Абеляр, Петр (Abйlard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван «Палатинским перипатетиком» (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности – у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелёне, а затем в Корбее.
Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться РІ Бретань, РЅРѕ затем РѕРЅ РІРЅРѕРІСЊ РїСЂРёРјРєРЅСѓР» Рє Гильому РёР· Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей Рё мечтал занять место учителя, возглавив СЃРѕР±РѕСЂРЅСѓСЋ школу Нотр-Дам, однако РІ то время РѕР± этом еще РЅРµ могло быть Рё речи, Рё РѕРє. 1108 РѕРЅ начал преподавать независимо неподалеку РѕС‚ Нотр-Дам, РЅР° РіРѕСЂРµ СЃРІ. Женевьевы; впоследствии его школа послужила СЏРґСЂРѕРј, РІРѕРєСЂСѓРі которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился Рє теологии, которую изучал РїРѕРґ руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким Рё искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего РЅР° разум, готовность рассмотреть любую точку зрения РІ СЃРїРѕСЂРµ, его тщеславие, Р° также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные РєСЂСѓРіРё Рё сделали его уязвимым для обвинений РІ ереси. Р’ 1113 РѕРЅ РІСЃРµ же возглавил СЃРѕР±РѕСЂРЅСѓСЋ школу Нотр-Дам, хотя Рё РЅРµ имел священнического сана.В РЎРј. также СХОЛАСТРРљРђ.
Абеляр Рё Рлоиза. Абеляр находился РЅР° вершине своей академической карьеры, РєРѕРіРґР° его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера – Рлоиза. Абеляр добился Сѓ ее РґСЏРґРё разрешения поселиться РІ РёС… РґРѕРјРµ РІ качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Рлоизе вступить РІ тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Рлоиза возражала против этого брака – РЅРµ только потому, что РѕРЅ помешал Р±С‹ академической карьере Абеляра, РЅРѕ Рё потому, что РѕРЅР°, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону Рё СЃРІ. Рерониму, была убеждена (РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы СЃ браком. Однако Абеляр настоял РЅР° своем. Рлоиза уехала РІ Бретань, РіРґРµ РІ РґРѕРјРµ сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем РѕРЅР° возвратилась РІ Париж, РіРґРµ Фульбер без огласки обвенчал РёС… РІ присутствии лишь необходимых свидетелей. Р’ это время Абеляру было около СЃРѕСЂРѕРєР°, Р° Рлоизе – восемнадцать лет. Родственники Рлоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это РІ большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Рлоизы. Р РєРѕРіРґР° Абеляр, желая оградить Рлоизу РѕС‚ постоянных упреков Рё оскорблений СЃРѕ стороны членов ее семьи, отослал ее РІ Аржантей, РіРґРµ РІ монастыре бенедиктинок РѕРЅР° приняла монашеское одеяние (РЅРѕ еще РЅРµ пострижение), ее родственники, РїРѕРґРєСѓРїРёРІ слугу, ворвались РІ жилище Абеляра Рё подвергли его оскоплению. Рстория постигших Абеляра злоключений была рассказана РёРј РІ автобиографии Рстория РјРѕРёС… бедствий (Historia calamitatum mearum).
Абеляр в бенедиктинском ордене. После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл «на исправлении» в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом.
Абеляру пришлось бежать РёР· Сен-Дени, Рё РѕРЅ нашел убежище РІ небольшом монастыре РІ Шампани, РіРґРµ жил тихой жизнью вплоть РґРѕ смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить РІ монашестве РІ любом месте РїРѕ его выбору. Абеляр поселился отшельником РІ лесах близ РўСЂСѓР°, РіРґРµ устроил часовню, посвященную Параклету (РЎРІ. Духу – Утешителю). Р’ 1125 РѕРЅ неожиданно получил приглашение возглавить аббатство РѕС‚ монахов Сен-Жильда РІ Бретани. РљРѕРіРґР° монахинь Аржантея обвинили РІ несоблюдении устава Рё РѕРЅРё были распущены Святым Престолом РїРѕ РїСЂРѕСЃСЊР±Рµ аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства РЅР° земли этого монастыря, Абеляр предложил Рлоизе Рё ее изгнанным РёР· обители сестрам поселиться РІ Параклете. РџРёСЃСЊРјР°, составившие знаменитую Переписку Абеляра Рё Рлоизы, относятся Рє периоду после 1130, РєРѕРіРґР° Рлоиза стала настоятельницей РЅРѕРІРѕРіРѕ женского монастыря РІ Параклете. Рти РїРёСЃСЊРјР°, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј напоминающие переписку СЃРІ. Реронима СЃ благочестивыми женщинами, духовным наставником которых РѕРЅ был, – СЃРІ. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой Рё Павлой, – свидетельствуют Рѕ РІСЃРµ возраставшем стремлении Абеляра Рє святости Рё РѕР± СѓРїРѕСЂРЅРѕРј нежелании Рлоизы отказаться РѕС‚ памяти Рѕ своей страстной любви.
Абеляр оказался РЅРµ тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже СЃРЅРѕРІР° преподавал РІ Париже, РіРґРµ Сѓ него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский Рё Роанн Солсберийский. Однако его отношение Рє консервативным церковным кругам оставалось РїРѕ-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться Рє французским епископам СЃ предложением наложить запрет РЅР° учение Абеляра. Р’ результате РЅР° поместном Сансском СЃРѕР±РѕСЂРµ (1141) СЂСЏРґ тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно Рє Рннокентию II СЃ тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. РџРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Р РёРј РѕРЅ остановился РІ аббатстве Клюни, РіРґРµ узнал, что папа утвердил постановления Сансского СЃРѕР±РѕСЂР°. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно РїСЂРёРЅСЏР» Абеляра, РїРѕРјРёСЂРёР» его СЃ Бернаром Клервоским Рё добился того, что папа Рннокентий смягчил СЃРІРѕРµ отношение Рє Абеляру. РџСЂРёРЅСЏРІ приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался РІ Клюни, РіРґРµ провел следующие РґРІР° РіРѕРґР°, обучая молодых монахов РІ школе аббатства. Умер Абеляр РІ возрасте шестидесяти трех лет РІ обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен РІ Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены РІ Параклет. Р’ настоящее время останки Абеляра Рё Рлоизы покоятся РїРѕРґ общим надгробием РЅР° кладбище Пер-Лашез РІ Париже.
Учение Абеляра
Логические сочинения Абеляра – такие, как его Диалектика, – посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина, понимавшего универсалии как «физическую реальность», и обратиться к проблеме «значений». Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является «значимым» в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.
Список литературы
Федотов Г.П. Абеляр. Пг., 1924
Абеляр. Рстория РјРѕРёС… бедствий. Рњ., 1992
Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/