Р’ размышлениях РѕР± исторических судьбах Р РѕСЃСЃРёРё, ее истории, ее настоящем Рё будущем родились РґРІР° важнейших идейных течения 40-С… РіРі. XIX РІ.: западничество Рё славянофильство. Представителями славянофилов были Р.Р’.Кириевский, Рђ.РЎ.РҐРѕРјСЏРєРѕРІ, Р®.Р¤.Сарматин, Рљ.Рђ.Аксаков Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Представителями славянофилов были Рџ.Р’.Анненков, Р’.Рџ.Боткин, Рђ.Р.Гончаров, Р.РЎ.Тургенев, Рџ.Рђ.Чаадаев Рё РґСЂ. РџРѕ СЂСЏРґСѓ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рє РЅРёРј примыкали Рђ.Р.Герцен Рё Р’.Р“.Белинский.
  Рзападники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
  Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники – Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право – лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.
  Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
   Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории,  русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
  Славянофилы считали, что Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРёС… РѕСЃРѕР±РѕРµ отношение Рє властям. Народ Р¶РёР» как Р±С‹ РІ «договоре» СЃ гражданской системой: РјС‹ – общинники, Сѓ нас СЃРІРѕСЏ Р¶РёР·РЅСЊ, РІС‹ – власть, Сѓ вас СЃРІРѕСЏ Р¶РёР·РЅСЊ. Рљ.Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право РЅР° принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого СЂРѕРґР° отношений РјРѕРіСѓС‚ быть отношения между земским СЃРѕР±РѕСЂРѕРј Рё царем РІ период РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государства, что позволило Р РѕСЃСЃРёРё жить РІ РјРёСЂРµ без потрясений Рё революционных переворотов типа Великой французской революции. В«Рскажения» РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории славянофилы связывали СЃ деятельностью Петра Великого, который «прорубил РѕРєРЅРѕ РІ Европу» Рё тем самым нарушил РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, равновесие РІ Р¶РёР·РЅРё страны, СЃР±РёР» ее СЃ начертанного Богом пути.
  Славянофилов часто относят Рє политической реакции РІ силу того, что РёС… учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: РїРѕРґ православием РѕРЅРё понимали СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ сообщество верующих христиан, Р° самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». РџСЂРё этом славянофилы защищали самодержавие Рё РЅРµ придавали большого значения делу политической СЃРІРѕР±РѕРґС‹. Р’ то Р¶Рµ время РѕРЅРё были убежденными демократами, сторонниками РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ СЃРІРѕР±РѕРґС‹ личности. РљРѕРіРґР° РІ 1855 Рі. РќР° престол вступил Александр II, Рљ.Аксаков представил ему «Записку Рѕ внутреннем состоянии Р РѕСЃСЃРёРёВ», РІ которой упрекал правительство РІ подавлении нравственной СЃРІРѕР±РѕРґС‹, приведшей Рє деградации нации. Крайние меры, указывал РѕРЅ, РјРѕРіСѓС‚ только сделать РІ народе популярной идею политической СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ опасности Аксаков советовал царю даровать СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мысли Рё слова, Р° также возвратить Рє Р¶РёР·РЅРё практику созыва земских СЃРѕР±РѕСЂРѕРІ. Рдеи представления народу гражданских СЃРІРѕР±РѕРґ, отмены крепостного права занимали важное место РІ работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала РёС… преследованиям, мешала СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ выражать СЃРІРѕРё мысли.
  Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.
В В Р’ то Р¶Рµ время РѕРЅРё понимали, что реформы Петра сопряжены СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРјРё издержками. Рстоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел РІ том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё Западная Европа РёРґСѓС‚ одинаковым историческим путем. Поэтому Р РѕСЃСЃРёСЏ должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу РѕРЅРё видели РІ том, чтобы добиться освобождения личности Рё создавать государство Рё общество, обеспечивающие эту СЃРІРѕР±РѕРґСѓ. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
  При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. Рте и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
  Либеральные идеи западников Рё славянофилов пустили глубокие РєРѕСЂРЅРё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј обществе Рё оказали серьезное влияние РЅР° следующие поколения людей, искавших для Р РѕСЃСЃРёРё пути будущее. РС… идеи продолжают жить Рё сегодня РІ спорах Рѕ том, чем является Р РѕСЃСЃРёСЏ – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Р РёРјР°, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.В В В В В В В В
РџСЂРё подготовке данной работы были использованы материалы СЃ сайта http://www.studentu.ruВ