Научный обозреватель Веле Штылвелд
От Днепра и до Дуная
Трипольская культура – уникальное явление РІ истории человечества. РћРЅР° сыграла беспрецедентную роль РІ становлении цивилизации РЅР° планете Земля. Трипольская культура была локомотивом истории РЅР° протяжении 2,7 тысячелетий, начиная приблизительно СЃ 5500 Рі. РґРѕ РЅ.СЌ. РћРЅР°, РІ сущности, была первой древнейшей земледельческой цивилизацией человечества. Здесь люди пекли хлеб, плавили металл, строили жилье, приручили быка Рё РєРѕРЅСЏ, изобрели сани Рё телеги. РќР° территории Украины помещаются наибольшие трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Рто наибольшие РіРѕСЂРѕРґР° (протогорода) тогдашнего РјРёСЂР°. РћРЅРё возникли Р·Р° 500-1000 лет РґРѕ возникновения шумерских Рё египетских РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, более чем Р·Р° 1,5 тыс. лет РґРѕ Вавилона.
Земледелием занимались еще РІ неолите. РўРѕРіРґР° земли РІ междуречье Днестра Рё Днепра обжили племена Р±СѓРіРѕ-днестровской культуры, Р° ее наследниками 6000–5000 лет тому стали земледельцы-арии, ныне РІ науке называемые племенами трипольской культуры. РџРёРє развития трипольской цивилизации приходится РЅР° 4000–3250 РіРі. РґРѕ РЅ. СЌ. Племена трипольской культуры РІ разное время занимали территорию РѕС‚ Дуная РґРѕ Днепра. Рменно РѕРЅРё развили Рё дали человечеству РЅРѕРІСѓСЋ технологию Р¶РёР·РЅРё, – земледелие. Рта священная страна занимала территорию почти РІ 200 тыс. РєРј2. Поселения над Днепром принадлежат Рє каневской, Р° РІ РџРѕР±СѓР¶СЊРµ – Рє томашевско-владимировской РіСЂСѓРїРїРµ памятников.
Осуществив переход к воспроизводящим технологиям ведения хозяйства, трипольцы соединили земледелие с животноводством. Выращивали десять злаковых культур, хотя землю обрабатывали только мотыгами. Они выращивали пшеницу, ячмень и овес, разводили большой рогатый скот, свиней, овец и коз, а быков и коней использовали как тяговую силу. Пахали трипольцы ралом, а жали серпами из дерева и рога с кремневыми вставками, на которых были иссеченные зубцы, у них были сани и телеги. Трипольцы первыми в истории, решив продовольственную проблему, преодолели извечный страх человека перед голодом – и это было их важнейшим достижением.
В Триполье люди впервые освободились, от постоянных забот о пище, и у них появился досуг для строительства оседлых поселений, начали строить настоящие дома, как правило, двухэтажные, в которых впервые появились дверь и чердак, стол, табуретки и стулья.
Носители трипольской культуры изготовляли рисованную керамику, непревзойденные шедевры которой языком символов Рё знаков проговаривают Рє нам РёР· глубины тысячелетий, зачаровывая своей могущественной первоначальной магией. Гончарство Сѓ трипольцев выделилось РІ отдельную область, РЅРёРјРё был изобретен медленный гончарный РєСЂСѓРі, постоянно усовершенствовалась технология изготовления РїРѕСЃСѓРґС‹. Поражает то обстоятельство, что РїРѕСЃСѓРґР° была стандартизирована: объем всей РїРѕСЃСѓРґС‹ был кратной РјСѓР¶СЃРєРѕР№ пригоршне (приблизительно 84 грамма). Рзготовление РїРѕСЃСѓРґС‹, занятий искусством Рё развития мифологических представлений шли Сѓ трипольцев СЂСЏРґРѕРј. РЎРІРѕРё воззрения РЅР° устройство РјРёСЂР°, РЅР° влияние РєРѕСЃРјРѕСЃР° РЅР° земную Р¶РёР·РЅСЊ трипольцы отражали РІ великолепных многоцветных СЂРѕСЃРїРёСЃСЏС… культовой Рё бытовой керамической утвари. РћРЅРё изготовляли удивительную РїРѕ форме Рё содержательную РїРѕ оформлению керамику, РЅРµ имея гончарного РєСЂСѓРіР°.
Еще одно нововведение трипольцев ткачество. У трипольцев появился первый ткацкий станок. Одежда трипольцев была красивой и разнообразной. Мужчины носили тканую рубашку, повязку на бедрах, богато украшенный пояс, а женщины – платья из ткани, украшенные вышивкой, костяными и медными бляшками. Обувь – от сандалий до сапог – трипольцы шили из отлично изготовленной кожи.
Резкое возрастание хозяйственной активности, накопление богатства Рё необходимость защиты РѕС‚ внешней опасности привели Рє концентрации разрозненных семейных хозяйств РІ поселки-гиганты СЃ количеством населения РґРѕ 10 тыс. жителей, Р° РІ Тальянках – РґРѕ 20-30 тыс. жителей. Рздесь трипольцы были первыми. Жилье сооружали РІ РґРІР° этажа, используя дерево Рё глину. Рсамое главное – РѕРЅРё изобрели Рё передали следующим поколениям систему застройки РіРѕСЂРѕРґРѕРІ РїРѕ круглорадиальному принципу. Ртот принцип используется РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. Характерной для трипольских РіРѕСЂРѕРґРѕРІ есть наличие улиц Рё тротуаров. Р’ сущности, трипольцы осуществили "РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ революцию". Укрепленное поселение СЃРѕ сложной общественной иерархией – этот СѓР¶Рµ РіРѕСЂРѕРґ.
У трипольцев были все три необходимых условия, которые делают человека относительно независимым от природы, а итак, формируют основы цивилизации – это появление новых видов эффективных орудий работы, получение излишков продуктов питания и строительство оседлых поселений.
Трипольцы изготовляли товары для внутреннего обмена и для экспорта. Наверное, эти обменные и "экспортно-импортные" операции осуществляло много людей, которое обусловило возрастание объемов товарно-торговых отношений. Носители Трипольской культуры существенно приблизились к переходу на товарно-денежные отношения. Роль денег у них могли выполнять стандартизированные кремневые и медные орудия, а также кремневая галька и большие кремневые пластины (они найдены в сокровищах и не использовались в производственных целях).
Трипольцы были Р·Р° шаг Рє созданию государства Рё Р·Р° шаг Рє созданию письменности. Ртот шаг сделали РЅРµ РѕРЅРё, Р° шумеры, египтяне Рё китайцы. Хотя есть определенные основания считать трипольские поселения-исполины государствами (РїРѕ крайней мере, протогосударствами). Ртак, если существовали протогорода (поселки-исполины), то существовали Рё протогосударства. Чем большее появляется научной информации, тем РІСЃРµ меньшее остается оснований для примитивного трактования социальной структуры трипольского общества как СЃСѓРіСѓР±Рѕ родоплеменного устройства. Р–РёР·РЅСЊ больших "РіРѕСЂРѕРґРѕРІ" (протогородов), тем более известных ныне конгломератов СЃ поселениями-спутниками РІРѕРєСЂСѓРі РЅРёС…, невозможно без наличия четкого администрирования.
Являясь носителями высокоразвитой РїРѕ тем временам культуры, трипольцы имели собственный взгляд РЅР° устройство РјРёСЂР°, стройную систему религиозных верований. Р’ дальнейшем миропонимание трипольцев легло РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ религиозно-мировоззренческих представлений древнейших мировых цивилизаций. Рто был умный Рё очень любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий счет Рё владеющий, РІРёРґРёРјРѕ, письменностью. РћРґРЅРѕР№ РёР· основных признаков цивилизации есть письменность. Была ли Сѓ трипольцев письменность? Р’РЅРµ сомнения, процесс формирования письменности РІ Триполье РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР», РЅРѕ, вероятно, РЅРµ успел завершиться. Неопровержимым есть тот факт, который Сѓ трипольцев была развитая знаковая система. Символика трипольцев насчитывает РЅРµ меньше 300 отдельных знаков Рё блоков. Трипольский орнамент – это Рё есть трипольская "письменность". Р’ орнаментике трипольской РїРѕСЃСѓРґС‹ нет ничего случайного, для него общими были схемы СЂРѕСЃРїРёСЃРё.
По мнению Т. Ткачука и М. Видейко (книга последнего – "Трипольская цивилизация". К., 2002, стр. 90-92) в трипольской культуре присутствовала начальная фаза возникновения иероглифической письменности, для которой развитый набор знаков есть замечательной базой. Для завершения процесса создания письменности трипольцам оставалось сделать немного, – увеличить частоту использования основного массива знаков и длину записываемой информации и перейти из сосудов на глиняные таблички. Кроме того, следует прибавить наличие у трипольцев объемной знаковой системы – глиняных "жетонов", конусов, полусфер, цилиндров, кулек для счета. В Восточной Румынии на неолитическом поселении Тертерия найденные глиняные кружочки-"жетоны" с идеомографическими надписями, которые свидетельствуют о наличии у трипольцев протописьменности.
Трипольские РіРѕСЂРѕРґР° были открыты топографом Константином Шишкиным СЃ помощью аэрофотосъемки. РЎ помощью археологических раскопок РІ течение двадцати лет открытие Шишкина обосновал, дав РЅРѕРІРѕРµ направление РІ исследовании всей трипольской цивилизации, кандидат исторических наук Николай Шмаглий. Большей частью РіРѕСЂРѕРґР° (протогорода, поселения-гиганты) строились РЅР° плато Рё имели РєСЂСѓРіРѕРІРѕРµ планирование, довольно СѓРґРѕР±РЅРѕРµ РЅРµ только для быта, РЅРѕ Рё для календарно-астрономических наблюдений. Р’ городах развивались ремесла: гончарство, обработка камня, кремния, РєРѕР¶Рё Рё дерева, плавление Рё РєРѕРІРєР° меди. Р’СЃРµ РіРѕСЂРѕРґР° застраивались РїРѕ священному РєСЂСѓРіРѕРІРѕРјСѓ принципу. Рто были РіРѕСЂРѕРґР°-государства, РіРѕСЂРѕРґР°-храмы, сооруженные РІ честь Солнца – РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ Бога Рё источника Р¶РёР·РЅРё.
Прообразом первого РіРѕСЂРѕРґР° является поселение Оноприевка-1 РІ Тальновском СЂ-РЅРµ РЅР° Черкасщине. РћРЅРѕ занимает площадь РІ 60 гектаров Рё застроено тремя концентрическими кругами. Р СЏРґРѕРј развивался РіРѕСЂРѕРґ Веселый РљСѓС‚. РћРЅ имел СѓР¶Рµ четыре РєСЂСѓРіР° застройки Рё занимал площадь РІ 150 гектаров. Чуть РїРѕР·Р¶Рµ РІРѕР·РЅРёРє РіРѕСЂРѕРґ около села Мирополье РљРѕСЂСЃСѓРЅСЊ-Шевченковского района, застроенный тремя кругами РЅР° 180 гектарах. РќР° переходном этапе РѕС‚ среднего Рє развитому Триполью РІ десяти километрах РѕС‚ Веселого Кута сформировался Гордашевский протогород площадью 130 гектаров. РќР° речке РЎРёРЅСЋС…Рµ РІ это время стал развиваться РіРѕСЂРѕРґ Владимировка (100 РіР°). Васильков Шполянского района РЅР° востоке, Михайловка (Кировоградская РѕР±Р».) РЅР° СЋРіРѕ-востоке, Чечельник (Винницкая РѕР±Р».) РЅР° западе Украины занимают площадь РїРѕ 70 гектаров. Площадь Сушковки, РљРѕСЃРёРЅРѕРІРєРё, Ятрановки, Аполянки (Уманщина), Романовки, Глыбочки (Тальновщина), Стины (Виннитчина) достигает ста гектаров. РЎРѕ временем размеры РіРѕСЂРѕРґРѕРІ возрастают: Розсоховатка, Вильховец – 150 гектаров, Небеловка – 220, Доброводы Рё Томашевка – 250. Поражают СЃРІРѕРёРјРё размерами СѓР¶Рµ упоминавшиеся РіРѕСЂРѕРґР° Майданецкое – 270 гектаров, Чичиркозовка – 300 гектаров. Самый большой РІ РјРёСЂРµ РіРѕСЂРѕРґ СЌРїРѕС…Рё энеолита, находящийся близ села Тальянки (Черкасщина) имеет площадь 450 гектаров. Р’ междуречье Буга Рё Днепра, РІ пределах исторической Уманщины, существовали РЅРµ просто большие поселения, РЅРѕ Рё целый урбанизованный массив, существовавший Р·Р° счет развития земледелия. РР· 24 прагородов СЌРїРѕС…Рё энеолита 17 находится РЅР° территории Черкасской области, РёР· РЅРёС… семь – РЅР° территории Тальновского района. Р’ трипольских городах жило РІ среднем 10–15 тыс. человек. РџРѕ мнению Константина Р—РёРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ, РёС… жилье было двухэтажным. Рто подтвердила Рё двухэтажная модель жилья, найденная РІ прагороде Розсоховатка.
Мировоззрение трипольцев-ариев было основано на законах мирового порядка, на законе универсального кругооборота. Он зафиксирован в росписях керамики. Четыре солнца не только воссоздают круговорот движения солнца на небе, но и четырехчастность мира: его четыре стороны, четыре времени г. и четыре праздника в их честь. Композиции росписей трехъярусны. Немало трипольских изображений триедины, наиболее известны из них – три колоска, не только олицетворяющие древо жизни, но и создающие образ Триединого Мира земледельца. Сам же образ земледелия в искусстве трипольцев-ариев набирает планетарное изображение. Зерно вырастает из самого Солнца и разрастается триединым древом в Галактике. На другом горшке (из Майданецкого города) зерно соединяет Небо и Землю. Такого образа космического обобщения земледелия не найдено больше ни в одной культуре.
У трипольцев были кремневые, гончарные мастерские, плавильные печи и горны. Они постоянно усовершенствовали технологии обработки кремня. Высокого уровня у трипольцев достигли металлургия и металлообработка. Для изготовления инструментов и украшений из меди использовали совершенные методы ковки и литья.
Если копнуть еще глубже, то РєРѕСЂРЅРё Триполья надо искать РІ палеолитических стоянках Украины, РІ частности Кирилловской (Киев), РњРёР·РёРЅРµ (Черниговская РѕР±Р».) Рё Межиричах (Черкасская РѕР±Р».). Р’ РњРёР·РёРЅРµ РЅР° удивительно утонченном браслете РёР· кости мамонта найден древнейший РІ РјРёСЂРµ меандровый орнамент (XVIII тыс. РґРѕ РЅ.СЌ.), СЃ которым родственен трипольский орнамент, украинские вышитые сорочки Рё крашенки. РњРёР·РёРЅСЃРєРёР№, трипольский Рё украинский орнаменты являются чрезвычайно РїРѕС…РѕР¶РёРјРё. РќРµ случайным есть тот факт, что наибольшее количество палеолитических поселений находится РЅР° территории Украины. Ртак, культурно-историческая память украинского народа достигает глубины XX тысячелетий.
Народ, который осознал себя сущим на белом свете, живет по этому закону космопорядка, подчиняясь его основным факторам и мерам. Говоря о проявлениях этого закона в трипольской цивилизации, мы постоянно обращаемся к ее священному ремеслу – гончарству. Ведь именно гончары, после волхвов, жрецов, ведунов и вещунов, были творцами и носителями того духовно высокого мировоззрения, основанного на знаниях космической и земной жизни. Орнаменты трипольской посуды подтверждают это.
В разрисованной керамике часто изображаются рядом два солнца. Примером тому является горшок из Петрен. Академик Борис Рыбаков усматривает в нем антропоморфный образ Вселенной. Солнце – это его глаза. В таком образе могли персонифицировать бога Дива: два солнца можно принять за глаза, небесный свод – за брови, а разветвление посредине – напоминает нос.
Ртак, пара дается высшими небесными силами – “посылается Богом”, РІ данном случае “Царицей небесной”, которая РІ Триполье называлась Большой Матерью, РҐРѕР·СЏР№РєРѕР№ РњРёСЂР° Рё Р¶РёР·РЅРё РІ нем. Две перекрещенных линии образовывают крест – знак РѕРіРЅСЏ, проявления РѕРґРЅРѕР№ РёР· наиболее мощных энергетических космических СЃРёР». Края креста РјРѕРіСѓС‚ быть Рё загнутыми, образуя СЃРёРјРІРѕР» свастики, которая символизирует движение РѕРіРЅСЏ. Р’ изображении мироздания проявляются РІСЃРµ мерности: парность, триединость Рё четырехчастность.
Р’ рисованной керамике четыре солнца дополняются Рё РґСЂСѓРіРёРјРё четырехчастными изображениями. Рто бывают прямые Рё косые кресты, фазы луны, парные листки роста. Зарисованные краской, заштрихованные линиями, эти образы создают картины полноты РјРёСЂР° Рё бесконечности Р¶РёР·РЅРё РІ нем. РџРѕ яркости СЂРёСЃСѓРЅРєР°, изобразительной содержательности Рё насыщенности символикой РѕРЅРё РЅРµ имеют себе равных РІ энеолитических культурах. Четырехчастность проявляется Рё немного иначе: РІ четырехстенных домах, крестообразных святилищах. Четырехчастным является изображение небесной сферы СЃ четырьмя солнцами РІ ней. Некоторые СЃРѕСЃСѓРґС‹ имели РїРѕ четыре РЅРѕР¶РєРё, некоторые – четыре рогульки СЃ четырех сторон. Четырехчастными были композиции РЅР° статуэтках раннего Триполья. Образ плодородия воплощался РІ четырехстороннем СЂРѕРјР±Рµ, перечеркнутом косым крестом. Таким образом получались еще четыре СЂРѕРјР±РёРєР° – четыре стороны света, как РЅР° статуэтке РёР· Бернового, СЂРѕРјР±РёРєРё СЃ пятнышками, как РЅР° статуэтках РёР· Луки Врубливецкой Рё Ленковцов.
Четырехчастностью, очевидно, были наполнены быт Рё духовная Р¶РёР·РЅСЊ трипольцев. Р’ РіРёРјРЅРµ Рѕ Пуруше сказано, что РѕРЅ состоял РёР· четырех четвертей: три выросли РІ небо, Р° РѕРґРЅР° осталась РЅР° земле. Последняя содержала то, что было РІ небесах. Создаваемое РёРј также было четырехчастно: “РР· его омфала появилось пространство, РёР· его головы развилось небо, РёР· РЅРѕРі – земля, РёР· слуха – четыре части света”.
Четырехчастность или световидность составляла основу мировоззрения трипольцев-земледельцев и была всеобъемлющим образом полноты мира. В духовной жизни она стала ведущей чертой стиля и композиции; все изображалось и творилось на четыре стороны: четыре фазы солнца, четыре времени года, четыре стороны света. Со временем такое восприятие мира стали называть световидностью. Поскольку в образной системе преобладал символ солнца, то его движение в круге зодиака, по определению М. Чмыхова, стало “ядром” универсального закона мирового круговорота и космического порядка.
Триединость в орнаменте изображается в основном вертикально, что символизирует рост, а четырехчастность – горизонтально, утверждая развитие, разрастание. Объединение триединости в четырехчастности создает многосмысловой образ жизни в мире. Утверждение роста и развития является характерной особенностью трипольского декоративного искусства.
Познание соразмерности РјРёСЂР° – триединости РІ четырехчастности – было гениальным открытием РѕСЃРЅРѕРІ Мироздания. РћРЅРѕ стало РЅРµ только художественным утверждением Р¶РёР·РЅРё, РЅРѕ Рё дало толчок для развития земледельчества, искусства Рё архитектуры. Рти световидные РѕСЃРЅРѕРІС‹ стали определяющими РІРѕ всех последующих исторических формациях. Примером такого образного олицетворения является скульптура Световида времен Киевской Р СѓСЃРё. РћРЅР° имеет четыре стороны Рё три СЏСЂСѓСЃР°. Световид – это образ исторического возрастания Рё развития народа, единства его прошлых, настоящих Рё будущих поколений, Р° также РѕСЃРЅРѕРІР° мировоззрения, РІ котором РјРёСЂ воспринимается РІ целостности. Р’ украинского народа праздники солнца припадают РЅР° каждое время Рі. – Коляда, Пасха, Купала, Калита – Рё три присвятки РїСЂРё переходе РѕРґРЅРѕРіРѕ времени Рі. РІ РґСЂСѓРіРѕРµ – Колодий, Троица (Зеленое воскресенье), Свадьба Свечки.
Основными причинами упадка Трипольской цивилизации, вероятно, были изменение климата), стал более засушливым Рё суровым), Рё падение плодородия земли вследствие интенсивного ведения хозяйства, которое обусловило переход трипольского общества Рє скотоводству, которое РЅРµ исключало вспомогательной роли земледелия. Скотоводы Северного Причерноморья – это позднетрипольские племена, СЏСЂРєРѕ представленные памятками усатовского типа (конец IV – начало III тыс. РґРѕ РЅ.СЌ.). Аналогичная культура была Рё РІ Румынии. Рто есть свидетельством того, что трипольская культура РЅРµ исчезла, Р° трансформировалась РІ культуру СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ формой хозяйства. Как убедительно доказывает Р. Черняков, решающую роль РІ С…РѕРґРµ исторических процессов РІ степной Р·РѕРЅРµ Северного Причерноморья сыграли РїРѕР·РґРЅРёРµ трипольцы. РћРЅ подчеркивает, что РІ результате переселения трипольского населения РІ степи Северного Причерноморья РІ СЃРѕСЋР·Рµ СЃРѕ степными племенами возникшая усатовская культура (Черняков Р. Рў. Место Трипольской культуры РІ старинной истории Европы.-Археология, 3, 1993).
У трипольцев-усатовцев впервые появились курганы – прообраз пирамид. Первый импульс к европеизации Евразии пошел от трипольцев-скотоводов, которые с ухудшением условий для земледелия заселили степи Северного Причерноморья. В Усатове Триполье переступило порог энеолита и вступило в бронзовый век, который был синхронной с ранним бронзовым веком Передней Азии.
После упадка Трипольской цивилизации, в начале III тыс. до н.э. ее носители не исчезли из нашей земли – они передавали из поколения в поколение культуру хлебопашества и вообще культуру в широком понимании слова. Культура – явление беспрерывное. Наследниками трипольской культурной традиции стали украинцы. У украинцев и дома, и одежда, и посуда, и орнамент – трипольские. Рглавное: украинцы, как и трипольцы, земледельцы. Много изменилось культур, а земледельческая культура в Украине сохранилась. С того времени, как на этой земле появились люди, началась родословная украинского народа.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Трипольской цивилизации – это РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ происхождения Рё этнической истории украинского народа. Весь нагроможденный археологический, этнографический, лингвистический Рё исторический материал дает основания утверждать, что трипольский корень украинцев – это РЅРµ РјРёС„, Р° реальность. Рстория начиналась РІ Триполье-Кукутени, Р° Украина-Р СѓСЃСЊ начиналась РёР· Триполья. Трипольская культура – это праистория Украины.
Трипольская свастика
В трипольском гимне о Пуруше сказано, что он состоял из четырех четвертей: три выросли в небо, а одна осталась на земле. Последняя содержала то, что было в небесах. Только одна цепкая клешня коловрата – древнейшей свастики упирается в Землю и врастает в нее, даруя власть неба, иные три попеременно впитывают в себя Вселенную. Вот почему свастика древних несет вечное очищение и плодородие, в то время как свастика фашизма губит мир, потому что давлеет над ним всеми четырьма вырваными из очеловеченного Космоса плоскостями – она более не соединяет небо и землю, а потому противна и Земле и Небу, она более не орало древнейших земледельцев, а жесточайшая крупорушка разорванного на части бездуховного мира…
Свастика – это графическое изображение, состоящее РёР· четырех элементов – крест СЃ загнутыми РІ РѕРґРЅСѓ сторону концами. Правда, ее РјРѕР¶РЅРѕ интерпретировать Рё РїРѕ-РёРЅРѕРјСѓ – изображение четырех углов, соединенных РІ РѕРґРЅРѕР№ точке. РРЅРѕРіРґР° углы изображались закругленными, РёРЅРѕРіРґР° прямыми или тупыми. Р’ переводе СЃ санскрита “свастика”; означает “благополучие, связанное СЃ благом”.
Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным.
Рта керамика, возраст которой ученые определяют РІ 5450 – 5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций РјРёСЂР°, развившейся РІ междуречье Буга, Днестра Рё Днепра. Хотя некоторые археологи считают, что эта прекраснейшая глиняная РїРѕСЃСѓРґР° РЅР° тысячу лет старше, то есть относится Рє середине V тыс. РґРѕ РЅ. СЌ. Как Р±С‹ там РЅРё было, РЅРѕ РґРѕ строительства египетских пирамид, РґРѕ появления глиняных дощечек СЃ первыми шумерскими письменами должны еще пройти тысячелетия.
В начале III тыс. до н.э. трипольцев, прародителей великой индоевропейской семьи народов, стали теснить пришедшие с востока первые цивилизованные жители Великой степи – представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта – государства хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была еще жива и понятна народам даже в V веке до н. э., свидетельствуют критские монеты с вычеканенным на них изображением Минотавра, человека-быка, и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, не понимая смысла этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам.
Путь СЂСѓСЃРѕРІ-арьев СЃ РЅРёР·РѕРІРёР№ Волги РґРѕ РРЅРґРёРё
Рзвестный переводчик РіРёРјРЅРѕРІ Ригведы, древнейшей части Веды (СЂРёРі – изреченное, веда – знание), РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык Рў. РЇ. Елизаренкова пишет: "РџРѕ глубочайшему убеждению переводчика, РїСЂРё переводе СЃ ведийского РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ языки СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык обладает СЂСЏРґРѕРј несомненных преимуществам перед западноевропейскими языками. Рти преимущества определяются как большей степени соответствие между ведийским Рё СЂСѓСЃСЃРєРёРј РІ силу лучшей сохраненности РІ нем архаизмов, чем РІ славянских языках, так Рё большей близостью СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ (славянской) мифо-поэтической традиции Рє индоиранской".
Р’Рѕ II тыс. РґРѕ РЅ. СЌ. РІ Северо-западную РРЅРґРёСЋ СЃРѕ своей Восточноевропейской прародины РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ племена скотоводов Рё земледельцев, именующих себя "арьями", что значит "благородные". Часть арьев, Рё РЅРµ малая, ушла СЃРѕ своей прародины РІ поисках лучшей доли, РЅРѕ, как пишет индолог Рќ.Р . Гусева, трудно представить себе ситуацию, РїСЂРё которой РІСЃРµ население значительной части Восточной Европы покинуло Р±С‹ ее. Скорее всего такая ситуация просто невозможна, потому что "РЅРµ выявлено исторических причин, которые могли Р±С‹ вызвать обязательный всеобщий РёС… – арьев – СѓС…РѕРґ РёР· своей прародины".
Вероятно, часть арийских племен осталась дома, на просторах Восточной Европы, чтобы стать предками будущих народов этой земли.
РЎ этой СЂРѕРґРЅРѕР№ для РЅРёС… земли, уходили (РїРѕ неведомым нам причинам) тысячелетия назад племена арьев, чтобы обрести РЅРѕРІСѓСЋ СЂРѕРґРёРЅСѓ РІ Рране (правильно – РђСЂСЊСЏРЅР°, земля арьев) Рё РРЅРґРёРё. Уходили Рё уносили СЃ СЃРѕР±РѕР№ СЃРІРѕРё предания, сказки, мифы, верования, РѕР±СЂСЏРґС‹, СЃРІРѕРё песни, танцы, СЃРІРѕРёС… древних Р±РѕРіРѕРІ. РќР° РЅРѕРІРѕР№ для РЅРёС… земле, среди РґСЂСѓРіРёС… народов РѕРЅРё свято хранили память Рѕ своем прошлом, Рѕ своей прародине. Хранили СЃРІРѕСЋ Рё нашу память!
Городища, зародыши РіРѕСЂРѕРґРѕРІ древних славян были известны Рё РІ восточных странах: Рѕ том, что РёС… давно знали арабы Рё персы упоминается РІ трудах РђР±Сѓ Рейхана Бируна ({ РІ.) Рё РР±РЅ Фадлана (IX-X РІРІ.). Последний описывает РїСЂРёС…РѕРґ РЅР° Ртиль (РЅР° Волгу) торговцев-СЂСѓСЃРѕРІ Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± РёС… кораблях, РѕСЂСѓР¶РёРё, цепях-украшениях РёР· драгоценных металлов, жемчужных Рё бисерных ожерельях, Р° также Рѕ больших деревянных домах, которые РѕРЅРё РїРѕ приезде сразу строят РЅР° берегу Рё Р¶РёРІСѓС‚ РІ РЅРёС… РїРѕ 10-20 чел. СЃ женами Рё невольницами; РѕРЅ пишет Рё Рѕ том, что СЂСѓСЃС‹ знали деньги Рё РІ это время СѓР¶Рµ продавали, Р° РЅРµ только меняли СЃРІРѕР№ товар; описывает РѕРЅ Рё РёС… идолов Рё РѕР±СЂСЏРґ сжигания РїРѕРєРѕР№РЅРёРєРѕРІ, РїСЂРё котором жену убивают (или РѕРЅР° убивает себя) Рё сжигают вместе СЃ телом РјСѓР¶Р° (обратим здесь внимание РЅР° то, что РІ древнеиндийской литературе описан аналогичный РѕР±СЂСЏРґ, который РІ РРЅРґРёРё РґРѕР¶РёР» РґРѕ XIX-XX РІРІ.); говорится, что "короли СЂСѓСЃСЃРєРёРµ обычно держат РїСЂРё себе РІ своем замке или РіРѕСЂРѕРґРєРµ 400 храбрейших РІРѕРёРЅРѕРІ (РґСЂСѓР¶РёРЅСѓ) ... РЎРёРё 400 СЃРёРґСЏС‚ РІРЅРёР·Сѓ РЅР° большом диване Королевском, украшенном драгоценными камнями..., Сѓ него (Короля или РљРЅСЏР·СЏ) есть наместник, который предводительствует РІРѕР№СЃРєРѕРј...". Рќ. Рњ. Карамзин "Рстория государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ", С‚.1 (РњРѕСЃРєРІР°, 1989, СЃ. 316-319).
Так РІРѕС‚ РІ этих городах СЂСѓСЃРѕРІ СЃ большими деревянными домами развивались, художественные ремесла, уходящие СЃРІРѕРёРјРё истоками РІ незапамятные времена. Постепенно, РІ С…РѕРґРµ веков, менялась, совершенствуясь, технология, РЅРѕ темы изображений, СЂРёСЃСѓРЅРєРё Рё знаки, наносимые РЅР° предметы ремесла, охранялись традицией. РС… РЅРµ изменяли, потому что РІСЃРµ РѕРЅРё несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное, Рё были отражением понятий Рѕ Р¶РёР·РЅРё Рё смерти, Рѕ приобретении потомства, Рѕ сохранении имущества, Рѕ размножении скота, вызревании урожая. Было страшно РёС… изменять, так как магия играла ведущую роль РІ верованиях язычников, Рё эти СЂРёСЃСѓРЅРєРё Рё эти знаки, должны были свято охраняться, Рѕ чем РіРѕРІРѕСЂРёС‚ хотя Р±С‹ тот простой факт, что РѕРЅРё дожили РІ народном искусстве РґРѕ наших дней.
Сюжетный язык, язык символов, РІ этом искусстве вызывал Рє себе повышенный интерес, РЅРѕ главное внимание РІ работах ученых уделяется выявлению Рё объяснению изображений женского Рё РјСѓР¶СЃРєРѕРіРѕ божества, находимых даже РІ РїРѕР·РґРЅРёС… СЂСѓСЃСЃРєРёС… вышивках – это явный пережиток язычества. Рнтересно то, что такое женское божество (Р° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ это Рё молящая женщина) почти РІ точности повторяется Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєРёС… вышивках Рё РЅР° РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… тканях Рё ритуальных предметах, что РЅРµ является простой случайностью (Рќ. Р . Гусева. Глубокие РєРѕСЂРЅРё. РЎР±. "Дорогами тысячелетий" Рњ. 1991). Р’ СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё РґСЂСѓРіРёС… славянских вышивках издревле существует РјРЅРѕРіРѕ геометрических мотивов, которые наряду СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё темами тоже СѓРІРѕРґСЏС‚ нас РІ глубокую древность, Р° значит РїРѕ РЅРёРј РјРѕР¶РЅРѕ проследить некоторые линии истории. Коловрат арьев-переселенцев стал культовым знаком РІ РРЅРґРёРё!..
Вышитый коловрат севера
Русская народная вышивка уже более столетия привлекает к себе внимание исследователей. Еще в конце прошлого века сформировался ряд блестящих коллекций этого вида народного искусства, и были сделаны первые попытки прочтения сложных "сюжетных" композиций, особенно характерных для народных традиций Русского Севера. Появилось немало интересных работ, посвященных анализу сюжетно-символического языка, особенностей техники и религиозном различии в русской народной вышивке. Однако, основное внимание в большинстве этих работ уделяется антропоморфным и зооморфным изображениям, архаичным трехчастным композициям, включающим в себя, как уже сказано, стилизованный и трансформированный образ человека – женского (чаще) или мужского (реже) дохристианского божества. Несколько особняком стоят геометрические мотивы северорусской вышивки, сопровождающие, как правило, основные развернутые сюжетные композиции, хотя очень часто в оформлении полотенец, поясов, подолов, зарукавий и оплечий рубах именно геометрические мотивы бывают основными и единственными, чем они крайне важны для исследователей. Кстати, и анализ узоров местных традиционных кружев заслуживает тоже большого внимания с этой точки зрения.
Свастика заняла РІ орнаменте РѕРґРЅРѕ РёР· ведущих мест. Рто слово санскритское Рё РЅР° РґСЂСѓРіРёС… языках Сѓ него никаких иных значений нет. РћРЅРѕ состоит РёР· РґРІСѓС… частей: "СЃСѓ" – хороший, счастливый Рё "асти" – есть (третье лицо единственное число РѕС‚ глагола "быть"); РїРѕ правилам грамматики "Сѓ" перед гласным "Р°" заменяется РЅР° "РІ" Рё получается "свасти", Рє которому добавляется суффикс "Рє" Рё окончание "Р°": свастика. Ртот знак означает "дарующий РІСЃРµ хорошее, приносящий счастье". Если РІ четырех его "отделах" поместить РїРѕ точке, то это будет СЃРёРјРІРѕР» засеянного поля Рё одновременно мольба Рѕ хорошем урожае.
Кстати, если две свастики наложить одна на другую с поворотом верхней на 45 градусов, то и получится древнеславянский знак солнца "коловрат", т.е. вращающееся колесо (круг), имеющий восемь спиц с загнутыми по часовой стрелки концами.
Знаком свастики, начиная СЃ глубокой древности, Сѓ предков славян Рё арьев стал обозначаться свет, солнце как источник Р¶РёР·РЅРё Рё процветания. Ртот знак прослеживается РѕС‚ Архангельска РґРѕ земель РРЅРґРёРё, РіРґРµ РѕРЅ виден повсеместно – РёРј украшают храмы, РґРѕРјР°, одежду Рё обязательно РјРЅРѕРіРёРµ предметы, связанные СЃРѕ свадьбой.
До сих пор возмущает людей безобразное использование свастики немецкими фашистами, которые во что бы то ни стало стремились уподобить себя арьям ("арийцам"),приписывая этим древнем племенам скотоводов, а затем и скотоводов-земледельцев, черты каких-то дьявольских завоевателей. Скверно при этом выглядит и спекуляция на сравнительно небольшом количестве сходных слов в немецком и санскрите – таких слов гораздо больше в славянских языках. Все предки индоевропейских народов выработали в глубочайшей древности в процессе исторических контактов некий объем сходной лексики, но предки германцев и других европейских народов относились к западной группе индоевропейцев, тогда как предки славян и арьев – к восточной, гораздо более взаимно близкой. Так называемую арийскую свастику можно и посейчас видеть в ремесленных произведениях славян. Особенно северных: ею украшено множество произведений народного искусства, включая узорно вывязанные варежки.
Царский оберег
Свастика была не чужда и российскому императорскому дому. По-видимому, ее появление в Санкт-Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Федоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Существует предание, что перед казнью в Екатеринбурге в 1918 г. императрица начертала на стене комнаты, где была расстреляна вся царская семья, свастику и что-то написала. Но это изображение палачи уничтожили.
Р’ июле 1918Рі., сразу после расстрела царской семьи, РІРѕР№СЃРєР° белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили РІ Рпатьевский РґРѕРј – последнее пристанище августейших РѕСЃРѕР±. Там, РїРѕРјРёРјРѕ прочего, РѕРЅРё увидели знакомые РїРѕ иконам знаки – кресты СЃ загнутыми концами. Рто была левоповоротная, так называемая собирательная свастика – "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна. Рменно Р·Р° эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма Рѕ Романовых позднее окрестят её "фашиствующей Брунгильдой", РЅРµ ведая Рѕ древних христианских РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… традициях – оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы СЃСЋРґР° РЅРµ проникло зло. Рмператрица освятила РґРѕРј "оберегой", предчувствуя конец праздника Р¶РёР·РЅРё...
Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев – индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к ХХХ в. до н.э. На Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.
Что Р¶Рµ означала свастика? Рто арийский СЃРёРјРІРѕР» единения небесных СЃРёР» РѕРіРЅСЏ Рё ветра СЃ алтарём – местом слияния этих небесных СЃРёР» СЃ земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой Рё почитались святыми, защищёнными РѕС‚ зла. Название "свастика" произошло РѕС‚ санскритского термина "суасти" -– "благоденствие РїРѕРґ Солнцем", Р° свастичная мандала – РѕС‚ понятия "колеса", "РґРёСЃРєР°", или "РєСЂСѓРіР° вечности", разделённого РЅР° сектора. Р’ Китае Рё РЇРїРѕРЅРёРё иероглифы свастики означают пожелания долголетия РїРѕРґ Солнцем.
РќР° Р СѓСЃРё крест СЃ изгибами имел СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ название – "коловрат". РџРѕРґРѕР±РЅРѕ термину "суасти", его РєРѕСЂРЅРё переводятся как "Солнце" Рё "вращение", или "солнцеворот". Рзображения свастик РІ РІРёРґРµ орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, СЂРёР·С‹, иконостасы, военные стяги, чеканку РѕСЂСѓР¶РёСЏ, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники РґРѕРјРѕРІ, утварь Рё С‚.Рґ. РћР± этом свидетельствуют фрагменты росписей РІ Киеве, Чернигове, РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ, Вологде.
Рљ примеру, РєСѓРїРѕР» древнего коломенского храма усекновения головы Роанна Предтечи украшен мозаичной фигурой вращающегося Солнца СЃ расходящимися РѕС‚ него спирально-изогнутыми лучами Рё точками планет РїРѕ периферии небосвода. Завораживает воображение Рё древняя СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ портика киевского Софийского СЃРѕР±РѕСЂР°, выполненная ещё РїСЂРё Ярославе РњСѓРґСЂРѕРј РІ РІРёРґРµ череды лево– Рё правовра-щательных свастик-коловратов Рё прямых крестов.
Одна из интересных загадок, связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом коломенском храме Вознесения Господня. Здесь в марте 1917 г. (то есть в дни отречения Николая II) найдена икона "державной Богоматери" со свастикой в венце, скипетром и державой в руках. На иконе Богоматерь как бы берёт на себя заботы отрёкшегося царя о благоденствии Российской державы.
Свастика на русской равнине
Р’Рѕ II тыс. РґРѕ РЅ. СЌ. скифо-сарматские племена, вторгшиеся РІ Северное Причерноморье СЃ Рранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной Рё лесостепной Р·РѕРЅ РѕС‚ Карпат РґРѕ Алтая. РћРЅРё-то Рё переняли Сѓ праславянских народов РёС… представления Рѕ мироустройстве. Свастика широко использовалась вплоть РґРѕ IX РІ. РЅ.СЌ. РІ степях Рє западу РѕС‚ Волги. Скифская свастика была представлена как РІ РІРёРґРµ украшений СЃР±СЂСѓРё коней, так Рё РІ РІРёРґРµ амулетов. Р’ XIII-VII РІРІ. РґРѕ РЅ.СЌ. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, Р° РІ IX РІ. РЅ. СЌ. свастика, образованная головами птиц, перекочевала РЅР° личные амулеты. Р’ раннее Р¶Рµ скифское время свастика вместе СЃ праславянскими народами распространилась РґРѕ берегов Балтийского РјРѕСЂСЏ Рё Северного Ледовитого океана. Впрочем, РІ те далекие времена Северный океан еще РЅРµ был ледовитым.
В предпоследний раз на Русской равнине свастика фигурирует на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV вв. н. э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Черного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая поднялась по Волге до Камы, где в Средневековье образовала небольшое государство Волжских Булгар.
Ркспансия РЅР° восток
Вместе СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ ветвью индоевропейских племен, переместившихся РёР· южных районов Р СѓСЃСЃРєРѕР№ равнины РІ СЋРіРѕ-восточном направлении Рё дошедших через Месопотамию Рё Среднюю РђР·РёСЋ РґРѕ долины РРЅРґР°, свастика попала РІ культуры восточных народов. РћРЅР° была распространена РЅР° расписной РїРѕСЃСѓРґРµ древней Сузианы (Месопотамский Рлам РЅР° восточном побережье Персидского залива – III тыс. РґРѕ РЅ.СЌ.) – РЅР° мисках, РіРґРµ РѕРЅР° размещалась РІ самом центре композиции. Рто пример, РєРѕРіРґР° свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю. Несколько РїРѕР·Р¶Рµ свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне Рё халдеи, государство которых находилось РЅР° западном берегу Персидского залива.
РЎ этой Р¶Рµ волной индоевропейцев РІ середине II тыс. РґРѕ РЅ. СЌ. свастика проникла РІ культуру Северной РРЅРґРёРё. Там РѕРЅР° благополучно просуществовала РґРѕ нашего времени, РЅРѕ приобрела мистический смысл. Р’ самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения Рё вечного вращения РјРёСЂР° – “круговорота сансары”. Ртот СЃРёРјРІРѕР» СЏРєРѕР±С‹ был запечатлен РЅР° сердце Будды Рё поэтому РёРЅРѕРіРґР° называется “Печатью Сердца”. Его кладут РЅР° РіСЂСѓРґСЊ посвященных РІ тайны Р±СѓРґРґРёР·РјР° после РёС… смерти. РћРЅ высечен РЅР° каждой скале, храме, Р° также РІСЃСЋРґСѓ, РіРґРµ основатели Р±СѓРґРґРёР·РјР° оставили СЃРІРѕРё вехи. РџРѕР·Р¶Рµ свастика проникает РІ Тибет, затем РІ Центральную РђР·РёСЋ Рё Китай. Еще через столетие свастика РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ РЇРїРѕРЅРёСЋ Рё Юго-Восточную РђР·РёСЋ вместе СЃ Р±СѓРґРґРёР·РјРѕРј, который сделал ее СЃРІРѕРёРј символом.
Как сакральное светлое перешло в темное материальное и было низложено во Второй мировой войне
Свастику трактуют и как древний символ плодородия, и как символ солнца, и как молот Тора – в германо-скандинавской мифологии бога грома, бури и плодородия. Главным оружием Тора был железный молот или боевой топор, который обладал способностью возвращаться к владельцу подобно бумерангу. Ведь, действительно, четвертина закругленной Свастики напоминает бумеранг. Как орнаментальный мотив Свастика встречается и в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. Предметы с изображением Свастики были найдены Шлиманом под развалинами древней Трои.
Христианские Р¶Рµ миссионеры РІ РРЅРґРёРё, РЅРµ разобравшись РІ истинном значении этого знака, посчитали его “дьявольским знаком”, поскольку РѕРЅ блистает РЅР° голове Р—РјРёСЏ Р±РѕРіР° Вишну, РЅР° тысячеголовом Шеша-Анонта. Ведь, согласно восточным религиям, змея, свернувшаяся РІ РєСЂСѓРі, является символом вечности Рё Абсолютной мудрости.
В конце XIX в. Елена Блаватская, влюбленная в мистическую философию Востока, вернула свастику в европейскую культуру, придав ей смысл “вечного возвращения к жизни”. У Е. П. Блаватской в “Тайной доктрине” отмечено, что этот знак является одновременно алхимическим, космогоническим, астрологическим и магическим с семью ключами к его внутреннему смыслу, а потому сложный символизм этого всемирного и наиболее изобразительного из знаков содержит ключи к семи тайнам Космоса. Согласно оккультным наукам, Свастика есть символ мужского и женского принципа в Природе, положительного и отрицательного, а потому она отображает действие некоторого Фундаментального Закона, действующего во Вселенной, который древние Посвященные знали, но, к великому сожалению, впоследствии этот Закон был утрачен потомками, поэтому основное значение Свастики, известное древним мыслителям, размылось в многочисленных его трактовках…
Позже, в 1908 г., австрийский мистик фон Лист обнаружил мотивы свастики в магических орнаментах древних германцев, также являющихся частью индоевропейских племен, мигрировавших, по-видимому, с западного Предуралья под давлением скифо-сарматского нашествия. С подачи фон Листа древний символ вечного вращения мира, его постоянного обновления, возвращения к жизни в начале 30-х гг. ХХ в. попал на знамена германских нацистов. Вместе с ними свастика появилась на Русской равнине, на своей древнейшей родине, где, как исключительно германский фетиш, и была похоронена.
Свастика сегодня
Сегодняшняя молодежь любит древние символы Рё знаки. РС… значение РЅРµ однозначно Рё поликультурно. Р’РѕС‚ что написал РѕРґРёРЅ сетевой хакер:
"Как я первый раз узнал о существовании свастики? Я сам её выдумал! Помню, было мне годка три или четыре, и рисовал я тогда корабли и самолеты и украшал их крестами, а потом пришла идея: а что, если у каждого креста загнуть концы в одну сторону? Воплотил сию идею в жизнь и побежал к матушке, мол, глянь, что сваял! А она в ответ – это нехороший крест, такие рисовать нельзя. Н-да, запоминается разная ерунда... Как вы сами понимаете, свастика – символ не Бог весть какой сложный, его и младенец нарисует, а потому, все попытки изобразить сабж как символ исконно арийский (славянский, индийский), по меньшей мере, попахивают идиотизмом…
Благодаря схоластическим толкованиям средневековых антропоморфистов, Р° также преступным действиям фашистов, произошла вопиющая несправедливость: Свастика была обесчещена Рё пережила СЃРІРѕСЋ РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ смерть, превратившись РёР· символа Вечной Р–РёР·РЅРё РІ силу разрушения. РќРѕ РЅРµ Адольф Гитлер придумал свастику, Рё РЅРµ РѕРЅ должен СЃ ней ассоциироваться. Просто РјРЅРѕРіРёРµ РЅРµ любят заглядывать далеко, тщась узреть СЃРІРѕРµ будущее РІ истории РґРІСѓС…-трех поколений. Свастика – РЅРµ только светлый СЃРёРјРІРѕР», РѕРЅ Рё древнее, чем христианский крест. Рљ тому Р¶Рµ это сакральный земледельческий знак! Если кто-то РЅРµ верит, пусть заглянет РІ любой музей. Р’ Архангельске есть музей изобразительного искусства, там собраны вещи, РєРѕРёРјРё пользовались наши предки задолго даже РґРѕ того, как РЅР° Р СѓСЃСЊ пришло Христианство. Рто прялки, полотенца Рё прочая утварь. Почти РЅР° каждом предмете свастика. Р’ музее Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ искусства РІ Киеве точно такие Р¶Рµ свастики РјРѕР¶РЅРѕ увидеть РІ восточных разделах Рё такие Р¶Рµ свастики есть РІ Петродворце Рё Петергофе… Как говориться – "широка страна РјРѕСЏ родная…". РќРѕ следует ли забывать РїСЂРё этом Рѕ Гитлере Рё фашизме, ведь Сѓ истинной свастики более древняя история, но…
В том-то и дело, что фашисткую свастику нарисовал сам… бесноватый Адольф. Ведь Свасти Аста – древнейший знак человечества, это и древнескандинавский символ Защиты... пускай немного воинственный (ну да нравы у господ викингов были соответствующие), но никакого отношения к фашизму не имевший А за то, что с ним Гитлер сделал – Гитлера надо отдельно в аду поджарить. Но сегодня, с учетом недавнего кровавого исторического прошлого можно соглашаться лишь с тем, что истинная земледельческая свастика – это древнейший символ, намного старше нашей цивилизации... Так что не спроста свастику находят в разных точках планеты. Конечно же, он был опошлен и обагрен реками крови во время правления Гитлера и нацистов. Но представим, что Гитлер выбрал бы в качестве такого символа пятиконечную звезду, тогда нужно было бы избавляться от всех звезд в стране?
Свастика – древний СЃРёРјРІРѕР» Солнца, дословно переводится СЃ санскрита как "нечто связанное СЃ благом", восклицание: "Свасти! – Хорошо!". Фашисты "перевернули" свастику, Сѓ фашистов РѕРЅР° рисуется – РїРѕ часовой, Сѓ РёРЅРґСѓСЃРѕРІ – против... (Да Рё упомянутых выше музеях). Ртеперь этот СЃРёРјРІРѕР» прежде всего ассоциируется СЃ фашизмом. Хотя РЅР° самом деле Сѓ свастики (свасти асты) очень РјРЅРѕРіРѕ трактовок. Р’РѕС‚ РѕРґРЅР° РёР· интереснейших. Так как равносторонний крест (та Р¶Рµ свастика только СЃ ровными, прямыми, РЅРµ загнутыми концами) означает солнце, Рё лучи идущие РѕС‚ него, (то есть источник мудрости, знания), то свастика (крест СЃ загнутыми концами) означает РѕРіРѕРЅСЊ, горящий внутри, скрытое РѕС‚ широких масс знание, эзотеризм. Есть РґСЂСѓРіРёРµ трактовки. Некоторые авторы связывают его СЃ единством статики Рё динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если РѕРЅР° вращается РїРѕ часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление РєРѕ всему связанному СЃ Р¶РёР·РЅСЊСЋ, СЃ положительными качествами Рё активным РјСѓР¶СЃРєРёРј началом; вращение Р¶Рµ против часовой стрелки, напротив, указывает РЅР° умирание, РЅР° отрицание всего положительного Рё пассивность поведения. Да Рё мнение Рѕ том, что фашисты поменяли направление лучей свастики неверно. РћР±Р° РІРёРґР° свастики существовали давно Рё символизировали противоположные вещи, что-то РІСЂРѕРґРµ РРЅСЊ Рё РЇРЅ. Существуют также свастики СЃ большим количеством лучей. Равносторонний крест, тоже свастика, РЅР° математическом языке – вырожденная, так как есть символом солнца.
До преобразования свастики РІ государственный СЃРёРјРІРѕР» нацистской Германии, РѕРЅР° широко использовалась РІ оккультистских талисманах, научных символах, эмблемах гильдий, архитектурных украшениях Рё военных регалиях. РћРЅР° символизировала свет, Р±РѕРіР° света, молний, РґРѕР¶РґСЏ, РІРѕРґС‹. РћРЅР° считается старейшим арийским символом, Рё была принята РІ качестве знака, символизирующего Р¶РёР·РЅСЊ РІ джайнизме. Свастика появлялась РЅР° отпечатках ступней Будды, выдолбленных РЅР° скалах РРЅРґРёРё, РѕРЅР° обозначала Юпитера Сѓ римлян Рё РўРѕСЂР° Сѓ скандинавов. Предполагается, что РѕРЅР° имеет СЃРІСЏР·СЊ СЃ символом лотоса Сѓ египтян Рё персов. РћРЅР° изображена РІ РіРѕСЂРѕРґРµ мертвых Кобан РЅР° Кавказе, РЅР° монументах Р±РѕРіРёРЅСЊ Геры, Деметры, Астарты.
Однако с ней же связывается и много человечески ненавистнического, ксенофобического и просто мрачного, разящего оголтелым мракобесием. Ещё задолго до прихода Гитлера к власти, свастика уже была известна немцам как знак антисемитский, под именем "Юденхасскрейц".
Корни свастики уходят глубоко в историю человечества. В 1874 г. доктор Генрих Шлиман открыл изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. Позднее он проследил эволюцию изображений свастики в цивилизациях Микен, Вавилона, Тибета, Греции, Ашанти (Золотой Берег Африки), Газы, Лапландии, Парагвая и Малой Азии. В галло-романский период свастика (гаммадион) изображалась на алтарях друидических культов. В Англии и Шотландии она известна как филфот (fylfot) и также часто применялась в религиозных ритуалах (следы кельтского влияния).
Свастика использовалась РЅРµ только религиозными организациями. Р’ XIX РІ. свастика являлась масонским знаком, ранее упомянутая здесь мадам Блаватская использовала ее РІ эмблеме своего Теософского общества. Р’ 1920 Рі. свастика была выбрана символом РјРёСЂР° комиссией Лиги Наций, РІ 1930-С… РіРі. РѕРЅР° была изображена РЅР° национальных флагах Рстонии, Финляндии ("крест СЃРІРѕР±РѕРґС‹") Рё Латвии. Мятежная республика Туле индейцев РљСѓРЅР° РІ Парагвае приняла флаг, РІ центре которого была свастика. РћРЅР° также часто изображалась РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёС… регалиях самых разных стран, включая РЎРЁРђ.
Однако, наиболее серьезная метаморфоза свастики началась в конце XIX в., когда оккультные националистические общества в Германии вдохнули в свастику новое, мистическое значение. Открытия Шлимана, сравнимые по оказанному на умы воздействию разве что с полетом человека в космос, позволили создать фундамент для теории о связи германской нации с древними индоарийскими цивилизациями Малой Азии и Востока. Свастика как древнейший арийский символ стала символом связи времен и расовой общности с героями эпосов Гомера. Сотрудник Шлимана Евгений Бурнов в своих трудах утверждал, что свастика никогда не была принята евреями в качестве символа. Хотя позднейшие археологические раскопки обнаружили изображения свастики в синагогах середины VI в., но в целом, индоарийская волна расселения и связанное с ней употребление свастики хронологически минует территорию поселения семитских народов. Свастика также была обнаружена в реликвиях некоторых народов доколумбовой Америки, предположительно мигрировавших из единого с "западной" ветвью источника. Как именно происходило расселение этой уникальной диаспоры, сохранившей свастику в качестве объединяющего символа, до сих пор является предметом многочисленных исторических исследований.
Но не археологические открытия сами по себе способствовали формированию нового мифа, нового значения свастики. Основатели германских оккульных обычно в одиночку, независимо друг от друга создавали убедительные мифы, которые обосновывали создаваемый ими новый социальный порядок. Гвидо фон Лист (1848-1919), основатель братства "Арманен" был одним из первых и наиболее влиятельных мистагогов. Считалось, что он являлся последним из расы германских жрецов, обладающих даром провидения. В своей книге "Секреты Рун" (1908) он привел убедительную версию розеттского камня (толкования значения рун) для посвящаемых в закрытое общество. В этой книге свастика была 18-й руной, одним из наиболее священных символов братства "Арманен", поскольку она представляла Солнце – ключевой объект поклонения этого солярного общества. Лист также считал, что свастика и другие изогнутые крестовидные символы являются уникальными для арийской расы и служат хранилищем энергии.
Ланц фон Либенфельс (1874-1954) (псевдоним Адольфа Йозефа Ланца) был учеником Листа, позднее (1899) он стал основателем Ордена Новых Тамплиеров. Для своего ордена Либенфельс создал флаг, на котором была изображена красная свастика и голубые лилии на золотом фоне. После первой мировой войны баварское отделение Германенорден – Общество Туле под руководством барона фон Зеботендорфа приняло эмблему, включающую в себя длинный кинжал на фоне свастики. Постепенно, ношение свастики стало модным среди различных молодежных групп и оккультистов Германии.
Рљ 1914 Рі. свастика была принята эмблемой Wandervogel, военизированного молодежного движения, РјРЅРѕРіРёРµ члены которого стали офицерами армии. После поражения Германии некоторые ветераны РІРѕР№РЅС‹ – члены тайных организаций Рё орденов объединились РІ полувоенные организации, такие как Freikorps Рё Stahlhelm. РћРЅРё использовались рейхсвером для подавления мятежей коммунистов Рё социалистов. Наибольшую известность получила бригада Ррхардта, которая РІ 1919 Рі. освободила Мюнхен РѕС‚ коммунистов (устроив кровавое избиение). Члены бригады носили свастику РЅР° СЃРІРѕРёС… стальных шлемах. Рто был первый случай, РєРѕРіРґР° свастика открыто стала ассоциироваться СЃ военной силой, противостоящей Веймарской республике. Частое использование свастики РІ регалиях оккультных Рё политических РіСЂСѓРїРї, РёР· которых позднее была образована Германския Национал-Социалистическая партия объясняет, почему РѕРЅР° была выбрана эмблемой этого движения.
Гитлер, будучи архитектором, художником по призванию, в качестве лидера движения уделял особое внимание графическим средствам воздействия, в числе которых была и эмблема партии. По его собственным словам, впервые он почувствовал важность символов на митинге коммунистов, собравшем под красными знаменами более сотни тысяч человек. Свастика как эмблема партии должна была противостоять популярным в то время символам коммунистов. Гитлер самостоятельно создал дизайн многих плакатов и эмблем партии с использованием мотивов свастики. Предположительно, пробная версия партийного флага была предложена Фридрихом Кроном, дантистом из Штанберга, членом общества Туле, известным своими исследованиями по символогии. Окончательный же дизайн был сделан Гитлером, который изменил направление вращения свастики, придал ей более динамичную форму, наклонив рисунок на 45 градусов, а также поместил ее в белом круге на красном фоне. В то время широко обсуждалось в обществе решение Веймарского правительства отказаться от традиционного черно-бело-красного имперского флага и принять красно-черно-золотой вариант (хотя имперский флаг продолжал подниматься на военных судах). Для Гитлера благоприятное сочетание цвета и формы были неразрывно связаны с идеологией.
В 1933 г. правительством Германии был объявлен декрет, согласно которому старые имперские цвета будут вывешиваться на всех общественных зданиях в Германии рядом со свастикой. К 1935 г. свастика была вывешена практически на всех германских учреждениях, как в Германии, так и за рубежом. В сентябре 1935 г. более двух тысяч демонстрантов ("красных" согласно газете Таймс) ворвались на немецкий пароход, стоявший в порту Нью-Йорка, и сорвали изображение свастики с мачты. Задержанных демонстрантов тут же отпустили, немецкий посол потребовал извинений, но поскольку свастика не была национальным флагом, все было спущено на тормозах. В результате через две недели, Гитлер подписал первый из нюренбергских законов, в результате которого партийный флаг со свастикой стал единственным национальным флагом. Так, всего за несколько лет свастика трансмутировалась из оккультного символа в национальную эмблему.
Ртак, гитлеровская свастика, наклоненная РїРѕРґ углов РІ 45 градусов никакого отношения Рє древней свастики землян РЅРµ имеет! Стилизировав графически РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ идею немецкого национал-шовинизма – нацизма, Гитлер самочинным образом перекова древнейшей сакральное земледельческое орало РЅР° кровавейшие оккультные мечи ненанависти. Таким образом РЅР° планете было совершено ещё РѕРґРЅРѕ сакральное преступление – подлог, вполне сравнимый СЃ поджегом рейхстага!
Непросвещенные фашисты использовали свастику-солнце (лучи знака направлены по часовой стрелке)... В оккультных науках существует еще знак свастика-луна (лучи против часовой стрелки)... Париям, которым так нравится расписывать стены этим знаком, кося под фашистов, следовало хотя бы не путали эти два значка... А то иногда совсем забавно получается... Ведь, по сути, иудеи – древнейший лунный народ, вся обрядность и система праздников да и самого летоисчесления которого построена по лунному календарю!
На самом деле истинная свастика-оберег нисколько не противоречит христианству и православию. В частности, она является одним из видов как католических, так и православных крестов, нося, правда, немного другое название – "гамматический крест". К тому же свастика как то по “инерции” считается не славянским, “немецким” знаком, хотя этот знак древнейший оберег восточнославянских землепашцев! Другое дело, что у славян была в ходу не угловатая свастика как у немцев, а с закругленными концами, что символизировало не только солнце, но и галактику. Введение христианства особо не нарушило эту традицию, на некоторых фоторепродукциях старых икон, на одеждах священников были изображены свастики. Временное правительство в 1917 г. ввело свастики в элементы оформления дензнаков. Первые денежные знаки Советского государства также были орнаментированы этим символом.
Рсторически этот знак очень мощный РїРѕ своему психическому воздействию Рё известен СЃРѕ времен верхнего неолита, С‚.Рµ. ему 10-12 тыс. лет!
Коловрат, солнцеворот, полезень – РІСЃРµ это славянские слова, так что РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что свастика РЅРµ имеет никакого отношения Рє Р СѓСЃСЃРєРёРј говорить просто глупо. Свастика – древний СЃРёРјРІРѕР» арийских (РІ том числе Рё славян) Рё РґСЂСѓРіРёС… РіСЂСѓРїРї народов. РћРЅ имел изначально более сильное Рё светлое значение, чем то, которым его наделили идеологи нацизма. РћРґРёРЅ РёР· старейших символов РІ РјРёСЂРµ теперь попадает РїРѕРґ запрет благодаря РѕРґРЅРѕРјСѓ лишь человеку, РѕРґРЅРѕРјСѓ движению, исказивших его смысл Рё даже графику! Древних привлекал Рё внешний РІРёРґ коловрата, Рё та сила, которую РѕРЅ нес РІ себе. Рнергию солнца, РїРѕ-земному расфазированного РЅР° четыре равных части – воплощенную энергию зарождающейся жизни… Р’ первовремена свастика олицетворяла рождение красоты, нацисты такой отличный знак испоганили!
Кстати, в Германии за любое использование нацистской символики (и свастики в том числе) и сегодня дают три года тюрьмы, и никого не волнует – солнце олицетворяет этот символ или не солнце...
Запрет (согласно статьям закона или сложившимся общественным нормативам) РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах Европы РЅР° публичный показ свастики значительно усилил РІ послевоенный период силу свастики как мифологического Рё символического знака. Р’ то Р¶Рµ время РІ РЎРЁРђ свастика стала своеобразной торговой маркой для изданий, специализирующихся РЅР° шпионских романах, детективных историях Рё специфических сочинениях для взрослых. Сегодня РІ РЎРЁРђ вполне обычным, санкционированным является изображение свастики РЅР° обложках РєРЅРёРі СЃ военной тематикой. Свастика РІ значительной степени стала фетишистским символом РІ РЎРЁРђ, РѕРЅР° является мощным магнитом для привлечения внимания покупателя. РРЅРѕРµ отношение Рє свастике сегодня РІ странах Юго-Восточной РђР·РёРё, РРЅРґРёРё Рё Китае. Там этот традиционный знак продолжает восприниматься РїРѕ-прежнему, для этих обществ контекст свастики РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ нацистской Германией РЅРµ имеет никакой актуальности.
Благополучный РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ СЃРёРјРІРѕР» – РЅРµ С…СѓР¶Рµ Рё РЅРµ лучше РґСЂСѓРіРёС…, РЅРѕ СЂСѓРєР° РЅРµ повернется написать РїСЂРѕ свастику РґРѕР±СЂРѕРµ, потому что РІ РҐРҐ РІ. этот СЃРёРјРІРѕР» был облит РєСЂРѕРІСЊСЋ миллионов наших соотечественников. Чтобы РЅРё было, против свастики воевали наши деды! Р–РёР·РЅСЊ РЅР° фронте отдавали! Рсейчас РѕРЅР° символизирует ФАШРР—Рњ! Рбольше ничего!.. Ещё РЅРµ время фетишизировать свастику как СЏРєРѕР±С‹ Рё РЅРµ СЃРёРјРІРѕР» фашизма, Р° нечто РґСЂСѓРіРѕРµ...
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru/