Как грозный РґСѓС… РѕРЅ был над нами, Рных РЅРµ знали РјС‹ имен.
А.Твардовский.
В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. Рчем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху. Рмногие на самом деле начали верить в этот великий обман, а многие вынуждены были лицемерить.
Рвдруг несколько лет назад этот заговор молчания был нарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое слово о сталинизме, о его истоках и преступлениях. Вновь вспомнили и то, что писалось после 20 съезда. Невозможно охватить все, опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да и зачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, что произведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына, Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только во имя правды, но и во имя того, чтобы эта черная эпоха не возвратилась вновь.
После того, как "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале "Дружба народов", на редакцию обрушился поток писем. Роман всколыхнул страну.
Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещая фигура. События происходят в 1933-34 годах, когда культ личности стал принимать свои страшные формы. Заслугой автора является показ того, что сам генсек постоянно формировал свой культ. В романе есть эпизод, когда Сталин настойчиво стремится убрать из воспоминаний революционера Енукидзе одну "деталь", которая говорит о том, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной типографии "Нина" в Баку. Ради своего возвеличивания он готов пойти на все: залить страну кровью, предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот.
"Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину". Такие мысли вкладывает Рыбаков самому "вождю народов". К счастью, история не простила. А жертвы...
Жертвы были. Много. Так много, что до сих пор не удается точно подсчитать их.
Рисует образы жертв Рё автор романа. Рто Рё политики, посмевшие бросить вызов Сталину, или РІ чем-то ему мешавшие (РљРёСЂРѕРІ, дипломат Будягин Рё РґСЂСѓРіРёРµ). Рто Рё простые люди, как студент Саша Панкратов, честный человек Рё истинный патриот. Р—Р° РЅРёРј, его РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё Рё миллионами РґСЂСѓРіРёС… людей нет РІРёРЅС‹, РЅРѕ РѕРЅР° Рё РЅРµ требуется. РС… унижение Рё уничтожение нужны Сталину Рё его окружению для утверждения своей власти Рё бесчеловечного режима. РџСЂРѕР№РґСЏ вместе СЃ Сашей Рё РґСЂСѓРіРёРјРё репрессированными "РїРѕ мукам", РјС‹ отчетливо понимаем РІСЃСЋ тяжесть РІРёРЅС‹ сталинизма. Благодаря писателю РјРЅРµ стала намного понятнее психология этого диктатора, та легкость, СЃ которой РѕРЅ слал РЅР° уничтожение массы людей.
В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее "Жизнь и судьба" меньше останавливается на личности самого Сталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщательно рассматривает систему личной власти и всеобщего подавления, психологию старых большевиков, по головам которых генсек пришел к власти и без молчаливой поддержки которых не удержал бы ее.
Писатель создает целую галерею образов, представляющих систему сталинизма. Рто Рё палачи, "мастера заплечных дел", например, РѕРґРёРЅ РёР· подручных Ежова, " энтузиаст 37 РіРѕРґР°" генерал Неудобнов. Такие легко совершали самые чудовищные преступления РґР° еще оправдывали РёС… высшими интересами. Есть Рё аппаратчики высокого ранга. Например, Гетманов, РѕРґРёРЅ РёР· секретарей РѕР±РєРѕРјР° Украины. РћРЅ предстает перед читателем как карьерист, человек без принципов Рё биографии. Мастерски охарактеризован Рё редактор республиканской газеты Сагайдак. РћРЅ искренне считал, что можно Рё должно молчать Рѕ народе Рё голоде, землетрясении Рё страшном пожаре РЅР° шахте. Главное это "воспитывать читателя". Рто воспитание превращало людей РІ роботов. Встречаем Рё генералов, способных ради красивого рапорта РЅРё Р·Р° что положить тысячи солдат (подобные персонажи есть Сѓ Рљ.РЎРёРјРѕРЅРѕРІР°). Р’РёРґРёРј "ученых", которые РїРѕ методу Жданова Рё Лысенко травят талантливых, преданных науке людей, РѕР±РІРёРЅСЏСЏ РёС… РІ "противопоставлении себя коллективу", РІ "РґСѓС…Рµ реакции Рё мракобесия" Рё прочих "грехах". Вообще же роман грандиозен РїРѕ количеству персонажей, РІ большинстве своем реалистичных. РњРЅРѕРіРёРµ РёР· РёРј подобных встречались совсем недавно, Р° некоторые встречаются РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ.
Другой тип героев Гроссмана РІ романе представлен Мостовским,Крымовым, Абарчуком. Рти представители старой гвардии большевиков СЃ тревогой следили Р·Р° ненормальными явлениями РІ обществе, Р·Р° арестами СЃРІРѕРёС… бывших товарищей. РќРѕ РѕРЅРё сковали себя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала РёРј выступать против линии "партии". Чувствуя ее неправильность, РѕРЅРё РЅРµ нашли РІ себе мужества или решимости вступиться Р·Р° опороченных товарищей. РњРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… оставались РїСЂРё этом внутренне честными, преданными старым идеалам. РќРѕ РёС… фанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать СЃРІРѕРё несуществующие преступления, освящать СЃРІРѕРёРј авторитетом беззаконие. РћРґРЅРё это делали РїРѕ малодушию, другиепо слепой вере.
Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, с одной стороны, и на слепо преданных партии большевиковс другой, Сталин формировал свой культ. Благодаря автору я понял, на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассуждения писателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают большой силы обобщения. Гроссман говорит о том, что одно слово диктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкомалюди, командовавшие вчера армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в лагерную пыль, позванивая котелочками, ожидать баланды у лагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия. "Лагерю предстоит слияние с запроволочной жизнью". Так передает писатель теорию палачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжество великих принципов. Ркак много сделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке великой державы, опутывая ее. Вместе с писателем негодуем и мы.
В романе постоянно проводится параллель между лагерем сталинским и лагерем фашистским. Рне случайно вкладывает Гроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения о национализме как о главной силе 20 века, о Гитлере и Сталине как о вождях нового типа. Рчитатель не может не согласиться, что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основу государственной политики, всякое массовое пренебрежение интересами людей, оправдываемое "высокой" целью, родственны, какими теориями они ни прикрывались.
Осуждение сталинизма, преступлений и беззаконий в рассмотренных (как и других) книгах полное. Нет места "идеям", которые обрекают людей на роль бесчувственного строительного материала в руках "вершителей истории".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/