Время Р¶РёР·РЅРё Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. РћРЅ является, таким образом, младшим современником гомеровского СЌРїРѕСЃР°. РќРѕ РІ то время как РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± индивидуальном «творце» В«Рлиады» или «Одиссеи» представляет СЃРѕР±РѕР№ сложную Рё РЅРµ решенную проблему, Гесиод – первая СЏСЃРЅРѕ выраженная личность РІ греческой литературе. РћРЅ сам называет СЃРІРѕС‘ РёРјСЏ или сообщает Рѕ себе некоторые биографические сведения. Отец Гесиода РїРѕРєРёРЅСѓР» из–за жестокой РЅСѓР¶РґС‹ Малую РђР·РёСЋ Рё поселился РІ Беотии, около «горы РњСѓР·В» Геликона
Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
«Труды и дни»
Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом (странствующим певцом). Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
От Гесиода сохранились две поэмы : «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни» («Работы и дни»).
* * *
Поводом для написания поэмы «Труды и дни» послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих «царей», «пожирателей даров»
…славишь царей-дароядцев,
Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами.
В В
Особое же внимание в поэме следует обратить на миф о пяти веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный.
Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
           Второй людской СЂРѕРґ Рё второй век СѓР¶Рµ РЅРµ были такими счастливыми, как первый. Рто был серебряный век. РќРµ были равны РЅРё силой, РЅРё разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли РѕРЅРё неразумными РІ домах СЃРІРѕРёС… матерей, только возмужав, покидали РѕРЅРё РёС…. Коротка была РёС… Р¶РёР·РЅСЊ РІ зрелом возрасте, Р° так как РѕРЅРё были неразумны, то РјРЅРѕРіРѕ несчастий Рё РіРѕСЂСЏ видели РѕРЅРё РІ Р¶РёР·РЅРё. Непокорны были люди серебряного века. РћРЅРё РЅРµ повиновались бессмертным богам Рё РЅРµ хотели сжигать РёРј жертвы РЅР° алтарях, Великий сын РљСЂРѕРЅР° Зевс уничтожил СЂРѕРґ РёС… РЅР° земле. РћРЅ разгневался РЅР° РЅРёС… Р·Р° то, что РЅРµ повиновались РѕРЅРё богам, живущим РЅР° светлом Олимпе. Зевс поселил РёС… РІ подземном сумрачном царстве. Там Рё Р¶РёРІСѓС‚ РѕРЅРё, РЅРµ зная РЅРё радости, РЅРё печалей; РёРј тоже воздают почести люди.
        Отец Зевс создал третий СЂРѕРґ Рё третий век - век медный. РќРµ РїРѕС…РѕР¶ РѕРЅ РЅР° серебряный. РР· древка РєРѕРїСЊСЏ создал Зевс людей - страшных Рё могучих. Возлюбили люди медного века гордость Рё РІРѕР№РЅСѓ, обильную стонами. РќРµ знали РѕРЅРё земледелия Рё РЅРµ ели плодов земли, которые дают сады Рё пашни. Зевс дал РёРј громадный СЂРѕСЃС‚ Рё несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было РёС… сердце Рё неодолимы РёС… СЂСѓРєРё. РћСЂСѓР¶РёРµ РёС… было выковано РёР· меди, РёР· меди были РёС… РґРѕРјР°, медными РѕСЂСѓРґРёСЏРјРё работали РѕРЅРё. РќРµ знали еще РІ те времена темного железа. РЎРІРѕРёРјРё собственными руками уничтожали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° люди медного века. Быстро сошли РѕРЅРё РІ мрачное царство ужасного РђРёРґР°. Как РЅРё были РѕРЅРё сильны, РІСЃРµ Р¶Рµ черная смерть похитила РёС…, Рё покинули РѕРЅРё ясный свет солнца.
Лишь только этот СЂРѕРґ сошел РІ царство теней, тотчас Р¶Рµ великий Зевс создал РЅР° кормящей всех земле четвертый век Рё новый СЂРѕРґ людской, более благородный, более справедливый, равный богам СЂРѕРґ полубогов-героев. Р РѕРЅРё РІСЃРµ погибли РІ злых войнах Рё ужасных кровопролитных битвах. РћРґРЅРё погибли Сѓ семивратных Фив, РІ стране Кадма, сражаясь Р·Р° наследие РРґРёРїР°. Другие пали РїРѕРґ Троей, РєСѓРґР° явились РѕРЅРё Р·Р° прекраснокудрой Еленой, переплыл РЅР° кораблях широкое РјРѕСЂРµ. РљРѕРіРґР° всех РёС… похитила смерть, Зевс-громовержец поселил РёС… РЅР° краю земли, вдали РѕС‚ живых людей. Полубоги-герои Р¶РёРІСѓС‚ РЅР° островах блаженных Сѓ бурных РІРѕРґ Океана счастливой, беспечальной Р¶РёР·РЅСЊСЋ. Там плодородная земля трижды РІ РіРѕРґ дает РёРј плоды, сладкие, как мёд.
           Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
В В В В В В В В В В В
* * *
В социально – историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.
Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера (Од. II, 276):
Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей
Части все хуже отцов, лишь немногие лучше.
Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства – учение о «золотом веке» - свойственно народным представлениям и известно у многих народов            (этнолог Фриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной Америки). К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах. Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества. Более поздние литературные оформления той же мысли встречаются, например в «Метаморфозах» Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н.э. по 18 г. н.э.
РЈ РћРІРёРґРёСЏ представлено четыре века: золотой, серебряный, медный Рё железный. Век золотой, РІ котором люди жили без судей. РќРµ было никаких РІРѕР№РЅ. Никто РЅРµ стремился завоёвывать чужие земли. РќРµ надо было работать – земля приносила РІСЃС‘ сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока Рё нектара.В В
Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век
Духом суровей он был, склонней к ужасным браням,
Но не преступный еще. Последний же весь из железа.
Вместо стыда, правды и верности появились обман и коварство, козни, насилие и страсть к обладанию. Люди начали ездить в чужие земли. Стали делить землю, воевать друг с другом. Все стали бояться друг друга: гость – хозяина, муж – жену, брат – брата, зять – тестя и т.д.
 Однако между представлениями РћРІРёРґРёСЏ Рё Гесиода есть различия: Сѓ РћРІРёРґРёСЏ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ непрерывное падение, образно выражаемое РІ понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо. РЈ Гесиода Р¶Рµ нисхождение временно задерживается: четвёртое поколение – это герои, герои РўСЂРѕСЏРЅСЃРєРѕР№ Рё Фиванской РІРѕР№РЅ; время Р¶РёР·РЅРё этого поколения РЅРµ определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои – РІРЅРµ ее. Рто осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического СЌРїРѕСЃР°, хотя против его идеологии Рё направлена оппозиция того класса, Рє которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести РёС… Р·Р° рамки мрачной картины третьего («медного») поколения.
Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кроме Овидия, у Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия.
В
Список литературы
Р.Рњ. РўСЂРѕРЅСЃРєРёР№. Рстория Античной Литературы. Ленинград 1951
Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по Античной литературе. Том I. Москва 1958
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. Москва 1997.
Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Калининград 2000
Рстория греческой литературы, С‚.1. РРїРѕСЃ, лирика, драма классического периода. Рњ. –Л., 1947.
Гесиод. Работы и дни. Пер В.Вересаева. 1940