"Ртот чуть выше человеческого роста обелиск Р·Р° каких-РЅРёР±СѓРґСЊ десять лет, что СЏ его РїРѕРјРЅРёР», несколько раз менял СЃРІРѕСЋ окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, РїРѕРґ цвет солдатского обмундирования; однажды проездом РїРѕ этому шоссе СЏ увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь Р¶Рµ РѕРЅ был серым, Рё, пожалуй, РёР· всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику."
Рто строки РёР· повести Василя Быкова, которая называется "Обелиск". РљРЅРёРіРё Рѕ героях минувшей РІРѕР№РЅС‹ создаются, Рё обелиски РёРј возводятся. Р’СЃРµ дальше идет всесоюзный РїРѕРёСЃРє тех, кто РїРѕРіРёР± смертью храбрых, Рё РІСЃРµ больше имен открывает РѕРЅ. Память РѕР± отдавших Р¶РёР·РЅСЊ Р·Р° счастье сегодняшних поколений стучит РІ сердцах тех, кто воевал Рё вернулся СЃ победой, Рё тех, кто РЅРµ воевал, РЅРѕ постоянно Рё прочными эмоциональными СЃРІСЏР·СЏРјРё слит СЃ памятью Рѕ павших.
Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова
РћРЅР°-то Рё привела его Рє обелиску РЅР° котором значились пять имен подростков, погибших РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹, Р° через РіРѕРґС‹ Рё РіРѕРґС‹ появилось еще РѕРґРЅРѕ РёРјСЏ - РёС… учителя Алеся Рвановича РњРѕСЂРѕР·Р°.
Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
Повесть В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека.
Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, кто-РЅРёР±СѓРґСЊ РёР· скептически настроенных читателей повести СЃРїСЂРѕСЃРёС‚: Р° собственно, был ли РїРѕРґРІРёРі? Ведь учитель РњРѕСЂРѕР· Р·Р° РІРѕР№РЅСѓ РЅРµ СѓР±РёР» РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ фашиста. Рто РІРѕ-первых. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅ работал РїСЂРё оккупантах, учил, как Рё РґРѕ РІРѕР№РЅС‹, ребят РІ школе. Несправедливость РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ сомнения очевидна. Ведь учитель явился Рє гитлеровцам, РєРѕРіРґР° те арестовали его пятерых учеников Рё потребовали РїСЂРёС…РѕРґР° его, РњРѕСЂРѕР·Р°. Р’ этом Рё есть РїРѕРґРІРёРі. Правда, РІ самой повести автор РЅРµ дает однозначного "РґР°-нет" РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. РћРЅ просто РІРІРѕРґРёС‚ РґРІРµ полемические позиции: Ксендзова Рё Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что РїРѕРґРІРёРіР° РЅРµ было, что учитель РњРѕСЂРѕР· РЅРµ герой Рё, значит, Р·СЂСЏ его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся РІ те РґРЅРё арестов Рё казней, чуть ли РЅРµ РІСЃСЋ оставшуюся Р¶РёР·РЅСЊ потратил РЅР° то, чтобы РёРјСЏ РњРѕСЂРѕР·Р° было запечатлено РЅР° обелиске над именами пятерых погибших учеников.
РЎРїРѕСЂ Ксендзова Рё бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся РІ день РїРѕС…РѕСЂРѕРЅ Миклашевича, который, как Рё РњРѕСЂРѕР·, учительсвовал РІ сельской школе Рё СѓР¶Рµ РѕРґРЅРёРј этим доказал СЃРІРѕСЋ верность памяти Алеся Рвановича.
У таких, ак Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает большее: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы - будут будут оболванивать они" - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушатьобъяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
Рон пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. Ртакой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую "закваску" своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать".
В повести, таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый...
Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанскогоотряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего усраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.
Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/