каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Что мы знаем о мусульманском праве?

Что мы знаем о мусульманском праве?

Ислам входит в число трех мировых религий, около тридцати государств признают его в качестве государственной религии. Более 800 миллионов мусульман в своей повседневной жизни руководствуются нормами своего Священного писания. Однако значение Корана для последователей Мухаммеда не ограничивается религиозной сферой.

С момента зарождения в VII в н.э. ислам стремился объять все сферы жизни рядового мусульманина. Со временем религиозные положения ислама приобрели юридическую силу и были объединены в единую систему мусульманского права. Эта система стала одной из важнейших составляющих правового климата современной цивилизации, наряду с англо-саксонской и романо-германской «правовыми семьями».

Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, в которых заложены фундаментальные принципы правовой доктрины мусульман. Среди этих принципов есть декларативные положения, например: «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справедливости» и т.д. Вместе с тем значительное внимание уделяется и более конкретным правовым нормам.

Так, в Коране подробно освещены отношения семейного права, закладываются основы наследственного права и договорных отношений, уделяется внимание вопросу дееспособности: «Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это... А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости».

После смерти Мухаммеда развитие мусульманского права вступило в новую фазу. Общество развивалось, складывались новые институты, возникали новые отношения, поэтому разрозненные нормы Корана и Сунны нуждались в систематизации и толковании. Вплоть до середины X века ученые-правоведы, которые непременно должны были быть признанными знатоками ислама, давали свое толкование нормам и принципам, заложенным в Священных книгах. Одним из важнейших источников мусульманского права становится иджма – единогласное мнение правоведов по конкретному вопросу.

В соответствии с принципом иджтихада судья мог выносить решение по своему усмотрению, когда нормы Корана и Сунны умалчивали о том, как следует решить конкретное дело. При этом служитель закона неизменно руководствовался принципом справедливости и применял общепризнанный метод правового суждения по аналогии – кияс.

Таким образом, Коран и Сунна составляют первую группу источников мусульманского права, иджма и кияс – вторую группу. Все эти источники рождали действующие нормы права и в совокупности стали стержнем правовой доктрины мусульман. На основе этой доктрины действует шариат – «путь следования», угодные Аллаху предписания, имеющие юридическую силу.

К концу X века основы мусульманского права были окончательно оформлены. С XI века утрачивает силу принцип абсолютного иджтихада, то есть непосредственного толкования норм Корана и Сунны. Шариат вступает в фазу таклида – исполнения существующих правовых предписаний. С этих пор в рамках догмы мусульманского права новые нормы не создаются – действуют лишь те правила и принципы, которые признаны иджмой.

В отличие от европейской правовой традиции, нормы шариата не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности перед Всевышним. Предписания носят императивный (властный, приказной) характер. Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман. Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.

Кроме писаного права, в мусульманских странах сохраняются правовые обычаи – адаты, отвечающие местным традициям. Они действуют наряду с шариатом. Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени. Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариата.

В настоящее время мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды.

Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними.
Shkolazhizni.ru

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 2.9/5 (227 голосов)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Кто является «автором произведения»?
Согласно действующему российскому законодательству, автор произведения – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Закон не содержит каких-либо возрастных, образовательных ...

2: Решение суда - основание для регистрации права
Не так часто, но все же возникают у риэлтеров ситуации, когда проведение сделки по продаже, дарению, мены недвижимости, принадлежащей продавцу, невозможно без подтверждения или признания права на недв...

3: Регистрация прав на основании актов судебных органов
Согласно статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), основаниями для государственной регистрации наличия, в...

4: Возникло ли право?
В соответствии со ст.5, 6 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации з...

5: Бессрочное пользование земельным участком.
Правовые аспекты при оформлении.Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (далее - Вводный закон), п...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.