Возникновение буржуазного государства
Период истории стран Западной Европы XVII РІ. ознаменовался РєСЂРёР·РёСЃРѕРј, охватившим большинство стран региона Рё оказавшим влияние практически РЅР° РІСЃРµ стороны общественной Р¶РёР·РЅРё. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° переживала депрессию. РњРЅРѕРіРёРµ европейские страны РІ XVII РІ. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий РєСЂРёР·РёСЃ существующих общественно-политических систем. Р’ этих условиях английская буржуазная революция XVII РІ. стала началом РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рё. РћРЅР° провозгласила принципы РЅРѕРІРѕРіРѕ, буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно-политических РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ РЅРµ только РІ Англии, РЅРѕ Рё РІ Европе РІ целом.
Расстановка социальных сил накануне революции.
Политико-экономический облик общества предреволюционной Англии определяло наличие одновременно двух хозяйственных укладов: нового – капиталистического и старого – феодального. Ведущая роль принадлежала капиталистическому укладу. Англия существенно быстрее, чем другие европейские страны, продвигалась по капиталистическому пути. Особенность развития этой страны заключалась в том, что активная ломка средневекового уклада хозяйства началась в деревне намного раньше, чем в городе, и протекала истинно революционным путем. Английское сельское хозяйство намного раньше промышленного превратилось в выгодный объект прибыльного вложения капитала, сферу капиталистического типа хозяйствования.
По этой причине именно английская деревня стала центром социального конфликта. В английской деревне в классовой форме происходили два процесса – обезземеливание крестьянства и формирование класса капиталистических арендаторов. Обезземеливание крестьян, в значительной мере вызванное печально известными огораживаниями общинных земель (насильственным сгоном феодалами крестьян с земли) , зашло столь далеко, что исчезло множество деревень, а тысячи крестьян превратились в бродяг. Абсолютизм, тормозивший развитие капитализма, не мог решить проблему рабочих мест для огромной массы ставших безработными крестьян. Деятельность правительства сводилась к принятию законодательства против бродяг и здоровых нищих, предусматривающего наказание и принуждение к труду, и созданию системы «вспомощенствования бедным» . Девять десятых населения Англии составляли лица, лишенные права участвовать в выборах членов парламента. Лишь одну десятую мужского населения составляли джентльмены, бюргеры, зажиточные крестьяне, имевшие доступ к управлению.
Наиболее примечательной чертой общественной структуры Англии предреволюционного периода является раскол РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сословия РЅР° РґРІР° общественных класса, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј антагонистических – старое Рё РЅРѕРІРѕРµ (обуржуазившееся) дворянство. Джентри, будучи дворянами РїРѕ сословному положению, РїРѕ хозяйственному укладу были Р±СѓСЂР¶СѓР°. Рстория промышленности Рё торговли Англии предреволюционного периода РІ значительной степени творилась представителями РЅРѕРІРѕРіРѕ дворянства. Рта особенность придала революции 40-С… РіРі. XVII РІ. историческое своеобразие Рё предопределило Рё ее характер, Рё конечный результат.
Ртак, РІ социальный конфликт между Англией феодальной Рё Англией буржуазной были втянуты различные слои населения.
Пуританизм – идеология революции.
Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.
Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20—30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.
Р’ С…РѕРґРµ революции пуританизм подвергся расколу. Пресвитерианство, объединяя РєСЂСѓРїРЅСѓСЋ буржуазную Рё земельную аристократию, проповедовало идею конституционной монархии. Рндепендентство нашло сторонников РІ рядах средней Рё мелкой буржуазии. Согласные РІ целом СЃ идеей конституционной монархии, индепенденты вместе СЃ тем требовали перераспределения избирательных РѕРєСЂСѓРіРѕРІ, что позволило Р±С‹ РёРј увеличить число СЃРІРѕРёС… представителей РІ парламенте, Р° также признания Р·Р° свободным человеком таких прав, как СЃРІРѕР±РѕРґР° совести, слова Рё С‚.Рї. Наиболее радикальное движение левеллеров объединяло ремесленников, свободных крестьян, которые требовали установления республики, равноправия всех граждан.
Предпосылки революции.
Нарождающаяся буржуазия оказывает поддержку абсолютной монархии лишь до тех пор, пока она идет на уступки буржуазному развитию страны. Когда абсолютизм становится тормозом на пути развития капиталистических отношений, он лишается поддержки буржуазии, которая по мере своего усиления не нуждается в покровительстве короны, тяготится этим покровительством и становится в оппозицию к ней. Сужение социальной базы абсолютизма обусловливается и тем, что «новое дворянство» все решительнее смыкается политически с позицией политики буржуазии.
Английский парламент отражал новое соотношение сил в стране, выразившееся в противостоянии палаты лордов и палаты общин. Представители палаты общин все более настойчиво пытались влиять на определение внутренней и внешней политики двора.
Между тем английский абсолютизм, вступив в нисходящую фазу своего развития, характеризуемую кризисом и упадком, все теснее связывает свою внутреннюю и внешнюю политику с интересами весьма узкого слоя придворной и частично провинциальной знати, составлявшего в новых условиях его основную социальную опору. В ответ заседавшая в парламенте буржуазия отказала короне в денежных средствах.
Таким образом, нарушилась былая гармония между короной и парламентом, а противоречия между буржуазной и новым дворянством, с одной стороны, и феодальной монархией – с другой, приняли форму конституционного конфликта между королем и парламентом.
Ртот конфликт РЅРµ прекращался РІ период всего правления Стюартов Рё достиг апогея РїСЂРё Карле I (1600-1649) РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ подачей РІ 1628 Рі. парламентом королю Петиции Рѕ праве. Р’ документе указывалось, что нарушаются законы Рдуарда I Рё Рдуарда III, согласно которым никакие налоги РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть введены без согласия парламента; что РЅРµ осуществляется защита частной собственности РЅР° землю РѕС‚ покушения РЅР° нее СЃРѕ стороны королевских чиновников.
Ссылаясь на Великую хартию вольностей, Петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора.
В пятой статье указывалось, что Хартии также противоречит действительность Звездной палаты и Высокой комиссии.
Далее Петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения.
Отмечая многочисленные случаи смертных приговоров, выносимых судами вопреки обычаям страны, Петиция отмечала, что истинные преступники в лице высших сановников остаются безнаказанными.
Подводя итог десятой статье, нижняя палата просила не налагать никаких налогов без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда.
В содержании Петиции обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция противопоставляет абсолютистским притязаниям короны древние, исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых привилегий.
Карл I был вынужден утвердить Петицию о праве, и она стала законом.
Новое столкновение между королем и парламентом произошло в 1629 г. Тогда Карл I распустил парламент, и началось единоличное правление короля.
Можно сказать, что в политическом кризисе 20-х гг. XVII в. инициатива была на стороне палаты общин.
Короткий парламент.
Годы беспарламентского правления (1629-1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.
Военные неудачи Рё недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Ртот парламент, работавший СЃ 13 апреля РїРѕ 5 мая 1640 Рі., вошел РІ историю РїРѕРґ названием Короткого.
Палата общин не удовлетворяла просьбу короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. Вместо этого она приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Результатом стало заявление, что до проведения реформ, исключающих в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю. После роспуска строптивого парламента положение Карла стало еще более критическим.
Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640 г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 г.
Долгий парламент.
С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции – конституционный.
В целом, историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:
1. Конституционный этап (3 ноября 1640 г. –22 августа 1642 г.) ;
2. Первая гражданская война (1642 – 1646) ;
3. Борьба за углубление демократического содержания революции (1646-1649) ;
4. Рндепендентская республика (1649-1653) .
Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состав парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению.
Специальным актом были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия.
Парламент 1 декабря 1641 Рі. РїСЂРёРЅСЏР» Великую ремонстрацию, РІ которой была изложена программа классов-СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ РІ революции, как РѕРЅР° виделась РёРј РЅР° данном этапе. Ремонстрация начиналась СЃ указания РЅР° опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» РІ своем стремлении изменить религию Рё государственный строй Англии. Действиями этой «партии» объяснялись Рё РІРѕР№РЅС‹ СЃ Шотландией, Рё восстание РІ Ррландии, Рё конституционный конфликт между королем Рё парламентом. Р’ Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов РёР· палаты лордов Рё уменьшить РёС… власть над подданными. РЎ этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. РњРЅРѕРіРёРµ статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как РґРІРёР¶РёРјРѕР№, так Рё недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, Рѕ разорении СЃСѓРєРѕРЅРЅРѕР№ промышленности. Р СЏРґ статей указывал РЅР° уничтожение Рё невозможность впредь произвола РІРѕ взимании налогов СЃРѕ стороны королевской власти Рё беспарламентского правления.
Палата общин твердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.
Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.
Карл I одобрил все конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции. Конституционный конфликт не был разрешен, но к осени 1642 г. перерос в вооруженный конфликт.
Гражданская война.
В ходе гражданской войны можно выделить два этапа: 1. Когда военное руководство находилось в руках пресвитериан; 2. Когда это руководство перешло к индепендентам.
РќР° первом этапе РІРѕР№РЅС‹ преимущество оказывается РЅР° стороне королевской армии, лучше обученной Рё вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию РїРѕ плану, предложенному генералом Рћ. Кромвелем (1599-1658) . Р’ результате реформы была создана армия, названная «новой моделью» . Солдат стали набирать РёР· людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, РЅР° командные должности выдвигались способные выходцы РёР· народа. Кромвель, будучи индепендентом, обеспечил руководящую роль РІ армии членам индепендентских общин. Для устранения аристократов РѕС‚ военного руководства был РїСЂРёРЅСЏС‚ «Билль Рѕ самоотречении» , согласно которому члены парламента РЅРµ могли занимать командные должности РІ армии. Рсключение было сделано для Кромвеля.
В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.
Конфликт между парламентом и армией.
Рљ этому времени РІСЃРµ отчетливее становились расхождения между парламентом Рё армией. Для заседавших РІ парламенте пресвитериан революция, РїРѕ сути, была завершена. РС… вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть РІ стране вместе СЃ королем, С‚.Рµ. идея политического строя РїРѕ типу конституционной монархии. Рндепенденты Рё особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.
Борьба между индепендентами и пресвитерианами обострилась весной 1648 г. – вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.
После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших к пресвитерианам (чистка Прайда) . Оставшиеся члены парламента образовали послушное индепендентам «парламентское охвостье» .
Рндепендентская республика.
После казни короля в 1649 г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.
Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.
Протекторат Кромвеля.
Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его.
В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.
Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции.
Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Государственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора.
В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.
Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.
Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1677 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.
Ртак, «Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии, РЅРѕРІРѕРіРѕ дворянства, заинтересованных РІ том, чтобы РЅРµ допустить реставрации монархии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, РїРѕ широте полномочий соответствующей монархической. РЎ этого времени начинается движение вспять – РѕС‚ республики Рє монархии.
Реставрация Стюартов
Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) – сына казненного короля. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков.
В эти годы в Англии возникают две политические партии. Одна из них – тори – объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Вторая партия – виги – представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.
Длительное время РІ парламенте Англии господствовали представители тори. Р’РёРіРё, находясь РІ оппозиции Рё подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламент закон Рѕ гарантиях неприкосновенности граждан. Рто удалось РёРј сделать лишь РІ 1679 Рі., РєРѕРіРґР° РІРёРіРё имели большинство РІ парламенте.
Новый закон назывался Хабеас корпус акт, или «Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем» . В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения – увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, под страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус.
Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний.
Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам.
Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостановить Хабеас корпус акт.
Непосредственное значение этого Акта во время его издания заключалось в создании гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии.
Хабеас РєРѕСЂРїСѓСЃ акт был утвержден Карлом II РїСЂРё условии, что РІРёРіРё РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ противиться занятию престола РЇРєРѕРІРѕРј II. Рто был первый конституционный РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ РІ послереволюционной Англии, история которой развивалась РїРѕРґ влиянием таких РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРѕРІ.
«Славная революция» и ее последствия.
Новый король Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил анти-буржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «Славную революцию» . В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650-16702) . С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.
Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.
Билль о правах.
Новый король при вступлении на престол подписал Декларацию о праве, получившую впоследствии название «Билль о правах» . Главное значение Билля – в утверждении верховенства парламента в области законодательства.
Как и названные выше документы конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II.
Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента.
Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается.
Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства.
Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, не применять наказания, не предусмотренные законом.
Ртак, Билль Рѕ правах определил положение парламента РІ системе органов власти Рё, вручая ему широкие полномочия РІ области законодательства, провел, правда, РЅРµ очень четко границу между исполнительной Рё законодательной ветвями власти. Король наряду СЃ парламентом участвует РІ законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. РљСЂРѕРјРµ того, Сѓ короля остается значительная исполнительная Рё судебная власти.
Акт об устроении.
В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии – Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.
Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.
Второе важное положение заключалось РІ установлении принципа несменяемости судей. До этого времени СЃСѓРґСЊРё занимали СЃРІРѕРё должности, РїРѕРєР° это было «угодно королю» . Р’ соответствии РІ Актом РѕРЅРё выполняют СЃРІРѕРё обязанности РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° «ведут себя хорошо» . Отстранить РёС… РѕС‚ должности РјРѕР¶РЅРѕ только РїРѕ решению парламента. Рто правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти РѕС‚ исполнительной.
Таким образом, можно сказать, что английская конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит ее недостаточно последовательно.
Развитие конституционной монархии в XVIII в.
Ртак, Рє началу XVIII РІ. РІ Англии были приняты три важных конституционных закона (Хабеас РєРѕСЂРїСѓСЃ акт, Билль Рѕ правах, РђРєС‚ РѕР± устроении) , составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается РІ том, что РѕРЅР° РЅРµ представляет СЃРѕР±РѕР№ единого законодательного акта. Наряду СЃ отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились РІ практике Рё стали конституционным прецедентом. Рменно установление этих правил Рё определяет развитие английской конституции РІ XVIII РІ. Рљ основным РёР· РЅРёС… относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства РёР· членов партии, победившей РЅР° выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля РѕС‚ права вето.
В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Парламент.
Как и прежде, парламент Англии двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.
Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори – ценз земельный.
В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранным в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые карманные и гнилые местечки, посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте. Политическое господство аристократии обеспечивалось также подкупом избирателей и членов нижней палаты нижней палаты, например, путем предоставления последним должностей. Акт об устроении 1701 г. запретил совмещение членства в нижней палате с занятием государственной должности. Однако актом 1706 г. было установлено, что член нижней палаты, получивший назначение на государственную должность, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.
Ртак, РЅРёР¶РЅСЏСЏ палата РїРѕ своему социальному составу мало чем отличалась РѕС‚ верхней, что обуславливало господство аристократии РІ парламенте. РќРѕ английская аристократия РЅРµ была замкнутым сословием – ее СЂСЏРґС‹ пополнялись Р·Р° счет разбогатевших промышленников, торговцев; РѕРЅР° умела представлять РЅРµ только СЃРІРѕРё интересы, РЅРѕ Рё интересы буржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение аристократии.
Столь определенный социальный состав парламента обеспечивал возможность расширения его полномочий: господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.
С 1707 г. королевская власть перестал пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.
В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий членов нижней палаты с трех до семи лет и обеспечивающий, таким образом, известную независимость парламента от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения, подвергались преследованию.
Кабинет министров.
В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров – орган, занимающий особое место в государственном строе.
Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность РІ исполнительной области, оттеснив монарха РѕС‚ управления делами кабинета Рё поставив деятельность кабинета РїРѕРґ СЃРІРѕР№ контроль. Рто вполне успешно было достигнуто СЃ помощью конституционного прецедента.
Согласно одному из первых неписанных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. С середины 20-х гг. XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, в результате чего его члены не испытывают непосредственного королевского давления, что увеличило самостоятельность этого органа и, кроме того, способствовало созданию должности премьер-министра.
Взаимоотношения кабинета с королем изменились вследствие признания принципа неответственности монарха, выражающегося в формуле: «Король не может быль неправ» . Утверждение этого принципа было логическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулированного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписанный документ ответственность несет министр. Утверждение принципа неответственности монарха лишало его реальной власти. Ни одной из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.
Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю парламента за их деятельностью. Политическая ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин. В первой половине XVIII в. парламентская ответственность членов кабинета носила индивидуальный характер. Солидная ответственность министров как важнейший принцип развитого английского парламентаризма сформировалась к концу XVIII в.
Важным положением, ослабившим влияние короля на кабинет министров, было ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц, что связано с усилением парламента и политических партий. Король было вынужден считаться с мнением парламентского большинства. Так, в 1727 г. Георг II уволил Р. Уолпола, премьер-министра в 1721-1742 гг., пользовавшегося поддержкой палаты общин, однако вскоре должен был вернуть его к власти, так как парламент не утвердил желательный для короля цивильный лист.
В середине XVIII в. в английской конституционной практике установилось правило, согласно которому король назначает на важнейшие кабинетные должности только тех лиц, которых поддерживают парламентское большинство и его лидеры.
Ослабление влияния короля на кабинет министров усиливает контроль над последним со стороны парламента.
В первой половине XVIII в. начинает формироваться чрезвычайно важный принцип, определяющий до сих пор основу взаимоотношений кабинета министров с парламентом: кабинет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Установление этого правила связано с уже вышеупомянутым Уолполом. Он находился у власти более 20 лет, но когда большинство нижней палаты высказалось против политики Уолпола, а в новом составе палаты, избранном после роспуска прежнего состава, не сложилось благоприятного большинства, Уолпол и его кабинет вышли в отставку, положив начало новой конституционной практике. Наконец, в 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин. Стало совершенно очевидным, что нельзя управлять, если парламент и в особенности палата общин, от которой зависело утверждение бюджета, против политики кабинета. Сотрудничество парламента гарантировалось тому кабинету, в который входили лидеры парламентского большинства. Таким образом, еще одним нововведением было формирование кабинета на партийной основе.
Так, в течение XVIII в. кабинет министров Великобритании становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства – лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство носит название ответственного правительства. Его существование является отличительным признаком парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу XVIII в.
Рзбирательные реформы.
Классовая структура общества.
В конце XVIII–начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатом которого стало исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Лондон превратился в торговый и финансовый центр всемирного значения. Вследствие промышленного переворота появился многочисленный пролетариат, положение которого было весьма тяжелым. Действующее законодательство прямо отдавало рабочих во власть предпринимателей, представляя последним право определять условия найма рабочей силы. Особенно тяжелым экономическое положение рабочих становилось в годы застоя и упадка промышленного производства и торговли, чередовавшихся с периодами подъема.
Промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фермерство. В сельских местностях большинство населения составляли батраки, эксплуатируемые крупными фермерами и лендлордами.
Ртак, промышленный переворот Рё аграрная революция существенно изменили классовую структуру общества. Р’ деревне, РїРѕ сути дела, существовали три класса: лендлорды, арендаторы Рё батраки. Р’ РіРѕСЂРѕРґРµ сформировался класс промышленной буржуазии Рё образовался класс пролетариев.
Политическая система в начале XIX в.
Рљ XIX РІ. РІ Англии сложилась довольно развитая политическая система. Рзменения РІ классовой структуре общества отразились Рё РЅРµ социальной базе основных политических партий – тори Рё РІРёРіРё. РўРѕСЂРё были партией помещиков Рё финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая РЅРѕРІРѕРµ, РѕРЅРё стремились сохранить РїРѕ возможности больше старого. Р’РёРіРё представляли интересы промышленной буржуазии. Борьба Р·Р° власть между тори Рё вигами отражала Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° политическое господство между промышленной буржуазией, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Рё лендлордами, объединившимися СЃ торгово-финансовой буржуазией, - СЃ РґСЂСѓРіРѕР№.
Рти РґРІРµ партии чередовались Сѓ власти РІ течение XVIII РІ., Рё только РѕРЅРё вошли РІ XIX РІ. РЎРѕ «славной революции» Рё РґРѕ середины XVIII РІ. РІ парламенте господствовали РІРёРіРё. Р’ 1783 Рі. тори составили большинство палаты общин. Укреплению РёС… господства способствовала Великая французская революция, отбившая Сѓ английской буржуазии охоту Рє радикальным переменам. РўРѕСЂРё правили РґРѕ 1830 Рі.
Находясь столь длительный СЃСЂРѕРє Сѓ власти, тори пытались изменить соотношение СЃРёР» РІ государственной структуре общества РІ сторону усиления исполнительной власти, РІ частности королевской прерогативы. Формально король РїРѕ-прежнему считался главой государства Рё РІ его руках сосредоточивалась РІСЃСЏ правительственная власть: РѕРЅ представлял страну РІ международных отношениях, объявлял РІРѕР№РЅСѓ, заключал РјРёСЂ, назначал Рё отзывал послов, был главнокомандующим вооруженными силами. РћС‚ его имени действовали Тайный совет Рё парламент. РћРЅ назначал Рё увольнял министров, РјРѕРі досрочно распустить палату общин, назначить новых членов РІ палату лордов. Однако реально РЅРё РѕРґРЅСѓ РёР· СЃРІРѕРёС… многочисленных прерогатив король осуществить РЅРµ РјРѕРі. Неписаная конституция установила совсем РёРЅРѕРµ положение – монархия была лишена своего реального содержания. Деятельность кабинета министров Рё его главы, премьер-министра, РЅРµ регулировалась законом, Р° целиком определялась неписаными правилами. Рто дало основание РІ середине XVIII РІ. некоторым представителям парламента заявить протест против должности первого министра, которая, РїРѕ РёС… мнению, противоречила закону Рё была опасна для государства. РќРѕ эта практика составляла практику парламентаризма, РѕС‚ которого СѓР¶Рµ нельзя было отказаться.
Кабинет министров представлял СЃРѕР±РѕР№ коллектив, состав которого ограничивался средой парламентского большинства. Рто усиливало позицию министров РІ отношении Рє королю Рё упрощало контроль парламента Р·Р° деятельностью министров.
Самым значительным элементом английской политической системы Рє началу XIX РІ. был парламент. РћСЃРѕР±СѓСЋ роль играла палата общин – именно здесь осуществлялось сотрудничество буржуазии Рё аристократии. Между тем палата общин была феодальным представительством. Старая, дореволюционная система выборов обеспечивала РІ парламенте господство аристократии Рё буржуазии. Рто стало причиной Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° реформу избирательного права, Рё весь XIX РІ. РІ Великобритании прошел РїРѕРґ знаком этой Р±РѕСЂСЊР±С‹.
Борьба за избирательную реформу.
После окончания наполеоновских РІРѕР№РЅ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Англии переживала временный спад. РРєСЃРїРѕСЂС‚ товаров РёР· Англии значительно уменьшился, Р° это привело Рє сокращению РёС… производства Рё Рє росту безработицы.
Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за границы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в этой стране упадет ниже 80 шиллингов за четверть. В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за четверть. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Промышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться против хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешевлению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враждебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабочих и обогащали лендлордов укрепляя тем самым их господство в парламенте.
Англия была охвачена народными волнениями, в которых участвовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило действие Хабеас корпус акта и применило репрессии. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобновились.
Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательной права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.
Политическая Р±РѕСЂСЊР±Р° обострилась РІ 1830 Рі., чему РІ известной мере способствовала Рюльская революция РІРѕ Франции. Парламентские выборы 1830 Рі. принесли победу сторонникам реформы.
В 1831 г. палата общин приняла Билль о реформе, внесенный вигским правительством Грея, но палата лордов отвергла этот Билль. В ответ на это в стране поднялась волна революционных выступлений. В 1832 г. лорды были вынуждены уступить и утвердить Билль о реформе.
Рзбирательная реформа 1832 Рі. Рё ее значение.
Закон о парламентской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. Таким образом, в результате реформы мандаты были перераспределены.
Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах – это была земля, в городах – строение) , дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные арендаторы (до того времени лишенные избирательного права) , имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости – 6 месяцев.
Р’ результате реформы число избирателей увеличилось РґРѕ 652 тыс. Однако рабочие Рё мелкая буржуазия, так СѓРїРѕСЂРЅРѕ боровшиеся Р·Р° избирательные права, РЅРµ получили РёС…. РќРµ было ликвидировано крайнее неравенство избирательных РѕРєСЂСѓРіРѕРІ Рё сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 Рі. обеспечила представительство РІ парламенте промышленной буржуазии. Рта реформа явилась результатом РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР° землевладельческой аристократии Рё промышленной буржуазии.
Реформа 1832 Рі. была значительным событием РІ Р¶РёР·РЅРё Англии. РћРЅР° рвала СЃ феодальными традициями представительства Рё способствовала превращению палаты общин РІ буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии РІ парламент, включив таким образом ее РІ РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ СЃ аристократией. Рзменения РІ составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться РѕС‚ королевской зависимости, так как стоящая Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№ короля аристократия РЅРµ могла обеспечивать кабинету необходимое большинство РІ палате общин. Р’ это время РєРѕСЂРѕРЅР° лишилась последних остатков власти Рё королевская прерогатива была передана РІ фактическое владение кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного РІ XVIII РІ.: министерская власть механически переходит РІ СЂСѓРєРё той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место лидерам РЅРѕРІРѕРіРѕ большинства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оппозиции. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ понятием ответственного правительства РІ этот период сложился принцип, определяющий положение РєРѕСЂРѕРЅС‹: король царствует, РЅРѕ РЅРµ управляет. Рто условное, неписаное правило является важнейшей РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ английского парламентаризма.
Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги – в партию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.
Рзменились РЅРµ только названия партий, изменилась Рё РёС… структура. После принятия реформы появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные СЃРїРёСЃРєРё. Рти функции взяли РЅР° себя постоянные члены партий, объединившиеся РЅР° местах РІ партийные организации.
Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие значение, было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась роль министерства внутренних дел и министерства торговли. В целом реорганизация государственного аппарата привела к значительному расширению и оживлению деятельности центральной администрации.
Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, были созданы советы городов, которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в графствах и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи и помещика.
Чартистское движение.
Реформа 1832 Рі. РЅРµ удовлетворила трудящихся Великобритании, принимавших активное участие РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° ее проведение. Р’ 1836 – 1838 РіРі. СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Англии РІРЅРѕРІСЊ была потрясена РєСЂРёР·РёСЃРѕРј перепроизводства, который вызвал РЅРѕРІРѕРµ ухудшение положения рабочих. Рто послужило толчком Рє возникновению РІ Англии политического рабочего движения – чартизма.
В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, которая выдвинула требования: 1. Всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее шести месяцев; 2. Отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3. Равного представительства и уравнения избирательных округов; 4. Ежегодных выборов в парламент; 5. Вознаграждение труда депутатов; 6. Тайного голосования.
Рти требования были очень популярны среди рабочих, считавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, РѕРЅРё СЃРјРѕРіСѓС‚ добиться коренного изменения условий РёС… труда Рё Р¶РёР·РЅРё.
Кроме рабочих за демократизацию политического строя выступали и буржуазные либералы.
Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о народной хартии (чартер) , что и дало название всему движению.
В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту петицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.
Начало 40-х гг. отмечено новым подъемом чартизма, сопровождавшегося усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3 млн. 300 тыс. человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содержались в первой петиции о народной хартии. Английский парламент отверг и эту петицию.
В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент петицию и провести в тот же день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.
Несмотря на свое поражение, чартизм вынудил английскую буржуазию и лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.
Борьба за новую избирательную реформу.
В 50—60-е гг. XIX в. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.
Р’ конце 40-С… РіРі. XIX РІ. РІ партии консерваторов произошел раскол, что привело Рє ее упадку, Рё РЅР° длительное время Сѓ власти укрепились либералы. Рту партию возглавляли крупные государственные деятели, которые умели своевременно идти РЅР° необходимые уступки широким слоям средней Рё мелкой буржуазии. Тем РЅРµ менее РѕРЅРё СѓРїРѕСЂРЅРѕ сопротивлялись дальнейшему расширению избирательного права.
В борьбе за избирательную реформу объединились разнородные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.
Еще в 30-е г. XIX в. из партии либералов выделилась группировка радикалов, возглавлявших борьбу за отмену хлебных законов. Теперь они выступили за новую избирательную реформу.
С поражением чартистского движения рабочее движение в Великобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономические требования.
Рменно РІ этот период сложилась РІ общих чертах центральная организация тред-СЋРЅРёРѕРЅРѕРІ – профессиональных рабочих СЃРѕСЋР·РѕРІ, объединявших хорошо оплачиваемых квалифицированных рабочих. Совет тред-СЋРЅРёРѕРЅРѕРІ РЅРµ хотел вступать РІ политическую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Рё РЅРµ имел политической программы, РЅРѕ РїРѕРґ давлением рабочих масс был вынужден допустить участие рабочих организаций РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° РЅРѕРІСѓСЋ избирательную систему. Участие рабочих обусловило успех этой Р±РѕСЂСЊР±С‹.
Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избирателей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эффективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их доступом в парламент.
Обе партии, напуганные народным движением, понимая необходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициативу ее осуществления. В конце концов, был принят проект, предложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с поправками, выдвинутыми радикальной частью либералов.
Новое избирательное право.
Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам.
Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один в год) .
В графствах право получили землевладельцы, имеющие не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода, а также наниматели или владельцы помещений с доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов.
Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как единственный налогоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попадали не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.
В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако две трети мужского населения Англии – основная масса рабочих, не говоря о женщинах, - по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. сохранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравномерное распределение избирательных округов.
Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.
Рзменения РІ политической системе РІ конце XIX–начале XX РІ.
Политические партии.
Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии – либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу они различались.
Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказывали значительное влияние на верхушку рабочего класса. Чтобы более успешно вести свою деятельность, либеральная партия в 60—70-х гг. XIX в. перестроилась: во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в которых работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре. Новая система получила завершение после создания Национальной либеральной ассоциации в 1877 г.
До 80-х гг. XIX в. консервативная партия уступала либералам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников, крупных фермеров и англиканскую церковь. В конце 70-х гг. XIX в. она приступила к реорганизации по образцу либералов, а в 1883 г. создала Национальный союз консервативных ассоциаций.
Годами расцвета английского либерализма в Англии было мощное развитие промышленности. Ркрупные, и средние промышленники отвергали все претензии государства на регулирование экономических и общественных отношений. Победа либерализма означала ослабление государственной власти и сокращение ее применения.
Но с 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех главных отраслях промышленности. В результате этого Англия потеряла позицию гегемона на мировом рынке. Чтобы противостоять германской и американской конкуренции, английская буржуазия прибегла к снижению уровня жизни рабочего класса и попыталась оживить колониальную политику. Рто, и другое противоречило старым принципам либерализма. В новых условиях средняя и мелкая буржуазия потребовала от государства энергичного вмешательства в классовые отношения. Признание государства в качестве регулятора общественных отношений, признание колониальной политики свидетельствовали об изменении идеологии либерализма.
Дальнейшее ослабление либеральной партии связано СЃ ирландским РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј, игравшим важную роль РІ политической Р¶РёР·РЅРё страны. Стремясь обеспечить поддержку ирландцев РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ против консерваторов, либералы разработали проект самоуправления Ррландии, РЅРѕ это привело Рє расколу партии. Большая часть либералов присоединилась Рє консерваторам Рё стала отстаивать идею единства СЃРѕСЋР·Р° Великобритании Рё Ррландии. Либеральный кабинет пал, Рё Рє власти пришли консерваторы, обещавшие проводить более решительную внешнюю Рё внутреннюю политику.
Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов за счет появления новых отраслей производства и соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство лишало союзы рабочих прав юридического лица и делало невозможной поддержку бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г. борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г. либералы провели закон, разрешавший тред-юнионам являться в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд уступок рабочим: был легализован коллективный договор и перестала быть уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и их организаций.
В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобритании, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и др. Целью этой партии было проведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либералов. Но впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию, конкурировавшую с либералами и консерваторами.
Рзбирательные реформы конца XIX РІ.
В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию избирательного права.
В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, провело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незначительный успех. Закон 1883 г., который ограничивал избирательные издержки и обязывал избирательных агентов к публичной отчетности. Был установлен перечень избирательных преступлений и усилено наказание за них.
В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частности устранить пестроту избирательных цензов.
Законом 1884 г. имущественный ценз в городах был отменен, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое.
Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек» , имевших менее 16 тысяч жителей, лишились самостоятельного представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (округ охватывал 50-54 тыс. жителей) , выбиравшие по одному депутату.
Реформа 1884-1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и числом мандатов; лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населения не имела избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.
Реформы местного управления и суда.
Следующий этап реформ связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели реформу местного самоуправления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Созданным в графствах выборным советам была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы местное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.
Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную реформу, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.
Возвышение исполнительной власти.
Р’Рѕ второй половине XIX РІ. кабинет министров, ставший СЃ помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Ртот процесс был обусловлен СЂСЏРґРѕРј обстоятельств.
Верховенство парламента утверждалось РІ то время, РєРѕРіРґР° его социальная база была весьма СѓР·РєРѕР№. Такому парламенту РјРѕР¶РЅРѕ было без опасения вручить РІСЃСЋ полноту законодательной власти Рё контроль над исполнительной. Реформа 1867 Рі. предоставляла возможность новым элементам влиять РЅР° парламент. Рто обстоятельство заставило господствующие классы подумать Рѕ сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы РІ интересах демократии.
РљСЂРѕРјРµ того, медлительность английского парламента РЅРµ отвечала Р±СѓСЂРЅРѕР№ экономической Рё общественной Р¶РёР·РЅРё конца XIX РІ. Расширяющиеся Рё умножающиеся задачи государственного управления требовали быстрых решений, чего РЅРµ РјРѕРі обеспечить парламент. Рзменение РїРѕСЂСЏРґРєР° парламентского делопроизводства было попыткой приспособить старую парламентскую машину Рє новым условиям.
Р’ 1887 Рі. было введено правило закрытия прений, что свело РЅР° нет РѕРґРЅСѓ РёР· важнейших парламентских вольностей. Теперь любой депутат РІ любой момент РјРѕРі внести предложение Рѕ постановке дебатируемого РІРѕРїСЂРѕСЃР° РЅР° голосование. Р’ случае отсутствия возражений СЃРѕ стороны спикера предложение голосовалось Рё считалось принятым, если Р·Р° него высказалось большинство присутствующих депутатов, РЅРѕ РЅРµ менее ста. Появились Рё РґСЂСѓРіРёРµ СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ прекращения прений. Рто так называемая «гильотина» , сущность которой заключается РІ том, что палата заранее назначала день Рё час, РєРѕРіРґР° спорный РІРѕРїСЂРѕСЃ должен быть поставлен РЅР° голосование. Р’ 1909 Рі. спикеру было предоставлено право выбирать РїРѕ собственному усмотрению те поправки, которые подлежат обсуждению, Рё отводить остальные (такой метод получил название «кенгуру-гильотина» ) .
В результате этих нововведений парламентская дискуссия почти перестала существовать, а оппозиция могла быть в любую минуту приведена к молчанию. С 80-х г. XIX в. не менее девяти десятых времени заседаний палаты общин отводилось на обсуждение биллей, исходящих от правительства. В результате законодательная инициатива оппозиции оказалась близкой к нулю. Но ограничение коснулись не только оппозиции, депутаты большинства также оказались ограниченными в своей возможности обсуждать деятельность кабинета министров.
Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, т.е. кабинета министров. По отношению к правящей партии кабинет – это центр, которому обязан повиноваться каждый член партии. Кабинет министров все более укреплялся в роли действительного законодателя, который, кроме того, осуществлял руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма – правило ответственности кабинета – потеряло свое значение. Парламент уступил свое ведущее место в политической системе кабинету министров.
Новое положение палаты лордов.
Реформа 1911 г. По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась, по сути дела, продолжением консервативной партии в парламенте. Когда консерваторы оказывались в парламенте в меньшинстве и терпели поражение по какому-либо важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию, обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы.
Рто РЅРµ могло РЅРµ беспокоить либералов, стремившихся преобразовать палату лордов либо добиться ее СЂРѕСЃРїСѓСЃРєР°. Р’ результате Р±РѕСЂСЊР±С‹ либералов СЃ палатой лордов появился РђРєС‚ Рѕ парламенте 1911 Рі. Согласно этому Акту, нефинансовый билль, прошедший палату общин РІ трех последовательных сессиях Рё РІСЃСЏРєРёР№ раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза направлялся РЅР° королевское утверждение, РјРёРЅСѓСЏ палату лордов, РїСЂРё условии, что между вторым чтением РІ первой сессии Рё последним чтением РІ третьей сессии прошло РЅРµ менее РґРІСѓС… лет. Проведение финансовых биллей РІРѕРІСЃРµ РЅРµ требовало согласия палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Ртим Р¶Рµ Актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры РІ пять лет. Реформу 1911 Рі. нельзя объяснять лишь Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ партий. Ее проведению способствовало Рё усиление кабинета министров, Рё изменение социального состава палаты лордов. Рљ началу XX РІ. произошло слияние СЂРѕРґРѕРІРѕР№ аристократии Рё буржуазии РїСЂРё СЏРІРЅРѕРј преобладании последней. Буржуазия, РЅРµ отказываясь полностью РѕС‚ верхней палаты, делала ставку РЅР° сильный кабинет министров, который РїСЂРё слабой нижней палате имел возможность достаточно полно обеспечить ее интересы.
В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.
Список литературы
1. Конституция современных государств. Сборник документов, М. 1992
2. Конституционное право зарубежных стран. Т 1, М. изд. БЕК, 1993
3. Всемирная история /Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.
4. Всемирная история / РђРќ РЎРЎРЎР . РРЅ-С‚ всеобщей истории. РРЅ-С‚ истории РЎРЎРЎР . РРЅ-С‚ славяноведения Рё балканистики. РРЅ-С‚ востоковедения; Гл. ред.: Р•. Рњ. Р–СѓРєРѕРІ (РіР». ред.) Рё РґСЂ. Рў. XII/ РџРѕРґ ред. Р . Р¤. Рванова (отв. ред.) Рё РґСЂ. - Рњ.: Мысль, 1979.
5. Всемирная история / РђРќ РЎРЎРЎР . РРЅ-С‚ всеобщей истории. РРЅ-С‚ истории РЎРЎРЎР . РРЅ-С‚ славяноведения Рё балканистики. РРЅ-С‚ востоковедения; Гл. ред.: Р•. Рњ. Р–СѓРєРѕРІ, РЎ. Р›. РўРёС…РІРёРЅСЃРєРёР№ (РіР». ред.) Рё РґСЂ. Рў. XIII/РџРѕРґ ред. РЎ. Р›. РўРёС…РІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ (отв. ред.) Рё РґСЂ. - Рњ.: Мысль, 1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mnogo-referatov.narod.ru