А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди - сочтемся", "Гроза" и многие другие.
Рђ.Рќ. Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным произведением, так как "взаимные отношения самодурства Рё безгласности доведены РІ ней РґРѕ трагических последствий... Р’ "Грозе" есть что-то освежающее Рё ободряющее. Рто что-то Рё есть, РїРѕ нашему мнению, фон пьесы". Кто Р¶Рµ составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра РјСѓР¶Р° Катерины, РўРёС…РѕРЅР° Кабанова. РћРЅР° - оппонент Катерины. Главное ее правило: "делай что хочешь, только Р±С‹ РІСЃРµ шито РґР° крыто было". Варваре РЅРµ откажешь РІ СѓРјРµ, хитрости Рё легкости, РґРѕ замужества ей хочется везде успеть, РІСЃРµ попробовать, потому что РѕРЅР° знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу СЃ матерью Рё дела нет. Только бабы взаперти СЃРёРґСЏС‚". Ложь для нее - РЅРѕСЂРјР° Р¶РёР·РЅРё. Р’ разговоре СЃ Катериной РѕРЅР° РїСЂСЏРјРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± этом: Катерина: - Обманывать-то СЏ РЅРµ умею; скрыть-то ничего РЅРµ РјРѕРіСѓ.
Варвара: - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. Ря не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, РљСѓРґСЂСЏС€ Рван, ей РїРѕРґ стать. РћРЅ единственный РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Калинове, кто может ответить Дикому. "РЇ РіСЂСѓР±РёСЏРЅ считаюсь; Р·Р° что Р¶Рµ РѕРЅ меня держит? Стало быть, СЏ ему нужен. РќСѓ, значит, СЏ его Рё РЅРµ Р±РѕСЋСЃСЊ, Р° пущай Р¶Рµ РѕРЅ меня боится...", - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РљСѓРґСЂСЏС€. Р’ разговоре РѕРЅ ведет себя развязно, Р±РѕР№РєРѕ, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". РљСѓРґСЂСЏС€ -второй Дикой, только РѕРЅ еще РїРѕРєР° молод.
В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства". Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.
РќРѕ РЅРµ РІСЃРµ так мрачно, встречаются РІ "темном царстве" Рё живые, сочувствующие души. Рто механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. РћРЅ РґРѕР±СЂ Рё деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. РќРѕ РІСЃРµ его благие намерения наталкиваются РЅР° толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, РЅР° попытку поставить РЅР° РґРѕРјР° стальные громоотводы, РѕРЅ получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам РІ наказание посылается, чтобы РјС‹ чувствовали, Р° ты хочешь шестами РґР° рожнами какими-то, прости РіРѕСЃРїРѕРґРё, обороняться".
Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..." Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в "темном царстве".
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/