив РІ отделяющихся ступенях СЃ начала использования Р Рџ составили: гептила – 5,4 С‚, тетраоксида азота – 19 С‚, углеводородных горючих – 32 С‚. Взяты РїСЂРѕР±С‹ почвы, растений, РІРѕРґС‹ РЅР° содержание компонентов ракетных топлив РЅР° территориях, прилегающих Рє районам падения. Среднее содержание компонентов ракетных топлив Рё РёС… производных РїРѕ всей выборке: РІ почвах – гептила – 0,52 РјРі/РєРі, тетраметилтетразина – 0,06 РјРі/РєРі, диметиламина – 0,27 РјРі/РєРі; РІ растениях – гептила – 0,09 РјРі/РєРі. Рсследования Рё оценка наличия компонентов ракетных топлив Рё РёС… производных РІ грунтовых Рё подземных водах районов падения Рё прилегающих Рє РЅРёРј территорий РЅРµ проводились. Р’ питьевой РІРѕРґРµ гептил РЅРµ обнаружен. Основным компонентом ракетного топлива, выявленным РЅР° загрязненной территории, является гептил, поступающий аэрогенным путем РїСЂРё разрушении отделяющихся частей ракет-носителей Рё относительно стабильно сохраняющийся РІ почвенном РїРѕРєСЂРѕРІРµ.
Концентрации всех производных компонентов ракетных топлив в природных средах Алтайского края находятся в основном ниже регламентируемых пределов.
К числу неотложных мероприятий, ускорение реализации которых позволит свести к минимуму ущерб, наносимый населению и окружающей природной среде ракетно-космической деятельностью в России, относятся:
– завершение санитарно-гигиенического нормирования содержания компонентов ракетных топлив в объектах окружающей природной среды;
– разработка технологических процессов и создание высокоэффективных технологических средств для детоксикации и рекультивации грунта при проливах компонентов ракетных топлив, а также для нейтрализации и утилизации изделий и агрегатов ракетно-космической техники;
– модернизация ракет-носителей с целью снижения уровня отрицательного воздействия на окружающую природную среду при их испытаниях и эксплуатации;
– организация и проведение мероприятий по экологической реабилитации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей.
Реализация перечисленных выше мероприятий предусмотрена проектом федеральной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности" (программа "РРєРѕСЃ-Р Р¤").
В течение 1998 г. вступил в действие ряд документов, касающихся вопросов обеспечения экологической безопасности при осуществлении ракетно-космической деятельности.
В целях организации работы и координации деятельности по защите интересов субъектов Российской Федерации, территория которых подвержена неблагоприятному влиянию ракетно-космической деятельности, для обеспечения экологической безопасности на таких территориях, а также для защиты интересов юридических лиц и граждан, которым причинен ущерб в результате ракетно-космической деятельности, 12 ноября 1998 г. принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите интересов субъектов Российской Федерации, юридических лиц и граждан от неблагоприятных последствий ракетно-космической деятельности". В декабре 1998 г. утверждено Положение, определяющее цели, задачи и функции, порядок формирования и деятельности данной комиссии, а также план работы на 1999 г.
В 1998 г. при участии Госкомэкологии России в соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1998 г. № 1039 "О Правилах оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю" начаты работы по подготовке концепции создания единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера.
Продолжались работы по совершенствованию договорных отношений между Министерством обороны Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по использованию территорий под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. № 350 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" утвердило методику расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).
Пора разбираться с космическим "мусором".
Расчеты Рё опыт прекращения существования предыдущих космических станций существенно меньшей размерности указывают РЅР° невозможность экологически безопасного прекращения существования станции "РњРР " (имеющей массу более 120 С‚) РїСЂРё планируемой ликвидации "затоплением": высок СЂРёСЃРє опасных последствий для наземных объектов РїСЂРё падении ее фрагментов.
Уместно напомнить примеры реализации опасных сценариев: известные факты падения обломков РєСЂСѓРїРЅРѕР№ орбитальной станции "Скайлэб" (РЎРЁРђ) РІ 1979 Рі. РІ РРЅРґРёР№СЃРєРёР№ океан Рё РЅР° территорию Австралии после РІС…РѕРґР° РІ плотные слои атмосферы, Р° также СЃС…РѕРґР° СЃ орбиты Рё прекращения существования орбитальной станции "Салют-7" (РЎРЎРЎР ) РІ 1992 Рі.
Рзвестно, что крупные объекты сгорают неполностью, РёС… фрагменты достигают поверхности Земли. Таким образом, прекращение существования крупных космических аппаратов представляет серъезную Рё сложную экологическую проблему, поскольку:
1) при их сгорании в атмосфере осуществляется ее загрязнение на больших высотах;
2) при выпадении несгоревших фрагментов на поверхность Земли возможно нанесение экологического ущерба (как напрямую. - пожар при падении в лес, так и косвенно, через поражение потенциально опасных техногенных объектов - химических предприятий, хранилищ топлива и т. п., а также возможное падение на крупные населенные пункты).
Р’ конце февраля 1999 Рі. РЅР° орбиту вышел американский искусственный спутник "ARGOS" ("Advanced Research and Global Observation Satellite"), РЅР° который, РІ частности, возложена РЅРµ совсем обычная задача: находящийся РЅР° его борту РїСЂРёР±РѕСЂ SPADUS предназначен для измерения массы, скорости Рё определения траекторий космических частиц, размеры которых слишком малы для наблюдения наземными средствами. Ртот РїСЂРёР±РѕСЂ РїРѕ заказу РќРђРЎРђ
США был специально разработан в Чикагском университете под руководством Дж.Симпсона (J.Simpson).
Поступающие РѕС‚ спутника данные позволят ученым отличать космический "РјСѓСЃРѕСЂ", порожденный человеческой деятельностью, РѕС‚ естественной пыли, мелких обломков комет Рё РґСЂСѓРіРёС… небесных объектов. Рто будет эффективно способствовать созданию условий, безопасных для пилотируемых Рё непилотируемых полетов РІ околоземном пространстве.
Спутник "ARGOS" должен проработать на орбите около трех лет.
Гидрометеорология.
Более половины поверхности планеты остается "белым пятном" для наземных средств метеорологии. Спутники обеспечивают получение данных РІ глобальном масштабе. Р’ нашей стране метеорологическая космическая система функционирует СЃ 1967 Рі. РІ составе 2-3 космических аппаратов типа "Метеор" РЅР° средневысотной (900-1200 РєРј) орбите. Р’ настоящее время завершены работы РїРѕ разработке геостационарного РљРђ гидрометеорологического назначения "Рлектро", СЃ 1994 Рі. проводятся его летные испытания.
С помощью метеорологических спутников решаются задачи:
- краткосрочного и долгосрочного прогнозирования погоды;
- контроля опасных погодных явлений (ливней, циклонов, тайфунов, ураганов и др.) и предупреждения об их приближении;
- контроля климатообразующих факторов и мониторинга глобальных изменений, происходящих на Земле;
- контроля радиоционной и геофизической обстановки в околоземном космическом пространстве в интересах безопасности полетов, устойчивой радиосвязи, здоровья людей.
По результатам наблюдений с метеоспутников определяются необходимые для прогноза погоды и выполнения ряда программ исследования Земли параметры (распределение облачности, вертикальные профили температуры и влажности, распределение и общее содержание озона, плотности потоков ионизирующих излучений и др.), характеризующие состояние атмосферы и подстилающей поверхности. Космическая гидрометеорологическая информация позволяет сократить убытки в хозяйственной деятельности за счет повышения достоверности прогнозов погоды и уменьшить количество жертв и материальный ущерб от опасных погодных явлений за счет своевременного предупреждения об их приближении.
Программа научно-технических исследованийпо созданию системы защиты Земли от столкновений с опасными космическими объектами.
В последние годы у мировой общественности и в научных кругах проявляется значительный интерес к проблеме предотвращения столкновений с Землей крупных космических тел (астероидов, комет). Подобные столкновения могут привести как к локальным катастрофическим явлениям, так и к глобальной катастрофе. Падение на Землю метеорита типа Тунгусского, при современной насыщенности мира опасными производствами, может привести к материальным потерям на миллиарды долларов. Столкновение с астероидами более крупных размеров - диаметром порядка 1 км - угрожает существованию цивилизации в целом. По существующим в настоящее время оценкам, несмотря на малую вероятность падения астероидов на Землю, вероятность риска гибели индивидуума в результате столкновения сравнима с вероятностью гибели в авиакатастрофе, от землетрясения или урагана. Все это выдвигает проблему защиты Земли от подобных столкновений в ряд актуальных для современного мира.
Создание системы защиты Земли (СЗЗ) от столкновения с опасными космическими объектами (ОКО) приведет к решению целого ряда дополнительных задач:
- в результате исследований будет получен уникальный объем научной информации об астероидах - важнейших объектах Солнечной системы, имеющих большое значение для космического будущего человечества, будет накоплен уникальный опыт мирного интернационального сотрудничества в области, имеющей непосредственное отношение к военным технологиям;
- впервые в истории человеческого общества большие финансовые и материальные средства будут сосредоточены не на решении военных задач, а на решении мирной проблемы, имеющей общемировое значение;
- полученные в ходе реализации столь крупного проекта технические решения будут способствовать сохранению и дальнейшему прогрессу цивилизации.
При взаимодействии астероидов и комет с атмосферой Земли происходит образование воздушной ударной волны. Температура на фронте волны столь высока, что с его поверхности излучается тепловой поток большой мощности. В результате взаимодействия астероида или кометы с атмосферой происходит его разрушение на отдельные фрагменты и абляция этих фрагментов. При небольших размерах ОКО происходит полное сгорание ОКО или его фрагментов в верхних слоях атмосферы. Начиная с некоторых минимальных размеров ОКО и в зависимости от типа ОКО и скорости соударения, разрушение происходит вблизи поверхности Земли и имеет характер взрыва. При этом возможны существенные разрушения на поверхности Земли и образование крупномасштабных пожаров. При еще больших размерах фрагменты ОКО достигают поверхности Земли и производят удар по ней. В результате образуется кратер, масса грунта выбрасывается в атмосферу, приводя к ее запылению, в результате чего возможны долговременные или даже катастрофические изменения климата.
При ударе о грунт возникает мощная сейсмическая волна, при ударе о воду возможно образование цунами.
Столкновение с очень крупным метеорным телом может привести к полной гибели цивилизации на Земле.Большое число химических заводов, атомных электростанций и других объектов, разрушение которых приведет к региональной катастрофе. В связи с этим все большее внимание уделяется изучению падения тел "средних размеров". Такие тела падают на Землю не часто - примерно один раз в 100 - 300 лет.
Собственно для перехвата РћРљРћ необходимо доставить средства воздействия Рє его поверхности. Р’ качестве средств доставки РјРѕРіСѓС‚ использоваться существующие либо специально созданные ракетно-космические системы. Р’ зависимости РѕС‚ типа средств воздействия Рё РёС… габаритно-массовых характеристик требования Рє средствам доставки РјРѕРіСѓС‚ превысить достигнутые РІ существующих ракетных системах параметры. Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необходимости рассмотрения перспективных систем, РІ частности, перспективных двигательных установок - ядерных, электроядерных Рё С‚.Рї.
Сближение и взаимодействие с ОКО может происходить на скоростях , существенно превышающих скорости, типичные для военных систем. При этом возникает задача создания надежной автоматики, обеспечивающей наведение, сближение и заданный режим воздействия на ОКО.
Собственно воздействие РЅР° РћРљРћ может быть произведено СЃ помощью ядерного взрыва вблизи его поверхности, кинетического удара Рѕ поверхность РћРљРћ большой массы, либо воздействием излучений РѕС‚ мощных источников энергии, например, лазерного излучения. РџРѕРґ действием взрыва (удара) часть вещества РћРљРћ испаряется. Р’ результате разлета испаренного вещества РІ теле РћРљРћ распространяется ударная волна. Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє выбросу вещества СЃ поверхности РћРљРћ Рё разрушению (дроблению) самого РћРљРћ или его части. РџСЂРё этом РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РґРІР° варианта результата воздействия:
- изменение траектории ОКО под действием импульса, уносимого выброшенным веществом ОКО (мягкое воздействие);
- дробление ОКО на фрагменты, которые по мере сближения с Землей расходятся в пространстве и сгорают в верхних слоях атмосферы (сильное воздействие).
В зависимости от высоты взрыва над поверхностью ОКО меняется степень воздействия. При заглубленном взрыве в теле ОКО достигается максимальное для данной мощности воздействие. Таким образом, возникают задачи:
- определения импульса, уносимого веществом ОКО, при взрывах (ударах) различной мощности (массы и скорости);
- определения степени и характера разрушения ОКО при взрывах (ударах) различной мощности (массы и скорости);
- рассмотрения способов заглубления ядерных взрывных устройств в тело ОКО.
При создании СЗЗ необходимо также учитывать возможные экологические последствия, которые возникнут как в результате производства и отработки элементов системы, так и при ее функционировании.
Освоение космоса.
Освоение Луны.
Масштабной задачей индустриализации РєРѕСЃРјРѕСЃР° является разработка РІ перспективе природных ресурсов Луны. Рсследования лунного грунта СЃ помощью автоматических Рё пилотируемых аппаратов показали, что недра Луны богаты железом, алюминием, марганцем, С…СЂРѕРјРѕРј, титаном Рё РґСЂСѓРіРёРјРё редкими металлами. РќР° Луне достаточно кислорода, содержащегося РІ связанном РІРёРґРµ окислах металлов Рё кремния. Специфические условия РЅР° лунной поверхности (вакуум, небольшая сила тяжести) позволяют организовать РЅР° базе радикально РЅРѕРІРѕР№ технологии производство различных металлов, ситаллов Рё специальных стекол, порошковых строительных материалов.
Продукция лунного комплекса на 90% обеспечит потребности в материалах, необходимых для строительства околоземных спутниковых солнечных электростанций. При этом энергоемкость доставки грузов с поверхности Луны в космос значительно меньше, чем с Земли, - ведь скорости освобождения для Луны и Земли различаются в 5 раз (соответственно 2,36 и 11,2 км/с), к тому же на Луне отсутствует атмосфера.
Промышленное освоение Луны - задача дальней перспективы. А пока обсуждается вопрос о возможности создания на Луне в начале XXI веке постоянной исследовательской базы, подобной станции в Антарктиде. Для транспортного обеспечения лунного форпоста потребуется применение тяжелого носителя. Специалисты считают целесообразным вести работы по этой программе при широком международном сотрудничестве.
Двигатели для полета на дальние планеты.
Современные химические двигатели неэффективны для полетов к дальним планетам нашей Солнечной системы. В будущем предполагается использовать космические корабли с ядерными и термоядерными двигателями. Ядерные двигатели работают за счет энергии, полученной в результате взрывов большого числа ядерных зарядов сравнительно малой мощности или более эффективных термоядерных зарядов.
Недостаток этого двигателя - засорение пространства радиоактивными осколками, образующимися при ядерном взрыве. Вот почему их использование предполагается для полетов вдали от Земли и оживленных космических трасс.
Рдея термоядерного двигателя заключена РІ использовании для термоядерного синтеза РІРѕРґРѕСЂРѕРґР°, который захватывается РёР· межпланетной среды вместе СЃ потоком частиц, разгоняемых РІ двигателе.
Скорости термоядерных двигателей (1000 км/с) сделают доступными для пилотируемых полетов даже самые дальние планеты Солнечной системы
Существуют и другие проекты, например передача энергии к космическому кораблю по лазерному лучу. .
Проекты галактических кораблей.
 Для полета к ближайшей от нас звезде на базе известных и перспективных двигателей должны использоваться корабли массой 1000 т, потребление топлива составит 37*1011 т для химического двигателя, 38*104 т для ядерного двигателя, 48*103 т для термоядерного двигателя, 2*102 т для фотонного двигателя. Чтобы представить, как велика энергия, необходимая для такого полета, достаточно отметить, что за последние 20 столетий человечество израсходовало столько энергии, сколько можно получить при аннигиляции 100 т антивещества, т. е. половину запасов топлива, которое потребовалось бы для пилотируемого полета к Проксима Центавра.
Рмеются предложения РѕР± >использовании РІ космических кораблях для межзвездных полетов лазерных прямоточных двигателей СЃ РїРѕРґРІРѕРґРѕРј Рє РЅРёРј энергии РЅР° начальном участке разгона РїРѕ лазерному лучу РѕС‚ электростанций СЃ околосолнечных промежуточных РѕСЂР±РёС‚. Рти двигатели обеспечат разгон корабля РґРѕ скорости, близкой Рє световой, СЃ одновременным СЃР±РѕСЂРѕРј дейтерия РїСЂРё разгоне для работы пульсирующего термоядерного двигателя. Оценка массы РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ космического корабля весьма приблизительна. Р’ качестве первой РїСЂРёРєРёРґРєРё называют величину стартовой массы РїРѕСЂСЏРґРєР° 8000 С‚, Р° величину накопленной РІ С…РѕРґРµ полета массы вещества 12 000 С‚ РїСЂРё мощности лазерного луча, равной 3,5*108 РњР’С‚. Р’ этом случае размеры орбитальных солнечных батарей для питания лазера (без учета потерь) превысят 500*500 РєРј, Р° диаметр РІС…РѕРґР° прямоточной двигательной установки РЅР° РўРљРЎ составит около 650 РєРј.
Таким образом, даже при самых смелых технических прогнозах, проекты межзвездных кораблей еще очень и очень далеки от практической реализации.
Повысить энергетику двигателя можно за счет перехода к реакции аннигиляции водорода и антиводорода, при которой выделяется примерно в 1000 раз больше энергии, чем при синтезе водорода. Если направить образующееся при аннигиляции излучение в одну сторону пучком, подобно струе из сопла реактивного двигателя, то получим так называемый фотонный двигатель со скоростью истечения рабочего вещества, близкой к скорости света.
Возможность создания космического корабля РЅР° базе фотонной ракеты - дело очень отдаленного будущего. Рто направление развития двигателей зависит РѕС‚ успехов фундаментальных Рё прикладных исследований РїРѕ термоядерному синтезу, высокотемпературной сверхпроводимости, теории элементарных частиц, методов получения Рё хранения антивещества Рё С‚. Рї.
НЛО.
Тунгусский метеорит.
Существуют другие вселенные, галактики? Можно ли верить в иные цивилизации?На эти вопросы можно отвечать по-разному.Уфологи до сих пор спорят о происхождении НЛО,и других аномальных явлениях,в часности,так хорошо всем известного,"Тунгусского метеорита".В 60-х годах ученые стали исследовать Тунгусскую проблему.
Необычные факты:
- траектория:тунгусское тело летело почти точно СЃ СЋРіР° РЅР° север РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№,соединяющей Рркутск Рё Вановару.
В том же году выясняется,что к месту катастрофы загадочное тело прилетело точно с востока.
Таким образом,нас встречает неожиданная загадка: как могло Тунгусское тело иметь две разные траектории-южную и восточную,то есть,по просту говоря,повернуть?
-взрыв:взорвавшись в воздухе на высоте 5-7км.,оно взрывной волной разметало вековую тайгу на площади,равной площади Московской области. Что же взорвалось? Взрывы бывают разные.Например, механические.Под этим термином в астрономии понимают взрыв метеорита при его ударе о землю .При мгновенной остановке кинетическая энергия метеорита расходуеться на разрушение кристаллической решетки твердого тела, в результате чего метеорит становится похожим на очень сильно сжатый газ.Такой газ мгновенно расширяется - а это и есть взрыв.
В 1968 году окончательно выяснилось: Тунгусский метеорит на Землю не падал,механического взрыва не было. Перебирая разные варианты ответов ученые пришли к выводу,что этот взрыв очень похож на термоядерный. Но и кое-чем отличается:как,например,объяснить резко усилившийся прирост ратительности в районе эпицентра взрыва,или свечение неба после катастрофы, хотя в других местах, где проводились высотные ядерные взрывы,ничего похожего не наблюдается.
- характеристика: ТТ обладало высокой механической прочностью,а стало быть,и значительной плотностью.В самом деле- оно пролетело в нижних слоях атмосферы многие сотни километров со скоростью во много раз превышающей скорость пули(начальная скорость при влете в атмосферу не могла быть меньше 11 км/с). Сопротивление атмосферы при этом составляло на большем учаске полета десятки и даже сотни кг. на квадратный см.Для сравнения поясню,что пемза выдерживает предельную статистическую нагрузку в 20 кг/кв.см,кирпич-60кг/кв.см.Легко оценить минимальную плотность ТТ, считая, что в конце полета непосредственно перед взрывом оно имело скорость около 2км/с-при меньшей скорости тело, вторгающееся в атмосферу,просто не светится,что не скажешь про ТТ. В тот момент давление составляло 78кг/см а значит, плотность тела была не меньше 2г/куб.см.
 Многим кажется,что на самом деле там произошла авария НЛО,но и все факты подталкивают нас к такому выводу.
Рстория наблюдений.
Что бы доказать,что НЛО не миф, я приведу еще кое-какие факты.
В 1964 г. астрономы аргентинской обсерватории "Адхара", расположенной недалеко от Буэнос-
Айреса, наблюдали РІ телескоп, как РІРѕРєСЂСѓРі американского спутника "РС…Рѕ-2" РЅР° высоте 1000 РєРјВ РѕС‚ Земли делал виражи СЃ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ скоростью какой-то свекающий объект. Первоначально этот объект летел РїРѕ траектории перпендикулярной направлению движения спутника, затем сделал полукруг Рё улетел. Р’Рѕ второй раз РѕРЅ двигался навстречу спутнику, облетел РІРѕРєСЂСѓРі спутника Рё улетел. Учитывая, что скорость спутника составляла 28 000 РєРј/С‡, РјРѕР¶РЅРѕ предположить, что скорость этого объекта могла превышать100 000 РєРј/С‡, Р° его диаметр, РїРѕ расчетным данным, достигал 120 Рј.
Рнтересное сообщение было помещено РІ январском номере американского журнала "True" (1965).
Р’ нем говорилось Рѕ первом испытательном РїСѓСЃРєРµ ракеты "Титан" СЃ космическим кораблем "Джемини" без экипажа,который состоялся 8 апреля 1964 Рі. Оказывается, что РІРѕ время первого витка РІ РѕРєСЂСѓРі земли около "Джемени" появились четыре объекта неизвестного происхождения. Удивленные ученые Рё техники наблюдали, как эти объекты заняли позиции РІРѕРєСЂСѓРі летящего "Джемини": РґРІР° над РЅРёРј, РѕРґРёРЅ сзади Рё РѕРґРёРЅ СЃРЅРёР·Сѓ. Рто положение таинственные объекты выдерживали РІ течение всего витка, Р° потом изменили направление своего полета Рё исчезли РІ РєРѕСЃРјРѕСЃРµ.
Статья в журнале "True" вызвала сенсацию, и члены конгресса потребовали разъяснений. Попытка командования ВВС выдать эти объекты за куски ракеты носителя была опровергнута, так как в этом полете вторая ступень вообще не отделялась.
Еще больше противоречивых сведений опубликовано о будто бы имевших место наблюдениях НЛО американскими астронавтами во время их полетов к Луне и на самой Луне. Например, в канадской газете "National exemplar" помещено описание явлений, которые происходили во время первого полета американского космического корабля к Луне в декабре 1968 г. По данным этой газеты, корабль "Аполлон-8" дважды подвергался воздействию со стороны НЛО.
Первый раз это произошло во время второй космической ночи, когда астронавты Борман, Лоуэлл и Андерс увидели появившийся дискообразный объект, который полетел параллельно курсу "Аполлона" со скоростью 11000 км/ч. С появлением НЛО все системы управления и навигационные приборы "Аполлона" сразу перестали функционировать, а связь с центром управления в Хьюстоне прервалась. Потом таинственный объект обдал "Аполлон" ослепительным светом, при этом корабль качнуло. Одновременно возник непереносимый звук, который вызвал боль в ушах у членов экипажа. Через несколько минут НЛО исчез с невероятной скоростью, после чего шум и свет сразу прекратились, но курс "Аполлона" оказался нарушенным. Ртолько включение астронавтами двигателя на 3 секунды позволило возвратить корабль на прежнюю траекторию.
Вскоре около "Аполлона-8" появился другой дискообразный НЛО, который был больше первого. Он тоже излучал яркий свет. "Аполлон" снова начал сбиваться с курса, а его системы управления стали давать сбои. У астронавтов начались сильные грудные и головные боли, дрожание рук, затруднение дыхания и галлюцинации. Встреча с этим НЛО продолжалась 11 минут 11 секунд, после чего он исчез также внезапно, как и первый. Связь с Хьюстоном сразу восстановилась, но оказалось, что "Аполлон" так cильно отклонился от курса, что компьютер центра управления уже не мог скорректировать его траекторию, и только сам экипаж смог это сделать, ориентируясь по звездам.
По достоверным данным, 12 июля 1982 г. во время стыковки комплекса "Салют-7" - "Союз-Т5" с транспортным кораблем "Прогресс-14" над Западной Африкой космонавты Г.Береговой и В.Лебедев наблюдали на экране монитора, установленного на "Салюте-7", как между "Салютом" и "Прогрессом" пролетел снизу вверх какой-то неизвестный объект, изображение которого на экране имело каплевидную форму размером в одну клетку экрана (это означало, что при расстоянии до объекта в 200 м он мог быть размером с корабль). Космонавты доложили об этом в Центр управления во время следующего после стыковки витка.
Характеристики полета.
Характерными чертами полета НЛО является их способность летать с огромными скоростями и мгновенно развивать такие скорости из неподвижного зависания, а также способность совершать резкие маневры и зависать или мгновенно изменять направление своего движения на противоположное.
Р’ материалах "Синей РєРЅРёРіРё" приводится случай, РєРѕРіРґР° РІ декабре 1952Рі. бортовые радиолокаторы бомбардировщика Р‘-29, летевшего РЅР° высоте 6000 Рј, зафиксировали несколько неизвестных объектов, пролетевших РјРёРјРѕ самолета СЃРѕ скоростью около 8000 РєРј/С‡. После этого члены экипажа сами увидели еще восемь гигантских НЛО, которые пересекли РєСѓСЂСЃ самолета СЃРѕ скоростью, которая потом была оценена РІ 14 000 РєРј/С‡, Рё исчезли РІ стратосфере. Рти объекты были зафиксированы Рё наземной РЛС.
Как правило, НЛО, имеющие форму диска или тарелки, при полете обращены к земле своей плоской частью. Но бывают случаи, когда они летают "на ребре" и подставляют навстречу движению свою максимальную поверхность, как бы игнорируя сопротивление воздуха. Такие случаи были отмечены в 1947 г. в штате Орегон, в 1954 г. в Альпах и в Тунисе, в 1966 г. под Мельбурном и в 1969 г. над Папуа (Новая Гвинея), а в нашей стране - недалеко от Баку.
Второй характерной чертой полета НЛО является их способность совершать повороты под прямым углом на огромных скоростях, не снижая скорости.
В октябре 1968 г. команда румынского танкера "Arges", следовавшего Мозамбикским проливом, увидела, как по небу с невероятной скоростью пронесся сверкающий диск диаметром около 17 м, излучавший голубовато-зеленые лучи. Внезапно диск резко изменил направление движения на 90` и с огромной скоростью исчез.
Третьей характерной чертой полета НЛО является их способность из неподвижного зависания мгновенно развивать огромные скорости, или, наоборот, на полной скорости мгновенно останавливаться или даже изменять направление движения на противоположное.
В июле 1954 г. в Альбукерке (штат Нью-Мексико) наблюдались девять круглых НЛО, светившихся зеленым светом, которые парили неподвижно, а потом мгновенно развили скорость 4000 км/ч и совершили разворот на 340`.
Типы НЛО и их внешний вид.
Всестороннее изучение свойств "поведения" и размеров НЛО, независимо от их формы, позволяет условно разделить их на четыре основных типа.
Первый: Очень маленькие объекты, представляющие СЃРѕР±РѕР№ шары или РґРёСЃРєРё диаметром 20-100 СЃРј, которые осуществляют полеты РЅР° малых высотах, РёРЅРѕРіРґР° вылетают РёР· объектов большего размера Рё возвращаются РІ РЅРёС…. Рзвестен случай, имевший место РІ октябре 1948 Рі. РІ районе авиабазы Фарго (штат Северная Дакота), РєРѕРіРґР° летчик Гормон безуспешно преследовал круглый светящийся объект диаметром 30 СЃРј, который очень РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ маневрировал, уклоняясь РѕС‚ РїРѕРіРѕРЅРё, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё сам стремительно двигался РЅР° самолет, вынуждая Гормона уклоняться РѕС‚ столкновения.
Второй: Малые НЛО, имеющие яйцеобразную и дискообразную форму и диаметр 2-3 м. Они обычно летают на малой высоте и чаще всего осуществляют посадки. Малые НЛО тоже неоднократно видели отделяющимися от основных объектов и возвращающимися в них.
Третий: Основные НЛО, чаще всего диски диаметром 9-40 м, высота которых в центральной части составляет 1/5-1/10 их диаметра. Основные НЛО совершают самостоятельные полеты в любых слоях атмосферы и иногда приземляются. От них могут отделяться объекты меньших размеров.
Четвертый: Большие НЛО, имеющие обычно форму сигар или цилиндров длиной 100-800 Рё более метров. РћРЅРё появляются, главным образом .РІ верхних слоях атмосферы, РЅРµ совершают сложных маневров, Р° РёРЅРѕРіРґР° зависают РЅР° большой высоте. Случаев РёС… посадки РЅР° землю РЅРµ зафиксировано, РЅРѕ неоднократно наблюдалось, как РѕС‚ РЅРёС… отделялись малые объекты. Существует предположение, что большие НЛО РјРѕРіСѓС‚ осуществлять полеты РІ РєРѕСЃРјРѕСЃРµ. Рзвестны также отдельные случаи наблюдения гигантских РґРёСЃРєРѕРІ диаметром 100-200 Рј.
Список литературы
1.Алан Ландсберг, Чарлз Файе, Встречи СЃ тем, что РјС‹ называем смертью, Р’ СЃР±., "Р–РёР·РЅСЊ земная Рё последующая", Рзд–во политической литературы, Рњ., 1991, СЃ.81–211.
2.Доклад министра РКК председателю правительства РФ, 1998г.
3.Луценко Р•.Р’. Универсальная автоматизированная система анализа, мониторинга Рё прогнозирования состояний многопараметрических динамических систем "РЙДОС–Т", Свидетельство Р РѕСЃРђРџРћ в„–940328.
4.Раймонд РњРѕСѓРґРё, Р–РёР·РЅСЊ после Р¶РёР·РЅРё, Р’ СЃР±., "Р–РёР·РЅСЊ земная Рё последующая", Рзд–во политической литературы, Рњ., 1991, СЃ.7–80.
5.Ядерная бомба спасет мир от экологического кризиса? Ольга Берлова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева
6.Суперболиды Р. Р’. Немчинов, Рћ. Рџ. РџРѕРїРѕРІР°
7.Ядерная бомба спасет мир от экологического кризиса?
8."Проблемы химической безопасности". Бюллетень выпускается Союзом
9."За химическую безопасность". Редактор и издатель Лев Федоров.
10."Космическая техника" РїРѕРґ редакцией Рљ.Гэтланда. Рздательство "РњРёСЂ". 1986 Рі.РњРѕСЃРєРІР°.
11.Ркологические катаклизмы: опасности реальные Рё мнимые.
12."Разрушение озонного слоя Земли."В. Миронов, стр.865.