В В
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.
  Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
  В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.
  Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.
  После февральских СЃРѕР±РѕСЂРѕРІ правительственная деятельность РІ 1549Рі. развернулась РІ различных областях. Р РѕСЃС‚ народных движений РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Рё деревне заставил РІРѕР·РѕР±РЅРѕРІРёС‚ проведение РіСѓР±РЅРѕР№ реформы, после торжества РЁСѓР№СЃРєРёС… РІ 1542Рі.. 27 сентября 1549Рі. был выдан РіСѓР±РЅРѕР№ наказ крестьянам Кириллова монастыря. Ртот наказ свидетельствовал Рѕ росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались РІ ведение выборных губных старост РёР· числа детей Р±РѕСЏСЂ.
  Формирование различных РёР·Р± происходило РїРѕ функциональному различию, Р° РЅРµ РїРѕ территориальному. Рто свидетельствовало о значительном успехе централизации управления. Однако част РёР·Р± РЅРµ порывала окончательно СЃ территориальным принципом управления.
  1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.
  К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.
Разносторонностью Рё вдумчивостью отличались проекты Р.РЎ. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация СЃСѓРґР° Рё финансов, кодификация законов, создание постоянного РІРѕР№СЃРєР°, обеспеченного жалованием,- РІРѕС‚ некоторые РёР· предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего РґСѓРјС‹ Рё чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.
В В В Рзначально РІ царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит РїРѕСЂСЏРґРѕРє, существовавший РїСЂРё Рване III Рё Василии III. Ссылка РЅР° “отца” Рё “деда”, встречающаяся РІ законодательстве означала, что реформам старались придать РІРёРґ мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние РіРѕРґС‹ Рвана IV.
  После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.
  К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства , отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
  Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru