РїСЂРѕС„. Регуда Леви
В некоторых сферах отдельная личность не может самостоятельно удовлетворять свои потребности и поэтому вынуждена переложить эту заботу на организованное общество, точнее на органы власти. К таким сферам относятся внутренняя безопасность (полиция и пожарная охрана), внешняя безопасность (армия и разведывательная служба), образование и пр. Для их финансирования требуется система налогообложения.
Отношение Торы к налогообложению
Каждое общество и, разумеется, каждое государство нуждается в деньгах для своего функционирования. С этой целью ведется сбор налогов. Налогообложение должно быть справедливым, но добиться такого идеала весьма трудно. Система налогообложения во многом зависит от общей экономической системы данной страны. Социалистические страны устанавливают налоговую шкалу в соответствии с материальными возможностями налогоплательщика, а капиталистические страны - в соответствии с его доходами. В последнем варианте с человека взимают налог только в том случае, если он получил значительную прибыль или нанес ущерб другим. Сегодня даже капиталистическая система идет на уступки в этом вопросе, приближаясь к позиции Торы, которая будет разъяснена ниже.
Еврейский закон подробно разрабатывает вопрос налогообложения. Здесь мы предлагаем лишь несколько примеров из обширной литературы по этому вопросу. В валахе приведены все известные принципы взимания налогов: по средствам, по доходам, а также размеры выплат в соответствии с долей налогоплательщика в создании необходимости расходов. В талмудическом трактате Бава Кама рассмотрены вместе три типичных примера установления налоговой шкалы: "Если находящемуся в пустыне каравану угрожают грабители, то расходы на оборону распределяются по размеру имущества каждого путника, а не по единой подушной норме. Если они наняли проводника, чтобы не заблудиться, то взимается также подушный налог. Если плывущему в море кораблю угрожает шторм и необходимо избавиться от тяжелого груза, то ущерб распределяется по весу перевозимого товара каждого из пассажиров, а не по стоимости (этого товара)."
Проанализируем теперь принцип, которым руководствуется Тора в каждом из трех приведенных случаев. Возьмем случай с грабителями. Если совершается нападение с целью захватить имущество и добровольная сдача этого имущества спасет человеческие жизни, то главная опасность угрожает имуществу, а не людям. Следовательно, выгода каждого человека в случае спасения непосредственно определяется количеством взятого с собой имущества, и значит, индивидуальная доля в расходах на оборону должна рассчитываться по этой норме даже согласно капиталистической доктрине. Здесь капитализм, ставящий во главу угла доход налогоплательщика, и социализм, ориентированный на платежеспособность, занимают общую позицию.
В том случае, когда караван нанимает проводника, отправляясь в пустыню, опасность угрожает не только собственности, но и жизни самих людей. Следовательно, половина расходов распределяется в виде подушного налога без учета размера личной собственности, а другая половина - по стоимости этой собственности.
Что касается попавшего РІ Р±СѓСЂСЋ корабля, здесь принимают РІ расчет только вес, РёР±Рѕ СѓРіСЂРѕР·Р° РёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ веса, Рё каждый должен нести расходы РІ той степени ответственности, которая создала проблему. Ртот РїРѕРґС…РѕРґ также имеет строго юридический характер; РѕРЅ начисто лишен каких Р±С‹ то РЅРё было социалистических черт.
Другой интересный пример взимания налогов по степени ответственности за понесенные расходы связан с оборонным бюджетом. В трактате Бава Батра сказано, что, поскольку высокие здания хорошо видны издалека и следовательно больше привлекают грабителей, владельцы этих зданий должны нести большее бремя расходов на оборону.
Отсюда в еврейском законе выводится общее правило взимания налога на безопасность: если под угрозой в первую очередь, оказывается имущество, то граждане платят по стоимости своего имущества. В диаспоре существовало аналогичное положение: "Когда неевреи вводят новые указы,... налог рассчитывается по личному благосостоянию, потому что главная цель неевреев - получить деньги; ...но если они приходят, чтобы убивать, то взимается подушная плата".
Такой же принцип лежит в основе финансирования общих нужд городского хозяйства; на жизненно важные нужды взимается одинаковый для всех подушный налог, а оплата удобств осуществляется по имущественному статусу граждан. Причина такого "неравенства" очевидна: для богатого удобства важнее, чем для бедного, который тратит деньги в первую очередь на свои основные жизненные потребности и уж потом на удобства.
Рту галаху РјРѕР¶РЅРѕ пояснить РЅР° следующем примере. Жители РѕРґРЅРѕР№ деревни хотят проложить РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґ РёР· ближайшего РіРѕСЂРѕРґР°. Богачи утверждают, что РІРѕРґР° - это жизненная потребность Рё, стало быть, плата Р·Р° строительство должна быть равной для всех. Однако автор РєРЅРёРіРё "Цемах Цедек" рассудил РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ. РћРЅ пишет, что для выживания достаточно отправиться пешком Рє ближайшему колодцу или РІ РіРѕСЂРѕРґ Рё оттуда принести РІРѕРґСѓ. Р’РѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґ - это всего лишь удобство, Р° значит, налог следует взимать РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ личного благосостояния.
Каждый город обязан предоставить своим жителям религиозные услуги, включая синагогу, свиток Торы и преподавателя Торы для детей. На синагогу каждый вносит плату по уровню своей материальной обеспеченности, хотя на первый взгляд, кажется, что синагога всем нужна в равной мере: там все молятся и слушают чтение Торы. Однако в расчет принимается следующее соображение: синагога - это долгосрочное капиталовложение, срок действия которого больше одной человеческой жизни. Богатые люди в целом крепче привязаны к родному городу, чем бедные, которым приходится нередко переезжать с места на место в поисках заработка, следовательно, богатые получают больше выгоды от синагоги, а значит, и платить они должны по своим доходам.
Что касается зарплаты общинного кантора, раввин Хай Гаон постановил, что часть этих расходов покрывается за счет подушных выплат, поскольку каждый нуждается в минимальных услугах кантора. В то же время дополнительные расходы, необходимые на содержание кантора с приятным голосом, относятся к категории "роскоши" и соответственно оплачиваются каждым налогоплательщиком по уровню его материальной обеспеченности.
Таким образом, в основу еврейского закона налогообложения заложен капиталистический принцип, хотя на практике налоги вычисляются исходя из платежеспособности граждан, т.е. в социалистическом духе.
Распоряжение суда о собственности имеет силу
Святость права личности на собственность признается Торой лишь в общем, идеальном смысле. Одно исключение содержится, как уже отмечалось, в системе налогообложения. Кроме того, еврейский суд уполномочен, руководствуясь требованиями времени, принимать такие постановления, которые могут противоречить законам Торы, в том числе оспаривать право на частную собственность. Для таких случаев имеется соответствующий галахический принцип: "Распоряжение суда о собственности имеет силу". Он уполномочивает суд ограничивать и даже целиком аннулировать права человека на его имущество.
Наши мудрецы пользовались этим правом для укрепления религиозных норм жизни, например, предоставляли право наследования мужу несовершеннолетней девочки (моложе 12 лет), аннулировали прощение долгов в седьмой (субботний) год, разрешали жителям города устанавливать собственные цены и плату работникам, а также добиваться исполнения своих постановлений. Такая практика явно противоречит важнейшим экономическим принципам капитализма; в ней очевидны такие традиционные элементы социализма, как твердые цены и твердая зарплата. Важно помнить, однако, что подобные шаги предпринимались в исключительных случаях и диктовались текущими потребностями, например в случае падения морального уровня общины. Решения такого рода преследовали порой чисто воспитательную цель; как только эта цель достигалась, потребность в них отпадала.
Спекуляция и картели
РРЅРѕРіРґР°, РєРѕРіРґР° требовалось обуздать капиталистические эксцессы РІ торговле, наши мудрецы воздерживались РѕС‚ введения галахического запрета, ограничиваясь обычным порицанием. Если, Рє примеру, спекулянты скупали продукты Рё затем продавали РёС… РїРѕ бешеным ценам или монополизировали сбыт каких-то РґСЂСѓРіРёС… важных потребительских товаров, взвинчивая цены РЅР° РЅРёС…, РёРј напоминали предостережение РїСЂРѕСЂРѕРєР° РђРјРѕСЃР° (8:7): "Клялся Р“-СЃРїРѕРґСЊ мощью Яакова: РЅРµ забуду РЇ вовеки РІСЃРµ деяния РёС…"; РЅРѕ дальнейших мер РІ отношении спекулянтов РЅРµ предпринимали. Порицая картели Р·Р° тайный СЃРіРѕРІРѕСЂ РІ ущерб потребителям, РїСЂРѕСЂРѕРє провозглашал: "РћРєРѕРІС‹ злости разреши! Развяжи СѓР·С‹ СЏСЂРјР°!" (Ршая, 58:6).
Р’ отдельных случаях мудрецы принимали сравнительно РјСЏРіРєРёРµ религиозные постановления, Р±РѕСЂСЏСЃСЊ СЃРѕ спекулянтами, которые наживались РЅР° стремлении людей Рє исполнению заповедей РўРѕСЂС‹. Например, Шмуэль разрешил однажды пользоваться дефектными ветками мирта (РІ СЃРІСЏР·РєРµ СЃ лулавом) Рё тем самым вынудил торговцев понизить цены РЅР° эту составную часть арба РјРёРЅРёРј, четырех РІРёРґРѕРІ растений, которые покупают РЅР° осенний праздник РЎСѓРєРєРѕС‚. Еще пример. Р’ период существования Рерусалимского Храма родившей женщине полагалось принести РІ жертву РґРІСѓС… голубей. РљРѕРіРґР° Раббан Гамлиэль узнал, что торговцы подняли цену РЅР° этих птиц РґРѕ двадцати пяти Р·СѓР·РѕРІ Р·Р° пару, РѕРЅ вынес постановление, разрешив каждой женщине приносить эту жертву только РѕРґРёРЅ раз, даже если Сѓ нее было пять СЂРѕРґРѕРІ или выкидышей. Р’ Мишне сообщается, что РІ тот Р¶Рµ день цены РЅР° голубиную пару упали РґРѕ половины Р·СѓР·Р°. Опираясь РЅР° эту мишну, автор "Цемах цедек" постановил временно запрещать потребление рыбы РІ шаббат, если рыбаки взвинтят цены РЅР° нее.
Социальное обеспечение
Лишь РІ РѕРґРЅРѕРј случае Галаха требует взимать общественные налоги РїРѕ материальным возможностям налогоплательщика, С‚.Рµ РїРѕ социалистическому принципу. Речь идет Рѕ финансировании благотворительного фонда, который должен действовать РІ каждом РіРѕСЂРѕРґРµ. Ртот фонд помогает гражданам выполнять важную мицву - жертвовать РЅР° благотворительные РЅСѓР¶РґС‹. Поэтому размер каждого РІР·РЅРѕСЃР° должен соответствовать той степени, РІ которой жертвователь обязан исполнить данную заповедь, С‚.Рµ. СѓСЂРѕРІРЅСЋ его возможностей.
Формально еврейский закон считает благотворительность Рё милосердие личными заповедями, возложенными РЅР° нас РІ силу нашего еврейского происхождения Рё, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, даже нашей принадлежности Рє СЂРѕРґСѓ человеческому. Тем РЅРµ менее, обязательные благотворительные фонды, упоминаются еще РІ Мишне, составленной около РґРІСѓС… тысяч лет назад. Рто означает, что СЃР±РѕСЂ Рё распределение РІР·РЅРѕСЃРѕРІ поручались специально назначенным представителям общины. Соответствующие постановления содержатся РІ кодексе еврейских законов "Шулхан РђСЂСѓС…".
Фактически сама Тора возлагает на общину, точнее, на городских руководителей или суды, полную ответственность за обеспечение нуждающихся. Она требует, в частности, проследить, чтобы ни один бедняк не покинул город голодным. Ссылку на эту обязанность можно найти в той части Торы, где говорится о нераскрытых убийствах (эгла аруфа).
Здесь мы находим истоки современных систем социального обеспечения. В наше время такая система почти автоматически становится интегральной частью государственной структуры налогообложения. Однако здесь необходима осторожность, поскольку при сборе пожертвований надо исходить из материальных возможностей жертвователя, в то время как налоги за коммунальные услуги рассчитываются, главным образом, на основе тех благ, которые получает налогоплательщик.
* * *
РР· вышесказанного РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ экономической доктрины РўРѕСЂС‹ заложен капиталистический механизм, "одушевленный" социалистическими, РїРѕ нынешней терминологии, принципами. РўРѕСЂР° учит еврея использовать преимущества капиталистической системы, ее более высокую эффективность, РЅРѕ РїСЂРё этом ограждает его РѕС‚ порождаемых этой системой негативных явлений.
В то же время Тора проявляет достаточную гибкость, позволяя отдельным гражданам и общественным группам придерживаться иных систем. На самом деле, успех определяет не система, а тот дух, которым она пронизана. Без духа Торы всякая система неизбежно ведет к коррупции.
В мишне из трактата "Авот" (5:10), перечисляющей четыре вида отношения человека к собственности, в частности, сказано: "Тот, кто говорит: мое - мое, а твое -твое, это средний человек. Некоторые [однако] считают что это поведение Сдома".
В чем различие этих двух мнений? Формула "Мое -мое, а твое - твое" определяет капитализм; именно по этому вопросу спорят мудрецы. Однако в свете полученных нами выводов никакого противоречия, возможно, нет. Первый мудрец имеет ввиду человека, который предпочитает только капиталистический "механизм" без его духовного элемента. А во втором комментарии говорится о человеке, выбирающем капитализм вместе с духовной основой этого строя.
Другими словами, первый мудрец РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ человеке, который отстаивает СЃРІРѕРё финансовые права, РЅРѕ признает обязанности, сопутствующие этим правам. Р’ высказывании Р¶Рµ второго мудреца фигурирует человек, добивающийся СЃРІРѕРёС… прав, РЅРѕ РЅРµ признающий Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ обязанностей РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРј. Рменно так вели себя жители РЎРґРѕРјР°, как сказано Сѓ РїСЂРѕСЂРѕРєР° Рехезкеля (16:49): "Гордость была Рё пресыщение хлебом... РЅРѕ СЂСѓРєРё бедного Рё нищего РѕРЅР° РЅРµ поддерживала".
Далее мишна продолжает: "Говорящий "РјРѕРµ - твое Рё твое - РјРѕРµ" - это невежда". Отрицая СЃРІРѕРµ право Рё право РґСЂСѓРіРёС… людей РЅР° собственность, РѕРЅ тем самым пренебрегает волей Творца, который дарует нам собственность, чтобы РјС‹ расширяли СЃРІРѕРё личные возможности Рё могли лучше Рё полнее служить Ему. Самовольно отвергая это право, такой человек фактически уклоняется РѕС‚ поставленной перед РЅРёРј задачи. РќРѕ есть Рё такие, чье кредо звучит РїРѕ-РёРЅРѕРјСѓ: "РјРѕРµ - твое, Р° твое - твое". Такие люди РЅРµ настаивают РЅР° СЃРІРѕРёС… правах - то, что РёРј причитается, РѕРЅРё отдают РІ распоряжение РґСЂСѓРіРёС… Рё одновременно свято чтут права ближнего. Рти люди - праведники.
Возвращаясь к теме налогообложения, которая отражает саму философию экономического строя, следует еще раз отметить, что подход Торы к этому вопросу формально капиталистический, однако сама практика взимания налогов в какой-то мере ближе к социализму.
Заселение Ррец-Рсраэль: право Рё долг
Право евреев РЅР° Ррец-Рсраэль
Р’ мишне сказано: "Каждый может заставить (своего СЃСѓРїСЂСѓРіР°) переехать РІ Ррец-Рсраэль, РЅРѕ РЅРµ уехать оттуда... Р±СѓРґСЊ то мужчина или женщина". Значение этой Галахи состоит РІ том, что РјСѓР¶ Рё жена РјРѕРіСѓС‚ требовать РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° переселиться РІ Ррец Рсраэль. Если РјСѓР¶ отказывается, жена имеет право РЅР° развод СЃ полной выплатой причитающейся ей СЃСѓРјРјС‹ РїРѕ ктубе (еврейскому брачному контракту). Если переезжать РЅРµ хочет жена, то РјСѓР¶Сѓ разрешено дать ей развод без РІСЃСЏРєРёС… выплат РїРѕ ктубе. Мудрецы Талмуда РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚: "Рћ РєРѕРј говорится 'каждый'? - Рћ рабах [кнаанских]." Другими словами, раб может заставить своего С…РѕР·СЏРёРЅР° переехать РІ Ррец-Рсраэль или, РїРѕ крайней мере, добиться своего освобождения для переезда. Такое постановление приняли Рамбам Рё составители кодекса "Шулхан РђСЂСѓС…".
РќР° первый взгляд, странное постановление. РњСѓР¶ обязан содержать СЃРІРѕСЋ жену. Как Р¶Рµ РѕРЅР° может заставить его переехать РІ Ррец-Рсраэль Рё лишить тем самым заработка? Рли, если РѕРЅ откажется, вынудить его развестись СЃ ней Рё заставить оплатить СЃСѓРјРјСѓ РїРѕ ктубе (брачному контракту)?
Еще удивительнее включение "кнаанского" раба РІ эту категорию. Ведь РѕРЅ - собственность своего С…РѕР·СЏРёРЅР°. Р’СЃРµ, что РѕРЅ приобретает, принадлежит С…РѕР·СЏРёРЅСѓ. Как может раб заставить С…РѕР·СЏРёРЅР° переехать РІ Ррец-Рсраэль, Р° если С…РѕР·СЏРёРЅ откажется, заставить его предоставить ему СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, чтобы самому отправиться туда?
Очевидно, право РЅР° проживание РІ Ррец-Рсраэль (ешиват Ррец-Рсраэль) важнее, чем право собственности -последнее дает лишь материальную выгоду, Р° первое способствует РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ росту.
Чтобы разобраться СЃ этим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј, посмотрим вначале, что представляет СЃРѕР±РѕР№ обязанность жить РІ Ррец-Рсраэль.
РњРѕР¶РЅРѕ ли считать ишув Ррец-Рсраэль (поселение РІ Ррец-Рсраэль) мицвой!
Р’ отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… авторитетов, которые классифицировали заповеди РґРѕ него Рё РІ его СЌРїРѕС…Сѓ (Бахаг, Рамбам, Семаг, Семак), Рамбан считал ишув Ррец-Рсраэль РѕРґРЅРѕР№ РёР· 613 мицвот. РќРѕ даже Рамбам, РЅРµ включивший эту мицву РІ СЃРІРѕРґ законов, вынес, тем РЅРµ менее, галахическое решение Рѕ том, что "каждый может заставить (своего СЃСѓРїСЂСѓРіР°) переехать РІ Ррец-Рсраэль". РћРЅ постановил также, что РїСЂРё РїРѕРєСѓРїРєРµ РґРѕРјР° РІ Ррец-Рсраэль Сѓ нееврея, РјРѕР¶РЅРѕ вопреки раввинскому запрету попросить его написать расписку РІ шаббат. Причем Рамбам РЅРµ ограничивается этими формальными постановлениями; РѕРЅ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разъясняет РёС…, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ слова мудрецов, РёС… восторженные высказывания Рѕ важности проживания РІ Ррец-Рсраэль. Р’ РѕРґРЅРѕРј месте РѕРЅ пишет: "Запрещено покидать Ррец-Рсраэль РІ любое время Р·Р° исключением следующих целей: изучение РўРѕСЂС‹, РїРѕРёСЃРє жены, спасение имущества РѕС‚ неевреев, ...РЅРѕ затем надо вернуться РІ Ррец-Рсраэль...". Даже если выезд юридически допустим, "РѕРЅ РЅРµ соответствует нормам святости" Рё поэтому РІ иных случаях наказуем.
Далее Рамбам продолжает: "Наши величайшие мудрецы целовали землю, РєРѕРіРґР° приезжали РІ Ррец-Рсраэль, Рё РѕРЅРё целовали ее камни Рё простирались РІ ее пыли... Живущему РІ Ррец-Рсраэль прощаются грехи... Лучше жить РІ Ррец- Рсраэль РІ РіРѕСЂРѕРґРµ СЃ нееврейским большинством, чем Р·Р° пределами Ррец-Рсраэль РІ РіРѕСЂРѕРґРµ СЃ еврейским большинством. Р’СЃСЏРєРёР№, кто уезжает РІ диаспору, как будто совершает акт идолопоклонства."
Разрабатывая еврейский календарь, Рамбам РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что проживание евреев Ррец-Рсраэль есть абсолютная необходимость. РџСЂРёРІРѕРґРёРј слова Рамбама СЃ комментарием Хатам Софера: "Рамбам пишет: 'Представим себе, что евреи навсегда исчезли РёР· Ррец-Рсраэль, РґР° избавит нас Р‘-Рі РѕС‚ такого несчастья, РёР±Рѕ РћРЅ обещал РІ РўРѕСЂРµ, что этот народ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ прекратит своего существования...". Отсюда следует: если (Р‘-Р¶Рµ упаси) РІ Ррец-Рсраэль РІ какой-то момент совершенно РЅРµ останется евреев, даже РїСЂРё том, что РѕРЅРё продолжат жить РІ диаспоре, это будет называться "гибелью народа".
Другими словами, если Р±С‹ РІ Ррец-Рсраэль перестали жить евреи, то наш народ прекратил Р±С‹ СЃРІРѕРµ национальное существование. Р’РѕС‚ насколько важен ишув Ррец-Рсраэль, СЃ точки зрения Рамбама. Его мнение подкреплено тем обстоятельством, что евреи, живущие РІ диаспоре, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ считаться коллективом (карал) согласно некоторым законам РўРѕСЂС‹. РќРѕ раз РѕРЅРё РЅРµ являются кагалом, простая логика подсказывает, что Рё народом РѕРЅРё тоже РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть. Рта тема будет рассмотрена РїРѕР·Р¶Рµ.
Как СѓР¶Рµ отмечалось, Рамбам ставит ишув Ррец-Рсраэль выше раввинских запретов (РІ данном случае речь идет Рѕ регистрации РїРѕРєСѓРїРєРё Сѓ нееврея РІ шаббат), стараясь как РјРѕР¶РЅРѕ убедительнее обосновать это решение. Отсюда автор "Пеат РіР°-шулхан" делает вывод, что Рамбам считает ишув Ррец-Рсраэль мицвой, происходящей если РЅРµ РёР· постановлений самой РўРѕСЂС‹, то, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РѕС‚ постановлений раввинов. Однако есть причина сомневаться РІ точности такого вывода. Если считать, что ишув Ррец-Рсраэль - раввинская заповедь, то почему Рамбам СЃ таким энтузиазмом подчеркивает ее значение. Ведь Рє большинству мицвот РўРѕСЂС‹ РѕРЅ относился гораздо сдержаннее.
РљСЂРѕРјРµ того, закон, позволяющий заставить СЃСѓРїСЂСѓРіР° переехать РІ Ррец-Рсраэль, еще РЅРµ доказывает, что такой переезд является мицвой. Р’ той Р¶Рµ, ранее упомянутой мишне сказано: "Каждый может заставить СЃСѓРїСЂСѓРіР° переехать РІ Рерусалим"; тем РЅРµ менее, Р¶РёР·РЅСЊ РІ Рерусалиме РЅРµ считается мицвой.
Наш вывод Рѕ том, что ишув Ррец-Рсраэль РЅРµ является мицвой, подтвержден автором "РРіСЂРѕС‚ Моше". РћРЅ писал, что это указание РЅРµ может быть раввинской заповедью Рё что Р¶РёР·РЅСЊ РІ диаспоре РЅРµ означает нарушение мицвы.
Отсюда РјРѕР¶РЅРѕ заключить, что Рамбам считал проживание РІ Стране Рзраиля РЅРµ мицвой, Р° скорее, важным долгом. Напомним, что евреев называют кагалом (коллективом) Рё цибуром (общиной) только РІ Ррец-Рсраэль Рё РЅРёРіРґРµ больше. Даже соблюдение заповедей РўРѕСЂС‹ РЅРµ может считаться полноценным РІ любом месте Р·Р° пределами Страны Рзраиля. Рассматривая ишув Ррец-Рсраэль как долг, Р° РЅРµ как мицву, РјС‹ ставим его РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ СЃ праведным поведением, миролюбием, заботой Рѕ нуждах общины Рё С‚.Рґ. Согласно Рамбану, РІ эту категорию РІС…РѕРґРёС‚ даже чтение молитв. Р’СЃРµ это РЅРµ прямые заповеди, Р° важные обязанности евреев, Рѕ чем будет рассказано РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· последующих глав.
Рсточники долга
Прежде чем определить источники этой важной обязанности, вернемся Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ примечательному утверждению Рѕ том, что полное соблюдение заповедей РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РІ Ррец-Рсраэль. Что позволяет нам так утверждать?
Рзвестно, что мицвот, исполнение которых зависит РѕС‚ пребывания РІ Ррец-Рсраэль, относятся только Рє этой земле, как сказано РІ трактате Кидушин Вавилонского Талмуда. РўРѕ Р¶Рµ самое РјРѕР¶РЅРѕ сказать Рѕ заповедях, связанных СЃ храмовой службой, РёР±Рѕ только Ррец-Рсраэль достойна иметь Сѓ себя вечное святилище Творца, Рё это само РїРѕ себе свидетельствует Рѕ центральной роли Ррец-Рсраэль РІ РўРѕСЂРµ. Таким образом, РјС‹ РІРёРґРёРј, что исполнение РјРЅРѕРіРёС… мицвот зависит РѕС‚ пребывания РЅР° Святой земле.
РќРѕ Рё это еще РЅРµ РІСЃРµ. Р’СЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ мицвот тоже РІ значительной степени "привязаны Рє земле (Рзраиля)". Обратимся Рє примерам.
Р’ комментарии Сифри Рє второй части молитвы РЁРјР° Рё пояснении Раши приведено высказывание наших мудрецов Рѕ том, что РјС‹ должны исполнять мицвот тфилин Рё мезузы даже РІ диаспоре, чтобы РїРѕ возвращении РІ Ррец-Рсраэль РѕРЅРё РЅРµ показались нам чем-то новым. Точно так Р¶Рµ король, изгоняющий провинившуюся жену РёР· дворца РІ РґРѕРј ее родителей, велит ей, тем РЅРµ менее, продолжать пользоваться косметическими средствами, чтобы, вернувшись Рє нему, РѕРЅР° РЅРµ утратила навык.
Рто значит, что даже личные мицвот РІСЂРѕРґРµ тфилин Рё мезузы, РЅРµ имеющие непосредственного отношения Рє земле, сохраняются РІ изгнании РЅРµ ради РЅРёС… самих, Р° для того, чтобы облегчить РёС… соблюдение после нашего возвращения РІ Ррец-Рсраэль. Рамбан объясняет: "Мицвот предназначены, РІ первую очередь, для тех, кто живет РІ стране Р‘-РіР°". Его мнение разделяет рабейну Бахья: "Главное значение мицвот состоит РІ РёС… соблюдении РЅР° Святой земле".
РњРѕР¶РЅРѕ спросить: какова СЃРІСЏР·СЊ между Ррец-Рсраэль Рё тфилин? Если речь идет Рѕ строго личной, "религиозной" мицве, то как влияет РЅР° нее пребывание РІ стране Рзраиля? Р РІ чем смысл мидраша, рассказывающего Рѕ выдающихся мудрецах СЌРїРѕС…Рё Мишны, которые уезжали РёР· Ррец-Рсраэль РІ Вавилон, чтобы учить там РўРѕСЂСѓ РїРѕРґ руководством великих ученых? Ступив РЅР° землю Ррец-Рсраэль, РѕРЅРё плакали, РіРѕРІРѕСЂСЏ: "Ршув Ррец-Рсраэль равнозначен всем РґСЂСѓРіРёРј заповедям, вместе взятым", - Рё возвращались РґРѕРјРѕР№.
Столь важное значение, которое мудрецы придавали Р¶РёР·РЅРё РІ Ррец-Рсраэль, РјРѕР¶РЅРѕ объяснить только РІ рамках национального аспекта иудаизма. Перед еврейским народом поставлена важная историческая задача, для исполнения которой ему даны РўРѕСЂР° Рё мщвот (СЃРј. лекцию 1: Еврейский национализм). РўРѕСЂР° Рё мщвот составляют важнейшие средства реализации национальной РјРёСЃСЃРёРё. РќРѕ первейшее условие для этого - проживание евреев РІ Ррец-Рсраэль. Таким образом, Ррец-Рсраэль тоже играет важную роль РІ осуществлении нашего национального предназначения. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, именно это имел РІ РІРёРґСѓ руководитель йешивы Тельз рабби Рлиягу Меир Блох, РєРѕРіРґР° писал, что соблюдение мицвот РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ истинную пользу лишь РІ Ррец-Рсраэль, что только там заповеди приобретают СЃРІРѕСЋ РѕСЃРѕР±СѓСЋ ценность.
Р’ диаспоре РјС‹ - неполноценный народ, РІСЂРѕРґРµ безрукого инвалида. Поскольку пребывание РІ Стране Рзраиля придает исполнению всех заповедей РѕСЃРѕР±РѕРµ значение Рё РѕСЃРѕР±СѓСЋ ценность, получается, что ишув Ррец-Рсраэль, РЅРµ будучи заповедью, тем РЅРµ менее равнозначен всем мицвот, вместе взятым. Да, Ррец-Рсраэль - всего лишь средство, РЅРѕ это исключительно важное средство для успеха той РјРёСЃСЃРёРё, ради которой РјС‹ существуем. "Народ сей РЇ создал для Себя, чтобы РѕРЅРё рассказали Рѕ славе Моей" (Ршаягу, 43:21).
Р’РѕС‚ почему только РІ Ррец-Рсраэль РјРѕР¶РЅРѕ предпринимать действия, направляющие деятельность всего народа, Рё создавать его национальные учреждения.
Высшим руководящим органом еврейского народа является Бейт-РґРёРЅ РіР°-гадолъ, Верховный СЃСѓРґ, состоящий РёР· семидесяти РѕРґРЅРѕРіРѕ члена. Рамбам писал: "Рерусалимский Бейт-РґРёРЅ РіР°-гадоль является главным хранителем Устного закона. РћРЅ - оплот управления, Рё РѕС‚ него РёСЃС…РѕРґСЏС‚ законы Рё постановления для всего Рзраиля". Даже царя назначают члены Верховного СЃСѓРґР°. РћРЅРё РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РѕСЃРѕР±РѕРµ посвящение, Рё это посвящение юридически действительно только РІ Ррец-Рсраэль. Короче РіРѕРІРѕСЂСЏ, только РІ Ррец-Рсраэль может действовать система еврейской власти, как религиозной, так Рё национальной.
Даже установку календаря, включая праздники, РјРѕР¶РЅРѕ доверить только лицам, уполномоченным РЅР° это РІ Ррец-Рсраэль. РџРѕ мнению Рамбама, если РІРѕ всей стране Рзраиля РЅРµ останется евреев, календарь Рё СЃСЂРѕРєРё праздников тоже потеряют законную силу.
Есть мнение, что Галель (благодарственную молитву) нельзя читать РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ чуда, свершившегося Р·Р° пределами Ррец-Рсраэль, поскольку РѕРЅРѕ произошло без участия Р‘-жественного Провидения, находящегося только РІ Стране Рзраиля, Рё следовательно, имеет меньшее значение. РљСЂРѕРјРµ того, если СЃСѓРґ ошибочно объявляет допустимым действие, наказуемое каретам (небесным отлучением), Рё большинство людей придерживаются этого решения, то после выявления ошибки искупительную жертву РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ только СЃСѓРґ, РЅРѕ РЅРµ сами нарушители. РџСЂРё подсчете согрешивших, чтобы выяснить действительно ли РѕРЅРё составляют большинство, учитывают только жителей Ррец-Рсраэль, как будто еврейскому народу (РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ коллектива) нет РЅСѓР¶РґС‹ брать РІ расчет грехи, совершенные РІ изгнании. Р’ РєРЅРёРіРµ "Цофнат паанеах" говорится даже, что евреи диаспоры РЅРµ являются цибуром, общиной.
Таким образом, Ррец-Рсраэль столь важна для жизнедеятельности еврейской нации, что даже личные мицвот, будучи неотъемлемой частью функционирования национального организма, приобретают истинную ценность только РїСЂРё РёС… совершении РЅР° Святой земле.
Заселение Рё развитие Ррец-Рсраэль
РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ вышесказанного РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что Р¶РёР·РЅСЊ РІ Ррец- Рсраэль, Р±СѓРґСЊ то мицва или обязанность, имеет РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение. РќРµ менее важно заботиться РѕР± этой земле, ведя подготовку Рє строительству РЅР° ней национальной Р¶РёР·РЅРё Р‘-РіРѕРј избранного народа. Рабби Яаков Рмден разъясняет это положение РІ предисловии Рє своему молитвеннику. Далеко РЅРµ РІСЃРµ зависит РѕС‚ РїСЂРёС…РѕРґР° Машиаха, считает Хазон РС€: "Рта земля остается Ррец-Рсраэль, даже РєРѕРіРґР° РјС‹ пребываем РІ изгнании. РњС‹ Рё тогда обязаны заселять ее Рё жить РЅР° ней".
Автор "Авней незер" высказывает еще РѕРґРЅСѓ существенную мысль: "Суть мицвы ишув Ррец-Рсраэль заключается РІ том, чтобы материально обеспечивать себя РІ этой стране. РўРѕС‚, кто живет РЅР° пожертвования диаспоры, СЃ моей точки зрения, РЅРµ исполняет полностью эту заповедь." Р’ дальнейшем РѕРЅ, однако, поясняет: "Тем РЅРµ менее такой человек считается исполнившим мицву ешиват Ррец-Рсраэль (С‚.Рµ. Р¶РёР·РЅРё РІ стране Рзраиля, РЅРѕ РЅРµ ее заселения)".
Р’РѕС‚ почему, объясняет автор "Авней незер", РјРЅРѕРіРёРµ мудрецы РўРѕСЂС‹ оставались Р·Р° пределами Страны Рзраиля: РѕРЅРё РЅРµ смогли Р±С‹ полностью исполнить мицву ишув Ррец-Рсраэль.
Рабби Давид РљРѕРіСЌРЅ нашел РІ РўРђРќРђРҐРµ подтверждение высказанному РІ "Леней незер" положению: "Сказано: 'Р–РёР» РѕРґРёРЅ человек РІ Маоне, Р° работал РѕРЅ РЅР° Кармеле. РџРѕР·Р¶Рµ этого человека упоминают РїРѕРґ именем 'Навал-кармелитянин. Отсюда Мальбим делает вывод, что человека называют РїРѕ месту его работы". Поэтому тот, кто хочет стать жителем Ррец-Рсраэль, должен прежде всего найти себе там заработок.
Тезис РёР· "Авней незер" вполне согласуется СЃ ранее сформулированным нами принципом Рѕ том, что важность Р¶РёР·РЅРё РІ Ррец-Рсраэль проистекает РёР· нашей РјРёСЃСЃРёРё установить там образцовое общество. РќРѕ чтобы стать примером для подражания, это общество должно посвятить себя служению Р‘-РіСѓ, одновременно решая РІСЃРµ текущие проблемы, присущие современному РјРёСЂСѓ.
Жить Р·Р° счет чудес РјРѕР¶РЅРѕ только РІ пустыне; для сверхъестественного существования РЅРµ требуется Ррец-Рсраэль. РќРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, такой образ Р¶РёР·РЅРё РЅРµ позволил Р±С‹ нам осуществить нашу РјРёСЃСЃРёСЋ: повести РІСЃРµ человечество РїРѕ пути служения Творцу. Чтобы выполнить столь великую задачу, еврейский народ должен строить СЃРІРѕСЋ национальную Р¶РёР·РЅСЊ, используя РІСЃРµ существующие РІ РјРёСЂРµ профессии. Комментируя благословение Яакова (РІ РєРЅРёРіРµ Берешит), рабби Шимшон Рафаэль Р“'РёСЂС€ писал: "Еврейскому народу суждено быть нацией крестьян Рё купцов, солдат Рё ученых; РѕРЅ должен показать, что генеральная задача человечества Рё наций, открытая нам РІ РўРѕСЂРµ, РЅРµ замыкается РЅР° каких-то особых профессиях Рё способностях".
Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, та Р¶Рµ мысль побудила Хатам Софера написать РІ РѕРґРЅРѕРј комментарии: '"Рты соберешь СЃРІРѕРµ зерно' - ради заселения Ррец-Рсраэль... изучая РЅРµ только сельское хозяйство, РЅРѕ Рё РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ профессии, чтобы жить РІ Ррец-Рсраэль Рё беречь ее честь".
Даже в комментариях Раши содержится та же мысль:
Р‘-Рі хочет, писал РѕРЅ, - "чтобы РјРёСЂ РЅРµ испытывал недостатка РІ профессиях". Признав, что ишув Ррец-Рсраэль является важным этапом РІ приближении человечества Рє Творцу, РјС‹ неизбежно выделяем РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль труда Рё постоянного контакта СЃ окружающим РјРёСЂРѕРј. РќРµ случайно Хатам Софер, преуменьшавший значение трудовой деятельности РІ странах рассеяния, делает исключение для Ррец-Рсраэль, РіРґРµ труд становится РЅРµ вынужденным злом, Р° важнейшей необходимостью.
* * *
Р’ заключение подведем итоги. РќР° нас, евреях, лежит истинно великий долг: жить РІ Стране Рзраиля. Даже РЅРµ будучи мицвой, ишув Ррец-Рсраэль тесно связан, однако, СЃ исполнением мицвот Рё законов РўРѕСЂС‹. Жить РїРѕ РўРѕСЂРµ означает жить РІ Ррец-Рсраэль, обеспечивать там СЃРІРѕРё материальные РЅСѓР¶РґС‹ Рё строить образцовое общество.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.judaicaru.org/