"РђР“-11"
РўРёРї "РђР“"В В В В В В В В В В В Рзготовлена РІ 1915 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Балтийский завод РІ Петрограде. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 2 апреля 1916 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ Кронштадте, Бьерке-Р—СѓРЅРґРµ Рё Ревеле РІ период СЃ 24 августа РїРѕ 2 сентября 1916 Рі. Рё закончились успешно. 2 сентября 1916 Рі. лодка вошла РІ строй. 6 сентября 1916 Рі. подводная лодка "РђР“-11" подняла военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг Рё начала кампанию.
После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.
В компанию 1917 г. "АГ-11" осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 5 боевых походов. В декабре 1917г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917- 1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками IV дивизиона и плавбазой "Оланд". 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-12"
Рзготовлена РІ 1915 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Балтийский завод РІ Петроград. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 2 апреля 1916 Рі. РќР° РІРѕРґСѓ спущена 19 августа 1916 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ Ревеле, РєСѓРґР° лодка прибыла СЃРІРѕРёРј С…РѕРґРѕРј 8 сентября. Р’ строй вступила 16 сентября 1916 Рі.
После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в Ревеле. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 4 боевых выхода. В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-13" ("РђР“-16")
Рзготовлена РІ 1915 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Балтийский завод РІ Петрограде. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 2 апреля 1916 Рі. РќР° РІРѕРґСѓ спущена 31 августа 1916 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ период СЃ 24 сентября РїРѕ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ РІ Кронштадте, Бьерке-Р—СѓРЅРґРµ Рё Ревеле. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что переход РёР· Петрограда РІ Ревель осуществлялся только военной командой, РїРѕ ходатайству флота РЅР° еще РЅРµ принятой РІ состав флота лодке 11 октября 1916 Рі. был РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг. Р’ строй вступила 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1916 Рі.
В зимний период 1916-1917 на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых похода. 8 июля 1917 г. ПЛ "АГ-13" переименована в ПЛ "АГ-16". В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-14"
Рзготовлена РІ 1915 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Балтийский завод РІ Петрограде. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 2 апреля 1916 Рі. РќР° РІРѕРґСѓ спущена РІ сентябре 1916 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ период СЃ 4 октября РїРѕ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1916 Рі. РІ Кронштадте, Бьерке-Р—СѓРЅРґРµ Рё Ревеле. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что переход РёР· Петрограда РІ Ревель осуществлялся только военной командой РїРѕ ходатайству флота РЅР° еще РЅРµ принятой РІ состав флота лодке 19 октября 1916 Рі. был РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг. Р’ строй вступила 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1916 Рі.
Р’ Р·РёРјРЅРёР№ период 1916-1917 РіРі. РЅР° заводе "Ноблесснер" РІ Ревеле устранялись замечания, отмеченные РїСЂРё проведении сдаточных испытаний. Р’ компанию 1917 Рі. осуществляла боевое патрулирование РЅР° позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых РїРѕС…РѕРґР°. 18 сентября 1917 Рі. лодка вышла РІ очередной боевой РїРѕС…РѕРґ РЅР° позицию Рє северо-западу РѕС‚ Стейнорта (район Либавы). Возвращение лодки планировалось 23 сентября. Лодка РёР· боевого РїРѕС…РѕРґР° РЅРµ возвратилась. Командиром погибшей РІ боевом РїРѕС…РѕРґРµ РџР› "РђР“-14" был старший лейтенант Рђ.Рќ. фон Рссен, сын командующего Балтийским флотом адмирала Рќ.Рћ. фон Рссена.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***"РђР“-15"Рзготовлена РІ 1915 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Балтийский завод РІ Петрограде. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 2 апреля 1916 Рі. РќР° РІРѕРґСѓ спущена РІ сентябре 1916 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ период СЃ 14 октября РїРѕ 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1916 Рі. РІ Кронштадте, Бьерке-Р—СѓРЅРґРµ Рё Ревеле. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что переход РёР· Петрограда РІ Ревель осуществлялся только военной командой, РїРѕ ходатайству флота РЅР° еще РЅРµ принятой РІ состав флота лодке 30 октября 1916 Рі. был РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг. Р’ строй вступила 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1916 Рі.
Р’ Р·РёРјРЅРёР№ период 1916-1917 РіРі. РЅР° заводе "Ноблесснер" РІ Ревеле устранялись замечания, отмеченные РїСЂРё проведении сдаточных испытаний. Компанию 1917 Рі. начала СЃ отработки боевой подготовки личного состава - 30-31 мая успешно совершила практический выход. 8 РёСЋРЅСЏ лодка отошла РѕС‚ борта плавбазы "Оланд" Рё направилась РІ западный район для выполнения учебного погружения. Р’ районе находился минный заградитель "Рльмень". РџСЂРёРґСЏ РІ район, командир РџР› "РђР“-15" лейтенант Рњ.Рњ. Максимович решил произвести срочное погружение СЃ С…РѕРґР°. Ркипаж РјРёРЅРЅРѕРіРѕ заградителя видел как РџР› "РђР“-15" начала погружаться СЃ увеличивающимся дифферентом Рё РІСЃРєРѕСЂРµ ушла РїРѕРґ РІРѕРґСѓ. РќР° поверхности осталось четыре человека. РўСЂРѕРµ РёР· РЅРёС… - командир, боцман Рё рулевой - были подобраны СЃ РјРёРЅРЅРѕРіРѕ заградителя, Р° четвертый - штурман, РЅРµ умевший плавать, утонул. Через час после аварии Рє месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит РЅР° грунте РЅР° глубине 27 метров без крена Рё дифферента СЃ открытыми кормовым Рё рубочным люками Рё, что РІ РЅРѕСЃРѕРІРѕРј Рё РєРѕСЂРјРѕРІРѕРј отсеках находятся РїРѕРґРІРѕРґРЅРёРєРё, отвечающие РЅР° стук РїРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃСѓ лодки. Через три часа после аварии РёР· лодки была выпущена учебная торпеда, РІ которой лежала записка, сообщающая Рѕ нахождении РІ РЅРѕСЃРѕРІРѕРј отсеке 11 человек Рё РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Рѕ помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, Р° подъем РјРѕРі быть произведен только спасательным СЃСѓРґРЅРѕРј "Волхов", вошедшим РІ строй 1 июля 1915 Рі. Однако, РЅР° момент аварии спасательное СЃСѓРґРЅРѕ "Волхов" находилось РІ Ревеле. РџРѕ тревоге спасательное СЃСѓРґРЅРѕ вышло для оказания помощи, РЅРѕ его РїСЂРёС…РѕРґ Рє месту аварии был возможен только РЅР° следующий день.
Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой совершенно нелепой аварии.
Как выяснилось, РєРѕРє, приготавливавший обед, РЅРµ поставив РІ известность командира, открыл для проветривания РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№ люк. Ртот люк плохо просматривался СЃ мостика Рё командир, РЅРµ зная РѕР± открытом люке, дал команду РЅР° погружение.
Спасательное СЃСѓРґРЅРѕ "Волхов" прибыло Рє месту аварии только утром 10 РёСЋРЅСЏ. Подъем лодки начали РІ 13 часов 13 РёСЋРЅСЏ. Лодку сильно засосало РІ РіСЂСѓРЅС‚ Рё пришлось делать промывку грунта РїРѕРґ РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРј РџР›. Сдвинуть лодку удалось Рє 19 час. 15 РёСЋРЅСЏ. Окончательно лодка была поднята 16 РёСЋРЅСЏ 1917 Рі. Рто было первое использование спасательного СЃСѓРґРЅР° "Волхов" РїРѕ РїСЂСЏРјРѕРјСѓ назначению. 22 РёСЋРЅСЏ спасательное СЃСѓРґРЅРѕ "Волхов" привело лодку РІ Ревель, РіРґРµ РѕРЅР° силами мастерских СЃСѓРґРЅР° РІ течение месяца была отремонтирована Рё РІРЅРѕРІСЊ вступила РІ строй.
В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась в Ганге. 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | |
***
"РђР“-21"Рзготовлена РІ 1916 РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Николаев. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 28 марта 1917 Рі. РЅР° стапелях отделения Балтийского завода РІ Николаеве Рё производилась РїРѕРґ руководством американских инженеров. РќР° РІРѕРґСѓ спущена РІ 1917 Рі. Р’ СЃРїРёСЃРєРё флота Черного РјРѕСЂСЏ зачислена 21 августа 1917 Рі. Р’ строй вступила РІ 1918 Рі.
Р’ декабре 1918 Рі. была захвачена англо-французскими войсками РІ Севастополе. 26 апреля 1919 Рі. РїСЂРё СѓС…РѕРґРµ РёР· Крыма была потоплена РёРјРё РЅР° внешнем рейде Севастополя. Р’ 1926 Рі. РІРѕ время тренировочных СЃРїСѓСЃРєРѕРІ курсанты Водолазной школы обнаружили РџР› "РђР“-21". РћРЅР° лежала РЅР° грунте РЅР° глубине 50 Рј СЃ креном около 40 град. РЅР° правый Р±РѕСЂС‚ Рё дифферентом 8 град. РЅР° РєРѕСЂРјСѓ. Носовая часть РґРѕ торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, Р° РєРѕСЂРјР° вошла РІ плотный РёР». Подъем лодки было решено производить ступенчатым СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј СЃ использованием 400 - Рё 100-тонных понтонов. Р’ РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№ части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены Рє началу августа 1927 Рі. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул РёР· стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл РЅР° поверхность СЃ дифферентом 35 град. РќРѕСЃ лодки подвсплыл РЅР° 15 Рј, Р° РєРѕСЂРјР° едва касалась грунта. Р’ таком положении лодку вместе СЃ понтоном отбуксировали РґРѕ глубины 35 Рј. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. РР·-Р·Р° начавшегося периода штормов работы РїРѕ подъему перенесли РЅР° следующий РіРѕРґ.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г. лодка была поднята на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 15.10.1928 г. было принято решение об укомплектовании ПЛ личным составом и о присвоении ей нового наименования - "Металлист". После проведения восстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка вновь вошла в строй. 8 июня 1931 г. лодка вновь затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем "Фрунзе". В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальной экипаж погиб. Через 2 дня лодка была поднята и после восстановительного ремонта 1 января 1932 г. вновь вошла в строй.
15 сентября 1934 Рі. РџР› "Металлист" переименована РІ РџР› "Рђ-5". Р’ 1936-1938 РіРі. РџР› "Рђ-5" находилась РІ капитальном ремонте. РџР› "Рђ-5" принимала активное участие РІ Великой Отечественной РІРѕР№РЅРµ, совершила 12 боевых РїРѕС…РѕРґРѕРІ, потопила 4 транспортных Рё боевых корабля противника. 11 РёСЋРЅСЏ 1942 Рі. лодка "Рђ-5", маневрируя РІ районе Одесской банки, обнаружила РєРѕРЅРІРѕР№ противника РІ составе румынского транспорта "Ардеаль" (5695 Р±СЂС‚), трех Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІ Рё РґРІСѓС… самоходных РјРѕСЂСЃРєРёС… паромов. РЎ дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой РїРѕ транспорту "Ардеаль". Торпеда попала РІ цель, транспорт отвернул СЃ РєСѓСЂСЃР° Рё выбросился РЅР° мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, Р° затем ударило Рѕ РіСЂСѓРЅС‚. Лодка легла РЅР° РіСЂСѓРЅС‚ РЅР° глубине 18 Рј Рё, исправив повреждения, ушла РёР· опасного района. РќР° третий день "Рђ-5" опять была обнаружена катером-охотником Рё атакована, РЅРѕ командир РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ маневрируя, вывел лодку РёР·-РїРѕРґ удара. 25 июля РІ 11 час. лодка, находившаяся РЅР° боевой позиции РІ районе Одессы, подорвалась РЅР° СЏРєРѕСЂРЅРѕР№ контактной РјРёРЅРµ. Вышли РёР· строя вертикальный Рё кормовые горизонтальные рули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, РІ пятый отсек стала поступать РІРѕРґР°. Лодка легла РЅР° РіСЂСѓРЅС‚. Р’ 22 С‡. 38 РјРёРЅ. лодка всплыла Рё РЅР° левом электродвигателе отошла РЅР° несколько миль РѕС‚ места подрыва. Появившиеся самолеты противника заставили "Рђ-5" погрузиться. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга Р’.Рђ. Глушич Рё главный старшина Р.Р’. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели РєРѕСЂРјСѓ. После этого главный старшина РЎ.Рџ. Поляков Рё старшина 1-Р№ статьи Р.Р. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка РІ это время находилась РІ готовности Рє срочному погружению. РњРѕСЂСЏРєРё добровольно рисковали Р¶РёР·РЅСЊСЋ ради спасения "Рђ-5". Четверо суток экипаж РІРѕ главе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј командиром старшим лейтенантом Кукуем Р“.Рђ. вел мужественную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° живучесть лодки Рё победил. 29 июля лодка, которую считали СѓР¶Рµ погибшей, направилась РІ базу, РєСѓРґР° пришла 4 августа.
14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, "А-5" потопила быстроходную десантную баржу противника, а 25 апреля атаковала две вражеские канонерские лодки. 11 мая "А-5" уничтожила самоходный паром с солдатами. 12 мая 1944 г. потопила транспорт "Дуростор-2" (1200 брт) и шхуну "Зеепферд".
6 марта 1945 г. ПЛ "А-5" награждена орденом Красного Знамени.
27 августа 1945 г. лодку разоружили, исключили из боевого состава флота и переоборудовали в ПЗС. В марте 1947 г. лодку сдали в ОФРдля разборки на металлолом.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | |
***
"РђР“-22"
Рзготовлена РІ 1916 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ). Р’ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Николаев. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 30 марта 1917 Рі. РЅР° стапелях отделения Балтийского завода РІ Николаеве Рё производилась РїРѕРґ руководством американских инженеров. Р’ СЃРїРёСЃРєРё флота Черного РјРѕСЂСЏ зачислена 21 августа 1917 Рі. РќР° РІРѕРґСѓ спущена РІ 1918 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ РёСЋРЅРµ-июле 1919 Рі. Р’ строй вступила РІ конце июля 1919 Рі. Командование флота просило центр выслать 30 РјРёРЅ Уайтхеда калибром 45 СЃРј образца 1912 Рі. СЃ тем, чтобы лодка "могла выйти РІ РјРѕСЂРµ Рё прекратить хозяйничанье неприятельского миноносца".
14 ноября 1920 г. в составе большей части эскадры Черноморского флота, состоящей из 150 вымпелов, ушла из Севастополя в Константинополь (Турция), затем в военно-морскую базу Франции в Бизерте (Тунис), куда эскадра прибыла 29 декабря 1920 г. В 1921 г. в числе других кораблей "АГ-22" была отремонтирована. В 1922 г. французские власти заставили сдать весь боевой запас. После признания в сентябре 1924 г. Францией Советского государства эскадру расформировали и передали в ведение начальника бизертской военно-морской базы. 24 октября на кораблях эскадры были спущены Андреевские флаги. Начавшиеся переговоры о передаче кораблей эскадры не поддержал Сенат Франции и они остались ржаветь в Бизерте. С 1930 г. Франция начала продавать корабли на слом. ПЛ "АГ-22" была разобрана на металл, год неизвестен.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Пулемет | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-23"
Рзготовлена РІ 1916 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ), РІ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Николаев. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 29 апреля 1917 Рі. РЅР° стапелях отделения Балтийского завода РІ Николаеве. Р’ СЃРїРёСЃРєРё флота Черного РјРѕСЂСЏ зачислена 21 августа 1917 Рі. 1 РёСЋРЅСЏ 1920 Рі. РІ присутствии уполномоченного ЦК Р РљРџ (Р±) Рђ.Р’. Луначарского лодка была торжественно спущена РЅР° РІРѕРґСѓ, Рё ей присвоено РЅРѕРІРѕРµ наименование "РђР“-23 РёРј. тов. Троцкого". 5 РёСЋРЅСЏ начались сдаточные испытания, продлившиеся РґРѕ 28 августа. 17 сентября СЃ Каспия прибыли РїРѕРґРІРѕРґРЅРёРєРё СЃ подводных лодок "РњРёРЅРѕРіР°", "РћРєСѓРЅСЊ", "Касатка" Рё "Макрель". 8 человек РёР· РЅРёС… были зачислены РІ экипаж "РђР“-23". 22 сентября 1920 Рі. РЅР° первой советской РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодке РІ составе РњРѕСЂСЃРєРёС… СЃРёР» Черного Рё РђР·РѕРІСЃРєРѕРіРѕ морей "РђР“-23" был РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг.
Выход РёР· Буга Рё Днепра был блокирован флотом Врангеля. РџР› "РђР“-23" 4-5 октября 1920 Рі. сумела прорвать РјРѕСЂСЃРєСѓСЋ блокаду Рё перешла РёР· Николаева РІ Одессу. Р’ Одессе лодку посетил председатель Р’Р¦РРљ Рњ.Р. Калинин. Получив Рє этому времени 12 торпед СЃ Балтики, лодка стала выходить РЅР° боевое патрулирование. Факт появления первой советской РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки РЅР° Черном РјРѕСЂРµ оказал серьезное воздействие РЅР° врангелевский флот. Корабли Рё плавучие батареи врангелевского флота, которые РІ течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться Сѓ его берегов. Английское правительство РІ РѕСЃРѕР±РѕР№ ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту Рё английским кораблям дан приказ РІ случае встречи СЃ ней атаковать ее. Советский представитель РІ Лондоне Р›.Р‘. Красин ответил, что "Российская республика имеет право, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ прочим суверенным государствам, использовать для защиты СЃРІРѕРёС… границ Рё берегов РІСЃРµ средства, какие знает техника военного Рё РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ дела". РЎ начала эвакуации РІРѕР№СЃРє белого движения РёР· Крыма лодка выходила РЅР° перехват врангелевских СЃСѓРґРѕРІ РІ район Севастополя. 27 февраля 1921 Рі. атаковала французский миноносец Сѓ берегов Кавказа.
1 октября 1921 г. лодке был присвоен № 12. После подписания в 1921 г. договора о дружбе с Турцией подводные лодки наряду с другими кораблями стали ходить с визитами в Турцию. В ноябре 1921 г. под литером "ПЛ-16" сопровождала плавбазу подводных лодок "Георгий", на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). 31 декабря 1922 г. "ПЛ-16" переименована в ПЛ "Незаможный", а 12 июня 1923 г. в связи с тем, что достраивавшийся эсминец "Занте" был переименован в "Незаможный", лодку переименовали в "Шахтер" №12. В 1928-1929 гг. и в 1932-1934 гг. лодка находилась в капитальном ремонте.
3 апреля 1930 Рі. РІ 2 С‡. 19 РјРёРЅ. РџР› "Шахтер", возвращаясь РёР· РїРѕС…РѕРґР°, РїРѕ РІРёРЅРµ вахтенного штурмана столкнулась СЃ пароходом "Рльбрус". Р’ результате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. РџСЂРё помощи парохода "Рльбрус", Р° затем эсминца "Незаможный" Рё Р±СѓРєСЃРёСЂР° "РЇР·РѕРЅ" лодка была доставлена РІ базу Рє 22 С‡. того Р¶Рµ РґРЅСЏ. РџСЂРё Р±СѓРєСЃРёСЂРѕРІРєРµ лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки РЅР° эсминец, РІ результате которого лодка СЃРІРѕРёРјРё горизонтальными рулями рассекла обшивку эсминца РІ районе 17-18 шпангоутов.
15 сентябре 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив ей наименование "А-1". К началу Великой Отечественной войны "А-1" находилась в Севастополе в ремонте. 26 июня 1942 г., из-за невозможности вывода лодки из Севастополя по техническим причинам, была взорвана экипажем по приказу командования. В апреле 1945 г. лодку подняли и сдали в ОФРна слом.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-24"
Рзготовлена РІ 1916 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ), РІ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° отделение Балтийского завода РІ Николаеве. Доставленные секции хранились РЅР° заводе РґРѕ 1920 Рі., РєРѕРіРґР° начались работы РїРѕ возрождению флота. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 1 РёСЋРЅСЏ РІ торжественной обстановке РІ присутствии уполномоченного ЦК Р РљРџ (Р±) Рђ.Р’. Луначарского. Лодке было присвоено РЅРѕРІРѕРµ наименование "РђР“-24 РёРј. тов. Луначарского". РќР° РІРѕРґСѓ "РђР“-24" спущена 2 апреля 1921 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ период СЃ 17 мая РїРѕ 7 июля 1921 Рі. 16 июля 1921 Рі. РЅР° лодке РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг, лодка вступила РІ строй.
1 октября 1921 г. лодке присвоено новое наименование "ПЛ-17". В ноябре 1921 г. "ПЛ-17" сопровождала плавбазу подводных лодок "Георгий", на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). Походы в Турцию лодка совершала в 1922, 1923 и 1930 годах.
31 декабря 1922 Рі. лодка переименована РІ "РљРѕРјРјСѓРЅРёСЃС‚" в„– 13. Рљ РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодке "РљРѕРјРјСѓРЅРёСЃС‚" был прикомандирован РІ качестве почетного краснофлотца-РїРѕРґРІРѕРґРЅРёРєР° Генеральный секретарь ЦК Р’РљРџ(Р±) Р.Р’. Сталин. Р’ 1927-1928, 1932-1934 РіРі. лодка находилась РЅР° капитальном ремонте.
15 сентября 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование "А-2". В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила автономное плавание, пройдя 1498,7 миль над водой и 100,2 мили - под водой, первой в составе Черноморского флота вдвое превысила нормы автономного плавания. С 10 февраля 1939 г. до начала Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте. В войне принимала активное участие. Совершила 17 боевых походов, потопила 1 большую десантную баржу. В период с 7 мая по 3 июля 1942 г. участвовала в прорывах подводных лодок с грузами в осажденный Севастополь, где получила серьезные повреждения от вражеских авиационных бомб, но осталась в строю. В ночь на 3 июля, последней из прорвавшихся лодок, ушла из Севастополя. Вскоре после войны лодка была исключена из списков флота, как устаревшая и передана в ОФРна металлолом.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-25"
РўРёРї "РђР“"В В В В В В В В В В В Рзготовлена РІ 1916 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ), РІ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° отделение Балтийского завода РІ Николаеве. Доставленные секции хранились РЅР° заводе РґРѕ 1920 Рі., РєРѕРіРґР° начались работы РїРѕ возрождению флота. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 11 июля 1921 Рі. 1 октября 1921 Рі. лодке присвоено РЅРѕРІРѕРµ наименование "РџР›-18". РќР° РІРѕРґСѓ лодка спущена 15 апреля 1922 Рі. Сдаточные испытания проводились РІ период СЃ 5 мая РїРѕ 24 мая. Р’ строй лодка вступила 24 мая 1922 Рі.
"ПЛ-18" совершила походы в Турцию в 1922, 1923 и 1929 годах. 25 марта 1923 г. "ПЛ-18" переименована в "Марксист" № 14. 15 сентября 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование "А-З". В 1934-1935 гг. "А-З" находилась в капитальном ремонте. В период Великой отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях. Совершила 19 боевых походов, потопила 3 транспортных и боевых корабля противника. Утром 29 мая 1942 г. "А-З" в 5 милях от Одессы обнаружила конвой в составе двух транспортов и семи сторожевых катеров. Несмотря на малые глубины, она проникла под водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовых выпустила две торпеды. Румынский транспорт "Сулина" (3495 брт), шедший из Констанцы в Херсон с боеприпасами на борту, получил удар торпеды и затонул. Атака была настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противник даже не пытался преследовать лодку. 11 мая 1943 г. "А-З" атаковала и потопила большую десантную баржу "MFP-130", а 12 мая - " MFP -241". 28 октября 1943 г. "А-З" не вернулась из боевого похода, она погибла в Каркинитском заливе.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
***
"РђР“-26"
Рзготовлена РІ 1916 Рі. РІ Ванкувере (РЎРЁРђ), РІ разобранном РІРёРґРµ доставлена РЅР° пароходе РІРѕ Владивосток, Р° затем РїРѕ железной РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° отделение Балтийского завода РІ Николаеве. Доставленные секции хранились РЅР° заводе РґРѕ 1920 Рі., РєРѕРіРґР° начались работы РїРѕ возрождению флота. РЎР±РѕСЂРєР° секций начата 23 октября 1920 Рі. РІ присутствии Главкома Вооруженных РЎРёР» Республики РЎ.РЎ. Каменева Рё Наркома здравоохранения Рќ.Рђ. Семашко. Лодке было присвоено наименование "РђР“-26 РёРј. тов. Каменева". 1 октября 1921 Рі. лодке было присвоено РЅРѕРІРѕРµ наименование "РџР›-19". РЎР±РѕСЂРєР° "РџР›-19" задерживалась РёР·-Р·Р° отсутствия штатных дизелей, установленных РІ 1917 Рі. РЅР° подводный минный заградитель "Краб". РќР° "РџР›-19" пришлось устанавливать дизеля РІРґРІРѕРµ меньшей мощности, РїРѕ 120 Р».СЃ., доставленных РёР· инженерной лаборатории Технологического института РІ Петрограде. РќР° РІРѕРґСѓ лодка спущена 24 февраля 1923 Рі. 15 мая 1923 Рі. "РџР›-19" переименована РІ "Политработник" в„– 15. 4 июля 1923 Рі. РЅР° РџР› "Политработник" РїРѕРґРЅСЏС‚ военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг, 11 июля РѕРЅР° вступила РІ строй.
В августе-сентябре 1929 г. лодка посетила Стамбул. В 1930-1931 и в 1936-1938 гг. лодка находилась в капитальном ремонте. 15 октября 1934 г. переименована в последний раз, лодке присвоено наименование "А-4".
В период Великой Отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях флота. Совершила 15 боевых походов, принимала участие в снабжении осажденного Севастополя. В период ожесточенных боев на рубеже бухта Стрелецкая - мыс Фиолент "А-4" под командованием старшего лейтенанта С.А. Трофимчука трижды прорывалась в Севастополь с грузами для осажденного города. 6 марта 1947 г. выведена из боевого состава флота и переоборудована в ПЗС.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 45,8 |
РЁРёСЂРёРЅР°, Рј | 4,81 |
Осадка, м | 3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 13 / 10,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 1750 / 25 |
Глубина погружения, м | 50 |
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) | 1 |
Пулемет | 1 |
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах | 4 |
Запасные торпеды | 4 |
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/