В.Н. Краснов кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, Е.А. Шитиков кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал
Развитие военного кораблестроения, непрерывное качественное обновление корабельного состава флота накануне войны были немыслимы без должного научного обеспечения. Поэтому в перспективные и годовые планы академических и отраслевых институтов, а также ряда высших учебных заведений регулярно включались научно-технические работы, направленные на улучшение боевых и эксплуатационных качеств кораблей, совершенствование морского оружия и технических средств.
Академии наук СССРв интересах военного кораблестроения заказывались различные исследования. К ним относились:
создание аккумулятора электрической или тепловой энергии, вмещающего в малом объеме большое количество энергии для движения подводной лодки под водой;
маскировка подводной лодки от воздушного противника при ее ходе под водой в различных водах, при различном состоянии моря и на разных глубинах;
изыскание специального вентильного и таллиевого фотоэлемента и специальных источников излучения для приборов лучевой связи;
изыскание способов и средств измерения расстояния до передатчика из точки приема (местоопределение по одному пеленгу);
создание легких аккумуляторных батарей для электроторпед с мотором в 300 кВт;
теория и методы расчета колебаний стволов артиллерийских орудий во время выстрела;
допустимые пределы искривления стволов артиллерийских орудий;
создание утяжеления для дымовой завесы, получаемой путем испарения морского мазута, и др.
Несовершенство гидроакустической аппаратуры Рё отсутствие РІ то Р¶Рµ время телевизионной техники вынуждали искать пути повышения эффективности обычных световых средств РїРѕРґ РІРѕРґРѕР№. РћРґРЅРёРј РёР· институтов Академии наук велись изыскания технической возможности РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ видения для РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки РЅР° расстоянии 5 РєР±. Рё выше. РЎ этой Р¶Рµ темой была связана работа ленинградского Государственного оптического института (ГОР), который разрабатывал опытный образец РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ фары, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ обеспечить командира лодки возможностью видеть РїРѕРґ РІРѕРґРѕР№ РЅР° расстоянии 20-30 Рј РІ условиях Черного РјРѕСЂСЏ.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ отраслевой институт, работавший РІ сфере военного кораблестроения, - Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (РќРР’Рљ) - РІ 1938-1939 РіРі. был преобразован РІ Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности, который стал головным институтом судостроения Рё имел сокращенное название ЦНРР-45. Рнституту задавались различные темы исследований Рё опытно-конструкторских работ РІ интересах флота. Р’ его компетенцию входили разработка предэскизных проектов Рё тактико-технических обоснований РЅР° проектирование новых кораблей, Р° также научно-исследовательские работы РїРѕ совершенствованию корабельной техники Рё вооружения. Так, были выполнены предэскизные проекты “авианосцев минимального Рё оптимального водоизмещения”, “охотников Р·Р° подводными лодками РїРѕРґ двигатель 2000 Р».СЃ.”, “подводного РјРёРЅРЅРѕРіРѕ заградителя”, Р° также “озерно-речных подлодок водоизмещением 25-40 т”. Предусматривалась разработка сокращенного СЌСЃРєРёР·РЅРѕРіРѕ проекта летающей РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки (ЛПЛ) конструкции Р‘.Рџ. Ушакова.
Р’ области РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ кораблестроения ЦНРР-45, как Рё его предшественник РќРР’Рљ, РѕРґРЅРѕР№ РёР· важных задач считал создание РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки СЃ единым двигателем, могущим работать РІ надводном Рё РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРј положениях. Рта актуальная тема небезуспешно включалась РІ планы РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ, РїРѕРєР° РІ 50-60-С… годах РЅРµ была создана атомная энергетическая установка.
Многие годы (включая и послевоенные) решалась проблема устранения или хотя бы существенного уменьшения вибрации перископов подводных лодок, идущих на перископной глубине.
Важной, РЅРѕ трудноразрешимой была проблема снижения шумности РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки, демаскирующей ее. Ставилась задача комплектовать подводные корабли только малошумными механизмами Рё устройствами. РџРѕ РѕРґРЅРѕР№ РёР· плановых тем РІ 1938 Рі. сотрудники ЦНРР-45 должны были участвовать РІ создании бесшумных электромашин для подводных лодок Рё выработке РЅРѕСЂРј общей шумности лодок. Параллельно Научно-исследовательский РјРѕСЂСЃРєРѕР№ институт СЃРІСЏР·Рё (РќРРњРРЎ), который РІ то время возглавлялся инженер-флагманом 2 ранга Рђ.Р. Бергом, получил задание определить шумность РІ децибелах Рё найти СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ уменьшения шумности.
Проблемой снижения шумности занималась Рё Академия наук. Так, решением Главного совета Р’РњР¤ РІ октябре 1940 Рі. начальнику Управления кораблестроения предписывалось “предусмотреть РІ плане 1941 РіРѕРґР° проведение силами РђРќ РЎРЎРЎР Рё ЦНРР-45 Наркомата судостроительной промышленности научно-исследовательских работ РїРѕ обесшумливанию гребных винтов подводных лодок Рё всеми мерами добиваться скорейшего разрешения этого вопроса”.
Большое внимание РІ научно-исследовательских работах уделялось вопросам прочности конструкций. Первенствующее место РІ этих работах занимали проекты кораблей, составляющих РѕСЃРЅРѕРІСѓ программы строительства Большого флота. ЦНРР-45 Рё Ленинградскому кораблестроительному институту (ЛКР) была поручена разработка “Норм для расчета прочности РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ надводных кораблей”.
Ежегодной являлась тема, касающаяся проблемы защиты судовых металлических конструкций РѕС‚ РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё. Р’ 1939 Рі. проводились коррозионные испытания новых марок сплавов Рё РґСЂСѓРіРёС… материалов, изыскивались пути Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ коррозией паросиловых установок. РќРР’Рљ обязывался РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ СЃР±РѕСЂР° Рё систематизации материалов составить рецепты РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ коррозией РЅР° РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодке.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводились и на контрагентских предприятиях, связанных с судостроительной промышленностью. В ходе реализации программы строительства Большого флота здесь решались новые задачи, в частности, по улучшению качества броневой стали.
Так, на Мариупольском заводе разрабатывались новые марки для противопульной корабельной брони, а также изыскивались методы плавки в электропечи с использованием отходов корабельной брони и с восстановлением хрома из хромистой руды. На этом же заводе разрабатывались: процесс газовой цементации плит в направлении ускорения и удешевления работ; способ изготовления броневых плит ковкой, а также изучалось качество бронестали, выплавленной в кислой мартеновской печи на халиловском чугуне.
РќР° РР¶РѕСЂСЃРєРѕРј заводе разрабатывались марки немагнитной стали для изготовления Р±СЂРѕРЅРё, изучалась броневая сталь СЃ переменным содержанием легирующих элементов, Р° также изыскивались эффективные методы выплавки РІ кислой печи броневой стали СЃ применением многоуглеродистого феррохрома. Отдельные темы были направлены РЅР° более широкое внедрение РІ кораблестроение, особенно РІ процессе бронирования кораблей, сварки.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ расширением строительства крупных надводных кораблей большое внимание уделялось РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ повышения дальности плавания. Проводились различные научно-исследовательские работы, конференции, СЃРёРјРїРѕР·РёСѓРјС‹. Р’ 1940 Рі. РІ Военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ академии РёРј. Рљ.Р•. Ворошилова состоялась научно-техническая конференция РЅР° тему “О повышении дальности плавания надводных кораблей”. Председательствовал доктор технических наук, профессор, военный инженер 2 ранга Р.Р“.Ханович.
Р’ 1938-1939 РіРі. РІСЃРµ более актуальной признавалась работа РїРѕ изысканию методов размагничивания кораблей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ возраставшей СѓРіСЂРѕР·РѕР№ применения неконтактного РјРёРЅРЅРѕ-торпедного РѕСЂСѓР¶РёСЏ. Состоялось совещание РіСЂСѓРїРїС‹ ученых Рё инженеров, РЅР° котором был заслушан доклад Рђ.Рџ.Александрова Рѕ проведенных опытах РїРѕ размагничиванию кораблей. Присутствующий академик Рђ.Рќ. Крылов выразил сомнение РІ возможности достаточной компенсации магнитного поля корабля. Однако СЃ необходимостью дальнейших работ РїРѕ размагничиванию РѕРЅ согласился. Любопытен ответ Рђ.Рќ.Крылова РЅР° РїРёСЃСЊРјРѕ инженера РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ Р›.Р’.Кузьменко, РѕС‚ 3 декабря 1939 Рі., предлагавшего применять РІ кораблестроении РґРѕСЂРѕРіСѓСЋ нержавеющую сталь как средство Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ магнитными минами. РџСЂРё этом автор РїРёСЃСЊРјР° подчеркивал, что это будет “отечественным приоритетом”. Академик, отвергая приоритетность идеи, отвечал: “Сведения Рѕ немагнитных свойствах некоторых сортов стали имеют почти полувековую давность Рё изучение этих особенностей нержавеющей стали сильно подвинуты вперед работами француза - физика Р.Гильома”.
Большой интерес Рє работам ЛФТР(Ленинградского физико-технического института) РІ области размагничивания кораблей проявлял зам. наркома Р’РњР¤ Р.РЎ.Рсаков, подчеркивая, что работы РїРѕ защите кораблей РѕС‚ РјРёРЅ СЃ неконтактными взрывателями (особенно речных) являются для РќРљ Р’РњР¤ исключительно важными.
До войны лаборатория А.П.Александрова разработала систему секционирования обмоток размагничивания с регулированием тока в них в зависимости от широты и курса корабля. Было составлено типовое техническое задание на проектирование обмоток для тральщиков, а также рассчитаны нормы защиты кораблей от магнитных мин и торпед с неконтактными взрывателями. К сожалению, внедрялись системы размагничивания кораблей уже в ходе войны. К началу же войны проблема борьбы с неконтактным минным оружием не была решена и флот оказался неподготовленным в части средств обнаружения и уничтожения донных магнитных мин, которые немцы применили в первые же дни войны.
Р’ 1938-1939 РіРі. силами завода-строителя Рё ЦАГРпродолжались испытания механизмов Рё проверка РіРёРґСЂРѕ- Рё аэродинамических качеств нескольких экспериментальных катеров РЅР° воздушной подушке, созданных РїРѕРґ руководством главного конструктора профессора Р’.Р.Левкова. Первое такое СЃСѓРґРЅРѕ РЅР° воздушной подушке (Р›-1) испытывалось РІ 1934 Рі. второе (Р›-5) - РІ 1936 Рі. РЎСѓРґРЅРѕ массой 8,6 С‚ развило скорость 73 СѓР·. Первенство РІ создании катеров РЅР° воздушной подушке принадлежит нашей стране.
Р’ конце 30-С… РіРѕРґРѕРІ ученых-кораблестроителей РѕСЃРѕР±Рѕ беспокоила проблема кавитации гребных винтов как физического явления, препятствующего РёС… эффективной работе. Новая трактовка кавитации заключалась РІ определении ее как переходного режима РѕС‚ наиболее распространенной формы плавного обтекания тел Рє мало изученной форме отрывного РёС… обтекания. Р’ 1939 Рі. возникла идея замены РѕРґРЅРѕРіРѕ нагруженного винта СЂСЏРґРѕРј слабонагруженных соосных винтов, поставленных РІ непосредственной близости РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ так, чтобы создать решетку (решетчатые движители). Рспытания моделей винтов проводились несколькими авторами, РІ том числе Р’.Р›.Поздюниным. Р’ результате этих работ выявлены: возрастание профильных потерь, недостаточная прочность лопастей Сѓ облегченной модели, продолжающееся отрицательное влияние кавитации.
Для формирования отрывного обтекания необходимо было изменить форму лопастей, повысить число оборотов и уменьшить значение дискового отношения площадей винта. В июне 1939г. Академия наук заключила договор с Гидромашинной лабораторией Ленинградского индустриального института, имевшего стенд, позволявший доводить частоту вращения винтов до 30000об/мин для проведения модельных испытаний. Одновременно были организованы натурные испытания на Московском глиссерном заводе на катере НКЛ-27 с двухлопастным винтом, имевшим узкие лопасти авиационного профиля. Было выявлено три характерных участка кривой зависимости величины упора от числа оборотов.
На начальном участке действовал закон квадратичного возрастания (нормальная работа винта с частичной кавитацией), на среднем участке - слабой зависимости упора от числа оборотов (отрицательное влияние кавитации) и, наконец, на последнем участке происходило опять возрастание упора (отрывное обтекание). Таким образом, появилась перспектива для создания суперкавитирующих винтов, автором которых был академик В.Л.Поздюнин. Суперкавитирующие гребные винты при больших скоростях кораблей и катеров имеют преимущества перед обычными винтами, при малых - уступают им по коэффициенту полезного действия.
Будущее скоростных судов В.Л. Поздюнин видел в использовании эффекта глиссирования. Центральной задачей в переходе на режим глиссирования В.Л. Поздюнин считал всемерное уменьшение веса корпуса и веса механизмов. Уменьшение веса корпуса могло быть достигнуто за счет уменьшения длины судна, применения облегченных металлических конструкций и совершенствования расчетов на прочность с использованием методов строительной механики.
Р’ 30-40-С… годах большое внимание ученых-энергетиков сосредотачивалось РЅР° проектировании паровых турбин, как основных двигателей кораблей Большого флота. Создатель школы отечественного корабельного паротурбостроения - Рњ.Р.РЇРЅРѕРІСЃРєРёР№, возглавлявший кафедру “Паровых турбин” РІ Военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ академии. РћРЅ первым РёР· инженер-механиков флота стал членом-корреспондентом РђРќ РЎРЎРЎР . Рљ наиболее важным работам ученого относятся “Морские паровые турбины” (1925), “Колебание турбинных дисков” (1933), “Судовые конденсационные установки” (1935), “Турбины высокого давления” (1938). Р—Р° капитальный труд “Конструирование Рё расчет судовых паровых турбин” Рњ.Р.РЇРЅРѕРІСЃРєРёР№ был удостоен Государственной премии.
Наиболее крупным специалистом в области судовых двигателей внутреннего сгорания был профессор Ленинградского кораблестроительного института В.А. Ваншейдт.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ проблемой энергетических установок для новых торпед лаборатория в„– 2 Рнергетического института РђРќ СССРпроводила исследования РїРѕ сжиганию металлического топлива Рё комбинированного сжигания Р¶РёРґРєРѕРіРѕ Рё металлического топлива. РќР° РѕРґРЅРѕРј РёР· заводов была организована Лаборатория РђРќ СССРдля проведения работ РїРѕ программе, утвержденной вице-президентом РђРќ РЎРЎРЎР Р•.Рђ.Чудаковым Рё заместителем Наркома судостроительной промышленности Рђ.Рњ.Редькиным. Научным консультантом являлся член-корреспондент РђРќ РЎРЎРЎР Рђ.РЎ.Предводителев. Благодаря такому взаимодействию была быстро изготовлена действующая модель парогенератора. РџРѕ заданию Рнергетического института ЦКБ-17 разработало технический проект парогенератора для бесследной торпеды, работающей РЅР° использовании энергии горения магния РІ кислороде. Р’ дальнейшем эта схема РЅРµ была принята РІ производство, РЅРѕ оперативная совместная работа ученых Рё конструкторов поучительна.
Если в первой половине 30-х годов взаимодействие между Академией наук и флотом осуществлялось на уровне отдельных ученых, то в предвоенные годы начинают возникать новые формы взаимодействия академической и отраслевой науки в виде совместного тесного сотрудничества лабораторий академических институтов с отраслевыми научно-исследовательскими и конструкторскими организациями.
РЎ началом Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ возникло РјРЅРѕРіРѕ оперативных дел, которые вынудили значительно сократить РЅР° время РЅРµ только научно-исследовательские работы, РЅРѕ Рё опытно-конструкторские разработки. Тем РЅРµ менее, академическая Рё отраслевая наука продолжала обеспечивать запросы флота. РџСЂРё этом учитывался опыт РІРѕР№РЅС‹. Сотрудники эвакуированного РёР· Ленинграда РІ Казань ЦНРР-45 смогли разработать методику расчета собственных колебаний палубных перекрытий, методику расчета тонких цилиндрических оболочек, проект механической установки малого С…РѕРґР° для большого охотника проекта 122Рђ. Были получены несколько образцов красок СЃ пониженной горючестью, Р° также типовые конструкции изоляции РёР· альфоля.
Р’ Казани находились 33 академических учреждения, 39 академиков, РІ том числе Рё Рђ.Рќ. Крылов, Р° также 44 члена-корреспондента РђРќ РЎРЎРЎР . Однако для РёС… плодотворной деятельности РЅРµ было необходимой экспериментальной базы. Тем РЅРµ менее, проводились конкретные работы РїРѕ повышению надежности пароперегревателей котлов, прочности лопаток турбин, РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ демаскирующими свойствами работающих дизелей подлодок. Благодаря ЦНРР-45 устранено “пение” винтов РЅР° подводных лодках типа “М” серии РҐРџ, также демаскировавших лодку. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступлением РїРѕ ленд-лизу Рё РІ качестве трофеев кораблей иностранной постройки институт изучал конструктивные особенности этих кораблей. РљСЂРѕРјРµ ЦНРР-45, которому РІ 1944 Рі. присвоено РёРјСЏ академика Рђ.Рќ. Крылова, Наркомат судостроительной промышленности имел: научные учреждения РїРѕ РјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ приборостроению - РќРР-10 (РњРѕСЃРєРІР°) Рё РќРР-49 (Ленинград), РїРѕ корабельной Р±СЂРѕРЅРµ - РќРР-48 (Колпино). Р’ РІРѕР№РЅСѓ РќРР-48 передан РІ танковую промышленность.
Р’ Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕРј Флоте, после передачи РќРР’РљР° РІ промышленность, его функции частично перешли Рє Научно-техническому комитету (РќРўРљ). Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения Р’РњР¤ был восстановлен РІ декабре 1945 Рі. Разработкой РјРёРЅРЅРѕРіРѕ, торпедного Рё трального вооружения занимался Научно-исследовательский РјРёРЅРЅРѕ-торпедный институт (РќРРњРўР) Р’РњР¤. Р’ развитии вооружения Рё корабельных технических средств Рё боевого использования РІРёРґРЅСѓСЋ роль играли Военно-морская академия. Высшее военно-РјРѕСЂСЃРєРѕРµ училище РёРј. Рњ.Р’. Фрунзе (бывший РњРѕСЂСЃРєРѕР№ РєРѕСЂРїСѓСЃ). Высшее военно-РјРѕСЂСЃРєРѕРµ инженерное училище РёРј. Р¤.Р. Дзержинского (Р’Р’РњРРЈ). Р’ этих военно-учебных заведениях преподавали известные ученые, опытные специалисты флота, проводились важные научно-исследовательские работы РІ интересах развития флота. РР· стен Р’Р’РњРРЈ РёРј. Р¤.Р.Дзержинского вышли Рќ.РЎ.Соломенко, Р.Р”.Спасский, Рђ.Рђ.Саркисов, впоследствии ставшие академиками Р РђРќ, Р‘.Р’.Замышляев, Рњ.Рќ.Бабушкин - членами-корреспондентами Р РђРќ.
Р’ апреле 1942 Рі. Президиум РђРќ СССРсоздал РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ научно-техническим военно-РјРѕСЂСЃРєРёРј вопросам РїРѕРґ председательством Рђ.Р¤.Роффе. Ученым секретарем назначен Р.Р’.Курчатов, членами РєРѕРјРёСЃСЃРёРё - Рђ.Рќ.Крылов, Рђ.Рџ.Александров, Р’.Р›.РџРѕР·РґСЋРЅРёРЅ, Р•.Рђ.Калашников. РџСЂРё Президиуме существовал отдел специальных работ. РџРѕРґ руководством его начальника Рњ.Рџ.Евдокимова проходили работы РїРѕ военной тематике. Проблемы броневой защиты входили РІ задачу лаборатории в„–3 ЛФТР, РІ работе которой принимал участие академик Рђ.Р¤.Роффе.
Разработка акустических тралов была возложена РЅР° Физический институт РђРќ РЎРЎРЎР (Р¤РРђРќ), которая велась РїРѕРґ руководством Рќ.Рќ.Андреева. Р’ РіСЂСѓРїРїСѓ входили Р›.Р”.Розенберг, Р›.Рњ.Бреховских, Р‘.Р”.Тартаковский, Р’.Р“.Жаринов.
Профессор РЎ.Рњ.Рытов РёР· Р¤РРђРќР° участвовал РІ создании радионавигационной системы “Координатор”, СЃ помощью которой более эффективно, СЃ высокой точностью РјРѕР¶РЅРѕ было выполнять траление Рё гидрографические работы. Систему создали РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ радиоинтерференционного метода измерения расстояний, предложенного академиками Р›.Р. Мандельштамом Рё Рќ.Р”.Папалекси.
Р’РњР¤ высоко оценил работу Рђ.Рџ. Андреева Рё Р‘.Р’. Курчатова РїРѕРґ руководством Рђ.Р¤.Роффе “Применение РЅР° флоте светосоставов, светящихся РїРѕРґ воздействием инфракрасных лучей”.
Р’ Рнституте автоматики Рё телемеханики РђРќ СССРвелись исследования РїРѕ неконтактным взрывателям для РјРёРЅ Рё торпед. РРјРё СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» Р‘.РЎ.Сотсков (впоследствии член-корреспондент РђРќ РЎРЎРЎР ). РџСЂРё участии РќРРњРўР Рё РќРР-400 был создан неконтактный взрыватель РќРР’-5 для торпед.
Рзвестен вклад Математического института РђРќ РЎРЎРЎР РІ развитие теорий вероятностей. Академик Рђ.Рќ.Колмогоров РЅРµ только консультировал флотских артиллеристов, РЅРѕ Рё стал соавтором РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ стрельбы корабельной артиллерией РїРѕ воздушным целям.
РџРѕРґ руководством академика РЎ.Р.Вавилова РІ Р¤РРђРќРµ Рё ГОРбыли улучшены характеристики дальномеров надводных кораблей Рё перископы подводных лодок, разработаны методы светомаскировки кораблей. Р’ РІРѕР№РЅСѓ освоена подводная сварка. Р’ этом была заслуга лаборатории РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ института инженеров транспорта, которую возглавлял Рљ.Рљ.Хренов (впоследствии член-корреспондент РђРќ РЎРЎРЎР ). Работа выполнялась РїРѕ заказу Аварийно-спасательного управления Р’РњР¤.
Рљ флотской тематике привлекались Рё филиалы РђРќ РЎРЎРЎР . Так, старший научный сотрудник Уральского филиала Рџ.Рђ.Халилеев разработал магнитометр для РїРѕРёСЃРєР° затонувших СЃСѓРґРѕРІ. РџСЂРёР±РѕСЂ Рё его использование усовершенствованы сотрудником РќРР-49 Р.Р“.Монгейтом Рё специалистами флота Рџ.Р“.Брызжевым Рё Р’.Рђ.Покладом. РњРѕСЂСЃРєРѕР№ магнитный металлоискатель нашел применение РЅР° флоте.
В целом война подтвердила необходимость и эффективность взаимодействия науки и флота, что положительно сказалось на развитии военного кораблестроения, морского оружия, корабельной техники и методов их использования. С учетом опыта войны продолжалось строительство кораблей по доработанным проектам: крейсеров - 68-бис, эсминцев - 30-бис и сторожевых кораблей - 29-бис.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/