Кинаят Зардыхан
«Запад или Восток» - вечный вопрос нашей истории. Рименно сквозь призму подобной постановки проблемы мы смотрим на всю историю кочевой государственности. При объективном рассмотрении которой, мы можем наблюдать борьбу, ставшую предметом многолетней научной дискуссии, между двумя представлениями истории развития Степной цивилизации Евразии.
Так в представлениях одной стороны превалировали мнения, возникшие в Европе XIX века, когда утверждалось, что кочевые народы не имели не только своей собственной государственности, но даже и своей истории. Подобное евроцетристское восприятие прошлого номадов Евразии наглядно продемонстрировано в трудах Дж. А. Тойнби и ряда других западных ученых. Некое научное обоснование данное мнение получило в Советской марксистской историографии, отказывавшей кочевникам в способности достигнуть уровня государственной организации, объясняя это отсутствием классов и частной собственности на землю. А раз этого не было, то не могло быть и государства. Обозначенные концептуальные представления на протяжении двух столетий преобладают в широком общественном сознании. Аналогичные явления присутствуют в нашей казахстанской историографии и по сей день.
Восприятие истории кочевников учеными, имеющими РёРЅРѕР№ взгляд РЅР° данный РІРѕРїСЂРѕСЃ основывается РЅР° многолетнем тщательном Рё всестороннем анализе общественного устройства кочевых народов. Рассмотрение результатов РёС… исследований показывает наличие РґРІСѓС… моментов. Р’Рѕ-первых, земля РІ понимании кочевников имела стратегически важное значение, обладание которой давало РѕСЃРЅРѕРІСѓ государству. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, монопольное право РЅР° землю принадлежало государству. Р’ кочевом государстве собственность РЅР° землю осуществлялась через управление Рё урегулирование процессом кочевания. Данное положение убедительно доказано РЅР° примере средневекового монгольского общества академиком Р‘. РЇ. Владимирцовым РІ его широко известном труде «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм». Р’ монгольском обществе пастбища принадлежали РІ первую очередь верховному властителю – хану или хагану, затем РїРѕ очереди: тысячникам, дарханам Рё родоначальникам. Мысли Р‘. РЇ. Владимирцова Рѕ сути общественного устройства кочевых народов поддерживаются большинством исследователей постсоветского пространства. Р’Рѕ-вторых, справедливо РЅР° наш взгляд мнение нашего казахстанского коллеги Рќ. Р. Масанова, РєРѕРіРґР° РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «отношения собственности РЅР° СЃРєРѕС‚ Рё процессы его концентрации обуславливали РЅРµ только отношения собственности РЅР° землю Рё РІРѕРґСѓ, зависимое положение общины, РЅРѕ фактически детерминировали несвободу трудящихся РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ Рё различные формы зависимости. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим автор классом называет богатых скотовладельцев . Отсюда вывод, что РІ кочевом обществе через скотовладение земля-РІРѕРґР° (пастбища) также являлось собственностью, большей частью которой владело меньшинство. Таким образом, общество разделялось РЅР° сословия, наличие которых приводило Рє социальным противоречиям. РС… регулировкой занималась власть РЅР° различном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Р’ конечном итоге это означает, что, как Рё Сѓ оседлых народов, Сѓ кочевников также было собственное государство. Р’ настоящее время РІРѕРєСЂСѓРі этой проблемы нет больших СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё разногласий. Дискуссия РїРѕ проблемам кочевничества идет главным образом между западными учеными Рё исследователями РІ этническом отношении являющихся потомками прежде кочевых народов.
Рзвестно, что Сѓ истоков концептуального взгляда, отрицающего кочевую государственность, стояли основоположники немецкой классической философии Рммануил Кант Рё Фридрих Гегель. Например, Кант усматривал истоки государственности Сѓ кочевников РІ конфликте между кочевниками (номадами) Рё землевладельцами (оседлыми группами). Рђ Гегель, относя номадов РєРѕ второй доисторической стадии развития кочевничества, считал, что кочевники РЅРµ дозрели РґРѕ стадии образования государственности. Таким образом, РѕРЅРё, абсолютизируя возникновение цивилизации Рё развития государственности РІ Европе, обосновали возможность завоевания Рё упорядочения «цивилизованной Европой над РґРёРєРѕР№ Азией».
РС… теории сопровождали новые направления, сначала теория антропологизации РІ исследовании номадизма, затем возникла «завоевательная теория» происхождения государства Сѓ кочевников (Ратцель Рё РґСЂ.), С‚.Рµ. возникновение кочевых империй. Например, РўРѕР№РЅР±Рё называет РІСЃРµ империи «универсальным государством», Рє числу таких государств РѕРЅ относит создание Московией РІ конце XV века Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ государства. Да, СЃ этим РјРѕР¶РЅРѕ согласиться. РќРѕ РѕРЅ РїСЂРё этом совершает грубейшую ошибку, разделяя так называемые «универсальные государства» (С‚.Рµ. империи) РЅР° европейскую демократическую Рё евроазиатскую деспотическую Рё быстро деградирующую. РћРЅ РЅР° примере РјРЅРѕРіРёС… империй, созданных РІ РђР·РёРё считает, что «номадические империи эфемерны, потому что СЃ утратой стимула (С‚.Рµ. демонстрации власти – Рљ.Р—.) начинает исчезать Рё сила». Ссылаясь РЅР° РР±РЅ Халдуна, РѕРЅ таким империям дает «не более трех поколений, С‚.Рµ. 120 лет». Автор РЅРµ берет РІРѕ внимание общеизвестные факты РёР· всемирной истории: империя Александра Македонского пала сразу после его смерти, «вечность» Р РёРјСЃРєРѕР№ империи закончилась после правления Юлия Цезаря, империя Тамерлана РѕСЃРЅРѕРІСѓ которой составляли оседлые РіСЂСѓРїРїС‹, прекратила СЃРІРѕРµ существование вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј основателем. РќР° месте бывших оседлых империй были образованы государства кочевых булгарцев, македонцев, албанцев, тюрков Рё С‚.Рґ. Рђ исключительно кочевая империя, созданная Р§РёРЅРіРёР·-ханом Рё его потомками просуществовала почти 240 лет, оставив после себя фундамент для создания прочных государственных образований РЅР° территории Ррана, Китая Рё евразийской степи.
Ныне нет всех этих империй, РЅРѕ РІСЃРµ РѕРЅРё оставили СЃРІРѕР№ след РІ истории, который нельзя оценивать однозначно позитивно или негативно. Несправедливым будет Рё разделение РёС… РЅР° «оседлые» Рё «кочевые», РєРѕРіРґР° непременно пытаются придать последним отрицательный оттенок. РС… отличие лишь РІ том, что была разной форма хозяйствования, Сѓ РѕРґРЅРёС… оседлая земледельческая, Сѓ РґСЂСѓРіРёС… кочевая скотоводческая, Сѓ РѕРґРЅРёС… множество письменных источников, Сѓ вторых лишь богатая устная традиция. Так Р¶Рµ неверным будет говорить, что кочевники РЅРµ строили стационарных поселений, РёС… количество насчитывается современными археологами десятками, сотнями.
Р’СЃРµ это РїРѕ настоящее время остается РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј неизвестным Рё непонятным для европейского сознания. Очевидно, этим Рё определяется малый Рё зачастую неверный объем информации РЅРµ только Рѕ кочевых народах – хуннах, тюрках, монголах, РЅРѕ даже Рё Рѕ более известных оседлых народах РђР·РёРё – Китая, РРЅРґРёРё Рё С‚.Рґ. До XV-XVI РІРІ. европейцы знали кочевников лишь РїРѕ РёС… периодическим нашествиям РЅР° саму Европу. Поэтому РѕРЅРё Рё воспринимали кочевые народы РЅРµ иначе как СЃРІРѕРёС… врагов. Первым против РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ евроцентристского восприятия истории кочевых народов выступил РІ СЃРІРѕРёС… работах Р›. Рќ. Гумилев. Р’ СЃРІРѕРµ время Рё академик Рќ. Р. Конрад РІ СЃРІРѕРёС… статьях «Средние века РІ исторической науке», «О смысле истории», Р° также РІ письмах Рє Дж. РўРѕР№РЅР±Рё дал достаточно обоснованный СЃ методологических позиций ответ евроцентризму . Подобные правильные РЅР° наш взгляд мнения встречаются Рё среди западных исследователей. Возьмем высказывания американского исследователя Р СѓРґРё РџРѕР» Линднера. Р’ своем объемном исследовании «Чем являлось кочевое племя?В» РѕРЅ пишет: В«Рсторики недолюбливают кочевников… Первичные исторические источники подчеркивают эту неприязнь СЃРІРѕРёРј всеобщим унизительным отношением: РёС… авторы, являясь оседлыми людьми, также видели кочевников как хищников Рё описывали РёС… СЃ безопасной дистанции. Почему Р¶Рµ РјС‹ должны выдвигать эти свидетельства РїСЂРё отсутствии альтернативных источников, охватывающих кочевническую перспективу» . Рдалее: «Почему Р¶Рµ конные лучники должны были сохранять архивы? Бумага являлась всегда тяжелой, предотвращала Р±С‹ мобильность, дальнобойность Рё быстроту лошадей. Вкратце, странствующая легкость давала военное преимущество кочевникам, РЅРѕ РѕРЅР° также вручала РёС… историю РІ СЂСѓРєРё РёС… оседлых жертв».
Обрисованное необъективное отношение к истории кочевников имело место задолго до ХХ века. Но в это столетие были проделаны первые шаги к объективному осмыслению проблемы. Речь идет о работах Б. Я. Владимирцова, В. В. Бартольда, А. Н. Кононова, Л. Н. Гумилева и некоторых других. Каждый из них внес большой вклад в изучение истории кочевой государственности. Однако, особое место в ряду таких ученых занимает Лев Николаевич Гумилев. К пониманию природы кочевничества он пришел через глубинные познания в тюркологической науке, через кропотливые и долгие исследования истории и культуры древних тюрков. Проблемы кочевой государственности, поднимавшиеся в многочисленных работах Л. Н. Гумилева по кочевникам, всегда излагались со знанием материала, привлечением многочисленных разноязычных источников и литературы. Его исследования это раскрытие внутреннего мира кочевников, взгляд изнутри.
Современная творческая общественность РїРѕ-разному воспринимает научное наследие этого великого ученого. Р’ представлении некоторых РѕРЅ РЅРµ был РІ полном смысле тюркологом-востоковедом. РќРµ владея РІ достаточной мере средневековыми восточными источниками РІ оригинале, излагая материал РІ более произвольной форме, чем это было принято РІ классической историко-востоковедческой науке, РѕРЅ нередко слышал критику СЃРІРѕРёС… коллег- кочевниковедов Рё востоковедов. Р’ СЃРІРѕРёС… работах Р›. Рќ. Гумилев отказался РѕС‚ СѓР¶Рµ привычного строгого следования данным источников, РѕС‚ скрупулезной текстологической работы над средневековыми СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЏРјРё Рё текстами. Задачу историка РѕРЅ видел РІ РґСЂСѓРіРѕРј: В«Рстория требует специальных способностей, охвата явлений, РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ видения Рё интуиции, Рє чему знание языков РЅРµ имеет РїСЂСЏРјРѕРіРѕ отношения. Работа историка, устанавливающего СЃРІСЏР·СЊ между событиями, начинается там, РіРґРµ кончается работа филолога-востоковеда, задача которого установить наличие самих событий».
К примеру, отлично представление об истории тюрков в среде самих тюрков от представлений о ней среди некоторых историков не тюркского происхождения, западноевропейского, славянского, китайского и т.д. В книгах Гумилева мы наблюдаем схожесть с тюркскими представлениями истории. Он всегда был близок к объектам своих исследований, никогда не был лишь кабинетным ученым, много времени добровольно (в экспедициях) и принудительно (в лагерях) проводя вдали от научных центров страны.
В научном наследии Л. Н. Гумилева одно из главных мест занимают исследования по истории тюркского и монгольского миров, по истории в целом кочевничества. Рассматривая проблемы тюркологии, поднятые в работах известных востоковедов Л. Коэна, Н. А. Аристова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, В. В. Радлова, В. В. Бартольда, А. Н. Бернштама, А. Н. Кононова, О. Прицака, Л. Н. Гумилев разрабатывал важные методологические подходы в целом к истории кочевничества. В любой работе Гумилева «Хунну», «Хунны в Китае», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства», «Открытие Хазарии», «Тысячелетие вокруг Каспия» раскрываются «тайны» кочевой государственности. К примеру, если Л. Коэн и Н. А. Аристов видели тюркское общество как «общество личностей и родов», недостаточно оценивая его военную и политическую организацию, В. В. Радлов ведущую роль в образовании кочевого государства отводил «влиянию вождей», а О. Прицак обрисовал общую картину «создания кочевых империй», то в работах Гумилева мы видим аргументированное отрицание предложенных трактовок и новое видение проблемы кочевой государственности. Он был не согласен с ограниченным пониманием образования кочевой империи, выдвинутым в работе Прицака «Как возникла степная империя?». По его мнению, во-первых, степные объединения (т.е. государства) возникали не одним способом, а несколькими, во-вторых, выборность хана встречается реже, чем наследование власти. Далее. Уничтожение знатных родов было проведено только Чингиз-ханом, но оно не характерно для тюрков, уйгуров и хуннов.
Необходимо отметить, что РІ работах Р›. Рќ. Гумилева Рё его предшественников Р‘. РЇ. Владимирцова, Р’. Р’. Бартольда РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ наличии или отсутствии государства Сѓ кочевников специально РЅРµ ставился. РРјРё рассматривались основные признаки Рё динамика подобных государств. Р’. Р’. Бартольд Рё Р›. Рќ. Гумилев причины образования кочевых государств искали РІРѕ внутренних процессах, происходивших РІ степи. Р’ СЃРІРѕРµ время Гумилев поддержал РѕРґРЅСѓ интересную мысль Бартольда. Суть ее следующая: «Кочевники РЅРµ «переняли» государство Сѓ РёС… соседей, Р° были вынуждены развить СЃРІРѕСЋ РѕСЃРѕР±СѓСЋ форму государственной организации для эффективного ведения дел СЃ более организованными оседлыми соседями. Рти отношения требовали более высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ организации РІ решении РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, связанных СЃ противоречиями Рё диспутами внутри кочевого общества». РќР° наш взгляд, данный аргумент отличается СЃРІРѕРёРјРё несколькими далеко идущими выводами. Например, кочевое государство С…СѓРЅРЅРѕРІ, образовавшееся РІ условиях жесткого противоборства степи СЃ оседлым Китаем, оставалось реальной политической силой РЅР° протяжении 500 лет, РёР· РЅРёС… первые 250 лет РѕРЅРѕ полностью доминировало РЅРµ только РІ степи, РЅРѕ периодически над самим Китаем, самым большим Рё наиболее сложным РІ отношениях СЃ внешним РјРёСЂРѕРј государством средневековья. Государство С…СѓРЅРЅРѕРІ имело слаженную военно-политическую структуру, урегулированные экономические отношения, зависевшие РѕС‚ торговли, даров или СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РёР· Китая, Р° также налогов РёР· завоеванных земель. Р’СЃРµ названное дополняло внутренние хозяйственно-экономические СЃРІСЏР·Рё страны.
РџСЂРё анализе происхождения кочевых государств Рё РёС… дальнейшего генезиса большое научное значение имеют термины, применявшиеся для обозначения этих государств – «улус» (ulus) Рё «эль»/«иль» (il, el). Р’ исторических Рё филологических исследованиях эти термины объясняются РїРѕ разному. Например, РІ древнетюркском словаре термин В«ilВ» определяется РЅР° трех СѓСЂРѕРІРЅСЏС…: племенной СЃРѕСЋР·, народ, государство . Р’ работах Р’. Р’. Бартольда, Рђ. Рќ. Бернштама отстаивались определения этого термина РІ качестве обозначения племенного СЃРѕСЋР·Р° . Автор средневекового сочинения «Диван-Рё лугат ат-тюрк» термин В«ilВ» переводит как «государство» . Схожее мнение высказывали РЎ. Р•. Малов Рё РЎ. Рџ. Толстов . Гумилев анализируя РІСЃРµ эти Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ высказывания средневековых Рё современных авторов пришел Рє выводу, что «наиболее адекватным переводом термина В«ilВ» будет латинское В«imperiumВ» или СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ «держава». Самоуправляющееся племя илем быть РЅРµ могло». РџСЂСЏРјРѕР№ смысл РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ значения термина В«ilВ» значится РІ самих исторических источниках. РќР° памятнике РІ честь Билге кагана, находящемся РІ Хошо-Цайдаме РІ Монголии, высечено следующее: «Я (тюркский народ – Рљ.Р—.) был державным народом, РіРґРµ РјРѕСЏ держава?В» Рё РІ РґСЂСѓРіРѕРј месте: «народом был СЏ имевшим кагана, РіРґРµ РјРѕР№ каган? Какому кагану отдаю СЏ труды Рё силы?В» . РџРѕ Р’. Р’. Бартольду: «иметь хана Рё кагана является важным признаком государственности для кочевых народов» . Что касается термина В«ulusВ», то надо отметить, что РІ древнетюркском, монгольском Рё тунгусском языках РѕРЅ воспринимался как обозначение государства. Р’СЂСЏРґ ли приемлемо мнение некоторых историков Рѕ том, что РІ средневековой Монголии «улус» употреблялся для обозначения территориальных объединений – «отогов». Нельзя забывать Рѕ том, что РІ 1189 Рі. Р§РёРЅРіРёР·-хан был провозглашен ханом «Хамаг РњРѕРЅРіРѕР» Улуса» (Всемонгольского государства), Р° после СѓР¶Рµ РІ 1206 Рі. РѕРЅ повторно провозглашается ханом СѓР¶Рµ РЅРѕРІРѕРіРѕ расширенного государства, созданного РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ первого – В«РС… РњРѕРЅРіРѕР» Улус» (Великого монгольского улуса). Р’ РѕР±РѕРёС… случаях рассматриваемый термин употребляется РІ качестве обозначения государства. Рныне современная Республика Монголия как международный субъект называется «Монгол Улус». Р’ монгольских исторических сочинениях «Сокровенное сказание» Рё «Алтан тобчи» встречается выражение В«РР» болгон салгах» (Отделять как государство). Такими государствами, отделившимися РѕС‚ РС… РњРѕРЅРіРѕР» Улуса стали Улус Джучи, Улус Чагатая, Улус Хулагу Рё РґСЂ.
На протяжении длительного времени с III в. до н. э. до XIV в. н. э. в рамках обширной евразийской степной полосы от Великой китайской стены до берегов Каспия существовало более двух десятков государственных объединений у истоков которых стояли кочевые народы от хуннов до монголов и их наследников. Все эти государства имели необходимые атрибуты высокой политической организации в виде государств с определенными территориальными границами, с добровольной или регулярной армией, с четкой военно-административной организацией во главе которой стояли верховные правители – шаньюй, каган или хан, со своей ставкой и ордой (столицей), с широкими внешнеполитическими связями с сопредельными государствами. Подобные государства невозможно характеризовать как некие неорганизованные толпы населения, которые лишь кочевали с места на место и вели постоянные захватнические воины. В наследие от кочевой культуры осталось немало городов, городищ и укреплений. Кочевники большую часть своей истории вели оборонительные, нежели завоевательные воины, показывая свое высокое военное искусство обороны. На территории Жетысу и в присырдарьинских районах накануне нашествия войск Чингиз-хана существовало более трех десятков различных стационарных поселений, городов-крепостей тюргешей, карлуков, караханидов и кыпчаков. Все эти города являлись не только оборонительными крепостями, но и были торгово-ремесленными и культурными центрами региона.
Первым государственным объединением РЅР° нынешней территории Казахстана была Сакская конфедерация (Страбон). Рстафету государственности РѕС‚ РЅРёС… взяли государства Усуней Рё Кангюй. До образования Казахского ханства РІ 1466 Рі. РЅР° этой территории РЅРµ прерывалась преемственная СЃРІСЏР·СЊ государственности. Современные казахстанские ученые-историки, исследуя историю преемственности РІ развитии государственности РЅР° территории Казахстана РІ исторический период, РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє важному концептуальному выводу Рѕ том, что РЅР° его территории СѓР¶Рµ РІ XIII-XIV РІРІ. РІ рамках сначала улуса Джучи, затем улуса его старшего сына РћСЂРґС‹, основавшего СЃРІРѕРµ самостоятельное государство РђРє-РћСЂРґСѓ, складывается первое казахское государство. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё указывалось РЅР° то, что РђРє-РћСЂРґР° - есть казахское государство. Рто государство охватило РїРѕ существу более 60 % современной территории Казахстана Рё основные этнические процессы, формирование языка происходили именно РІ рамках РђРє-РћСЂРґС‹. Р’СЃРµ казахские ханы, включая самого последнего хана Кенесары, являлись потомками РЈСЂСѓСЃ-хана, Р° через него Рё основателя этого государства РћСЂРґР°-Ежена, сына Джучи. Р’ настоящее время Сѓ нас защищена кандидатская диссертация РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ, готовится Рє изданию монография. РќРµ так СѓР¶ Рё РјРЅРѕРіРѕ ученых, признающих самостоятельную государственность РЅР° территории Казахстана РІ этот период РІ РІРёРґРµ РђРє-РћСЂРґС‹. Среди тех, кто отделял РђРє-РћСЂРґСѓ как самостоятельное государство, был Рё Р›. Рќ. Гумилев. Р’ РѕРґРЅРѕР№ РёР· последних СЃРІРѕРёС… работ «От Р СѓСЃРё Рє Р РѕСЃСЃРёРё: Очерки этнической истории» РѕРЅ РЅРµ только определяет РђРє-РћСЂРґСѓ РІ качестве самостоятельного государства, РЅРѕ Рё останавливается РЅР° некоторых деталях ее истории: «Сын РЈСЂСѓСЃ-хана РёР· Белой РѕСЂРґС‹, царевич Корейчак (Куйурчук) молодой, достаточно энергичный человек, через некоторое время умер Рё власть перешла Рє его РґРІРѕСЋСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ брату – РўРёРјСѓСЂ-Кутлугу… Сторонники Куйырчука Рё РўРёРјСѓСЂ-Кутлуга получили название Узбекской РѕСЂРґС‹, хотя этих татар нельзя считать узбеками, РёР±Рѕ такое название РѕРЅРё переняли только РІ 1428 Рі. РїСЂРё хане Абулхаире» . Р’ контексте казахстанской истории его мнение Рѕ том, что «этих татар (казахов – Р—.Рљ.) нельзя считать узбеками» имеет очень важное значение. Рменно РЅР° подобные моменты РІ работах Гумилева, РїРѕ нашему убеждению, необходимо обратить более пристальное внимание. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ направление Гумилевской концепции кочевой государственности Рё ее будущего формировалось РІ рамках его евразийских взглядов РЅР° историю. Учитывая, что этот РІРѕРїСЂРѕСЃ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разбирался РІ РґСЂСѓРіРёС… докладах, СЏ здесь коротко выскажу РѕРґРЅСѓ СЃРІРѕСЋ мысль касательно евразийства.
Да, Гумилев прав, РєРѕРіРґР° РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения» . Рто справедливо. РќРѕ РѕРЅ РЅРµ сказал Рѕ тех конкретных путях, которыми РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ объединиться народам Евразии. Время Гумилева Рё тогдашняя историко-политическая ситуация РЅРµ давали ему возможности высказать конкретные предположения. Если РјС‹ обратимся Рє историческому прошлому этого региона – степи, протянувшейся СЃ востока РЅР° запад, «евразийского континента», РїРѕ выражению Р›. Рќ. Гумилева, то можем наблюдать, что народы его объединялись РІ РѕРґРЅРёС… границах трижды. Сначала степь объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли РѕС‚ Желтого РјРѕСЂСЏ РґРѕ Черного. Второй раз - монголы РІРѕ главе СЃ Р§РёРЅРіРёР·-ханом Рё его потомками. Потом историческую инициативу взяла РЅР° себя Р РѕСЃСЃРёСЏ, начиная СЃ XVI века РґРѕ распада РЎРЎРЎР . «Объединенная Евроазия РІРѕ главе СЃ Россией, - пишет Р›. Рќ. Гумилев, - противостояли: РЅР° западе – католическая Европа, РЅР° Дальнем Востоке – Китай, РЅР° СЋРіРµ - мусульманский РјРёСЂВ» . Если великий ученый был Р±С‹ Р¶РёРІ сейчас, РІ этом глобальном стратегически объединяющемся РјРёСЂРµ, РѕРЅ РЅРµ сказал Р±С‹ так. Ведь Европа Рё РђР·РёСЏ огромные суперконтиненты земного шара, занимающие 37 % РѕС‚ общей территории, ? всего населения РјРёСЂР°, РіРґРµ расположены 96 государств РёР· 240. Р’СЃРµ ведущие государства РјРёСЂР°, РєСЂРѕРјРµ РЎРЁРђ Рё Канады, расположены именно РІ Европе Рё РђР·РёРё.
Если современные авторы этой идеи понимают РїРѕРґ Евразийской территорией западную часть Великой степи, включая Казахстан Рё степи Причерноморья, или территории прежней Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-Советской империи, то встают следующие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Р’Рѕ-первых, это РЅРµ совсем соответствует нашим географическим представлениям РѕР± этом. Р’Рѕ-вторых, как РІ таком случае РјРѕР¶РЅРѕ представить себе противостояние государств СЃРѕ славянским населением (Р РѕСЃСЃРёСЏ, Украина, Белоруссия) – католической Европе: Казахстан тюркским большинством населения Рё мусульманским вероисповедованием противостоянии тюркско-мусульманскому РјРёСЂСѓ, как представить противостояние Р РѕСЃСЃРёРё Рё Казахстана своему стратегическому СЃРѕСЋР·РЅРёРєСѓ (РїРѕ РЁРѕСЃСѓ) – Китаю. Р’ таком случае РїСЂРё отсутствии противостояния Рё без ведущих европейских стран, Рё без Китая, РРЅРґРёРё Рё РЇРїРѕРЅРёРё, РІ РђР·РёРё 4-5 стран СЃ промежуточным географическим расположением, РЅРёР¶Рµ среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ развития, РіСЂРѕРјРєРѕ было Р±С‹ назвать себя «Евразийским СЃРѕСЋР·РѕРјВ». Рто выглядит скорее интригой РЅР° глобальном фоне.
Р’ последние РіРѕРґС‹ РѕР± идее «евразийского союза» пишут Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РјРЅРѕРіРѕ. Рто СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ авторы Рќ. Трубецкой, Рќ. Дугин, Рђ. Рќ. Подберезкин, Рљ. Затулин, казахстанский философ Рђ. Нысанбаев, кыргызский писатель Р§. Айтматов, РјРЅРѕРіРѕ РґСЂСѓРіРёС…. Авторы, РІ спешке проповедующие идеи «ЕврАзРРЎВ», эффективно используют ошибки Рё промахи, допущенные либералами РЅР° начальной стадии независимости, особенно РІ экономической Рё социальной политике, вызывая ностальгию РїРѕ былому имперскому величию, Р° также используя настроения антиглобализма, имеющие место РІ массовом сознании. Другие считают, что «перспективы для интеграции есть, РЅРѕ РЅРµ созрели условия», поскольку независимые государства далеко РЅРµ освободились РЅРµ только РѕС‚ экономической зависимости, РЅРѕ Рё РѕС‚ множества «родимых пятен» прежней имперской привычки.
Всем известно, что РЅР° постсоветском евразийском пространстве только Р РѕСЃСЃРёСЏ является мощной политической силой СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ объединить РІРѕРєСЂСѓРі себя великую евразийскую степь. Если судить РїРѕ высказываниям отдельных СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… авторов «идеология евразийства» трактуется РёРјРё как «идеология державности», как РѕРґРЅР° РёР· форм воссоединения страны путем создания различных национальных институтов. Рто РЅРµ только настораживает РјРЅРѕРіРёС…, РЅРѕ Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ невозможности РІ ближайшем будущем создания равноправного многостороннего цивилизованного СЃРѕСЋР·Р° между Россией Рё ее вчерашними сателлитами (satelle), ныне основными покупателями ее экспортных товаров, энергозависимыми РѕС‚ нее. Некоторые политики РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ «Казахстан - эпицентр Евразии». Как будто РЅРµ Р РѕСЃСЃРёСЏ, Р° Казахстан влияет РЅР° РІСЃСЋ Евразию. Если судить РїРѕ географическому расположению Казахстана РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ это Рё так, РЅРѕ если исходить РёР· экономических, научных, культурных Рё человеческих ресурсов, то эта похвала завышена, если говорить РѕР± СѓР¶Рµ состоявшемся факте, то РѕРЅ РїРѕРєР° играет больше политическую, нежели экономическую роль.
Таким образом, «евразийство или «ЕврАзРРЎВ» РІ научном плане совершенно РЅРµ отработанная тема. Конкретного ответа РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ РјС‹ РЅРµ находим РЅРё Сѓ Николая Трубецкого, Петра Савицкого, Вернадского, РЅРё Сѓ многоуважаемого всеми нами Льва Гумилева. Лишь если внимательно оглядеться РІ историческое прошлое, то РјС‹ найдем ответ РІ опыте создания империи Р§РёРЅРіРёР·-хана Рё его потомков. Только Р§РёРЅРіРёР·-хан подчинил себе РІСЃРµ племена евразийских степей Рё превратил данную степную империю РІ РѕРґРЅРѕ государство СЃ прочной военно-политической организацией. Ртот опыт был повторен, РЅРѕ СѓР¶Рµ РІ РґСЂСѓРіРѕРј качестве РїСЂРё создании РЎРЎРЎР . Третьего такого примера история РїРѕРєР° еще РЅРµ знает. Р’ этом РјС‹ РІРёРґРёРј аморфность Рё неопределенность данного явления СЃ исторической точки зрения.
Мы, казахстанцы, и без этого готовы быть с Россией в тесных, разносторонних взаимоотношениях. Возможностей и путей этого много. Одним из его показателей является данное мероприятие, которое проходит в рамках года Казахстана в России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/