Р РћРњРђРќ Р. РЎ. ТУРГЕНЕВА
“ОТЦЫ РДЕТР” Р’ Р РЈРЎРЎРљРћР™ РљР РРўРРљР•
«Отцы и дети» вызвали целую бурю в мире литературной критики. После выхода романа появилось огромное число совершенно противоположных по своему заряду критических откликов и статей, что косвенно свидетельствовало о простодушии и невинности русской читающей публики. Критика отнеслась к художественному произведению как к публицистической статье, к политическому памфлету, не желая реконструировать точку зрения автора. С выходом романа начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно.
Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.
Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кукшина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства
Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, Рє числу представителей которого, правда, причислил Пушкина Рё самого Тургенева. РџРѕ мнению Антоновича СЃ первых Р¶Рµ страниц, Рє величайшему изумлению читающего, РёРј овладевает некоторого СЂРѕРґР° СЃРєСѓРєР°; РЅРѕ, разумеется, РІС‹ этим РЅРµ смущаетесь Рё продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет РІ СЃРІРѕСЋ роль, что талант возьмет СЃРІРѕРµ Рё невольно увлечет ваше внимание. Рђ между тем Рё дальше, РєРѕРіРґР° действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство РЅРµ шевелится, ваше чувство остается нетронутым; чтение РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ РЅР° вас какое-то неудовлетворительное впечатление, которое отражается РЅРµ РЅР° чувстве, Р° что всего удивительнее - РЅР° СѓРјРµ. Вас обдает каким-то мертвящим холодом; РІС‹ РЅРµ живете СЃ действующими лицами романа, РЅРµ проникаетесь РёС… Р¶РёР·РЅСЊСЋ, Р° начинаете холодно рассуждать СЃ РЅРёРјРё, или, точнее, следить Р·Р° РёС… рассуждениями. Р’С‹ забываете, что перед вами лежит роман талантливого С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, Рё воображаете, что РІС‹ читаете морально-философский тракта, РЅРѕ плохой Рё поверхностный, который, РЅРµ удовлетворяя СѓРјСѓ, тем самым РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ неприятное впечатление Рё РЅР° ваше чувство. Рто показывает, что РЅРѕРІРѕРµ произведение Тургенева крайне неудовлетворительно РІ художественном отношении. Тургенев относится Рє СЃРІРѕРёРј героям, РЅРµ фаворитам его, совершенно иначе. РћРЅ питает Рє РЅРёРј какую-то личную ненависть Рё неприязнь, как будто РѕРЅРё лично сделали ему какую-РЅРёР±СѓРґСЊ РѕР±РёРґСѓ Рё пакость, Рё РѕРЅ старается отмстить РёРј РЅР° каждом шагу, как человек лично оскорбленный; РѕРЅ СЃ внутренним удовольствием отыскивает РІ РЅРёС… слабости Рё недостатки, Рѕ которых Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ СЃ РґСѓСЂРЅРѕ скрываемым злорадством Рё только для того, чтобы унизить героя РІ глазах читателей: "посмотрите, дескать, какие негодяи РјРѕРё враги Рё противники". РћРЅ детски радуется, РєРѕРіРґР° ему удается уколоть чем-РЅРёР±СѓРґСЊ нелюбимого героя, сострить над РЅРёРј, представить его РІ смешном или пошлом Рё мерзком РІРёРґРµ; каждый промах, каждый необдуманный шаг героя приятно щекочет его самолюбие, вызывает улыбку самодовольствия, обнаруживающего РіРѕСЂРґРѕРµ, РЅРѕ мелкое Рё негуманное сознание собственного превосходства. Рта мстительность РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ смешного, имеет РІРёРґ школьных щипков, обнаруживаясь РІ мелочах Рё пустяках. Главный герой романа СЃ гордостью Рё заносчивостью РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ своем искусстве РІ картежной РёРіСЂРµ; Р° Тургенев заставляет его постоянно проигрывать. Потом Тургенев старается выставить главного героя РѕР±Р¶РѕСЂРѕР№, который только Рё думает Рѕ том, как Р±С‹ поесть Рё попить, Рё это опять делается РЅРµ СЃ добродушием Рё РєРѕРјРёР·РјРѕРј, Р° РІСЃРµ СЃ тою Р¶Рµ мстительностью Рё желанием унизить героя; РР· разных мест романа Тургенева РІРёРґРЅРѕ, что главный герой его человек РЅРµ глупый, - напротив, очень способный Рё даровитый, любознательный, прилежно занимающийся Рё РјРЅРѕРіРѕ знающий; Р° между тем РІ спорах РѕРЅ совершенно теряется, высказывает бессмыслицы Рё проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному СѓРјСѓ. Рћ нравственном характере Рё нравственных качествах героя Рё говорить нечего; это РЅРµ человек, Р° какое-то ужасное существо, просто РґСЊСЏРІРѕР», или, выражаясь более поэтически, асмодей. РћРЅ систематически ненавидит Рё преследует РІСЃРµ, начиная РѕС‚ СЃРІРѕРёС… добрых родителей, которых РѕРЅ терпеть РЅРµ может, Рё, оканчивая лягушками, которых РѕРЅ режет СЃ беспощадною жестокостью. РќРёРєРѕРіРґР° РЅРё РѕРґРЅРѕ чувство РЅРµ закрадывалось РІ его холодное сердце; РЅРµ РІРёРґРЅРѕ РІ нем Рё следа какого-РЅРёР±СѓРґСЊ увлечения или страсти; самую ненависть РѕРЅ отпускает рассчитано, РїРѕ гранам. Рзаметьте, этот герой - молодой человек, юноша! РћРЅ представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет РІСЃРµ, Рє чему РЅРё прикоснется; Сѓ него есть РґСЂСѓРі, РЅРѕ Рё его РѕРЅ презирает Рё Рє нему РЅРµ имеет РЅРё малейшего расположения; есть Сѓ него последователи, РЅРѕ Рё РёС… РѕРЅ также ненавидит. Роман есть РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как беспощадная Рё тоже разрушительная критика молодого поколения. Р’Рѕ всех современных вопросах, умственных движениях, толках Рё идеалах, занимающих молодое поколение, Тургенев РЅРµ находит никакого смысла Рё дает понять, что РѕРЅРё ведут только Рє разврату, пустоте, прозаической пошлости Рё цинизму.
Какое заключение РјРѕР¶РЅРѕ будет вывести РёР· этого романа; кто окажется правым Рё виноватым, кто С…СѓР¶Рµ, Р° кто лучше - "отцы" или "дети"? Такое Р¶Рµ одностороннее значение имеет Рё роман Тургенева. Рзвините, Тургенев, РІС‹ РЅРµ умели определить своей задачи; вместо изображения отношений между "отцами" Рё "детьми" РІС‹ написали панегирик "отцам" Рё обличение "детям"; РґР° Рё "детей" РІС‹ РЅРµ поняли, Рё вместо обличения Сѓ вас вышла клевета. Распространителей здравых понятий между молодым поколением РІС‹ хотели представить развратителями юношества, сеятелями раздора Рё зла, ненавидящими РґРѕР±СЂРѕ, - РѕРґРЅРёРј словом, асмодеями. Попытка эта РЅРµ первая Рё повторяется весьма часто.
Такая Р¶Рµ попытка сделана была, несколько лет тому назад, РІ РѕРґРЅРѕРј романе, который был "явлением, пропущенным нашей критикой", потому что принадлежал автору, РІ то время безвестному Рё РЅРµ имевшему той РіСЂРѕРјРєРѕР№ известности, какою РѕРЅ пользуется теперь. Ртот роман есть "Асмодей нашего времени", СЃРѕС‡.
Аскоченского, появившийся в свет в 1858 г. Последний роман Тургенева живо напомнил нам этого "Асмодея" своею общею мыслью, своими тенденциями, своими личностями, а в особенности своим главным героем.
Р’ журнале “Русское слово” РІ 1862 РіРѕРґСѓ появляется статья Р”. Р. Писарева
“Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к
Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.
РќРѕ общее заключение Рѕ романе сводится РЅРµ Рє этому^. Р”. Р. Писарев находит РІ образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря РЅР° первоначальный замысел Тургенева. Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному Рё СЃСѓСЂРѕРІРѕРјСѓ характеру. РћРЅ считал, что Тургенев РїРѕРЅСЏР» этот новый для Р РѕСЃСЃРёРё человеческий тип "так верно, как РЅРµ поймет РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· наших молодых реалистов".Критическое отношение автора Рє Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства Рё недостатки”, Р° “строго критический взгляд... РІ настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”. Трагедия Базарова, РїРѕ мнению Писарева, состоит РІ том, что для настоящего дела РІ действительности нет благоприятных условий, Р° потому, “не имея возможности показать нам, как живет Рё действует Базаров, Р. РЎ.
Тургенев показал нам, как он умирает.
Р’ своей статье Р”. Р. Писарев подтверждает общественную чуткость С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° Рё эстетическую значимость романа: “Новый роман Тургенева дает нам РІСЃРµ то, чем РјС‹ привыкли наслаждаться РІ его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша... Рђ явления эти очень близки Рє нам, так близки, что РІСЃРµ наше молодое поколение СЃРІРѕРёРјРё стремлениями Рё идеями может узнать себя РІ действующих лицах этого романа”. Еще РґРѕ начала непосредственной полемики Р”.
Р. Писарев фактически предугадывает позицию Антоновича. РџРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ сцен СЃ
Ситниковым и Кукшиной он замечает: “Многие из литературных противников
“Русского вестника” с ожесточением накинутся на Тургенева за эти сцены”.
Однако Р”. Р. Писарев убежден, что настоящий нигилист, демократ-разночинец так Р¶Рµ, как Рё Базаров, должен отрицать искусство, РЅРµ понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль “гроша медного РЅРµ стоит”. РќРѕ для нас важно, что
Базаров, погибающий в романе, “воскресает” на последней странице писаревской статьи: “Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсиновых деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры”. Пожалуй, мы можем считать статью Писарева наиболее яркой трактовкой романа в 60-е годы.
В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М.
Рњ. Достоевскими, выходит интересная статья Рќ. Рќ. Страхова, которая называется “Р. РЎ. Тургенев. “Отцы Рё дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное Достижение Тургенева-С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°. Образ Р¶Рµ Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное РІ перл создания”. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства. РўРѕ, что Писарев считал случайным непониманием, объясняемым индивидуальным развитием героя
(“Он сплеча отрицает вещи, которых РЅРµ знает или РЅРµ понимает...”), Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста: “...Рскусство всегда РЅРѕСЃРёС‚ РІ себе характер примирения, тогда как Базаров РІРѕРІСЃРµ РЅРµ желает примириться СЃ Р¶РёР·РЅСЊСЋ. Рскусство есть идеализм, созерцание, отрешение РѕС‚ Р¶РёР·РЅРё Рё поклонение идеалам; Базаров Р¶Рµ реалист, РЅРµ созерцатель, Р° деятель...” Однако если Сѓ Р”. Р. Писарева Базаров — герой, Сѓ которого слово Рё дело сливаются РІ РѕРґРЅРѕ целое, то Сѓ Страхова нигилист РІСЃРµ еще герой
“слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.
Страхов уловил вневременной смысл романа, сумев подняться над идеологическими спорами своего времени. “Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением — ещё вещь не трудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний”, — писал критик.
На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков.
В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”.
В 1862 году в журнале “Век” выходит статья неизвестного автора
“Нигилист Базаров”. Посвящена она прежде всего анализу личности главного героя: “Базаров — нигилист. К той среде, в которой он поставлен, он относится безусловно отрицательно. Дружбы для него не существует: он терпит своего приятеля, как сильный терпит слабого. Родственные отношения для него привычка родителей к нему. Любовь он понимает как материалист. На народ смотрит с пренебрежением взрослого на малых ребят. Никакой сферы деятельности не остается для Базарова”. Что же касается нигилизма, неизвестный критик заявляет, что отрицание Базарова не имеет под собой основы, “для него нет причин”.
Р’ работе Рђ. Р. Герцена “Еще раз Базаров” главным объектом полемики становится РЅРµ тургеневский герой, Р° Базаров, созданный РІ статьях Р”. Р.
Писарева. “Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге”, — писал критик. Кроме того, Герцен сравнивает
Базарова с декабристами и приходит к выводу, что “декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети”. Нигилизм в статье назван “логикой без структур, наукой без догматов, покорностью опыту”.
В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.
Рассмотренные в реферате работы не являются единственными откликами русской общественности на роман Тургенева “Отцы и дети”. Практически каждый русский писатель и критик высказал в той или иной форме свое отношение к проблемам, поднятым в романе. А не это ли является настоящим признанием актуальности и значимости произведения?