Кукольник Нестор Васильевич
8(20).9.1809, Петербург, - 8(20).12.1868, Таганрог
Русский писатель, плодовитый драматург, поэт, беллетрист, чьи произведения пользовались шумным успехом в 1830-40-х годах.
РР· семьи профессора Петербургского педагогического института. Детство Кукольника прошло РІ Петербурге, хотя образование РѕРЅ получил РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Нежине, РєСѓРґР° семья Кукольников переехала РІ 1820-Рј РіРѕРґСѓ. Учился вместе СЃ Рќ. Р’. Гоголем РІ Нежинской гимназии высших наук. Р’ Нежине Кукольник поступает РІ 1824 РіРѕРґСѓ РІ местный лицей, незадолго РґРѕ этого основанный его отцом. Р’ этом же лицее одновременно СЃ Кукольником учится Рќ. Р’. Гоголь. Очень рано проявляется незаурядный талант Кукольника - РѕРЅ удивляет лицейских учителей Рё СЃРѕРєСѓСЂСЃРЅРёРєРѕРІ СЃРІРѕРёРјРё успехами РІ учебе, легко овладевая немецким, польским, французским, итальянским Рё РґСЂСѓРіРёРјРё языками, РёРіСЂРѕР№ РЅР° фортепиано Рё гитаре, сочиняя стихи, активно увлекаясь живописью Рё историей.
После окончания лицея Кукольник практически сразу начинает активно писать и публиковать пьесы: в 1833 выходит его первая пьеса - "Тортини", посвященная итальянской тематике, вслед за ней, в том же году, публикуется пьеса "Торквато Тассо", имеющая головокружительный успех у столичной публики.
После успеха "Торквато Тассо" Кукольник становится РІ Петербурге почти что легендарной личностью, Рѕ нем РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РІ аристократических салонах, РЅР° балах Рё РїСЂРё РґРІРѕСЂРµ. Публика отождествляла поэта СЃ героем его пьесы - бедным, униженным гением, неожиданно Рё необъясненно обретающим великою славу. "Говорили, что РѕРЅ красавец СЃРѕР±РѕР№, что РјРЅРѕРіРёРµ женщины Рё девы заочно влюблялись РІ него Рё что РѕРЅ был героем самых романтических приключений" (РёР· записок Рнсарского).
Следующая пьеса Кукольника - "Р СѓРєР° всевышнего отечество спасла" (1834) - стала РЅРµ только поворотной, РЅРѕ Рё решающей для всей его последующей писательской карьеры. РћРЅР°, Рё последовавшие Р·Р° еЕ постановкой события, окончательно Рё РЅРµ считаясь СЃ желаниями поэта, РЅР° РІСЃСЋ его оставшуюся жизнь определили его врагов Рё друзей. Рта патриотического характера пьеса, хотя Рё была довольно слабой РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… отношениях, вызвала РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ одобрение РІ народе Рё Сѓ властьимущих, Рё, РІ то же время, СЏСЂРєРѕ выраженное недовольство аристократической публики Рё радикально-настроенной критики. Премьера пьесы была более чем успешна: "Аплодисментам РЅРµ было конца, - вспоминал очевидец. - РњРЅРѕРіРѕ хлопал сам государь" (Николай I присутствовал РЅР° премьере - Рђ.РЈ.).
Реакция большей части литературных критиков на премьеру "Руки всевышнего", и не только критиков-радикалов, но и более умеренных, в том числе Н. Полевого, была резко отрицательной. Полевой писал в своей рецензии: "новая драма г-на Кукольника весьма печалит нас ... Как можно столь мало щадить себя, как можно столь мало думать о собственном своем достоинстве! От великого до смешного один шаг". К сожалению Полевой не учел того факта, что эта открыто патриотическая пьеса очень пришлась по душе императору Николаю II . Реакция правительства на статью Полевого была незамедлительной - "Московский телеграф" закрывают, а для Кукольника контакты с властью делаются уже неизбежными.
В рядах аристократической оппозиции Кукольника считают "придворным поэтом", и он становится чужым в аристократических салонах.
Рто были очень трудные РіРѕРґС‹ РІ жизни поэта. Кукольник РЅРµ имел большого состояния, Рё вынужден был служить, зарабатывая себе РЅР° пропитание. Р’ результате РѕРЅ оказался РІ двойственном положении: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅ - "избранный судьбами" РїРѕСЌС‚, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - чиновник канцелярии Министерства финансов, Р° затем II-РіРѕ отделения императорской канцелярии. Рто тяжелое жизненное положение писателя отразилось Рё РІ его произведениях, герои которых - РїРѕ преимуществу художники, противостоящие всем Рё РІСЃСЏ.
Но, постепенно, Кукольнику удается преломить ход событий и вскоре удача вновь улыбается ему: во второй половине 30-х годов он становится главным сотрудником первого в России коммерческого многотиражного журнала "Библиотека для чтения", редактором которого был Сенковский. Благодаря сотрудничеству в таком журнале, который читала вся Россия, и который по тиражу оставлял далеко позади издания конкурентов - литературных врагов Кукольника - Белинского и других - слава вновь возвращается к Кукольнику.
Он активно печатается в "Библиотеке для чтения", без его пьес нельзя было представить себе тогдашний театральный репертуар. Литературные гонорары драматурга возросли до таких размеров, что с июня 1839 года он вовсе отказался от казенной службы (на которую вновь определился лишь в апреле 1843 года, в канцелярию военного министра). В конце 1830-х гг. (с 1836 по 1838 год) Кукольник пробует силы в издательской деятельности - издает "Художественную газету", в которой публикует собственные статьи о музыке, живописи, ваянии, архитектуре, театре, гравировальном и медальерном искусстве, резьбе по дереву и т. д.
Однако все эти жизненные успехи Кукольника не возвращают ему расположения литераторов пушкинского круга, напротив - они еще более отдаляют Кукольника от него.
Кукольник, очень уважавший талант Пушкина, тяжело переживал подобное к себе отношение. Услышав о гибели Пушкина он пишет в своем дневнике: "Пушкин умер ... он был злейший мой враг: сколько обид, сколько незаслуженных оскорблений он мне нанес, и за что? Я никогда не подал ему ни малейшего повода. Я, напротив, избегал его, как избегал вообще аристократии; а он непрестанно меня преследовал. Я всегда почитал в нем высокое дарование, поэтический гений, хотя находил его ученость слишком поверхностною, аристократическою, но в сию минуту забываю все ..."
Постепенно Кукольник примиряется СЃ фактом неприятия своей РѕСЃРѕР±С‹ РІ РєСЂСѓРіСѓ Пушкина Рё собирает "СЃРІРѕР№" РєСЂСѓРі - начиная СЃ Р·РёРјС‹ 1837-1838 РіРѕРґР° РѕРЅ, СЃРѕ СЃРІРѕРёРј братом Платоном Кукольником, превращает СЃРІРѕСЋ петербургскую квартиру РІ место многолюдных собраний литераторов, журналистов, художников Рё актеров. Костяк кружка составили сам Кукольник, Рњ. Р. Глинка Рё Рљ. Рџ. Брюллов, Рё РЅРµ спроста - эта тройка, РІ глазах современников символизировавшей СЃРѕСЋР· трех искусств (живописи, музыки Рё РїРѕСЌР·РёРё), привлекала Рє себе внимание РјРЅРѕРіРёС….
Р’ течении всего своего петербургского периода своей жизни (1832-1847), Кукольник РјРЅРѕРіРѕ сочиняет - РѕРЅ создает массу пьес, Р° РІ начале 40-С… РіРѕРґРѕРІ постепенно отходит РѕС‚ лирики Рё начинает активно писать РІ РїСЂРѕР·Рµ. Смена жанра удается - РїРѕ словам Белинского РІ 1840-Рµ РіРѕРґС‹ "Рі. Кукольник РѕРґРёРЅ пишет РІ РіРѕРґ больше, чем РІСЃРµ литераторы наши, вместе взятые". Р—Р° семилетие СЃ 1840 РїРѕ 1846 РіРѕРґ Кукольник публикует семь больших романов Рё несколько десятков рассказов Рё повестей. РќРµ оставляет РѕРЅ Рё редакторской деятельности - РІ 1841 РіРѕРґСѓ РёРј редактируется журнал "Р СѓСЃСЃРєРёР№ вестник", Р° РІ 1845-1846 годах - еженедельник "Рллюстрация".
С конца 1847 года по заданию военного министерства Кукольник около десятка лет проводит в разъездах по южным губерниям России (от Бессарабии до Кавказа) в качестве эксперта по снабжению армии продовольствием и фуражом. В эти годы у него практически не остается времени на занятия литературой, и поэтому за этот долгий период им были созданы только несколько рассказов и пьес. В 1851-1853 годах он выпускает десятитомное собрание своих сочинений.
После окончания Крымской войны Кукольник выходит в отставку в чине действительного статского советника и по причине расстроенного здоровья переселяется жить на юг - в Таганрог. От былой его писательской популярности к тому времени почти ничего не осталось, и в прессе 50-х годов имя Кукольника попадается редко. Здесь же, в Таганроге, 8 декабря 1868 года он умирает.