А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают "певцом купеческого быта".
Рсидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Рзображение РјРёСЂР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё провинциального купечества, СЃ легкой СЂСѓРєРё Добролюбова названного "темным царством", стало главной темой творчества Островского.
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного царства" ("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве".
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.
Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь РІ хорошей семье, РѕРЅР° сохранила РІСЃРµ прекрасные черты СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ характера. Рто чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая РЅРµ умеет обманывать. "Обманывать- то СЏ РЅРµ умею; скрыть-то ничего РЅРµ РјРѕРіСѓ", - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅР° Варваре, которая утверждает, что РІСЃРµ РІ РёС… РґРѕРјРµ держится РЅР° обмане. Рта Р¶Рµ Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. РћРЅР° СЃ детства была СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° РЅР° смелые поступки.
Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно Р¶РёР·РЅСЊ РІ РґРѕРјРµ Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. Р’ ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое РЅРµ дало ей счастья, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё независимости. Ртот процесс развивается... Катерина кончает Р¶РёР·РЅСЊ самоубийством. Тем самым РѕРЅР° доказала СЃРІРѕСЋ правоту, нравственную победу над "темным царством". Добролюбов РІ своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Р’РѕС‚ истинная сила характера, РЅР° которую РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае РјРѕР¶РЅРѕ положиться! Р’РѕС‚ высота, РґРѕ которой РґРѕС…РѕРґРёС‚ наша народная Р¶РёР·РЅСЊ РІ своем развитии!" РўРѕ, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает Рё тот факт, что РІ Костроме произошел аналогичный случай РІ семье купцов Клыковых. Рдолго после этого артисты, исполняющие главные роли РІ пьесе, гримировались так, чтобы РІ РЅРёС… РјРѕР¶РЅРѕ было увидеть сходство СЃ Клыковыми.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/