Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России.
Николай Гоголь
Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной.
Р’ 1841 РїРѕСЌРјР° была закончена, РЅРѕ члены РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ цензурного комитета, которым РѕРЅ представил СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ, пришли РІ негодование РѕС‚ содержания произведения. РџРѕСЌРјР° была запрещена. Рто были тяжелые для Гоголя РґРЅРё. РћРЅ обратился Р·Р° помощью Рє Белинскому, тот сделал РІ,СЃРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРµ, чтобы, РјРёРЅСѓСЏ цензуру, напечатать РїРѕСЌРјСѓ. Гоголь знал, как отнесутся Рє его труду представители правящих сословий, РЅРѕ считал СЃРІРѕРёРј долгом перед Россией Рё народом "показать" хотя СЃ РѕРґРЅРѕРіРѕ Р±РѕРєСѓ, РІСЃСЋ Р СѓСЃСЊ". РћРЅ писал: "Бывает время, РєРѕРіРґР° нельзя устремить общество или даже РІСЃРµ поколение Рє прекрасному, РїРѕРєР° РЅРµ покажешь РІСЃСЋ глубину его настоящей мерзости". Рта мысль РЅРµ покидала писателя-гражданина РІРѕ время всей его работы над РїРѕСЌРјРѕР№.
Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах" дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых душ", крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир "мертвых душ" - жадных стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско- бюрократического строя сего дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.
Миру "мертвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России - резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление.
В поэме "Мертвые души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического дворянского класса.
Трагическая СЃСѓРґСЊР±Р° закрепощенного народа особенно сильно чувствуется РІ образах крепостных людей. РРјРё Гоголь РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том отупении Рё одичании, которое несет рабство человеку. Р’ этом свете Рё надо рассматривать образы РґСЏРґРё Митяя, девчонки Пелагеи, РЅРµ умевшей отличать, РіРґРµ право, РіРґРµ лево, плюшкинских Прошку Рё Мавру, забитых РґРѕ крайней степени. Социальная подавленность Рё приниженность отпечатались РЅР° Селифане Рё Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение Рє чтению РєРЅРёРі, РЅРѕ его больше привлекало РЅРµ то, Рѕ чем читал РѕРЅ, Р° процесс самого чтения, что РІРѕС‚-РґРµ РёР· Р±СѓРєРІ вечно выходит какое-РЅРёР±СѓРґСЊ слово, которое РёРЅРѕР№ раз черт знает что значит".
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы. Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом.
Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии. "Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси". Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность". Что же несут эти дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия.
Если Р±С‹ Сѓ нас РЅРµ было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что Р±С‹ РјС‹ знали Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ действительности. РС… гражданский РїРѕРґРІРёРі состоял РІ том, что РѕРЅРё, любя Р РѕСЃСЃРёСЋ, РЅРµ побоялись показать "темные стороны" СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества. РџРѕСЌРјР° звучит оптимистически. Вера РІ СЃРІРѕР№ народ, РІ его грандиозные силы, вера РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ СЃ ее неповторимостью Рё самобытностью питали РІСЃРµ творчество Гоголя. Вслед Р·Р° словами великого поэта, Гоголь смело может сказать: "РЇ Р РѕРґРёРЅСѓ люблю!"
Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/