Мстислав Михайлович Художественный руководитель и директор Сочинского государственного цирка, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии
Родился 16 мая 1938 РіРѕРґР° РІ Ленинграде. Отец - Запашный Михаил Сергеевич (1900Рі.рожд.). Мать - Запашная Лидия Карловна (1905Рі.рожд.). РЎСѓРїСЂСѓРіР° - Запашная РСЂРёРЅР° Николаевна (1953Рі.рожд.). Дочь - Рлен (1965Рі.рожд.). Сын - Мстислав (1967Рі.рожд.). Р’РЅСѓРєРё - Валерия, Ярослав, Лада.
Мстислав Запашный "родился РІ опилках" - так обычно РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ потомственных цирковых артистах, тех, чьи первые впечатления связаны СЃ запахом конюшни, светом прожекторов, бравурной музыкой, аплодисментами, изнуряющими многочасовыми репетициями. Запашный - настоящее дитя арены. РЎРІРѕСЋ цирковую родословную РѕРЅ РІРѕР·РІРѕРґРёС‚ Рє 1882 РіРѕРґСѓ. Такую дату называет цирковая энциклопедия, повествуя Рѕ клоуне Рё музыкальном эксцентрике Карле РўРѕРјСЃРѕРЅРµ, выступавшем РїРѕРґ псевдонимом Мильтон. Рменно этот человек стал родоначальником знаменитой династии.
Мать Мстислава Запашного - Лидия Карловна, дочь клоуна Мильтона, будучи пятнадцатилетней девочкой, лихо скакала РЅР° лошади, крутила сальто, жонглировала, играла РЅР° фортепиано. Рђ отец, Михаил Сергеевич, был РЅР° манеже новичком. До выхода РЅР° арену РѕРЅ работал портовым грузчиком РІ Ейске Рё славился РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ силой. РЎСѓРґСЊР±Р° подготовила ему сказочные перемены. Однажды, это было после Гражданской РІРѕР№РЅС‹, его заметил легендарный Рван Поддубный Рё пригласил попробовать себя РІ качестве борца. Р’ те времена, РєРѕРіРґР° чемпионаты французской Р±РѕСЂСЊР±С‹ проводились РІ цирке, украинская фамилия Запашный РЅРµ годилась для афиши, Рё РЅР° арену Михаил вышел РїРѕРґ именем Орленок.
Однако Михаила не устраивала простая демонстрация физической силы, и молодой борец стал овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко он создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах они именовались "Братья Мильтонс". Партнеры выступали еще и с веселым номером "Акробаты-неудачники", и с опасным - "Акробаты-снайперы". Михаил был "нижним" - своего рода живым пьедесталом - удерживал партнера в стойке "голова к голове" или стоял вниз головой, держа Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из "мелкашки". Стрелял и "нижний", в то время как "верхний" выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и слаженности акробатов зависел не просто успех номера, но и безопасность зрителей.
Р’РѕС‚ РІ такой семье посчастливилось родиться Мстиславу Запашному. Пятеро братьев Рё сестра унаследовали Рё феноменальную работоспособность, Рё несомненный талант родителей. РќРѕ сам Михаил Сергеевич решительно РЅРµ хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. РћРЅ стремился дать каждому РёР· РЅРёС… хорошее образование Рё достойную профессию. Чтобы постоянно РЅРµ возить семью СЃ СЃРѕР±РѕР№, РѕРЅ приобрел маленький РґРѕРјРёРє Рё поселил семью РІ Ленинграде. Рменно здесь Мстислава застала РІРѕР№РЅР°. Отец Рё старший брат ушли РЅР° фронт. Мама находилась РЅР° гастролях Рё вернуться РІ осажденный РіРѕСЂРѕРґ РЅРµ смогла. Р’ блокадном Ленинграде четверо детей (Вальтер, РРіРѕСЂСЊ, Мстислав Рё РђРЅСЏ) остались СЃ бабушкой РђРЅРЅРѕР№ Макаровной. Потом была Дорога жизни Рё эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась РІ Поволжье, там встретились СЃ мамой... Лидия Карловна СЃ партнером мужа выступала РІ номере "Меткие стрелки". Жили РІ большой нужде. Ночами, после представлений, мама шла разгружать баржи Рё вагоны. РћР± отцовском запрете близко подходить Рє цирку пришлось забыть.
Р’ саратовском бомбоубежище Вальтер Рё маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые РѕРЅРё вышли РЅР° арену РІ РѕРґРЅРѕР№ программе СЃ мамой. Вальтеру тогда шел семнадцатый РіРѕРґ, Мстиславу - седьмой. Р’ 1946 РіРѕРґСѓ братьев официально зачислили РІ артисты, РЅРѕ РІ 1947 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° семья гастролировала РЅР° Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился Рё убедил маму поехать РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Братьям разрешили выступить РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј цирке, РєСѓРґР° пришла грозная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РёР· главка. "Юные акробаты" - РѕР±СЉСЏРІРёР» инспектор манежа. Рмальчишки выбежали РЅР° арену. Вальтер РЅРµ сомневался, что зрители поддержат номер, ведь Сѓ него РЅР° руках Слава выполнял сальто, пируэты - сложнейшую трюковую комбинацию РёР· семи элементов. Казалось: старший брат жонглирует младшим. Рпублика РЅРµ подвела - устроила настоящую овацию. РС… вызывали раз десять-двенадцать, Рё каждый раз Славу РЅР° манеж выносил сам Карандаш. Рто была настоящая победа: мальчикам РЅРµ только разрешили выступать, РёРј установили зарплату РїРѕ высшей категории. Мстислав Запашный РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ СЃ удовольствием вспоминает СЃРІРѕР№ первый триумф.
В 1949 году Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом, получил статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство балета. Рпо сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми, и хореографическими средствами.
Р’ последующие РіРѕРґС‹, РєРѕРіРґР° РІ номере СЃ Вальтером Славу заменил младший брат РРіРѕСЂСЊ, Мстислав пробовал себя РІ различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей Рё крупных экзотических животных Рё хищников.
Р’ 1954 РіРѕРґСѓ РІСЃРµ четверо братьев Запашных создали номер "Акробаты-вольтижеры". Рто была виртуозная работа. Младшие - Мстислав Рё РРіРѕСЂСЊ высоко подлетали РЅР° руках Сѓ старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто РЅРµ повторил РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. Рекордам Запашных горячо рукоплескали зрители, Р° РЅР° VI Всемирном фестивале молодежи Рё студентов РІ РњРѕСЃРєРІРµ братья получили четыре золотые медали.
Тем временем Мстислава одолевали новые замыслы. В двадцать лет он уже знал наверняка: все, что он сделает в цирке, будет настоящим открытием. Менялись жанры, приходили и уходили партнеры, но одно оставалось неизменным: все начинания Мстислава Запашного отличались масштабностью размаха, грандиозностью. Так и произошло: почти все созданные им номера неизменно пользовались популярностью у зрителей и вошли в золотой фонд отечественного и мирового циркового искусства.
В 1964 году Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил номер "Акробаты-вольтижеры на лошадях", что стало, по сути, открытием нового жанра в мировой практике цирка. Во время гастролей во Франции и Японии номер был удостоен высших мировых призов.
В 1977 году им был создан единственный в мире спектакль, в котором извечные враги джунглей - слоны и тигры - оказались соединенными в одной клетке. Дрессировка крупных хищников сама по себе сложна и опасна, но она многократно усложняется при вводе в клетку с тиграми слонов. Аттракцион "Слоны и тигры" стал не просто ярким и захватывающим зрелищем, а художественным произведением с точно и строго выстроенной композицией, остросовременной идеей - идеей дружбы, заботы человека об окружающем его мире. Спектакль стал одним из наиболее крупных достижений российского и мирового циркового искусства. Аттракцион "Слоны и тигры" удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
В 1991 году М.М.Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму "Спартак", который по художественному воплощению, составу действующих лиц, количеству животных и новых технических средств не имеет аналога в истории цирка.
Мстислав Запашный является также режиссером, постановщиком Рё исполнителем главных ролей РІ воздушно-феерическом аттракционе "Рљ звездам" (1970); РІ аттракционах: "РЎРѕСЋР·-Аполлон" (1974), "Шар смелости", "Воздушный полет", "Канатоходцы"; РІ тематических цирковых спектаклях: "РќР° арене - москвичи" (Саратовский цирк, 1965), "Русская Р·РёРјР°" (РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ цирк РЅР° проспекте Вернадского, 1967-1968), "Р’ космический век" (Ленинградский цирк, 1970), "Весне навстречу" (РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ цирк РЅР° Цветном бульваре, 1971), "РњС‹ - артисты цирковые" (Рє 100-летию Пензенского цирка, 1976), "Ярмарка чудес" (Рє 100-летию Нижегородского цирка, 1983), "РЎ чего начинается Р РѕРґРёРЅР°" (Рє 70-летию Октябрьской революции, РњРёРЅСЃРєРёР№ государственный цирк, 1987), "Наш СЂСѓСЃСЃРєРёР№ цирк" (Сочи, 1997); РІ пантомимах: "Песнь докеров", "Маленький Пьер", "Отважные", Р° также РІ детских спектаклях: "Приключение Рванушки", "РќСѓ, РїРѕРіРѕРґРё", "Доктор Айболит", "Новые приключения Синдбада", "РќРѕРІРѕРіРѕРґРЅРёР№ карнавал", "РќРѕРІРѕРіРѕРґРЅРёР№ бал РІ цирке", "Капитан, капитан - улыбнитесь", "Приключения Мишутки".
РЎ 1992 РіРѕРґР° Рњ.Рњ.Запашный является художественным руководителем Рё директором Сочинского государственного цирка. Рљ 25-летию Сочинского цирка РІ 1996 РіРѕРґСѓ Рњ.Запашный поставил РґРІРµ крупномасштабные программы: "РЇ люблю тебя, Р РѕСЃСЃРёСЏ" Рё цирковое супер-шоу "Звезды РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ цирка", которые РЅР° протяжении РґРІСѓС… сезонов шли СЃ колоссальным успехом РІ Сочи Рё крупнейших городах Р РѕСЃСЃРёРё. Рти РґРІР° произведения циркового искусства стали РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для создания гала-представления - прощального артистического тура РїРѕ Европе Рё Юго-Восточной РђР·РёРё (Рталия, Тайвань, Гонг РљРѕРЅРі, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли прошли РІ Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, РІ столице Р РѕСЃСЃРёРё - РњРѕСЃРєРІРµ, северной столице - Санкт-Петербурге, Рё, наконец, РІ южной столице Р РѕСЃСЃРёРё - РіРѕСЂРѕРґРµ Сочи.
Накопив немалый опыт РІ руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое Рё эстрадное искусство, желая сохранить Рё преумножить лучшие традиции отечественного цирка, Рњ.Рњ.Запашный РІ настоящее время успешно осуществляет СЂСЏРґ новых крупных программ. Рто строительство Рё создание РІ Сочи театра РјРѕСЂСЃРєРёС… животных, мобильная трансформация двухтысячного зрительного зала Рё превращение его РІ РјСЋР·РёРє-холл или театр-варьете, постоянное функционирование РІ ночное время дансинга, казино Рё ресторанов РІ здании цирка.
В 1994 - 1996 годах М.М.Запашный был вице-президентом Росгорцирка, а с 1991 года по настоящее время является вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.
М.М.Запашный возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади. Он - постоянный член жюри на всемирных конкурсах в Монте-Карло, Париже, Китае.
М.М.Запашный - Народный артист СССР, Народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных конкурсов артистов цирка. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/