Ю. К. Бершак
В истории международных отношений во второй половине прошлого века можно найти не так много примеров существования двух государств в состоянии не мира, а перемирия на протяжении долгого времени после фактического завершения военных действий между ними. Однако именно на такой дипломатической основе до сих пор осуществляются контакты между Японией и Россией, а также между Северной и Южной Кореей. В первом случае это длится более, а во втором - чуть менее пятидесяти лет. Сейчас нельзя однозначно говорить о взаимосвязи между этими фактами, однако, если внимательнее взглянуть на историю мирного урегулирования с Японией после Второй мировой войны, можно увидеть ее тесную взаимосвязь с корейской войной 1950-1953 гг.
Договор Рѕ РјРёСЂРµ между Японией Рё странами антигитлеровской коалиции, РєСЂРѕРјРµ РЎРЎРЎР , был подписан РІ Сан-Франциско 9 сентября 1951 Рі. РњРѕР¶РЅРѕ заметить, что это откладывавшееся РІ течение шести лет событие совпало СЃ РІРѕР№РЅРѕР№ РІ Корее, которая была первым РєСЂРёР·РёСЃРѕРј холодной РІРѕР№РЅС‹ РІ РђР·РёРё, Рё существовали серьезные опасения Рѕ том, что РѕРЅР° может перерасти РІ глобальный конфликт СЃ применением ядерного РѕСЂСѓР¶РёСЏ. Событие такого масштаба, несомненно, влияло РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ процессы РІ Юго-Восточной РђР·РёРё Рё Тихоокеанском регионе. Одновременно СЃ подписанием РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией РЅР° конференции РІ Сан-Франциско был создан новый военный оборонительный блок - АНЗЮС. Рти РґРІР° события произошли РІ тот момент, РєРѕРіРґР° фронт военных действий РІ Корее стабилизировался РІ районе 38-Р№ параллели Рё стороны занялись РїРѕРёСЃРєРѕРј дипломатических путей прекращения конфликта Рё укреплением СЃРІРѕРёС… позиций РІ этом регионе.
В данной статье, помимо несомненного влияния событий 1950-1953 гг. в Корее на процесс мирного урегулирования с Японией, предполагается подчеркнуть роль Великобритании в составлении проекта сан-францисского мирного договора. Ее активная позиция в этом вопросе отмечается многими отечественными исследователями [1]. Однако проводимая ею политика характеризуется ими как полная поддержка действий США, а отмеченные разногласия объясняются либо проявлениями "двурушнического курса" [2] британской дипломатии, либо неизбежным обострением противоречий среди капиталистических стран [3]. Необходимо дать более конструктивную оценку мотивам и результатам действий Великобритании по решению проблемы, которая являлась важной частью общего урегулирования в Азии.
В ежегодном отчете Британского комитета начальников штабов министру обороны от 7 июня 1950 г. отмечалось, что существует "брешь в обороне Великобритании на Дальнем Востоке" [4]. Одной из главных проблем, формировавших эту "брешь", была необходимость подписать договор о мире с Японией.
РЎ момента окончания Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РЎРЁРђ осуществляли оккупацию РЇРїРѕРЅРёРё самостоятельно Рё откладывали подписание РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. События 1950-1953 РіРі. РІ Корее дали толчок Рє тому, что японская проблема стала обсуждаться более активно. Британское министерство иностранных дел также стало активно обсуждать этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. Взгляды Великобритании РЅР° действия РЎРЁРђ РІ РЇРїРѕРЅРёРё отражены РІ меморандуме Р.Бевина РѕС‚ 30 августа 1950 Рі., содержащем РѕР±Р·РѕСЂ международной обстановки РІ РђР·РёРё РІ свете начавшегося корейского конфликта: "Через пять лет после окончания РІРѕР№РЅС‹ оказалось, что РЎРЁРђ РЅРµ определили направление, РІ котором РѕРЅРё движутся. Дальневосточная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ существует лишь РЅР° бумаге, консультации СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё странами РЅРµ проводятся, хотя РЎРЁРђ РЅРµ уполномочены решать РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ подписании РјРёСЂР° СЃ Японией самостоятельно. РќРµ стоит объяснять опасность этой ситуации... Политика РїРѕ отношению Рє РЇРїРѕРЅРёРё определит, будет ли впоследствии эта страна СЃ нами или против нас" [5].
Анализ этого высказывания показывает, что Великобритания была недовольна политикой США в Японии и тем, что не имела возможности повлиять на это положение. Дальневосточная комиссия, решение о создании которой было принято на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. [6], была единственным механизмом консультаций США с другими странами по азиатским проблемам. Однако уже к 1947 г. СССРи США отошли от выполнения московских решений, в том числе прекратились консультации в рамках Дальневосточной комиссии.
Двумя неделями РїРѕР·Р¶Рµ, 14 сентября 1950 Рі., президент Р“.РўСЂСѓРјСЌРЅ заявил Рѕ некоторых шагах, предпринимаемых РЎРЁРђ РїРѕ направлению Рє заключению РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией [7]. РќРѕ ситуация практически РЅРµ развивалась РґРѕ декабря 1950 Рі., РєРѕРіРґР° РІРѕ время визита Рљ.Рттли РІ Вашингтон Р“.РўСЂСѓРјСЌРЅ настойчиво высказался Р·Р° "скорейшую разработку Рё ратификацию РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё Тихоатлантического оборонительного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°" [8]. Р’ январе 1951 Рі. состоялся РІРёР·РёС‚ РІ РЇРїРѕРЅРёСЋ эксперта республиканской партии РЎРЁРђ РїРѕ вопросам внешней политики РЈ.Даллеса СЃ целью выяснить, "РґРѕ какой степени стратегия РЅР° РўРёС…РѕРј океане может основываться РЅР° сотрудничестве СЃРѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ Японией" [9].
Такое усиление внимания к японской проблеме совпало по времени с неудачами вооруженных сил ООН в войне в Корее и во многом было обусловлено ими. Мирный договор требовался, чтобы более надежно вовлечь Японию в сотрудничество с западными державами.
В понимании США договор должен был быть "либеральным и допускать частичное вооружение Японии, которое должно стать основой для заключения американо-японского оборонительного союза" [10]. Мирный договор без жестких ограничений для Японии и японское перевооружение под контролем США в целом были одобрены британским руководством. Однако было замечено, что в спешке США "оставляют нерешенными многие частные вопросы" [11].
В связи с этим, к началу апреля 1951 г. Великобритания разработала свой проект мирного договора с Японией и разослала его странам-членам Содружества. Суть британского проекта была в том, чтобы ограничить японскую текстильную и судоходную промышленность, а также военно-морские силы. Также проект предусматривал для участников договора возможность отказать Японии в предоставлении права наиболее благоприятствуемой нации в области торговли [12].
Ркономические аспекты будущего урегулирования особенно волновали Великобританию. Еще РІ феврале 1951 Рі. британский РїРѕСЃРѕР» РІ РЎРЁРђ Рћ.Фрэнкс получил инструкции РёР· Лондона, предписывающие информировать руководство РЎРЁРђ Рѕ том, что Великобритания считает необходимым пригласить КНРдля участия РІ переговорах Рѕ РјРёСЂРЅРѕРј урегулировании СЃ Японией. Китай был страной, подвергшейся СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ агрессии, следовательно, РѕРЅ РјРѕРі иметь определенные материальные претензии. РљСЂРѕРјРµ того, как ближайший сосед Рё крупнейшее государство РІ Юго-Восточной РђР·РёРё, Китай был самым естественным торговым партнером РЇРїРѕРЅРёРё.
Надо сказать, что вопрос об отношении к коммунистическому правительству, к началу 1950 г. фактически захватившему власть в Китае, американские и британские дипломаты решали по-разному. США отказывались признавать КНРи считали правительство Гоминьдана, находящееся на острове Тайвань, законным китайским руководством. В то время как вся континентальная часть страны была под властью коммунистов, по настоянию США посланники Тайваня продолжали представлять интересы всего Китая в ООН. Великобритания считала, что отказ признавать объективно сложившуюся в Азии ситуацию не может быть конструктивной политикой, и поэтому в январе 1950 г. признала КНР[13].
Высказывая предложение Рѕ приглашении РљРќР Рє участию РІ переговорах, британский РњРР” подчеркнул, что "Великобритания, СЃРѕ своей стороны, отвергает РІСЃСЏРєРёРµ попытки затормозить экономические отношения РЇРїРѕРЅРёРё СЃ континентальным Китаем, которые являются чрезвычайно важными" [14]. Конечно, РјРѕР¶РЅРѕ предложить, что Великобритания заботилась РѕР± интересах Китая или РЅРµ доверяла Гоминьдану. Однако более вероятно, что РѕРЅР° боялась экономической конкуренции СЃРѕ стороны РЇРїРѕРЅРёРё Рё РІ этом плане была озабочена именно СЏРїРѕРЅРѕ-китайскими отношениями. Если РЇРїРѕРЅРёСЏ РЅРµ сумеет установить торговые отношения СЃ континентальной частью Китая, РѕРЅР° будет ориентироваться РЅР° страны Юго-Восточной РђР·РёРё, РіРґРµ Великобритания традиционно имела СЃРІРѕРё торговые интересы Рё хотела РёС… сохранить. Отсюда стремление ограничить некоторые отрасли СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ промышленности, стимулировать СЏРїРѕРЅРѕ-китайские торговые СЃРІСЏР·Рё. Однако для решения последней задачи требовалось устранить несколько препятствий политического характера, например, проблему участия Китая РІ переговорах СЃ Японией Рё подписании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°.
Появление самостоятельного британского проекта мирного договора с Японией вызвало раздраженную реакцию у американского государственного секретаря Д.Ачесона. В начале апреля он упрекнул О.Фрэнкса в том, что Англия ведет "новую скрытную политику", и последний вынужден был развеивать его подозрения [15]. Такое отношение США к британской инициативе было обусловлено англо-американскими разногласиями в вопросах политического статуса КНР.
Политика Великобритании, направленная РЅР° укрепление СЏРїРѕРЅРѕ-китайских связей, была совершенно неприемлема для РЎРЁРђ. Р’Рѕ-первых, это предполагало признание легитимности коммунистического режима РІ Китае, РЅР° что РЎРЁРђ РЅРµ соглашались СѓР¶Рµ долгое время. Р’Рѕ-вторых, РЎРЁРђ опасались поставить РЇРїРѕРЅРёСЋ РІ экономическую зависимость РѕС‚ страны, которую РѕРЅРё считали советским сателлитом. РљСЂРѕРјРµ того, появление британского проекта РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией означало, что Великобритания добивается равных СЃ РЎРЁРђ прав РІРѕ всем, что было связано СЃ подготовкой РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Рто вызвало недовольство РІ РЎРЁРђ, так как РІ РЇРїРѕРЅРёРё СЃ 1945 Рі. РѕРЅРё действовали самостоятельно.
Р’ конце апреля РІ Вашингтоне состоялись англо-американские переговоры РїРѕ СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ проблеме, РЅР° которых был выработан более тщательный проект РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией, опубликованный 3 мая 1951 Рі. Р’ нем отмечалось, что "представители РґРІСѓС… стран пришли Рє единому мнению" [16] РїРѕ обсуждавшемуся РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ. Рто означало, что Великобритания была вынуждена уступить РЎРЁРђ, Рё ее предложения РїРѕ ограничению некоторых отраслей СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ промышленности Рё военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… СЃРёР» РІ проект РЅРµ вошли. Рто было неизбежно, так как Великобритания сама была зависима РѕС‚ американской экономической Рё военной поддержки РІ Европе.
Британское участие РІ создании этого проекта проявились РІ нескольких моментах. Р’Рѕ-первых, документ был опубликован РѕС‚ имени как РЎРЁРђ, так Рё Великобритании [17]. Рными словами, англичане добились формального признания РёС… равных прав СЃ РЎРЁРђ РІ процессе подготовки РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией. Р’Рѕ-вторых, часть важных проблем, РїРѕ которым Сѓ РЎРЁРђ Рё Великобритании существовали разногласия, вообще РЅРµ упоминались РІ этом проекте: РЅРµ была принята РЅРё американская, РЅРё английская точка зрения, Рё РѕРЅРё были оставлены для дальнейших обсуждений. Рљ РЅРёРј относились РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ китайском представительстве РІ РћРћРќ статусе Тайваня, Р° также СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… золотых сбережениях Рё собственности РІ нейтральных странах Рё РІ бывших странах-противницах СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ [18].
Обсуждение важной проблемы, вызвавшей разногласия между США и Великобританией - вопроса об участии КНРв мирных переговорах с Японией, продолжилось после выдвижения совместного проекта договора. Министерство иностранных дел и правительство Великобритании считали, что Китаю надо предоставить возможность участвовать в подписании мирного договора, но это не должно рассматриваться как условие, при котором переговоры могут состояться [19].
Р’ конце марта Рћ.Фрэнкс получил указание РёР· Лондона довести это мнение РґРѕ сведения правительства РЎРЁРђ. Р’ следующей телеграмме послу предписывалось "официально заявить, что британское правительство полагает, что, каким Р±С‹ РЅРё был мирный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, РЇРїРѕРЅРёСЏ должна провозгласить независимость Тайваня Рё уступить его Китаю" [20]. Легко заметить, что второе предложение Великобритании РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ РЇРїРѕРЅРёРё было высказано более категорично. Рто РјРѕР¶РЅРѕ объяснить тем, что передача Тайваня Китаю предусматривалась целым СЂСЏРґРѕРј международных соглашений, включая решения Каирской, Ялтинской Рё Потсдамской конференций. Р’ этом случае Великобритания выступала РЅРµ просто СЃ предложением, которое может быть принято или отвергнуто, Р° как страна, выполняющая подписанные ею договоренности.
Р’ начале РёСЋРЅСЏ 1951 Рі. Р”.Даллес посетил Лондон для переговоров СЃ новым британским министром иностранных дел Р“.РњРѕСЂСЂРёСЃРѕРЅРѕРј. РћРЅ предложил своего СЂРѕРґР° РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ: РЅР° переговоры СЃ Японией РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ приглашены РЅРё РљРќР , РЅРё Тайвань. После того, как РЇРїРѕРЅРёРё вернут ее суверенитет, РѕРЅР° сама сможет сделать выбор, какой РёР· РґРІСѓС… режимов признать легитимным [21]. РќР° деле это означало, что РІ дальнейшем РЇРїРѕРЅРёСЏ признает режим, который будет рекомендован РЎРЁРђ, так как предусмотренное проектом РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° продолжение пребывания американских РІРѕР№СЃРє РЅР° РЇРїРѕРЅСЃРєРёС… островах должно было обеспечивать американское влияние РЅР° политику СѓР¶Рµ независимого СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ государства. Рто позволяет назвать предложенный РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ формальным.
Однако предложение Р”.Даллеса было принято. Мотивы действий британских дипломатов определялись всей логикой англо-американских отношений после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Р’Рѕ-первых, дальнейшее отстаивание Великобританией СЃРІРѕРёС… интересов могло привести Рє расколу РІ ее отношениях СЃ РЎРЁРђ, РІ которых РѕРЅР° была сильно заинтересована. Р’Рѕ-вторых, хотя Рё формально, РЅРѕ РЎРЁРђ пошли РЅР° уступки, Рё Р“.РњРѕСЂСЂРёСЃРѕРЅ считал, что "маловероятно, что Англии предложат лучшую сделку" [22]. РњРѕР¶РЅРѕ сказать, что РІ начале лета 1951 Рі. англо-американские разногласия были преодолены ценой уступок СЃРѕ стороны Великобритании, причем важную роль РІ этом сыграло мнение министра иностранных дел Р“.РњРѕСЂСЂРёСЃРѕРЅР°. Рто стало показателем укрепления позиций РЎРЁРђ Рё уменьшения британского влияния РІ РђР·РёРё Рё РІ дальнейшем усугубило этот процесс.
Конференция РІ Сан-Франциско Рё подписание РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией 9 сентября 1951 Рі. также полностью отразили сложившуюся расстановку СЃРёР» РІ регионе. Англии пришлось согласиться СЃ перевооружением РЇРїРѕРЅРёРё, возрождением ее военной Рё РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ промышленности, отказом РѕС‚ репараций. Однако РІ работах отечественных Рё зарубежных исследователей отмечается, что это отрицательно сказалось РЅРµ только РЅР° позиции Великобритании РІ РђР·РёРё, РЅРѕ Рё РЅР° отношениях СЃ членами Британского содружества. Еще РІ январе 1949 Рі. совещание премьер-министров стран-членов Содружества решило, что американские условия РјРёСЂР° РЅРµ учитывают интересов Англии, Австралии Рё РќРѕРІРѕР№ Зеландии. Возрождение СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ промышленности Рё отказ РѕС‚ репараций непосредственно противоречили РёС… экономическим интересам. После конференции РІ Сан-Франциско Австралия, Новая Зеландия Рё РґСЂСѓРіРёРµ азиатские члены Содружества имели основания упрекнуть Великобританию РІ пренебрежении РёС… интересами ради сохранения СЃРІРѕРёС… позиций РІ Европе [23]. Рными словами, последствия уступок Великобритании оказались для нее весьма серьезными.
Проблема заключения мирного договора с Японией в определенной степени связана с процессом создания нового блока в Тихоокеанском регионе. Дело в том, что мирный договор неизбежно поднимал вопрос о предоставлении Японии права на вооруженные силы. В свою очередь, это влекло за собой вопрос о возможности ее участия в различных военных блоках.
Летом 1950 г. Великобритания объявила одной из целей своей внешней оборонительной политики стремление укрепить организацию Атлантического договора сетью региональных соглашений подобного типа, в том числе и со странами Тихоокеанского региона. Здесь же отмечалось, что в Западной Европе эти функции выполняет "программа восстановления Европы [24] и, в основном, организация Атлантического договора" [25]. Такое сравнение позволяет сделать вывод о том, что Великобритания придавала созданию организации в Тихоокеанском регионе важное значение. Кроме того, создание региональной организации в Тихоокеанском регионе рассматривалось как способ ликвидировать уже упоминавшуюся "брешь в обороне Великобритании на Дальнем Востоке" [26].
12 декабря 1950 Рі. британскому правительству стало известно Рѕ проекте объединения оборонительного характера, выдвинутого Австралией. Договор должен был охватить "цепочку островов РЎРЁРђ, РЇРїРѕРЅРёРё, Филиппин, Рндонезии, Австралии Рё РќРѕРІРѕР№ Зеландии" [27]. РџРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ сразу Р¶Рµ были высказаны "серьезные возражения", которые были переданы правительствам РЎРЁРђ Рё стран-членов Британского содружества [28]. Через месяц британское правительство согласилось СЃ проектом, который предоставил министр РїРѕ СЃРІСЏР·СЏРј СЃРѕ странами Содружества Р“.Уокер для решения этой проблемы. Великобритания предлагала, чтобы РґРѕРіРѕРІРѕСЂ либо был распространен Рё РЅР° нее, либо ограничивался участием РЎРЁРђ, Австралиии Рё РќРѕРІРѕР№ Зеландии. Р’ этом случае подразумевалась перспектива "последующего превращения его РІ полноценный СЃРѕСЋР·, сходный СЃ Североатлантическим, объединяющим страны Британского Содружества Рё РЎРЁРђ" [29].
Р’ результате британских возражений проект "цепочки островов" был оставлен. Однако РЎРЁРђ настаивали РЅР° том, что РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ должны войти Филиппины [30]. РљСЂРѕРјРµ того, настойчивость, СЃ которой Великобритания выступала Р·Р° трехстороннее соглашение, была встречена РІ РЎРЁРђ Рё Австралии СЃ заметным раздражением как "вмешательство, которое может сорвать подписание РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°" [31]. Рта оценка показывает, какое большое влияние мнение Великобритании оказывало РЅР° процесс создания блока РЅР° РўРёС…РѕРј океане. Тем РЅРµ менее, именно британские возражения заставили РЎРЁРђ отказаться РѕС‚ участия Филиппин РІ блоке, это открыло РґРѕСЂРѕРіСѓ для подписания 1 сентября 1951 Рі. РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ СЃРѕСЋР·Рµ, известном как АНЗЮС [32].
О решении США отказаться от включения Филиппин в предполагаемый блок было передано британскому послу О.Фрэнксу 14 апреля 1951 г. [33]. В министерстве иностранных дел это было названо "значительной уступкой" со стороны США. О.Фрэнкс должен был передать американскому руководству, что Великобритания высоко оценивает ее [34].
Таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, что РїРѕРґ влиянием корейского конфликта 1950-1953 РіРі. Великобритания активно настаивала РЅР° ускорении процесса заключения РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией Рё создании РЅРѕРІРѕРіРѕ блока РІ Тихоокеанском регионе. Для английских дипломатов создание такого блока было частью стремления Рє усилению Североатлантического СЃРѕСЋР·Р° СЃ помощью создания сети региональных организаций. Рта цель подразумевала, что Великобритания будет стремиться Рє ослаблению влияния Рё активности РЇРїРѕРЅРёРё РІ РђР·РёРё. Ртого Р¶Рµ требовали экономические интересы Великобритании Рё некоторых стран Британского содружества.
Однако американский Рё британский РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє этим РґРІСѓРј проблемам были различны. Блок РІ Тихоокеанском регионе рассматривался РЎРЁРђ как часть более общей проблемы заключения РјРёСЂР° СЃ Японией Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ усиления ее политического влияния РІ регионе. РЎРЁРђ выступали также Р·Р° возрождение СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ промышленности Рё вооруженных СЃРёР». Рто различие РІ подходах СЃРЅРѕРІР° вызвало напряжение РІ отношениях Великобритании РЅРµ только СЃ РЎРЁРђ, РЅРѕ Рё СЃРѕ странами-членами Британского содружества. Великобритания предприняла решительные шаги, чтобы повлиять РЅР° политику РЎРЁРђ. Заметных результатов ей удалось добиться только РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ Рѕ создании РЅРѕРІРѕРіРѕ блока. Рто РјРѕР¶РЅРѕ объяснить тем, что для РЎРЁРђ этот РІРѕРїСЂРѕСЃ был менее важен, чем подписание РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией, новый блок РјРѕРі стать лишь РѕРґРЅРёРј РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ усиления последней. Поэтому РЎРЁРђ сравнительно легко согласились принять вариант трехстороннего блока, предложенный Великобританией. Р’ отношении проблем, связанных СЃ СЏРїРѕРЅСЃРєРёРј мирным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј, Великобритания вынуждена была пойти РЅР° уступки.
Список литературы
Кузнецов РЎ.Р. РћР± англо-американских планах РјРёСЂРЅРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Японией. Рњ., 1979.; Кузнецов РЎ.Р. РЇРїРѕРЅРёСЏ РІ дальневосточной политике Великобритании. 1945 - 62 РіРі. Рркутск, 1988.; Лемин Р.Рњ. Обострение РєСЂРёР·РёСЃР° Британской империи после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Рњ., 1951.; Трухановский Р’.Р“. Внешняя политика Англии после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Рњ., 1957.
Лемин Р.Рњ. Указ. СЃРѕС‡. РЎ.165.
Трухановский В.Г. Указ. соч. С.236.
Report by The Chiefs of Staff, 7 June 1950 // Documents on British Policy Overseas, Series 2, Volume 4,-L.:HMSO.1988. - P. 423-424.
Memorandum by Mr.Bevin, 30 August 1950 // Op. cit. - P.121.
Сообщение о Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании от 27 декабря 1945 г. // Советский Союз и Корейский вопрос (документы). М., 1948. С.4-8.
B.J.S.M. (Washington) to Ministry of Defence, 5 December 1950, cal. I // Documents on British Policy Overseas, Series 2, Volume 4,-L.:HMSO.1988.- P. 241.
Memorandum by Mr. Johnson on the present position of the Japanese Peace Treaty, 19 January 1951 // Op. cit. - P. 315.
Ibid., P. 316.
Memorandum by Mr. Johnson on the present position of the Japanese Peace Treaty, 19 January 1951 // Op. cit., P. 315.
Sir O. Franks (Washington) to Mr. Morrison, 3 April 1951 // Op. cit., Р . 396.
Кузнецов РЎ.Р. РЇРїРѕРЅРёСЏ РІ дальневосточной политике. РЎ. 85.
Callum McDohald. Britain and the Korean War, Oxford.1990. - P.11-12.
Foreign Office to Sir O. Franks (Washington), 29 January 1951 // Documents on British Policy Overseas, Series 2, Volume 4,-L.:HMSO.1988. - P. 355-356.
Sir O. Franks (Washington) to Mr. Morrison, 3 April 1951 // Op. cit., Р . 396.
United States and British draft treaty for Japan, 3 May 1951 // Documents on International Affairs. 1951. - L.: 1956 - P. 646.
Ibidem.
Sir O. Franks (Washington) to Mr. Morrison, 5 May 1951 // Op. cit. - P. 400.
Foreign Office to Sir O. Franks (Washington), 27 March 1951 // Op. cit. - P. 355.
Foreign Office to Sir O. Franks (Washington), 28 March 1951 // Op. cit. - P. 368.
Extract of a Meeting of the Cabinet, 5 July 1951 // Op. cit. - P. 375.
Ibid., P. 377.
Кузнецов РЎ.Р. Указ. СЃРѕС‡. РЎ. 34-35.
Рмеется РІ РІРёРґСѓ план Маршалла.
Report by The Chiefs of Staff, 7 June 1950 // Documents on British Policy Overseas, Series 2, Volume 4,-L.:HMSO.1988.- P. 423-424.
Ibidem.
Note by Mr. Attlee, 27 February 1951 // Documents on International Affairs. 1951. - L.: 1956 - P. 360.
Ibidem.
Letter from Mr. Gordon Walker to Mr. Menzies (Canberra), 13 March 1951 // Op. cit. - P. 376.
Ibidem.
Reply from Mr. Spender to Mr. Gordon Walker, 22 March 1951 // Op. cit. - P. 377.
Statement on the Conclusion of ANZUS Pact, 1 September 1951 // Op. cit.- P. 399.
Telegram from Mr. Rusk to Sir. O. Franks (Washington), 16 April 1951 // Op. cit. - P. 387.
Foreign Office to Sir O. Franks (Washington), 16 April 1951 // Op. cit. - P. 390.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru