Вишняков Я.В.
Балканский или "восточный" РІРѕРїСЂРѕСЃ всегда занимал РѕСЃРѕР±РѕРµ место РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ политике. Рменно здесь РЅР° протяжении XIX-РҐРҐ веков вспыхивали очаги международной напряженности, именно здесь сталкивались интересы ведущих европейских государств, именно здесь наиболее остро проявлялись межнациональные Рё межэтнические конфликты. Конец тысячелетия принес РЅРѕРІРѕРµ обострение обстановки РЅР° Балканах, связанное СЃ ситуацией РІ РљРѕСЃРѕРІРѕ, что было использовано РЎРЁРђ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё странами РќРђРўРћ как РїРѕРІРѕРґ для РїСЂСЏРјРѕР№ агрессии против суверенного государства Югославия. Р РІ РЅРѕРІРѕРµ, третье тысячелетие, РјРёСЂ вступает СЃ тяжелым балканским наследством, РїСЂРё этом РІ ближайшие десятилетия РЅРµ приходится рассчитывать РЅР° РјРёСЂРЅРѕРµ разрешение РєСЂРёР·РёСЃР° РЅР° территории бывшей Югославии.
Балканские сюжеты вызывают интерес у историков, политологов, экономистов, специалистов в области международного права и международных отношений, которые, каждый со своей стороны, дают объяснение непростым балканским проблемам. В этой связи следует подчеркнуть, что Балканы и их роль в международных отношениях, которая существенно возросла с начала XIX века, всегда приходится рассматривать как в общеевропейском политическом контексте, так и в контексте внутренних процессов данного региона. С одной стороны, это международная проблема черноморских проливов, вопрос контроля над которыми был важнейшей частью российской внешней политики, это и общие проблемы Средиземноморья, где сталкивались интересы ведущих европейских государств. С другой стороны нельзя не учитывать как кризисные процессы, происходившие в Османской империи на протяжении XVIII-ХХ вв., так и внутрибалканские проблемы, включающие в себя, помимо межэтнических, социально-экономических, политических и прочих проблем, взаимоотношения балканских народов с Турцией. ВсЈ это способствовало, с одной стороны, постоянному изменению позиций европейских государств и России по отношению к Балканам, а с другой, приводило к многочисленным как локальным, так общеевропейским военным столкновениям в данном регионе.
Однако накопленный обширный фактический материал позволил исследователям определить понятие "восточный вопрос" не только с политической точки зрения, но и с общеисторической позиции, т. е. выделить понятие Балканская цивилизационно-контактная зона (БЦКЗ) - как территория взаимовлияния и столкновения трех цивилизаций - романо-германской, исламской и восточно-христианской. Понимая, что в рамках небольшой статьи невозможно осветить все аспекты данного понятия, автор, опираясь на накопленный научный материал, попытается дать основные определения БЦКЗ и сделать некоторые общие выводы. При этом следует оговориться, что взаимовлияние и взаимостолкновение цивилизаций на Балканах происходило в течение нескольких тысяч лет. Мы сознательно ограничиваем хронологические рамки новой эрой, поскольку воздействие процессов именно этого времени оказало решающее влияние на историческую судьбу современных Балкан, особенно народов бывшей республики Югославии.
РџРѕ отношению Рє народам балканского полуострова уместно оперировать РґРІСѓРјСЏ понятиями: "социокультура" Рё "цивилизация". Р’.Р. Шеремет Рё Р.Рђ. РљСѓР·СЊРјРёРЅ дали следующие определения данных понятий: "Социокультура есть совокупность духовных, социальных Рё материальных ценностей, сложившихся (сформировавшихся) РІ хронологически длительном процессе деятельности человечества РІ целом, общности людей Рё отдельных РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. РќР° социокультурном основании, образно РіРѕРІРѕСЂСЏ стержне, откладываются витки цивилизационного процесса. Цивилизация - это исторически сложившееся единство РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ начала Рё материальной культуры общества, РїСЂРѕРґСѓРєС‚ (внешнее оформление) относительно длительного Рё стабильного развития социально-культурной Рё этнической общности, заселившей определенную часть обитаемого РјРёСЂР° - иначе ойкумены".
С IV века н. э. Балканы оказались в зоне деления античного мира на Западную и Восточную Римскую империи. Большая часть Балканского полуострова вошла в восточную часть Римской империи, т.е. в восточно-христианское пространство в рамках Византийской империи как государства и Православия как идеологической системы. Таким образом, пользуясь терминологией Н.Я. Данилевского, на Балканском полуострове формируется замкнутый и самодостаточный восточнославянский или восточно-христианский культурно-исторический тип.
Другим цивилизационным типом являлся ислам, который прервал локально-региональный тип развития восточнославянского культурно-исторического типа. РЎ XIV века РІ этом регионе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ социокультурное смешение православного Рё исламского РјРёСЂРѕРІ, что РІ итоге выразилось РІ создании РЅРѕРІРѕРіРѕ государства Османская империя. Однако РІ рамках Османской империи РЅРµ произошло создания балкано-исламской культурно-исторической общности регионального СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Балканские народы, находясь РїРѕРґ властью турок, РЅРµ прервали своего самобытного развития, РёС… социокультурные истоки также РЅРµ были уничтожены. Р’ течение XIV-XVII веков Балканский полуостров находился РІ состоянии латентного развития, "типа зимней спячки, РєРѕРіРґР° Р¶РёР·РЅСЊ поддерживается программой РЅРµ зависящей РѕС‚ внешних неблагоприятных параметров, так, чтобы РЅРµ быть уничтоженной". Османам РЅРµ удалось уничтожить, прежде всего, православную церковь, которая изначально являлась государственно-образующим началом Сѓ православных балканских народов, принявших эту веру еще РІ доосманскую СЌРїРѕС…Сѓ. Таким образом, османы уничтожили лишь внешние, формальные признаки славянской государственности, РЅРµ затронув структурных РѕСЃРЅРѕРІ государственного устройства. Рсключение составили лишь православные Боснии, РіРґРµ широкий характер приобрела исламизация сельского населения, район РљРѕСЃРѕРІРѕ, откуда, начиная СЃ XVI века, начался массовый РёСЃС…РѕРґ сербов, Рё некоторые районы Македонии, РіРґРµ возникали села так называемых торбешей, перешедших РІ ислам, РЅРѕ сохранивших СЃРІРѕР№ язык Рё обычаи. Сегодня именно эти территории Балканского полуострова являются конфликтоопасными зонами. Р’РѕР№РЅР° РІ Боснии Рё последние события РІ РљРѕСЃРѕРІРѕ РїСЂСЏРјРѕРµ тому подтверждение.
С другой стороны сами османы застыли на уровне народа, несущего в Европу исключительно разрушительное начало, абсолютизировав функцию сохранности и неизменности своего социокультурного стержня. Они "фактически провоевали всю эпоху Возрождения, они не среагировали на реформацию и контрреформацию, которые внесли принципиальные сдвиги в миры-экономики. Новое время застало их в Балканском регионе на уровне бесплодных попыток сдержать ятаганом снежную лавину". Осознание гибельности этой политики пришло к османским правителям слишком поздно, в конце XVIII - первой половине XIX веков, когда начались реформы султанов Селима III и Махмуда II, перешедшие в эпоху Танзимата (1839-1879 гг.). Спасение своей империи османы увидели в развитии идеи "османизма", основным содержанием которой был принцип равенства всех граждан империи независимо от национальности и вероисповедания. Однако эта концепция не смогла удовлетворить национальных интересов православных народов, поскольку изначально несла "низкий структурный тип цивилизации типа "цивилизация - османский бейлик (княжество)". Все это привело к тому, что в политике Османской империи (особенно после младотурецкой революции 1908 г.) постепенно стали преобладать идеи панисламизма и пантюркизма, заменившие собой первоначальную идеологию "османизма". На практике политика панисламизма вылилась в неприкрытый шовинизм, привела в 1915 году к геноциду армянского населения империи.
Народы Балканского полуострова, находясь РЅР° линии социокультурного разлома мусульманского Рё христианского РјРёСЂРѕРІ, более динамично реагировали РЅР° социально-экономические Рё политические изменения РІ Европе. РЎ начала XVIII века РЅР° Балканах начинается процесс складывания самостоятельных наций. Р’.Р. Фрейдзон РІ этой СЃРІСЏР·Рё отмечал: "Складывание большинства наций РІ Европе протекало либо РІ пределах многонациональных государств (РІ частности Сѓ западных Рё южных славян), либо РІ условиях политической раздробленности этноса (немцы, итальянцы; некоторые территории последних РІ XVIII-XIX РІРІ. находились РїРѕРґ австрийской властью). Принцип "нация - государство" как этноконсолидирующий здесь "РЅРµ работал", РЅРѕ народы провозглашали Рё его РІ качестве цели. Для объяснения Рё оправдания национальной консолидации национальные деятели видели ее РѕСЃРЅРѕРІСѓ РІ формировании национальной культуры, культурных Рё политических традиций".
Наибольшее влияние РЅР° становление национального самосознания Балканских народов, РЅР° процесс складывания наций, оказали идеи французского Просвещения, причем наиболее близкими Рє европейской системе ценностей оказались хорваты-католики, входившие РІ состав империи Габсбургов. Рменно РІ хорватских землях РІ конце 30-С… - начале 40-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века сложилось иллирийское движение, целью которого было сплотить РІ РѕРґРёРЅ народ РІСЃРµ население Хорватии, независимо РѕС‚ этнической принадлежности. РЎ 30-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века, представителями хорватских иллирийских РєСЂСѓРіРѕРІ Рё сербскими деятелями культуры делаются попытки сблизить РІСЃРµ РІ языковом Рё культурном отношении всех южных славян, что выразилось РІ признании хорватскими Рё сербскими филологами единства сербохорватского языка как языка единого народа. РќРѕ реально происходило становление РґРІСѓС… самостоятельных наций, частично занимавших РѕРґРЅСѓ территорию Рё поэтому инстинктивно стремящихся Рє сближению РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· концепции "Балканы для балканских народов". Р’РѕРїСЂРѕСЃ был РІ том кто встанет РІРѕ главе этого сближения. РќРµ случайно еще РІ 40-Рµ РіРѕРґС‹ XIX века знаменитый сербский филолог Р’СѓРє Караджич заявлял, что поскольку большинство хорватов-католиков РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РЅР° штокавском диалекте (С‚.Рµ. РЅР° сербском языке), то РѕРЅРё являются сербами.
РџСЂРё этом РІ Сербии, которая РІ результате СЂСЏРґР° кровопролитных вооруженных столкновений СЃ турками, становится РІ 1833 РіРѕРґСѓ автономным княжеством, формируется великосербская идея, нашедшая выражение РІРѕ внешнеполитической программе известного сербского политика Рлии Гарашанина "Начертание", написанной РІ середине 40-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века, цель которой была сплотить РІСЃРµ южнославянские народы РІРѕРєСЂСѓРі сербского княжества, которое должно было стать своеобразным югославянским "Пьемонтом". Заметим, что основать большое сербское государство предполагалось путем именно присоединения народов Балкан Рє сербскому княжеству. РџСЂРё этом даже решение конкретных внутриполитических проблем политические лидеры Сербии всегда напрямую увязывали СЃ реализацией внешнеполитической программы, той самой "заветной мысли сербской". Вполне понятно, что решить эту задачу РјРѕР¶РЅРѕ было только силой РѕСЂСѓР¶РёСЏ. РџСЂРё этом РІ С…РѕРґРµ многовековых сербо-турецких конфликтов формируется РѕСЃРѕР±РѕРµ "военное" - "четническое" сознание сербского народа, что РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј предопределило его дальнейшую историческую СЃСѓРґСЊР±Сѓ, создав конфронтационную психологию сербского общества. После 1878 РіРѕРґР° (провозглашение Сербии независимым государством) подобная психология, вполне естественная для постоянно воюющей страны, постепенно стала вступать РІ конфликт СЃ формирующимися новыми государственными институтами, что способствовало усилению как внутриполитической нестабильности, так Рё отразилась РЅР° взаимоотношениях СѓР¶Рµ независимой Сербии СЃ европейскими державами Рё ее балканскими соседями. РЎ начала РҐРҐ века среди сербских правящих РєСЂСѓРіРѕРІ РІРЅРѕРІСЊ стала доминировать внешнеполитическая концепция, основанная РЅР° принципе "Балканы для балканских народов" Рё возрождаться идея РѕР± объединении славян РІ единое государство РїРѕРґ сербской гегемонией. Понятно, что осуществить эти замыслы РјРѕР¶РЅРѕ было только силой РѕСЂСѓР¶РёСЏ, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, продолжив Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ Османской империей, СЃ тем, чтобы лишить Стамбул последних владений РІ Европе, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, вступив РІ конфликт как СЃ Австро-Венгрией, владеющей значительной частью Балканского полуострова, так Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРј достаточно сильным славянским государством - Болгарией. Дальнейшее развитие балканского РєСЂРёР·РёСЃР° было предопределено, РІ него втянулись Греция Рё Румыния. Таким образом, выстрел РІ Сараево был неизбежен, дав одновременно новый толчок развитию великосербской идеи, что вылилось РІ создание государства РЎРҐРЎ (Сербов, Хорватов Рё Словенцев) - унитарной монархической Югославии, основанной РЅР° принципе единого народа. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, создание королевства РЎРҐРЎ способствовало утверждению РІ Хорватии идеи государственной самостоятельности, приводило Рє развитию националистических движений. (Достаточно вспомнить печально известных хорватских "усташей", создавших фашистское "независимое" хорватское государство, развернув РїСЂРё этом невиданный геноцид против сербского населения).
Политическое устройство новой Югославии (ФНРЮ-СФРЮ) разительно отличалось от СХС. Была образована федерация шести республик, в частности была признана автономия Косово и Воеводины, создана республика Македония. Все это возродило идею югославизма, однако, не привело к созданию демократической федерации балканских народов, что постепенно привело к тому, что в Хорватии и Словении - наиболее экономически развитых республиках, вынужденных "делиться" произведенными ценностями, стало ощущаться как экономическое, так и политическое недовольство. Перспективы развития югославянской федерации становились все более туманными, начались латентные межреспубликанские и межэтнические конфликты. Все это вылилось в военный конфликт 1991-1995 гг. При этом следует отметить, что важным различием в положении Сербии, Хорватии и Словении было отсутствие в последней внутреннего этнического конфликта, что положительно сказалось на интеграции Словении в европейские политические и экономические структуры.
Р’ заключение хотелось Р±С‹ отметить еще РѕРґРёРЅ аспект, присущий, как нам кажется, РЅРµ только балканской цивилизационно-контактной Р·РѕРЅРµ, РЅРѕ Рё применимый РїСЂРё изучении СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории. Османское завоевание отразились РЅР° общем С…РѕРґРµ исторического процесса Сѓ православных балканских народов, первоначально его замедлив, который однако, затем, РЅР° протяжении XIX-РҐРҐ веков приобрел ускоренный характер. Р’ результате стадиальная картина развития славянского РјРёСЂР° оказалась как Р±С‹ смазанной, С‚. Рµ. вобрала РІ себя элементы родоплеменного, рабовладельческого, феодального Рё капиталистического устройства. Балканские народы, особенно Сербия, РЅРµ успевали выйти РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ этапа развития, разрешить специфические для него противоречия, как перед РЅРёРјРё вставали проблемы, присущие СѓР¶Рµ следующей СЌРїРѕС…Рµ. Рменно поэтому РЅР° Балканском полуострове современность всегда осложняется остатками прошлого, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє появлению социально-экономической Рё политической многоукладности, наложению РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР° типологически разнородных конфликтов, взаимно обостряющих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°.
Таким образом, Балканы представляют СЃРѕР±РѕР№ довольно сложную модель исторического развития, РІ которой РЅР° протяжении долгого времени смешивались разные национальные идеи, религии Рё культуры, что породило конфликтный характер развития народов Балканского полуострова, несовпадение политических целей Рё идей РЅР° РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ временном историческом отрезке. Рменно это делает современные Балканы конфликтоопасным регионом РІ современную СЌРїРѕС…Сѓ.
Список литературы
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Спб, 1995.
2. Екмечи? М. Сусрет цивилизациjа и српски однос према Европи. Нови Сад, 1996.
3. Косово. Международные аспекты кризиса. М, 1999.
4. Сусрет или сукоб цивилизациja на Балкану. Београд, 1998.
5. Тимофеев Рђ.Р®. Рстоки РєРѕСЃРѕРІСЃРєРѕР№ драмы. Рњ, 1999.
6. Фрейдзон Р’.Р. Нация РґРѕ национального государства. Рсторико-социологический очерк Центральной Европы XVIII - начала РҐРҐ РІ. Рњ., 1999.
7. Шеремет Р’.Р. Р’РѕР№РЅР° Рё бизнес. Рњ, 1996.
8. Шеремет Р’.Р., РљСѓР·СЊРјРёРЅ Р.Рђ. Рћ цивилизационной роли балканской контактной Р·РѕРЅС‹. // Сусрет или СЃСѓРєРѕР± цивилизациja РЅР° Балкану. Београд. 1998. РЎ. 59-67.