после чего обратился в правоохранительные органы и сообщил о вымогательстве у него взятки “Бомбить” взяточников начали еще в прошлом году, когда, словно по расписанию, примерно раз в месяц достоянием гласности становился какой-нибудь новый случай из будней региональных гаишников. Наконец Генпрокуратура решила продемонстрировать, что дела этого просто так не оставит: возьмет и проверит всех подчистую, а взяточников посадит.
В своем сообщении прокуратура объясняет необходимость проверки ГАИ участившимися случаями взяточничества, злоупотребления и превышения должностных полномочий, поборов и вымогательства денежных средств у граждан. Также вскрыты факты продажи водительских удостоверений сотрудниками ГИБДД, некоторые из которых совмещают предпринимательскую деятельность со службой в органах внутренних дел.
За показательными примерами далеко ходить не надо. Например, в мае в Новгородской области суд признал виновными в превышении должностных полномочий и получении взяток двух инспекторов дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД, которые без правовых на то оснований сняли государственный регистрационный знак с автомобиля “Москвич-2140”, после чего предложили потерпевшему владельцу автомобиля возвратить номера за вознаграждение. Оба молодчика были отправлены за решетку.
В Тульской области предприимчивый инспектор ДПС незаконно потребовал 2 тыс. рублей у водителя грузовика за беспрепятственный провоз груза на автомобиле ЗИЛ. У водителя не было всей суммы, но он пообещал отдать деньги через несколько часов, после чего обратился в правоохранительные органы и сообщил о вымогательстве у него взятки. Когда водитель приехал передать обещанные деньги, на месте внезапно появилась милиция, а вымогатель так растерялся, что сжевал “заработанное”. Суд назначил инспектору ДПС наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
В декабре прошлого года в Корякском автономном округе были расследованы факты незаконной выдачи сотрудниками ГИБДД водительских удостоверений и ПТС. Инспекторы незаконно выдали как минимум 200 водительских прав. О том, как права покупаются в столице, рассказывать не нужно: практически в каждой автошколе можно свободно договориться о сделке.
В органах ГИБДД повсеместно распространено взяточничество – об этом знают все. С одной стороны, гаишников можно понять: условия труда у них суровые, оклад маленький, вот и зверствуют не от хорошей жизни. С другой стороны, коррупция приобрела такие размеры, что каждый автовладелец сегодня должен из семейного бюджета выделять отдельный пакет “на оплату гаишника”. С каждого третьего водителя столичный инспектор получает как минимум 50-100 рублей, таким образом, в день набегает от 200 до 300 долларов. Судиться с правоохранительными органами ради принципа никому не хочется, поэтому парадоксальным образом дошло до того, что водители сами начинают поощрять взяточничество. Типичный случай: водитель отстегивает деньги и предлагает: слушай, давай остаток довезу, и “добрый” гаишник разрешает: валяй! И ведь многие водители добропослушно привозят взятки на “стрелку” – а то как-то нечестно получается, ведь обещал “доброму” милиционеру…
А что в итоге получается, когда все у нас такие “сознательные”? По оценке депутата Госдумы и председателя Всероссийского движения автомобилистов Виктора Похмелкина, уровень коррупции сегодня в ГИБДД стал запредельно высоким. “Хотя положительно, что мера терпимости участников дорожного движения по отношению к этому явлению стала меньше”, – отмечает депутат. В течение прошлого же года произошло множество случаев, когда водители, доведенные беспределом “до ручки”, бросались на гаишников с кулаками. Судя по жалобам автовладельцев, инспектора злоупотребляют полномочиями не только на дороге, но и в ситуациях при оформлении документов: постановке автомобиля на учет, проведении техосмотра и прочее. Каждому, кто хоть раз толкался в МРЭО ГИБДД, знакомо мерзкое чувство унижения и бессилия.
Эксперты не исключают, что прокурорская проверка может оказаться лишь имитацией, затеянной в политических целях. “Думать, что одной Генпрокуратурой можно решить проблему, было бы наивно”, – комментирует В. Похмелкин. По мнению депутата, для того чтобы искоренить коррупцию, необходим целый комплекс мер, среди которых: реструктуризация МВД, кадровая чистка, улучшение трудовых и жилищных условий сотрудников МВД, а также жесткий общественный контроль. Реализация подобной программы, разработка и внедрение новых законов может потребовать нескольких лет, а то и десятилетий.
“Конечно, если они действительно начнут сажать, произойдет отставка высокопоставленных лиц в регионах, будут возбуждены серьезные уголовные дела, то это может как-то повлиять на ситуацию”, – считает В. Похмелкин. Но пока, по мнению депутата, говорить о сдвиге в системе несерьезно: например, в 2005 году среди тысяч сотрудников МВД было выявлено лишь 209 взяточников, а в первом полугодии 2006 г. – 96, из них посажено всего 33. “Конечно, на самом деле эти цифры не соответствуют действительности”, – констатирует правозащитник, говоря об уровне коррупции в российской правоохранительной системе.
Грядущая проверка, скорее всего, мало что изменит, а ее результаты будут использованы как политические бонусы для тех, кто “наверху”. Кому-то из гаишников, конечно, не повезет – будут проведены показательные задержания новых оборотней в погонах, проведены показательные процессы, “козлы отпущения” будут публично выпороты в СМИ, но рядовым автовладельцам легче от этого не станет – продавцы полосатых палок станут менее сговорчивыми, а размеры штрафов “без протокола” – выше. Господа, готовьте деньги…
Елена Костякова
www.autonews.ru