Какие ассоциации вызывают слова «ребенок», «дети»? Это радостные, шумные, веселые, спонтанные и естественные создания.
Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте ребенок, попадая в школу, или готовясь к ней, оказывается вынужденным принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным.
Таким образом, процесс глубокого принятия социальных норм и конвенций, а также утраты спонтанности начинается примерно в возрасте семи лет. Следовательно, более младшие дети, дети четырех-пяти лет должны обладать качеством спонтанности в полной мере.
В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился.
Занятия «Праздник хвастовства», проведенные в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании детей.
На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. А Зайка хвастал, как быстро бегает… Веселый Праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим!
Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»
- Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому – Праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?
Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.
- Как вы думаете, если мальчику Сереже родители подарили замечательную гоночную машину. Сережа пришел в группу и стал говорить: «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то ни у кого такой нет». Как себя чувствуют другие ребята?
- Плохо… Им обидно.
- Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?
- Хвастает.
- Как вы это определили?
- Потому что это не он сам купил, а родители… Ребятишек обидел…
- А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?
- Хва… нет, гордится. Потому что это он сам.
- Тогда устроим Праздник гордости вместо Праздника хвастовства? Погордимся тем, что мы умеем!
Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко Дню рождения мамы, и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы – очень серьезного мальчишки, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в очень напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:
- А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!
- Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только… Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится.
Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.
- Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?
|